Гордон Макдональд

Как упорядочить свой внутренний мир

Оглавление

Предыдущая глава

Сектор 3

Разум и знание

Памятка для неорганизованного:

Мой внутренний мир будет приведен в порядок, если я твердо решу, что каждый день будет для меня днем возрастания в познаниях и мудрости.

Глава 8

Когда лучший проигрывает

Единственные золотые медали и голубые ленты в моей жизни были завоеваны на соревнованиях в беге по пересеченной местности. Хотя я мог бы быть более удачливым бегуном, если бы был суровей к себе, всё же те годы участия в соревнованиях по бегу, во время учебы в частной средней школе и в колледже, дали мне возможность приобрести богатый опыт и помогли развить самодисциплину ихарактер.

Среди всех этих юношеских опытов самый большой урок я получил во время эстафеты штата Пенсильвания в Филадельфии одним весенним днем. В тот раз в команде нашей школы я занимал очень важную позицию - был на первом этапе в эстафете на одну милю. Моей главной задачей было захватить лидерство в беге и, закончив свой этап в четверть мили, передать это лидерство следующему бегуну нашей команды.

Если бы я не смог закончить этот этап первым, то второй участник, получив эстафетную палочку с отставанием, оказался бы в толпе бегунов. Он рисковал сбиться с шага в давке и толкотне, что часто случалось, и это могло стоить бесценных десятых долей секунды, так необходимых на последнем этапе борьбы.

Нашей команде по жребию досталась вторая дорожка, и мне было интересно узнать, кто получил крайнюю внутреннюю дорожку. Оказалось, что это был бегун из школы Поули Преп, обладатель впечатляющего рекорда на спринтерской дистанции в сто ярдов. Мы соревновались прежде пару раз на более коротких дистанциях, и он побеждал меня со значительным отрывом. Мог ли он сделать то же самое в гонке на 340 ярдов длиннее?

Было очевидным, что он уверен в своей победе, потому что именно это он сказал, когда мы пожали друг другу руки на стартовой линии: "Макдональд, пусть победит сильнейший; буду ждать тебя на финише".

Вы могли бы назвать это разновидностью спортивной психологической борьбы. Отчасти это сработало, и на какой-то момент мне пришлось бороться с собой, чтобы обрести равновесие.

Пистолет выстрелил, и, казалось, то же самое сделал парень из Поули Преп. Я до сих пор помню ощущение боли от щелчков гравия, который отбросили его шиповки на мои голени, когда он мгновенно исчез за первым поворотом. Между тем остальные семь бегунов начали то, что выглядело борьбой за вторую позицию из восьми. Пробежав пятьдесят ярдов, я начал мысленно готовиться к тому, чтобы прийти к финишу вторым, допуская, что могу справиться с этой задачей.

И так бы случилось на самом деле - если бы дистанция была короче. Однако где-то около отметки 300 ярдов ситуация резко изменилась. Парень из Поули Преп, бежавший далеко впереди, внезапно сбавил скорость и перешел от спринта к бегу трусцой. Секундой позже, обгоняя его на своей предельной скорости, я услышал, как он пытается справиться со своим дыханием. Он едва двигался. Как говорят спортсмены, он выдохся, Не помню, каким номером он финишировал, но точно знаю, что ждал его на финише, упорно стараясь не торжествовать.

В тот день я получил ценный урок благодаря парню из Поули Преп. Непреднамеренно он научил меня, что даже люди огромных способностей должны пробежать всю дистанцию, прежде чем провозгласить свою победу. Быть впереди на первом повороте не имеет смысла, если нет выносливости и сил для финиша. Дистанцию надо бежать с постоянной скоростью до самого конца, а хороший бегун готов даже к тому, чтобы закончить дистанцию "рывком", на взрывной скорости. Спортивный талант не приносит больших результатов, если не сопровождается соответствующей выносливостью.

Цена умственной слабохарактерности

Я рассказываю эту историю, потому что она имеет отношение к той части нашего внутреннего мира, которую нужно постоянно приводить в порядок. Упорядочение нашего внутреннего мира должно сочетаться с развитием умственных способностей, что является результатом интеллектуального роста.

