=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога
                  и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)

 

* 24 июня    2007 г. ст.ст., суббота 6-й седмицы по Пятидесятнице.
  Рождество Иоанна Крестителя;
  литургические чтения: Рим.13:12-14:4; Лк.1:24-25,57-68,76,80.
  рядовые литургические чтения (переносятся на пятн.):
                               Рим.9:1-5; Мф.9:19-26.


       + + + к рядов. ев. чтению:
              www.messia.ru/rasylka/005/1218.htm#0



             
 -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- --


>                       1.57-66 РОЖДЕНИЕ ИОАННА

> 57     Елизавете пришло время родить, и она родила
> 58  сына. • Соседи и родственники, услышав о том, какую
>     великую милость явил к ней Господь, поздравляли ее.
> 59  На восьмой день они пришли сделать обрезание ребенку
> 60  и хотели назвать его Захарией, по отцу. • Но мать
>     возразила:
>         – Нет, он будет зваться Иоанном.
> 61      – Но в твоем роду нет никого с таким именем! -
> 62  сказали они • и стали знаками спрашивать отца
>     ребенка, как тот хочет его назвать.
> 63      Захария, попросив дощечку, написал: 'Его
> 64  имя - Иоанн'. Все изумились. • И в тот же миг к нему
>     вернулась речь, он заговорил и стал прославлять Бога.
> 65  Всех соседей охватил ужас, и по всей горной Иудее
> 66  только об этом и говорили. • И все, кто об этом
>     слышал, задумывались и говорили про себя: 'Кем же
>     станет этот ребенок?' И действительно, с ним была
>     сила Господня.

>       -----------------------------------------------
>       59 Лк 2.21; Быт 17.12; Лев 12.3   59-60 Лк 1.13
>       -----------------------------------------------

> Ст. 57-58  -  Рождение  ребенка  всегда  считалось высшей  радостью,
> особенно если  это был сын.   Женщину иногда даже переставали  звать
> по имени, называя ее матерью такого-то (ср. Ин 2.1 - 'мать Иисуса').
> Но  это  рождение было чудесным для всех - даже для тех, кто не знал
> об   ангеле.   Все   близкие   =поздравляли=  Елизавету  (буквально:
> 'радовались вместе с ней').

> Ст. 59  -  Несмотря на то, что в самые древние времена имя  давалось
> сразу после рождения, позже закрепилась традиция соединять наречение
> имени  с  обрезанием.  Это первое письменное свидетельство того, что
> уже  в  I  в. до н. э. этот обычай имел место. =Обрезание= означало,
> что ребенок получал  'печать Завета',  то  есть входил в народ Божий
> и  в  Завет  -  в  договорные  отношения  с  Богом. Согласно Закону,
> обрезание  совершалось =на восьмой день=, даже если это была суббота
> (см.  Ин 7.22-23; ср. Флп 3.5). =Хотели назвать Захарией, по отцу= -
> известно,  что  ребенка  часто  называли  по имени деда, но традиция
> называть  по  отцу  тоже  существовала,  тем более что в этом случае
> близкие  хотели  особенно  почтить Захарию  за великую  милость Бога
> к нему.

> Ст. 60 -  В том, что Елизавета хочет назвать сына Иоанном, как велел
> Захарии  ангел,  некоторые  видят  чудесное  совпадение, воздействие
> Святого Духа. Но, как мы увидим ниже, Захария мог посредством письма
> поведать жене о своем опыте общения с Богом.

> Ст. 61  - Тем, кто присутствовал  при обрезании, показалось странным
> желание  Елизаветы,  тем  более  что  честь  дарования имени ребенку
> принадлежала отцу.

> Ст. 62 - То, что Захария не только не мог говорить,  но и не слышал,
> подтверждается словами: =стали знаками спрашивать=.

> Ст. 63 - =Захария попросил= - тоже знаками. В древности часто писали
> на специальных =дощечках=, покрытых воском, процарапывая буквы остро
> заточенной  палочкой. Такое совпадение желаний вызывает =изумление=,
> ведь соседи и родственники не знали, что, называя сына Иоанном, отец
> и мать исполняли волю Бога.

> Ст. 64  -  Слова  ангела  исполнились:   ребенок  родился,  и к отцу
> вернулись   речь и слух (ст. 20).  Захария  =стал  прославлять Бога=
> за  эти  два  великие  события.  Если  у  него  могли  быть какие-то
> сомнения, то теперь они исчезли.

> Ст.  65  - =Ужас= объясняется тем, что присутствующие своими глазами
> увидели чудо   и почувствовали   близость Бога.   См. ст. 12.  Весть
> об  этом  широко  распространилась по всей =горной Иудее=, это южная
> часть Иудеи.

> Ст.  66 -  Люди  чувствовали,  что происходит нечто великое, что Бог
> на  их  глазах  воздействует  на человеческую историю через рождение
> этого  мальчика.  =Сила  Господня= - дословно: 'рука Господа'. Здесь
> этот  привычный  библей-ский антропоморфизм говорит о том, что Иоанн
> находится под защитой и руководством Бога.


