=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Христос воскрес!

* 27 сентября 2021 г. ст.ст.,
  воскресенье 16-е по Пятидесятнице (ев. чт-е - 18-го вс).
  Литургические чтения: 2Кор.6:1-10; Лк.5:1–11.

 

 

 

> — Ваша последняя книга называется «Православная духовность: перезагрузка». Каким людям, прежде всего, нужна подобная «перезагрузка»? Как понять, что перезагрузка нужна именно тебе?

> В какой-то момент приходит осознание, что те методы и подходы в духовной жизни, которые окрыляли и двигали вперёд, сегодня всё больше мешают и препятствуют. Главная проблема перезагрузки в том, что мы не знаем, к чему это ведёт, что в нас пытается родиться? Ради чего требуется прощание с излюбленными формами? В моей богатой практике общения с людьми в духовном кризисе основной страх именно в этом — что во мне просит перезагрузки православия? Может быть банальная леность, неверие и т.п.? Может быть я «оставил свою первую любовь» (Откр.2,4)?
<...>
> <...> перезагрузка нужна всем, чья жизнь не является монолитной. У каждого из нас бывают разные этапы и способы осуществления желаемого. В том числе и желания достичь духовных горизонтов. Тогда нужен иной взгляд на свою беседу с Богом. По сути он нужен всем, за редким исключением тех, кто может «на одной волне» начать и кончить свой путь христианина. Чаще всего христианин воспринимает верность Богу как верность вчерашнему дню — своему неофитству или периоду больших надежд, связанных с церковностью. Оттого <> первый период кризиса им почти всегда идентифицируется как охлаждение или отход от ортодоксии. Это пугает, и человек жмёт на те же педали с утроенной силой. Это только усугубляет дело. Это всё равно что лечить простуду соблюдением рабочего графика.

> — Каждому ли человеку нужна «перезагрузка»? Или кого-то лучше и безопаснее оставить в его теплых уютных рамках? {Поскольку вопросы были заданы заранее в письменном виде, не стоит удивляться, что формулировка вопроса игнорирует данный ранее ответ. – Прим. ред. рассылки.}

> Уют и тепло необходимо всякому человеку. Пути к нему разнятся. Для кого-то большое тело Церкви обеспечивает чувство безопасности, стабильности. Нам важно думать, что где-то есть вполне компетентные богословы, духоносные духовники и прозорливые старцы. Это не описание того, что́ есть, это наша потребность, чтобы так было. Тогда то, что мы не видим вокруг реальных праведников, чудес, духовной мудрости и т.п., становится не так критично.
> Для другого типа религиозности важно внутреннее напряжение/несоответсвие между Богом и Его вековыми символами. Их приходится рушить ради приближения к Богу, Который всегда остаётся по ту сторону символа, не схватывается им. Это обрекает такого христианина на явно ощущаемый им риск всего предприятия в отношении Бога и религии. 
> Говоря языком психологии, это стрессовая ситуация. Она не может длиться долго без последствий. Часто начавшаяся перезагрузка отменяется, происходит откат к предыдущей формуле духовной жизни. Но всё опять повторится, пока верующий не решится идти в неизвестное на свой страх и риск, взяв только Бога себе в проводники. Тогда происходит качественная перезагрузка. Это не значит, что стало лучше, это значит, что стало иначе. Но для конкретного индивидуума это синонимы. В противном случае возникают, так сказать, духовные пролежни.
> Впрочем, люди любят защищать свои пролежни и травмы от страха получить ещё бо́льшие. Иногда и явно затянувшееся неофитство, поиск соперников и т.п. христиане склонны называть подлинностью духовной брани.

<.....>

> — В  своей книге вы отвергаете идею духовного прогресса, в частности, в ней есть такие строки: «Не сто́ит подчинять себя идее прогресса и самосовершенствования — идее духовной лестницы. Вертикальную лестницу прогресса лучше заменить на горизонтальное разнообразие взаимоотношений со сложностью мира, человека и Бога». Если так, то какой должна быть цель христианской жизни? Какого состояния мы должны достичь перед встречей с Всевышним?

> Вопрос о цели христианской жизни слишком классический, чтобы иметь качественный ответ. Сама его постановка предполагает, что наша жизнь является инструментом для Встречи. Возможно это и так. Но такое восприятие жизни с одной стороны придаёт ей значимость, с другой стороны, обесценивает всё её конкретное содержание. Христианин начинает рассматривать свою жизнь как отложенное удовольствие. Жить он будет потом, после смерти. А сейчас он зарабатывает себе путевку в вечность. Это плохо тем, что превращает всю нашу жизнь в некоторое искусственное состояние. Т.е. мы живем под прицелом счётчика, который пересчитывает все наши дела как положительные и отрицательные. Когда мы здороваемся с человеком, мы делаем что-то положительное. Когда мы осуждаем человека, мы делаем что-то отрицательное. И в тот момент от нас ускользает подлинность переживания именно того, что происходит сейчас. Мы теряем «здесь и сейчас» во имя «потом». Вся жизнь превращается в «потом». Потому назвать Вам цель христианской жизни я не имею возможности. Вопрос поставлен так, что в любом случае придётся согласиться с инструментальностью всего происходящего. Мне кажется, в мире есть вещи, ценные сами по себе в их протекании: любовь, умиление, дружба, красота. Никто за это хороших оценок не поставит, но они сами себя сто́ят, даже если бы Бог плохо к ним относился.