В нашем напряженном мире люди, чье мышление искажено, обычно становятся жертвами идей и систем, разрушительных для человеческого духа и человеческих взаимоотношений. Они становятся жертвами, потому что не научились думать самостоятельно и развитие ума не стало для них целью жизни. Не обладая сильным интеллектом, они начинают зависеть от мыслей и мнений других людей. Вместо того чтобы иметь дело с идеями и проблемами, они живут жизнью, полной правил, инструкций и готовых программ.

Массовое самоубийство в 1978 году в Гайяне членов Храма народов - это горький пример, который показывает, куда может завести неспособность мыслить самостоятельно. Позволив Джиму Джоунсу думать за себя, рядовые члены пришли к катастрофе. Они опустошили свой ум и доверились решениям его ума. И когда разум Джоунса перестал работать нормально, все пострадали от последствий. Лидер пообещал людям покровительство в этом враждебном и злобном мире. Он дал им готовые ответы на все вопросы и обеспечил их пищей. И они отказались от своего права на независимое суждение в качестве платы за такую безопасность.

Люди подобного рода не обязательно должны быть невежественными. Просто они никогда не думали, что использование ума для целей роста, развития является необходимой частью образа жизни, угодного Богу. Легко попасть в ловушку и позволить своему разуму бездействовать, особенно когда вокруг много доминирующих людей, тут же готовых подумать за нас.

Такое легкомыслие, глупость мы наблюдаем в неуравновешенной, неверующей семье, где один из членов с помощью страха заставляет всех остальных предоставить ему право принимать все решения и высказывать свои мнения. Есть много церквей, где миряне передают право думать за них пастору, который по природе своей является сильным лидером. В 3 Послании Иоанна упоминается такой человек по имени Диотреф, который, подобно Джиму Джоунсу, взял практически всех в церкви под свой контроль. Христиане просто отказались от своего права думать.

Опасно быть слишком быстрым на старте

Как в соревнованиях по бегу, где талантливый от природы спринтер отталкивается от стартовой колодки с ошеломляющей скоростью, в зрелой жизни есть люди, которые любят быстрое начало, рывок, - не потому, что они великие мыслители или гиганты ума, а скорее в силу природных способностей. Может быть, им посчастливилось вырасти в талантливой семье, где все окружающие были очень общительными, умели легко обращаться с идеями и решать проблемы. В результате они могли приобрести определенную самоуверенность в раннем возрасте.

Такой ранний наглядный опыт учит молодого человека лидировать, конкурировать с другими и держать себя в руках в трудных обстоятельствах. Результат можно назвать "преждевременным успехом". И такой преждевременный успех чаще оказывается препятствием, а не помощью.

Рано преуспевший человек обычно легко усваивает любые знания, способен освоить многие профессиональные навыки, затрачивая минимум усилий. Он обычно благословен хорошим здоровьем и избытком энергии. Кажется, что он может убедить в своей правоте по любому вопросу. И он приходит к заключению, что способен сделать всё, за что берется, потому что ему, похоже, всё легко дается.

Сколько это будет продолжаться, можно только предполагать. В некоторых случаях, я полагаю, всю жизнь. Но мои наблюдения показывают, что где-то в начале четвертого десятка в жизни талантливого, от природы быстрого на старте человека начинают появляться симптомы возможных затруднений. Они могут быть предвестниками того, что остальную часть дистанции в жизни придется пробежать на терпении и дисциплине, а не на способностях. И, как бегун из Поули Преп, этот человек, может быть, увидит, что не такие быстрые, но лучше подготовленные бегуны начинают его перегонять.

Я встречаюсь со многими такими людьми, которые приходят ко мне посоветоваться. Я вижу поразительное количество измученных, душевно опустошенных людей, которые остановились в своем росте и тратят жизнь в стремлении к чему-то чуть большему, чем забава.

Я использую слово "забава" из-за его буквального значения в английском языке. Оно означает "действие без размышлений". Действие без размышлений приводит к чувству личной дезорганизации. Кто те люди, которые действуют, не размышляя? С большой вероятностью можно сказать, что это те, о ком двадцать лет назад говорили: "Он всегда добивается успеха, он не может потерпеть неудачу". Это может быть проповедник, который в возрасте двадцати одного года обладал необычными проповедническими способностями, коммерсант, начавший свою карьеру впечатляющим списком заключенных сделок, женщина, которая на выпускном вечере выступала с речью от всего класса. Вероятно, это будут те, кто никогда не осознавал, что ум надо подталкивать, заполнять, расширять и заставлять функционировать. Природный талант поддерживает таких людей до определенного момента и подводит их задолго до конца дистанции.

