Преподобный
ИСААК СИРИН

О БОЖЕСТВЕННЫХ ТАЙНАХ
И О ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ

НОВООТКРЫТЫЕ ТЕКСТЫ

Перевод с сирийского, примечания и послесловие иеромонаха Илариона (Алфеева)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Предисловие.

О НОВООТКРЫТЫХ ТЕКСТАХ ПРЕПОДОБНОГО ИСААКА СИРИНА

[9]


ВТОРОЙ ТОМ ПИСАНИЙ МАР ИСААКА СИРИНА, ЕПИСКОПА НИНЕВИЙСКОГО

[14]
Беседа 1.

Послание [к мар Ишо-зека...] о <некоторых> особенностях жизни в безмолвии.

[14]
Беседа 2.

Того же блаженного мар Исаака. Что есть признак появления лучей разумения в душе.

[43]
Беседа 3 (фрагмент).

Того же мар Исаака, епископа и отшельника. О знании.

[45]
Беседа 4.

Снова того же мар Исаака другие произведения, составленные им после "Глав о знании" <в качестве> указаний и разъяснения относительно нашего досточестного служения в безмолвии.

[47]
Беседа 5.

Беседы мар Исаака о сокровенной молитве.

[51]
Беседа 6.

Того же мар Исаака. Указательные знаки <на пути> ко спасению. И о видах истинной связи с Богом, которые усматриваются в душе.

[64]
Беседа 7.

Его же. От чего рождается в душе духовное чувство и сколь возвышена мера его.

[67]
Беседа 8.

Каковы отличительные <черты> тех <вещей>, о которых говорилось <выше>: когда человек сосредотачивается в мысли своей и в безмолвии открываются они. И как ощущаются они и распознаются, и что они такое.

[69]
Беседа 9.

О доверии к Богу, рождающемся от знания истины и от истинной веры. И о благой ревности души. И о том, что, если естественным образом направляет душа ревность свою, не остается в человеке никакого телесного побуждения.

[75]
Беседа 10.

О чине размышления и о различных видах его; и что является главной составной частью его; и о просветленном служении разума; и как приблизиться человеку к превосходной степени любви к Богу; и каковы отличительные свойства этой главной составной части.

[79]
Беседа 11.

О созерцании тайны Креста; и какую силу несет он невидимо в своей видимой <форме>, и о многих тайнах домостроительства Божия, которые совершались среди древних; и совокупность этого во Христе, Господе нашем; <и как> совокупность этого несет <в себе> всесильный Крест.

[92]
Беседа 12.

О созерцательном образе жизни и о том, как благотворное безмолвие и одиночество способствуют этой цели духовного знания.

[101]
Беседа 13.

О воспитании внутреннего человека.

[103]
Беседа 14.

Того же мар Исаака. Главы о молитве и ее внешних формах.

[104]
Беседа 15.

Того же мар Исаака. Глава, которая подробно показывает и хорошо объясняет, что есть чистая и нерассеянная молитва.

[121]
Беседа 16.

Его же. Об "осенении".

[125]
Беседа 17.

Того же мар Исаака. О том, чем сохраняется сокровенное трезвение в душе. И откуда сонливость и холодность входят в разум, и угашают в душе святую горячность, и умерщвляют стремление к Богу ради духовных и небесных наслаждений.

[127]
Беседа 18.

Снова того же мар Исаака. О разных вопросах.

[131]
Беседа 19.

Того же мар Исаака. Что такое естественные свойства, благодаря которым познающее естество получает божественное знание, и что встречается ему на этом пути.

[138]
Беседа 20.

Того же мар Исаака другое рассуждение, в котором ясно <описываются> различные виды размышления, происходящего в сознании соответственно степени преуспеяния и мере знания, которых достиг человек.

[141]
Беседа 21.

О том, как новоначальная душа становится добродетельной и преуспевает, когда освобождается от первоначальных напряженных трудов. И как приближается она при малом утомлении тела к свободному существованию благодаря помощи свыше. И с какой целью трудится она в трудничестве своем.

[148]
Беседа 22.

Об изменении образа жизни: каким образом один образ жизни заменяется с божественной целью на другой. И как и каким образом преуспевшие заменяют один образ жизни на другой, высший. И в какой степени заменяют они его, а в какой <продолжают> пользоваться им. И на другие темы.

[153]
Беседа 23.