[ протоиерей Вячеслав Рубский.
Из интервью «Не случайно Иисус был антиклерикалом, совсем не случайно!».
Вопросы – Катя Капранова ]

 

 

См. тж.:
+ о. Вячеслав о 5 факторах/путях духовного роста (видео)

 

к апост. чтению:
 +++ дорога слёз становится дорогой радости
 +++ В.Н.Кузнецова: благоприятное время, день спасения
 +++ архимандрит Ианнуарий (Ивлиев): ныне день спасения!
 +++ Н.Т.Райт: источник всей жизни обновленного человечества
                              messia.ru/rasylka/008/2308.htm

 

 

к евангельскому чтению:
Тот, кто совершает невозможное (+ссылки)
• митр. Антоний (Блум): мы думаем, что мы там, где нас нет
    messia.ru/rasylka/010/2624.htm (+ссылки)
• он же: мы уже в Царстве Божием? (+ссылки)
             messia.ru/rasylka/006/1640.htm
• он же: встреча с Богом и благоговение (+ссылки)
                    messia.ru/rasylka/004/937.htm
• он же: "Не бойся! Отныне будешь ты ловцом людей"

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
в письме или на страничках сайта в соцсетях.
Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 

 

Вы можете материально поддержать проект "Христианское просвещение", разово или или подписавшись на регулярные донаты. Как это можно сделать, описано на странице
www.messia.ru/pomoch.htm.

 

 

--

 Да благословит вас Распятый за нас и Воскресший!

 

редактор-составитель рассылки  

Александр Поляков, священник      mailto:mjtap@ya.ru
                  (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

[Другие способы связи: Телеграм; Whatsapp: alrpol; Скайп: alr_pol;
мессенджер Фейсбука; личное сообщение в Vk; личное сообщение в Твиттере]

 

 

---------------------------------------------

*Для свободы освободил нас Христос.
 Итак, стойте твердо и не впрягайтесь снова в ярмо рабства!
 Я, Павел, объявляю вам: если дадите себя обрезать,
 не будет вам никакой пользы от Христа.
 Я еще раз вас предупреждаю:
 тот, кто сделает обрезание, обязан исполнять весь Закон.
 Если вы рассчитываете на оправдание Законом,
 значит, отныне у вас нет ничего общего с Христом
 вы лишились Божьего дара, данного им по Своей доброте.
 Ведь надежду на то, что мы будем оправданы Богом,
 внушил нам Дух через веру.
 Потому что если мы едины с Христом Иисусом,
 неважно, обрезан человек или нет.
 Важна только вера, которая проявляется в любви.
 Вы хорошо начали забег.
 Кто ж вам тогда помешал и превратил вас в ослушников истины?
 Кто уломал? Уж верно, не Тот, кто вас призвал!
 "Немного нужно закваски, чтобы закисло всё тесто".
 И всё же я вместе с Господом верю в вас: у нас не будет разногласий! ...
 Вы были призваны к свободе, братья.
 Смотри́те только, чтобы свобода
 не стала предлогом для потворства плотской природе!
 Вы же, напротив, с любовью служи́те друг другу!
 Потому что весь Закон заключен в одной-единственной фразе:
  "Люби ближнего своего, как самого себя".
 А если будете грызть и рвать друг друга на части,
 смотри́те, как бы вам не истребить себя!
  Поэтому я говорю вам:
 живите, как велит Дух,
 и тогда вы не поддадитесь вожделениям плотской природы.
 То, чего хочет наша природа, противоположно Духу,
 а то, чего хочет Дух, противоположно природе.
 Они постоянно враждуют,
 чтобы вы не всегда поступали так, как хотели бы.
 Но если вас направляет Дух, Закон над вами не имеет власти.
 ...
 Помогайте друг другу нести свое бремя,
 так вы исполните "закон" Христа.
 Если кто-то, ничего из себя не представляя,
 воображает себя невесть кем,
 тот самого себя дурачит.
 Так пусть каждый трезво судит о своих делах,
 и тогда он сможет гордиться собственными успехами
 и не будет сравнивать их с чужими,
 ведь у каждого своя ноша.
  Пусть тот, кого наставляют в вере,
 делится всем своим добром с наставником.
  Не обманывайтесь: Бога не провести!
 Что человек сеет, то он и пожнет!
 Сеющий в угоду своей плотской природе пожнет с нее гибель;
 сеющий для Духа пожнет от Духа вечную жизнь.
 Так не будем поддаваться усталости, делая добро,
 и тогда, если не сдадимся, в надлежащее время пожнем урожай.
 Так вот, пока еще есть время, будем делать всем добро,
 особенно тем, кого вера сделала одной семьей.*
                                  (Гал.5:1-10,13-18; 6:2-10/*/)