Необходимость дисциплинировать наш ум

Ум необходимо тренировать, чтобы учиться думать, анализировать, вводить новшества. Люди, полностью организовавшие свой внутренний мир, активно работают в этом направлении. Их разум бодр и проворен, каждый день принимая свежие порции информации, регулярно производя новые открытия и делая заключения. Они обязали себя к постоянному упражнению ума.

"Живое христианство невозможно, если не развиты по крайней мере три его аспекта, - пишет Элтон Трублад, - внутренняя жизнь молитвы, внешняя жизнь служения и интеллектуальная жизнь здравого рассудка".15 Для многих христиан очень легко пренебречь третьим аспектом, считая его слишком мирским и противоречащим духу Евангелия. Но притупление ума ведет к полной дезорганизации внутреннего мира.

Я хорошо знаю, что такое преждевременный успех, потому что и я тоже в начале своего четвертого десятка обнаружил, что ехал до сих пор на способностях, данных от рождения, и не уделял необходимого внимания развитию своего ума. Я начал понимать, что пока не сделаю что-то с этим, мой ум не будет адекватно служить мне в последующие годы, в то время, когда я хотел бы бежать на предельной скорости ума, делая всё возможное и отдавая все свои силы служению.

Это означало, что, если я собираюсь стать более эффективным проповедником, хочу быть более чутким к страдающим людям и более полезным руководителем, мне придется серьезно заняться вопросом тренировки моих умственных способностей, чтобы я мог справиться с моим внешним миром. Нельзя сказать, что я пребывал в полной интеллектуальной спячке, но и не занимался упорной дисциплинирующей работой, которая помогала бы мне быть передовым и способным к нововведениям человеком, каким, по моему мнению, хотел видеть меня Бог.

Неудивительно, что я испытывал муки неорганизованности, когда сталкивался с ситуациями, в которых мне не хватало проницательности понять, что происходит. Как человек, пытающийся поднять слишком большой вес, я обнаружил, что все больше и больше берусь за идеи и проблемы, для поднятия которых с земли я был недостаточно силен умом.

Хотя евангельские христиане сделали прямой своей обязанностью христианское образование, развитию ума не всегда уделяется должное внимание. Немногие из нас в полной мере оценили разницу между теми, кто накапливает детали, подробности и правила, и теми, кто умело разрабатывает идеи. Есть люди, которые много знают о многих вещах, но это не означает, что они умеют глубоко размышлять и понимать суть того, что им известно.

Я наблюдал за людьми, которые забили свою голову огромным количеством информации о Библии. Они научились говорить, используя богатый словарный запас правильной христианской лексики. Их молитвы звучат так гладко, что все вокруг них сидят в благоговении. Мы считаем их духовными людьми. Но бывают ситуации, когда мы начинаем понимать, что они строги и негибки, невосприимчивы к изменениям и новшествам. В ответ на любое сомнение в правильности их мыслей они взрываются и выплескивают массу обвинений в ваш адрес.

Как и другие, я считаю, что христиане должны быть сильнейшими, ярчайшими, самыми творческими мыслителями в мире. Это Павел сказал, что нам, христианам, дан ум Христов. Это обеспечивает потенциал интеллектуального дыхания, которым не обладает необращенный ум. Это предполагает вечную, вневременную позицию, с которой надо мыслить. Во Христе - основание той истины, которая должна производить наши идеи, наш анализ происходящего и наши нововведения, стоящие в ряду самых сильных в современности. Но не всегда дело обстоит так, поскольку многим христианам присущи неотъемлемая лень и внутренняя дезорганизация. Мы лишаемся одного из величайших даров, который Бог дал нам через Христа.