О тайне служения святых, которая усматривается в природных <явлениях>.

[155]
Беседа 24.

О том, что нет пользы в телесных трудах, которые не сопровождаются мыслительной деятельностью, если человек полностью возлагает на них надежду <на достижение цели своего> пути и мыслит и думает только о них.

[156]
Беседа 25.

О том, что, если среди тяжких испытаний человек ищет в себе знания истины, оно сохранит разум его в покое и невозмутимой тишине, когда они встречаются <ему>. Но когда неразумными помыслами возмущен <человек>, еще более безумно сетует он на них и <тем лишь> добавляет огонь к скорби своей. Знание же, напротив, утешает человека и успокаивает; и с легкостью дает ему Бог выйти из уныния его, когда принимает он от Него труд разума своего.

[158]
Беседа 26.

Того же блаженного мар Исаака. О том, что именно Бог попускает тяжким испытаниям находить на нас и что Сам милосердный Господь допускает эти периоды уныния, когда мы скорбим и страдаем.

[160]
Беседа 27.

О внутреннем смирении

[162]
Беседа 28.

Защищение и увещание на ту же тему - по поводу этих глав об искушениях и о смирении: для чего они были написаны в таком порядке.

[164]
Беседа 29.

Его же. О великих благах, рождающихся от собеседования с Писанием, от сокровенного служения и от размышления о нем и постоянного исследования его, и от поиска цели учения его. И против тех, кто считает ненужным прилежно заниматься этим чудным и божественным трудом. И ублажение тех, кто удостоился в этом размышлении и полезном труде провести дни свои в мире сем.

[165]
Беседа 30.

О славных и избранных путях к Богу в безмолвии.

[169]
Беседа 31.

Пояснение к сказанному вместе с необходимыми увещаниями, относящимися к теме путешествия к Богу.

[173]
Беседа 32.

Того же блаженного мар Исаака. Об изменении, <происходящем> от святых движений, и о просветленном пути в час молитвы, который дается нам милосердием Господа нашего.

[177]
Беседа 33.

Его же. О добрых и дурных изменениях, которые получаем мы от различного понимания Писаний.

[179]
Беседа 34.

Того же блаженного мар Исаака. Об утешениях, которые милосердный Бог дает тем, кто пребывает в безмолвии ради Бога.

[181]
Беседа 35.

О цели возвышенного служения разума, которое есть совокупность всякого подвижничества, совершаемого посредством телесных чувств; благодаря ему входит человек на всякий миг в совершенное слияние с Богом.

[186]
Беседа 36.

Его же. На другие темы, <касающиеся> знания, и о причине непоследовательности в изложении темы, способствующей <лучшему> уразумению <предмета>.

[190]
Беседа 37.

Каковы признаки смирения, ощущаемые человеком в самом себе. И о благодарении в искушениях. И как возможно для человека претерпевать их без жалоб.

[192]
Беседа 38.

Того же блаженного мар Исаака. О таинственных предметах созерцания, которые однажды пришли ему о величии нового века и о <свойствах> божественного Естества, и о грядущем порядке; и, в сокращении, мысль, которая пришла ему относительно образа существования в новой жизни.

[194]
Беседа 39. Созерцание на тему геенны, насколько может быть дарована человеческому естеству благодать иметь мнение относительно этих тайн.
[197]
Беседа 40. Снова о духовном созерцании - Слово, в котором подтверждаются и уточняются вопросы, касающиеся созерцания божественных тайн, посредством сокровенной и таинственной вдохновляющей его силы во имя Христа, Господа нашего, из Которого изливается источник знания о спасении всех разумных <существ>. Предмет этого слова есть постоянство, неизменность и любовь божественного Естества в начале и в конце творения.
[210]
Беседа 41. Снова его же. Увещание вместе с необходимыми предостережениями, соответствующими данной теме.
[216]
ПРИМЕЧАНИЯ
[219]
Послесловие. ОБ ОСНОВНЫХ ТЕМАХ БОГОСЛОВИЯ ПРЕПОДОБНОГО ИСААКА СИРИНА
[267]
  КРАТКАЯ БИБЛИОГРАФИЯ
[285]

По благословению
Святейшего Патриарха Московского и всея Руси
АЛЕКСИЯ II


Издательство
ЗАЧАТЬЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ
Москва
1998

Ко входу на сайт

 

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»
Телефонный справочник Басманный | шкафы металлические для раздевалок