>                        1.67-80 ПЕСНЬ ЗАХАРИИ

> 67    Захария, его отец, исполнился Святого Духа
>       и заговорил, пророчествуя:
> 68        – Да будет благословен Господь - Бог Израиля!
>              Он пришел на помощь к нам
>            и дал свободу
>              народу Своему;
> 69         Он послал нам великого Спасителя
>              в доме Давида, служителя Своего, –
> 70         как обещал нам с древних времен
>              устами святых пророков Своих, –
> 71         Того, кто нас спасет от врагов
>              и от всех, кто ненавидит нас.
> 72         Он обещал быть милостивым к нашим отцам
>              и помнить о святом Договоре Своем;
> 73         клятвою клялся Он Аврааму, нашему праотцу,
>              что от рук врагов Он избавит нас,
> 74         и, никого не страшась, мы будем служить Ему,
> 75         чтобы быть святыми и праведными
>              в очах Его все наши дни.
>            А ты, дитя, будешь зваться пророком Всевышнего,
> 76           ибо будешь идти перед Господом,
>              +чтобы проложить Ему путь+
> 77         и возвестить народу Его,
>              что он будет спасен
>              и грехи его прощены.
> 78         Наш Бог, исполненный любви и милосердия,
>              пошлет нам светлую зарю с небес -
> 79         она взойдет и озарит сиянием
>              +всех, кто живет во тьме,+ под сенью смерти,
>              и путь укажет нам, ведущий к миру.
> 80    А ребенок рос, мужая телом и духом. Он жил
>     в пустынных местах до тех пор, пока не пришел его час
>     явиться перед народом Израиля.

>       --------------------------------------------------------------
>       =74= +от рук врагов+ - в некоторых рукописях: 'от рук врагов
>       наших'.
>       68 Пс 41(40).14,72(71).18; 106(105).48; 111.9; Лк 7.16,
>        3Цар 1.48; 1Пар 16.36, 2Кор 1.3, 1Петр 1.3
>       69 Пс 18.2 (17.3)   71 Пс 18(17).18, 105.10, 2Цар 22.18
>       72 Пс 106(105).45-46
>       72-73 Пс 105(104).8-9; Быт 17.7; Лев 26.42
>       73-74 Быт 22.16-17   75 Тит 2.12   76 Ис 40.3; Мал 3.1; Мф 3.3
>       78 Мал 4.2   78-79 Ис 9.2; 58.8; 60.1-2; Мф 4.16
>       --------------------------------------------------------------

> Гимн  Захарии отчасти напоминает песнь Марии, там то же благодарение
> Богу  за Его великие деяния для народа Израиля, кульминацией которых
> является  рождение  Помазанника  и Его  предтечи.   Он так же соткан
> из  отрывков  псалмов  и  пророческих  текстов. Гимн состоит из трех
> частей.   В  первой (ст. 68-75)  отец новорожденного благодарит Бога
> за  то,  что Он исполнил Свои обещания   народу   Израиля; во второй
> (ст.  76-77)  -  за то, что волей Бога его сын избран, чтобы, будучи
> тесно  связан  с  Мессией, исполнить особую роль в судьбе избранного
> народа.  Третья  же  часть (ст. 78-79) посвящена самому Помазаннику,
> который станет Спасителем от врагов Израиля.

> Ст. 67 - Захария =исполнился Святого Духа= - он изрекает вдохновеное
> пророчество,  которое  в  богословской  литературе получило название
> Benedictus  ('Благословен'),  по первому слову этой песни в переводе
> на латинский язык. <...>

> Ст.  68 - =Да будет благословен Господь, Бог Израиля= - традиционный
> возглас  хвалы   в псалмах.  Он  есть и в Новом Завете (см. 2Кор 1.3
> и  1Петр  1.3), с той лишь разницей, что Бога прославляют за то, что
> Он - Отец Господа Иисуса. Глагол =благословлять= в том случае, когда
> Бог благословляет людей, означает, что Он одаряет их Своей милостью,
> но  когда люди благословляют Бога, он является синонимом таких слов,
> как   'прославлять,   восхвалять'.  Здесь перевод  мог  звучать так:
> 'Да  будет прославляем Господь'. Господь - это =Бог Израиля=, потому
> что остальные  народы поклоняются языческим божествам,    в то время
> как  Израиль  находится  в  Завете  с Богом: 'Буду вашим Богом, а вы
> будете Моим народом' (Лев 26.12).

> =Он  пришел  на  помощь=  -  дословно:  'посмотрел'  или  'посетил';
> греческий  глагол   имеет  оба  эти значения.   Когда Бог  посещает,
> это   значит,    что  Он  приходит   на  помощь человеку или народу,
> Его  посещение    тесно  связано  со  спасением.    =Дал  свободу= -
> хотя   прошедшее время  глагола может   указывать   на деяния   Бога
> в  прошлом,  а  это прежде всего освобождение Израиля из египетского
> плена,   но   весь контекст   говорит  о том, что с рождением Иоанна
> и  Иисуса  освобождение -  спасение от  грехов -   в духовном смысле
> уже совершилось.

