=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Христос воскрес!

* 10 января 2022 г. ст.ст.,
  воскресенье по Богоявлении, 33-е по Пятидесятнице.
  литургические чтения:
  (вс по Богоявлении) Еф.4:7-13; Мф.4:12-17.

 

 

 

 

к апост. чтению вс по Богоявлении:
 +++ Н.Т.Райт: Единство Церкви и новое представление о добродетели (+ссылки к апост. и еванг. чтениям)

 

 

 

 

С того времени начал Иисус проповедовать и говорить: кайтесь, ибо близко Царство Небесное.
С тех пор Иисус стал возвещать: 'Вернитесь к Богу! Ведь Царство Небес уже рядом!'

Мф.4:17

 

> Вернитесь к Богу (буквально: «раскайтесь») — призывая евреев очиститься от грехов омовением, подобным омовению прозелитов, Иоанн {в певый раз в Мф. этот призыв звучит из усть Иоанна Крестителя в 3:2 – Прим. ред. рассылки.} объявлял необходимость религиозного обновления. Оно заключалось в серьезной переоценке и коренном изменении всей жизни. Омовение водой было лишь знаком того, что человек раскаивался. Греческое слово «метаноэ́о» означает «изменить свой ум». Еврейское же слово «шув» («повернуться, возвратиться») означает нечто гораздо большее. Человек должен осознать, что он ушел от Бога, что ему необходимо возвратиться к Нему. Это гораздо серьезнее и конкретнее, чем перемена мыслей или чувство дискомфорта при мысли о грехах, за которым может и не последовать никакой реальной перемены. Вообще, библейскому языку чуждо сосредоточение на эмоциях, на психологизме. Если человек вернется к Богу, Бог простит ему все грехи. Единственное условие — желание вернуться, и это желание называется верой. Раскаяние как возвращение к Богу ставилось чрезвычайно высоко. В Талмуде говорится: «Лучше один час раскаяния и добрых дел в этом мире, чем вся жизнь мира грядущего, и лучше одно мгновение блаженства в мире грядущем, чем вся жизнь этого мира». Пятое Благословение в синагогальной молитве «Восемнадцать Благословений» звучало так: «Обрати нас к себе, о Господь, чтобы мы раскаялись».

В.Н.Кузнецова. Из кн. "Евангелие от Матфея. Комментарий" (3:2
(Подчеркивание — редактора рассылки.) ]

 

Важно помнить о том, что "покаяние" в Новом Завете и "покаяние" в православной традиции (и других христианских традициях) — нетождественные понятия (и именно поэтому крайне полезно в новых переводах Библии насколько возможно отказываться от ставшей привычной религиозной лексики — с течением веков слова меняют свои значения!).

В Н.З. речь идет об однократном акте возвращения к Богу. Но со временем (постоянное) "покаяние" стало пониматься как "одна из важнейших сторон духовной жизни" (иг. Петр (Мещеринов)). Как так вышло — разговор долгий и отдельный. Сегодня я предлагаю начать разговор на другую тему: что не так с современным пониманием покаяния?

 

 

 

> Покаяние других

> Иногда полезно размыслить о покаянии и смирении, взглянув под иным углом. Ведь существует опасность, что это светлое человеческое действие может превратиться во всеподавляющего идола. Покаяние — необходимый этап духовного кризиса, связанный с освобождением души от ее прежних (порочных) спаек. Но, как и многие другие духовные практики, покаяние стремится заполонить собою всё и стать самоцелью. Покаяние как практика очищения способно заслонить собою цель духовной чистоты — Бога. Таким стало благочестие фарисеев, «чистота» пуритан, традиционализм старообрядцев и т.д.

> Православие видит в нераскаянности духовные авгиевы конюшни. Тот, кто не моется, нечист, это почти всегда верно. Но тот, кто моется, делает это не ради процесса, а чтобы стать чистым, больше не нуждаться в мытье. Иначе говоря, мы должны каяться лучше, чтобы каяться реже. Однако это положение не кажется однозначным.

> Ф.М.Достоевский в романе «Братья Карамазовы» обозначил границу эпох через противопоставление старцев Зосимы и Ферапонта. Ферапонт — жесткий аскет, он настойчиво призывает к покаянию, обличает мир и повсюду видит чертей. Сейчас, полтора века спустя образ строгого обличителя выглядит еще более подозрительно, чем после выхода романа; старец Зосима, отчасти списанный Достоевским с преподобного Амвросия Оптинского, нам представляется подлиннее, православнее. Но было бы опрометчиво шельмовать ферапонтовщину так же, как в романе Ферапонт — зосимовщину. Два разных типа православного подвижника взяты автором из реального практического православия.

> Эмблемой православного аскетизма было и остается покаяние. В то же время требование покаяния от других едва ли можно отнести к признакам святости. Каждая бабушка у подъезда хотела бы изменить мир к лучшему через покаяние других. Даже великий проповедник покаяния пророк Иоанн Креститель в своем обличении Ирода Антипы (который спал не с той женщиной) сегодня выглядит не настолько эпично, как в свое время. Бабушки у подъезда, может быть, и не так бесстрашно, но придерживаются этой же системы оценок.

> Конечно, у святых фундаментальной посылкой осуждения других является строгость покаянной дисциплины по отношению к себе. Регулярной практикой покаяния подвижник укрепляет в себе картину мира, в которой покаяние является единственным инструментом изменения себя. Этот переход происходит столь же искренно, сколь и неумолимо. Подвижники приходят к этому не потому, что изначально злы, а потому, что перенесением своего мировосприятия на других они вынуждаются требовать покаяния от окружающих, так как в их картине мира без покаяния спастись никак нельзя.