* * *

*"Всё позволено!" Но не всё на пользу.
 "Всё позволено!" Но не всё способствует созиданию.
 Пусть каждый не своего добивается,
 а того, что идет на пользу другого.
  Всё, что покупаете у мясников,
 ешьте, не допытываясь, со спокойной совестью.
 Ведь "земля и всё, что есть на ней, Господни".
 И если кто из неверующих пригласит вас и вы захотите пойти,
 ешьте всё, что перед вами поставят,
 не допытываясь, со спокойной совестью.
 Но если вам скажут: "Это из принесенного в жертву",
 тогда не ешьте, ради того, кто сказал, и ради спокойствия совести.
 Я имею в виду не вашу совесть, а совесть другого человека.
 "А почему это моя свобода должна быть ограничена чужой совестью?"
 Если я благодарю Бога за пищу,
 как может кто-то меня порицать за пищу, за которую я благодарю?*
                                                   (1Кор.10:23–30/+/)

* * *

*Да будет благословен Бог,
    Отец Господа нашего Иисуса Христа.
 Это Он одарил нас,
    в единении нашем с Христом,
    полнотой духовных даров в небесных мирах.
 Он нас избрал,
    в единении с Ним,
    еще до сотворения мира,
 чтобы мы были перед Ним святыми и непорочными
    и жили в любви.
 Он нас предназначил,
    через Иисуса Христа,
 стать Его сыновьями.
    Вот Его цель и добрая воля!
 Так восхвалим Его за величайшую Его доброту —
    за дар, которым Он нас одарил
       через любимого Сына,
 кровью которого мы обрели,
    в единении с Ним,
       свободу и прощение грехов.
 Так безмерна Его доброта,
    что излил Он щедро на нас
       в совершенстве ума и мудрости!
 Это Он дал нам знать
    Свою сокровенную цель,
       по воле Его изначально в Христе воплощенную.
 Этой цели достиг Он,
    когда исполнилось время;
 Он замыслил
    всё, что есть на земле и на небе,
 соединить воедино в Христе,
    во главе с Ним.
 Благодаря Ему нам выпало стать Его народом;
  нам изначально было предопределено,
  согласно замыслу Того, кто всё вершит по Своей воле и намерению,
  стать хвалой Его славе,
  потому что мы первыми возложили надежды на Христа.
  Через Него и вы услышали слово истины —
  Радостную Весть о вашем спасении,
  благодаря Ему вы поверили
  и были отмечены печатью обещанного вам Святого Духа,
  который есть залог того, что мы получим наше наследие,
  когда Бог даст полную свободу тем, кто Ему принадлежит,
  и станем хвалой Его славе.
   Вот почему и я, узнав о вашей вере в Господа Иисуса
  и о любви ко всему святому народу Божьему,
  не перестаю благодарить за вас, вспоминая в своих молитвах.
  Пусть Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец в сиянии Славы,
  дарует вам Дух мудрости и откровения, чтобы вы смогли познать Его.
  Пусть просветит Он очи вашего сердца,
  чтобы вы увидели, какова та надежда, к которой Он вас призвал,
  каково богатство и великолепие наследия,
  которое вы разделите с Его народом,
  и сколь неизмеримо велика Его сила,
  что действует в нас, верующих в Него.
  Это те же сила и могущество, которыми
        Бог поднял из мертвых Христа
            и усадил Его по правую руку на небе  -
        выше Начал и Властей,
            Сил и Господств;
        а имя Его сделал превыше
            имен всех
        не только в нынешнем веке,
            но и в будущем.
        И Он всё покорил Ему под ноги
            и поставил Его, Владыку всего,
            главой Церкви.
        Она же есть Его тело,
            в ней вся полнота Того,
            кто наполняет Собой всё творение.
 И вы были мертвы по причине своих преступлений и грехов,
 из-за которых вы некогда шли злыми путями этого мира,
 покоряясь владыке поднебесного мира,
 духу, который и поныне действует в тех, кто противится Богу.
 Ведь мы все тоже из их числа,
 мы тоже жили по законам плотской природы,
 исполняя все вожделения нашего тела и ума,
 и из-за этого нашего естества подлежали наравне со всеми
 Суду Божьего гнева.* (Еф.1:3-2:3/**/)

             *********************************************

/*/ включает часть апостольского чтения понедельника, вторника и чтение среды.
/**/ включает часть апостольского чтения четверга, чтения пятницы и понедельника*.
/+/ содержит рядовое апост. чтение субботы.

В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.

 

Выпуск в архиве –> messia.ru/rasylka/021/4108.htm

 

Поделиться (при просмотре выпуска на сайте):

 

       Архив рассылки + подписка  –>   messia.ru/rasylka/#0

 

Следить за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
в нашем канале в Телеграме (messiaru)
(теперь там можно и комментировать!)

 

странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook

 

 

************ Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»