<.....>

> Ст.  80  -  Итак,  младенец родился и благополучно растет. =Мужая...
> духом=  -  скорее  всего,  имеется в виду человеческий дух, а не Дух
> Божий.  =Он  жил в пустынных местах= - на основании этих слов многие
> комментаторы  высказывали  мнение,  что  Иоанн жил в общине Кумрана.
> Сейчас  в  этом сомневаются, указывая, например, на то, что его отец
> был  священником  иерусалимского  Храма,  с которым насельники этого
> почти  монашеского  поселения  резко порвали. К сожалению, у нас нет
> никаких  сведений  о  судьбе  родителей Иоанна. Возможно, они умерли
> вскоре   после  его  рождения,  но  мальчика  должны  были  приютить
> родственники.  То,  что  мы знаем о взрослом Иоанне, мало напоминает
> нам  кумранита:   он носил пророческую,  а не монашескую одежду,  он
> не  отделился  от  мира,  ему  был  чужд  жесткий  законнический дух
> кумранской общины, члены которой считали "сынами света" только себя,
> а  всех  остальных - сынами тьмы. Он - сын милости Божьей и предтеча
> милосердного  Иисуса.  =Пока не пришел его час явиться перед народом
> Израиля=  -  его  одиночество  было  временным.  Когда  настал  час,
> определенный ему Богом, Иоанн вышел на проповедь. Об этом евангелист
> начнет рассказывать в 3-й главе Евангелия.
                                [ В.Н.Кузнецова.
                                  Евангелие от Луки. Комментарий.
                                  // М., 2004; стр. 49-53,56 ]




 + * + * + * об Иоанне Крестителе + + + + + + + + + + + + + +
* Из Словаря святых Я.Кротова:                                +
  www.krotov.info/spravki/persons/01person/predtec_00217.html +
* митр. Сурожский Антоний: глас вопиющего в пустыне          +
             www.messia.ru/rasylka/005/1196.htm#0         +
* Ганс Урс фон Бальтазар:                                  +
   Образ Иоанна Крестителя в четырех Евангелиях           +
          www.messia.ru/rasylka/003/483.htm#0          +
* свт. Софроний Иерусалимский                           +
  ПОХВАЛЬНОЕ СЛОВО СВЯТОМУ ИОАННУ ПРЕДТЕЧЕ             +
  www.krotov.info/acts/07/sofron_ier.html#2           +
* Георгий Дафнопат (X в.) -                          +
   Памятное слово на рождество                      +
    славного пророка, предтечи и крестителя Иоанна +
     www.krotov.info/acts/10/2/dafnopat_2.htm     +
* Словарь библейского богословия, 1970.           +
   www.krotov.info/library/bible/comm/09i.htm#i10 +
* Прот. Сергий Булгаков                           +
  ПОЧИТАНИЕ БОГОМАТЕРИ И СВЯТЫХ В ПРАВОСЛАВИИ    +
  www.agnuz.info/book.php?id=386&url=page08.htm +
+ + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + +




Чтения этого дня в русских переводах, на ц.-славянском и др.
и размышления над ними:
www.bible-center.ru/biblereadings/20070707/orth?cont=rv_ru

Этот день в календаре РПЦ:
      www.canto.ru/calendar/day.php?date=07-07-2007
 



***************************************************************** * *
  к апост. чтению воскресенья 6-го по Пятидесятнице (Рим.12:6-14)
   www.messia.ru/rasylka/006/1555.htm#0   (Яков Кротов + ссылки)

  к еванг. чтению воскресенья 6-го по Пятидесятнице (Мф.9:1-8)
   www.messia.ru/rasylka/006/1563.htm#0
   (В.Н.Кузнецова; митр. Антоний; ссылка на текст Я.Кротова)
* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *



# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах -
  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #


--
 Желаю всяческих успехов!

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru
   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438
                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)


             ---------------------------------------------
*Велика моя печаль и боль в сердце беспрестанна!
 Лучше бы мне самому быть проклятым и отлученным от Христа
 ради братьев моих - соплеменников!
 Они израильтяне:
 их сделал Бог Своими сынами, им явил Свою славу,
 с ними заключал договоры, им дал Закон,
 у них и богослужения, у них и обещания от Бога,
 у них и праотцы,
 и среди них родился Христос,
 который превыше всех, благословенный вовеки Бог! Аминь.* (Рим.9:2-5)
             *********************************************

* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
 перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm


 HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/007/1896.htm#0
     Архив рассылки + подписка  ->   www.messia.ru/rasylka/#0

****************** Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru
* * *  Форум /гостевая книга сайта:    www.messia.ru/razd/forum.htm


Проект "Христианское просвещение"
НУЖДАЕТСЯ В ЖЕРТВОВАТЕЛЯХ/СПОНСОРАХ...
          www.messia.ru/pomoch.htm#0
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»