 

 

к см. тж.:
+++ о. Вячеслав Рубский. Покаяние в христианстве (беседа 2015 г., аудио)
+++ К.С.Льюис: Покаяние

 

к евангельскому чтению см. тж.:
+++ митр. Антоний (Блум): "Покаемся же радостью и любовью!"
+++ его же другие проповеди и беседы:
     В беседах по Мк. В рассылке mitras.ru: 2013 г., 2015 г., 2018 г.
+++ прот. Александр Мень:
     образ Христа Спасителя как живой суд (+ссылки)

 

к апост. и еванг. чтениям:
+++ священник Яков Кротов:
     Бог готов Сам погибнуть, лишь бы люди остановились

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
в письме или на страничках сайта в соцсетях.
Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 

 

Вы можете материально поддержать проект "Христианское просвещение", разово или или подписавшись на регулярные донаты. Как это можно сделать, описано на странице
www.messia.ru/pomoch.htm.
Новое: прокомментировать или обсудить этот выпуск в соцсетях:
fb / tg / vk

 

 

--

 Да благословит вас Иисус Христос!

 

редактор-составитель рассылки  

Александр Поляков, священник      mailto:mjtap@ya.ru
                  (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

[Другие способы связи: Телеграм; Whatsapp: alrpol; Скайп: alr_pol;
мессенджер Фейсбука; личное сообщение в Vk; личное сообщение в Твиттере]

 

 

---------------------------------------------

*Верны слова:
  Если мы умерли с Ним, / будем с Ним вместе и жить.
  Если терпим, / вместе и царствовать будем.
  Если мы от Него отречемся, / и Он отречется от нас.
  Если мы неверны, / Он остается верным  -
  ведь Он от себя самого отречься не может!
 Напоминай им это
  и потребуй перед Богом прекратить споры о словах.
 От них для слушателей не польза, а только погибель.*
                                     (2Тим.2:11-14/&/)

* * *

*Всеми силами старайтесь хранить единство Духа, скрепляя его узами мира.
 Одно тело и один Дух, как и одна надежда, к которой вы призваны Богом!
  Один Господь, одна вера, одно крещение,
  один Бог и Отец всех,
  Он над всем, через всё и во всём.
 Но всем нам, каждому в отдельности, был дан особый дар –
 его доля в щедром даре Христа.
 Поэтому Писание и говорит:
  "Взойдя на вершину,
   Он провел вереницу плененных;
   Он людям дал дары".
 Но что еще значит "взошел"?
 Не то ли, что прежде Он и нисходил в самые недра земли?
 Тот, кто нисходил, не есть ли Тот самый, кто взошел выше всех небес,
 чтобы наполнить собой всю вселенную?
 И это Он даровал кому быть апостолами, кому пророками,
 кому евангелистами, кому пастырями и наставниками,
 чтобы приготовить святой народ Божий к делу служения,
 к делу созидания Тела Христа,
 пока мы все не достигнем наконец единства в вере и познании Сына Бога
 и встречи с Совершенным Человеком, с Христом,
 образцом совершенной зрелости.* (Еф.4:3-13/&&/)

* * *

*Иисус, узнав, что Иоанн брошен в тюрьму,
  вернулся назад в Галилею.
 Покинув Назарет, Он поселился в Капернауме,
 в городе у Галилейского моря, в земле Зевулуна и Нафтали.
 Это произошло потому, что должно было исполниться
 сказанное устами пророка Исайи:
  "Земля Зебулона, земля Нафтали,
   ведущая к морю! Заиорданье!
   Галилея, страна язычников!
   Народ, живущий во тьме,
   увидел великий свет.
   Для тех, кто жил под сенью смертной,
   взошла заря".
 С тех пор Иисус стал возвещать:
 "Вернитесь к Богу! Царство Небес уже рядом!"*
                               (Мф.4:12-17/@@/)

* * *

*Когда Он выходил из Храма, один из учеников сказал Ему:
 – Учитель, взгляни, какие камни, какие здания!
 – Ты смотришь на эти огромные здания? – сказал Иисус. –
  Так вот, здесь не останется камня на камне.
  Всё будет разрушено!
 Когда Он сидел на Масличной горе, напротив Храма,
 Петр, Иаков, Иоанн и Андрей, оставшись с Ним наедине,
  спросили:
 – Скажи нам, когда это будет?
  И как мы узнаем, что всё это скоро свершится?
  Каким будет знак?
 Иисус сказал:
 – Смотри́те, чтобы вас не ввели в обман!
   Многие придут под Моим именем
   и будут говорить: "Это Я!" –
   и многих введут в обман.
   Когда услышите о ближних и дальних войнах,
   не пугайтесь:
   так и должно быть.
   Но это еще не конец.
   Восстанет народ на народ
   и царство на царство,
   землетрясения будут во многих местах,
   будет голод.
   Это только родовые схватки.* (Мк.13:1-8/@/)

********************************************* 

/@/ еванг. чтение пт.
/@@/ еванг. чтение вс после Крещения.
/&/ часть ряд. апост. чт-я сб.

/&&/ включает ап. чтение вс после Крещения.

В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.

 

Выпуск в архиве –> messia.ru/rasylka/022/4143.htm

 

Поделиться (при просмотре выпуска на сайте):

 

       Архив рассылки + подписка  –>   messia.ru/rasylka/#0

 

Следить за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
в нашем канале в Телеграме (messiaru)
(теперь там можно и комментировать!)

 

странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook

 

 

************ Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»