на первую страницу сайта

РЕКЛАМА

Книга пророка Наума*

Имя пророка Наума (евр. Нахум) означает "утешитель". Прозвище его - Елкосеянин (евр. Элькоши) - указывает на происхождение из г. Елкоса, или Элькоша.

О жизни пророка нам ничего не известно. События, которые он описывает в своем "Пророчестве о Ниневии", относятся к концу 7 в. до Р.Х. Следовательно. Наум жил во время правления благочестивого иудейского царя Иосии (4 Цар 22, 23 1-30; 2Пар 34-35). В эти годы ассирийская военная держава - гроза всего Востока - переживала агонию. Поработив Сирию, Палестину, Египет, Вавилон, часть Малой Азии и Кавказа, Ассирия опустошила эти земли, разрушив десятки городов и угнав в плен сотни тысяч жителей. Все народы смотрели на Ниневию как на ненавистную угнетательницу. Военная мощь ассирийцев пошатнулась в результате нашествия скифов. В 616 г. Ассирия потерпела жестокое поражение в битве с восставшими вавилонянами. В 614 г. халдеи в союзе с мидянами захватили древнюю столицу ассирийцев Ассур. В августе 612 г. пала и Ниневия. Царство Ассура перестало существовать. Страны, испытавшие на себе невероятную жестокость ассирийцев, с ликованием встретили это известие. Гибели Ниневии и посвящена книга пророка Наума, написанная вероятно между 616 и 612 г.

Пророчество "о Ниневии" состоит из четырех частей: а) явление Бога-Судии (1 2-10); б) благословения и угрозы (1 11-15) - эти две части являются алфавитным акростихом (до буквы "самех"); в) падение Ниневии (2); г) причины падения Ниневии (3). Книга пророка представляет собой поэму, написанную языком красочным, исполненным огня и такой выразительной силы, что Наума можно считать одним из великих поэтов Израиля. Некоторые экзегеты полагают, что Наум пел свое произведение в храме во время богослужения.

Кн. пророка Наума проникнута убеждением: насильник и тиран неизбежно пожнут горькие плоды своего беззакония. Держава, построенная на лжи и крови, не может устоять. Как бы ни был могуществен деспот - возмездие настигает его. Обостренный национализм Наума далек от духа Евангелия и даже от универсализма второй части Исайи, но в книге выражается определенный идеал справедливости и глубокая вера ветхозаветной церкви в то, что в событиях истории открывается воля Божия и его Суд.

Типологический смысл поэмы пр. Наума был понят еще во времена ВЗ. Около 612 г. пророчество Наума вероятно поддерживало земные надежды Израиля, но радость оказалась недолговременной, и за падением Ниневии последовало падение Иерусалима. В результате этого смысл возвещенного углубляется, и образ, данный Наумом (1 15), воспроизводится в Ис 52 7 при описании пришествия спасения. Автор комментария на кн Наума, найденного среди рукописей Мертвого Моря, истолковывает с ее помощью некоторые события своего времени, относя слова пророка об ассирийцах к врагам своей общины.


Краткое толкование

Наум 1

В этом алфавитном псалме (ср Притч 31 10) - хотя число алфавитных букв здесь неполное, - развивается традиционная тема гнева Господня. Псалом является вступлением к пророчеству против Ниневии.

2-3 Этот антропоморфизм в описании Бога не следует понимать буквально. Речь идет о неизбежности возмездия угнетателям. Бог долго ожидает раскаяния грешников, но судный день Его будет подобен вихрю и буре. Слова "мститель Господь... наказания" не входят в алфавитное стихотворение. Возможно, что это позднейшее толкование начала 2-го стиха.

4-6 Всемогущество Божие объемлет всю вселенную. Оно лишь сокрыто до времени и обнаруживается в час воздаяния. Для описания гнева Господня пророк обращается как к древним космогониям (сотворение мира, победа, одержанная Богом над хаотическим элементом - водами - ср Иов 7 12), так и к свящ. истории (Чермное море и Синай - Пс 114 3-8; Ис 51 10 и т. д.). 

8 "Всепотопляющим наводнением" - вероятно реминисценция потопа (Ной, как и Наум, означает "утешитель" - см Быт 5 29).

11 Нечестивец, вышедший из Ассура, - вероятно Сеннахирим (ср 4 Цар 18, 19).

12 Накануне гибели Ассирия переживала, при Ассурбанипале, период высшего расцвета (669-630).

15 В годы, когда Ассирия шла к упадку, возросла сила Иудеи, которая под властью Иосии (640-609) вернула себе всю территорию Соломонова царства. В год смерти Ассурбанипала (627) Иосия начал очищение страны от языческих святилищ и занял Северные области (2 Пар 34 3-7). В год нашествия скифов (622) он предпринял религиозную реформу (4 Цар 22 3; 2 Пар 34 8; 35 19). К ст 15 примыкает 2 2.

Наум 2

Торжественная песнь о падении Ниневии. Пророк рисует картину штурма и описывает войско врагов, несущееся по улицам города.

6 "Речные ворота" - русло реки Хуцур, по которому ворвались в Ниневию мидяне и халдеи, предварительно отведя воду во рвы.

Наум 3

Новое описание разрушения Ниневии и суда за грехи, которые повлекли это наказание. Представляя Ниневию как блудницу, Наум не столько бичует ее за идолопоклонство (Ниневия не была обручена Господу, как Израиль) и ее священную проституцию, сколько за ее жадность и эксплуатацию народов, которые она поработила.

8 Речь идет, очевидно, о Фивах, городе бога Амона в верхнем Египте, который был разгромлен Ассурбанипалом в 663 г.

16-17 Наплыв ассирийцев в захваченные области (в евр тексте: купцы, воины и писцы) сравнивается с полчищем саранчи. С помощью того же образа возвещается и внезапное и полное их исчезновение.


* Краткий комментароий из "Брюссельской Библии" (стр. 2047-8); использованы материалы с www.mateusz.pl/ru/russian/biblia/index.htm.

на первую страницу сайта

РЕКЛАМА

на первую страницу

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»