Миссионер-евангелист Стенли Джоунс пишет: "Свами Шивананда, знаменитый учитель Индии, обычно говорил своим ученикам:

"Убейте разум и тогда, и только тогда, вы можете медитировать". У христиан иная позиция: "Люби Господа Бога твоего всем разумом твоим" (интеллектуальная природа), "всем сердцем твоим" (эмоциональная природа), "всей душой твоей" (волевая природа) и "всеми силами твоими" (физическая природа). Человек весь в целом должен любить Его - с помощью ума, чувств, воли, силы. Но "сила" может означать силу всех трех составляющих. Кто-то любит Его силой ума и слабостью чувств - интеллектуал в религии; кто-то любит его силой чувств и слабостью ума - сентименталист в религии; кто-то любит его силой воли и слабостью чувств - человек "из железа", к которому не слишком легко подступиться. Но способность любить Бога силой разума, силой чувств и силой воли - вот что делает человека истинным христианином и действительно уравновешенной и сильной личностью". (Выделено мной.)16

В течение многих лет адмирал Хайман Риковер был главой Атомного Военно-морского флота Соединенных Штатов. Его почитатели и критики имели резко противоположные мнения о суровом и требовательном адмирале. Многие годы каждый офицер атомной подводной лодки проходил личное собеседование с Риковером перед вступлением в должность. Прошедшие через это собеседование обычно выходили, дрожа от страха, гнева или совершенно запуганные. Среди них был экс-президент Джимми Картер, который много лет назад служил под началом Риковера. Вот его мнение о собеседовании с адмиралом:

"Я был приписан к программе атомных подводных лодок, и адмирал Риковер проводил со мной собеседование перед вступлением в должность. Я впервые тогда встретился с ним; больше двух часов мы сидели вдвоем в большой комнате, он позволил мне выбирать любые темы для обсуждения по моему желанию. Я выбрал то, что знал тогда лучше всего, - текущие события, морское дело, музыку, литературу, военно-морскую тактику, электронику, артиллерийское дело - и он начал задавать мне серии вопросов возрастающей трудности. В каждом случае он вскоре доказывал, что я знаю сравнительно мало о выбранном предмете.

Он всё время смотрел мне прямо в глаза и ни разу не улыбнулся. Я был весь в холодном поту.

В конце концов он задал один вопрос, и я решил, что смогу спасти свое положение. Он сказал: "Какое положение вы занимали в вашем выпуске в Военно-морской академии?" Так как я закончил второй курс технического колледжа штата Джорджия до того, как стал курсантом первого курса в Аннаполисе, я учился очень хорошо: и я с гордостью расправил грудь и ответил: "Сэр, я был пятьдесят девятым среди 820!" Я откинулся на спинку стула в ожидании поздравлений - которые так и не последовали. Вместо них был вопрос: "Вы сделали все, что могли?" Я начал: "Да, сэр...", но тут я припомнил несколько случаев из множества подобных во время учебы в Академии, когда я мог получить больше знаний о наших союзниках, наших врагах, оружии, стратегии и т.д. В итоге я проглотил комок в горле и сказал: "Нет, сэр, я не всегда делал все от меня зависящее".

Он посмотрел на меня долгим взглядом, а затем повернулся на стуле, давая понять, что собеседование закончено. Он задал мне один последний вопрос, который я никогда не мог забыть или ответить на него. Он сказал: "Почему нет?" Я сидел там какое-то время, потрясенный, а потом медленно вышел из комнаты".17

Эта встреча стала первоначальным толчком к замыслу книги Картера "Почему не лучший?". И над этой историей стоит поразмышлять: может быть, люди, которые считают, что они ходят с Христом, должны воспринимать совершенствование своего мышления как моральный долг перед Создателем?

Мышление - это удивительная способность, которую Бог дал человеческому существу, чтобы он мог открывать и наблюдать законы мироздания, сравнивать и сопоставлять каждую из его частей и, по возможности, использовать их должным образом, чтобы отражать славу Создателя. Мыслители смотрят на давно известное свежим взглядом; они анализируют гипотезы, отделяя истинное от ложного. Мыслители иногда воплощают старые истины в новые слова и новые формы; они помогают другим увидеть возможность их применения в жизни. Мыслители принимают смелые, дерзкие решения, помогают нам встать на новую точку зрения и преодолевать препятствия способами, о которых мы раньше не имели представления.

И это должно стать постоянным занятием не только великих и выдающихся людей, это задача каждого человека, обладающего здравым умом. Как и в случае с физическим телом, некоторые из нас могут быть крепче других, но это не освобождает тех из нас, кто имеет более слабые физические возможности, от обязанности использовать свое тело и свой ум.

