Оглавление

Беседа 30
 
О славных и избранных1 путях к Богу в безмолвии.

1. Как ничто не сравнится с Богом, точно так же нет служения или труда, которые бы сравнились с собеседованием с Богом в безмолвии.
2. Что такое собеседование с Богом? Много путей существует для этого размышления и собеседования с Богом, и для каждого человека - тот путь, к которому знание его способно, на котором он преуспевает и по которому все более приближается к Богу благодаря каждодневному опыту. И в соответствии с мерой своей идет человек по одному из этих путей, дабы на нем обрести наслаждение в Боге и дабы наполнились разум его и размышление его памятью <о Боге> на всякий миг.
3. Итак, как я сказал, есть много путей для этого собеседования с Богом в безмолвии, и каждый человек, насколько сознательно2 приближается к Нему,3 настолько же избирает путь, соответствующий мере своей. И не всякий путь благоуспешен для всякого человека, но каждому человеку по мере внутреннего возрастания его в подвижничестве совесть показывает <путь> - без наставления со стороны кого-либо другого, <но> по благодати, которая пробуждает в нем свидетельство изнутри; она4 наставляет его и показывает ему сокровенным образом путь его. И таким образом всякий человек соответственно мере своей избирает труд свой, при помощи которого <приближается> он <к> благоприятному5 собеседованию <с Богом> и изумлению Богом.
4. Ибо один проводит целый день в молитве и чтении и только малую часть посвящает стоянию на псалмопении; и таким образом увеличивает он в душе своей6 постоянную память о Боге.
5. Другой же только псалмопением занят целый день, не выделяя особого <времени> для молитвы. Еще один ночью и днем занят совершением частых коленопреклонений, так что не подсчитывает он уже времени, <потраченного> на молитвы, из-за обилия коленопреклонений, которым нет числа.7 Такой человек поистине распял мир внутри себя и сам распят для мира:8 он пригвоздил себя ко кресту,9 оставив все.
6. Поэтому, как сказал я, когда человек достиг в душе своей10 этой <молитвы> без ограничений, распявшись телом и умом, в жизни со Христом проводит он дни свои. И иногда, вставая от <поклонов> ненадолго, с миром в сердце, ненадолго посвящает он себя размышлению над Писанием.
7. Другой человек, опять же, занимается чтением целый день, и цель его - забыть этот преходящий мир и умереть разумом своим для воспоминания о его преходящих делах и для разговора со страстными помыслами, которые действуют дерзко через видение и воображение разума: и в этом - совокупность <всех> подвигов. Таким образом, когда при помощи этого сознательного усилия11 запирает он дверь разума своего по отношению к миру посредством постоянного наслаждения чтением, исправляет он путь свой,12 двигаясь к Богу в мысли своей13 без помрачения.14 И так наслаждаясь прозрениями тайн и изумлением домостроительством на всякое мгновение, посвящает он себя лишь ненадолго стоянию на молитве и псалмопении. И время чтения его больше, чем <время> молитвы.
8. Говоря о молитве, я <имею в виду> стояние или богослужение определенного рода, ибо во время чтения своего никогда, ни на одно мгновение не лишен он молитвенных подъемов. Ибо нет такого чтения, которое совершалось бы с духовной целью и <при этом> лишено было источника молитвы, ибо поистине15 человек тот бывает опьянен тайнами, которые он встречает. И глубокие молитвы чудным образом и неожиданно возбуждаются в нем, без подготовки или <усилия> воли <с его стороны>. Почему же называю я молитвой это частое опьянение <каким-либо> прозрением, если не обретается в нем даже места для движения молитвы или воспоминания <о ней>? Это нечто намного более прекрасное, - насколько возможно говорить так, - чем даже чин молитвы.
9. Но молитва по чину своему ниже, чем духовное возбуждение; и об этом не может быть спора, так как молитва ниже этой тайны. Много раз, когда ум возбужден каким-либо прозрением <относительно> действий, которые или <происходят> в естественном <мире>, или <упоминаются> в Писаниях, <когда узревает он> их духовный смысл16 и когда взирает, благодаря сопутствующей им благодати, на святое святых тайн <Писаний>, тогда не остается у него даже силы молиться или помысла, ибо умолкает <человек тот> телом и душой.
10. Всякое действие, естество и слово в этом творении17 имеет <свое> святилище и святое святых. И когда позволено уму войти туда и дается ему сила <для этого>, никакой силы, движения или деятельности не остается в чувствах в такие времена.
11. Есть среди собравшихся здесь человек,18 который всегда <испытывает> такое <состояние>: знаю я, что тотчас же <начинает> колотиться сердце его, когда встречает он этот <вид> чтения; а происходит это от опыта и от тех вещей, о которых сказано выше. И поскольку <речь идет> все еще о малых частях19 духовного служения, я умолчу о более великом.
12. Так и такими различными путями следуют рассудительные иноки,20 наслаждаясь собеседованием с Богом в безмолвии.
13. Избери, человек, один из этих путей, соответствующий мере твоей и знанию твоему. Иди по нему и не смотри ни на кого, но отврати всякое зрение твое от мира, людей и <дел> человеческих. Покажи, что мысль твоя21 всецело направлена к одному Богу, и иди по пути, который <ведет> к Нему. Насколько можешь, пребывай в непрестанной памяти о Нем, <и путь твой будет> легким и непреткновенным, пока будешь непрестанно умолять Его:
14. "Укажи мне, Господи, пути Твои, и научи меня в духе столь многим и неизреченным путям Твоим. Направь меня на пути истины22 и научи меня23 совершенному познанию Тебя,24 которое обретается в святых, оставивших мир. О Христос, цель пути25 святых, покажи мне путь истины в сердце моем благодаря сладости мысли о Тебе, дабы мне идти по нему и приближаться к Тебе, пока не увижу лик Твой".



     1 Или "различимых". ^

     2 Букв. "в знании". ^

     3 Вар. "к Его присутствию". ^

     4 Т.е. совесть. ^

     5 Или "полезному" (mawtrana). ^

     6 Или "в себе". ^

     7 Дословный перевод этой фразы затруднителен. Смысл фразы: человек постоянно совершает поклоны, и это заменяет ему чтение установленных часов и молитвенных правил. ^

     8 Ср. Гал.5:24. ^

     9 Букв. "повесил себя на кресте". ^

     10 Или "в самом себе". ^

     11 Вар. "этого изобретения (ухищрения) знания". ^

     12 Или "делает он гладким путь свой". ^

     13 Или "мыслью своей", "мышлением своим". ^

     14 Букв. "без тьмы". ^

     15 Букв. "по большей части". ^

     16 Букв. "духовную цель". ^

     17 Т.е. в тварном мире. ^

     18 Преп. Исаак, очевидно, говорит о себе в третьем лице. ^

     19 Т.е. о конкретных деталях. ^

     20 Или "отшельники". ^

     21 Букв. "намерение твое", "цель твоя". ^

     22 Букв. "направь меня на них с истинной целью (с истинным намерением)". ^

     23 Ср. Пс.24:4-5. ^

     24 Или "совершенному знанию Твоему". ^

     25 Или "вершина (совокупность) пути". ^


 
на первую страницу сайта
 

 
на первую страницу
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»