Говорят, что Томас Эдисон - обладатель свыше тысячи патентов - считал, что только одно изобретение - фонограф - он мог заявить как свою оригинальную идею. Все остальные "изобретения", по его мнению, были переделкой или усовершенствованием идей, которые другие люди оставили неразработанными.

Распространяя процесс творения, Бог скрыл определенные вещи, чтобы человечество их обнаруживало, радовалось им и благодаря им постигало сущность Самого Создателя. Мы должны впитывать всё это, словно губки.

"Слава Божия - облекать тайною дело, а слава царей - исследовать дело" (Прит. 25:2).

Делом первых людей было открывать и идентифицировать то, что создал Бог. Из-за непослушания законам Божьим возможность такой замечательной деятельности отчасти была для них утеряна. Теперь им приходилось больше беспокоиться о том, как выжить во враждебном мире, чем о том, чтобы продолжать открывать то, что в нём было. Существо деятельности внезапно изменилось. Я убежден, что небесная жизнь каким-то образом восстановит эту изначальную форму деятельности.

Но принцип и возможность открытия все еще присутствуют в нашей жизни. Некоторые открытия совершаются благодаря тяжелому физическому труду, как, например, добыча золота из горных недр. Другие открытия мы делаем, наблюдая за течением жизненных процессов в мире растений, животных и людей. И большая часть исследований мироздания сделана в чисто интеллектуальной сфере. Мы, по сути, раскапываем и раскрываем идеи и истины; затем мы выражаем все это в художественной форме, в богослужении и в творчестве.

Мышление - это великий труд. Лучше всего с ним справляется тренированный ум, который поддерживается в надлежащей форме, совсем так же, как в соревнованиях по бегу побеждает тренированный человек, который сохраняет в надлежащей форме свое тело. Наилучшим образом мышление осуществляется в контексте почитания Божьей благодатной власти над всем мирозданием. Печально видеть, когда огромная мыслительная и творческая деятельность осуществляется людьми, которые не стремятся к пониманию Бога. Они размышляют и создают что-то новое исключительно ради стремления к расширению собственной власти или для развития человеческой системы, которая предполагает, что может обойтись без Бога.

Некоторые христиане, похоже, боятся думать. Они ошибочно принимают накопление фактов, догматических систем и правил за мышление. Они чувствуют себя неловко, сталкиваясь со сложными, неоднозначными вопросами. И они не понимают значения борьбы с великими идеями, если в итоге не всегда можно прийти к комплекту готовых ответов. В результате - сползание к посредственности в личной жизни и в мыслительной деятельности и потеря того многого, что Бог предназначил Своим чадам к радости, когда они будут идти сквозь мироздание, открывая для себя дело Его Рук. Жизнь в таком случае становится "забавой", действием без мысли.

Неразмышляющий христианин не осознает этого, но он в опасной мере погружен в окружающую его культуру. Так как его разум нетренирован и незаполнен, ему недостает способности задавать миру испытующие сложные вопросы. Проблема для современного христианина в мирском обществе состоит в том, что надо научиться задавать пророческие вопросы, прежде чем появится возможность дать ответ сориентированный на христианство.

Иногда из-за того, что нас постоянно бомбардируют огромными порциями информации, неразмышляющий христианин стремится сбежать и укрыться от всего, оставляя трудные раздумья немногочисленной элите христианских лидеров или теологам.

Гарри Блэймерс в проницательной книге под названием "Христианское мышление" спрашивает, где же христиане с умом достаточно острым, чтобы противостоять культуре, которая постепенно уходит в сторону от Бога. Он ищет людей, которые размышляют "по-христиански" о великих нравственных проблемах. У него есть опасение, которое я разделяю, что мы обманываемся, считая себя думающими людьми, в то время как мы таковыми не являемся. С язвительным упреком, обращенным к христианской общественности, он пишет:

"Христианство обессилело в сфере интеллектуальной значимости. Оно, возможно, остается носителем духовности и морального руководства на индивидуальном уровне; на общественном уровне оно не более чем выражение идеализированного духовного единения".18

Когда ум христианина притупляется, он может сделаться жертвой пропаганды нехристианской системы ценностей, проводимой людьми, которые не пренебрегали своими мыслительными способностями и просто оказались умнее нас.

Так же, как мой тренер когда-то учил меня тренировать свое тело, чтобы закончить бег на финише, так и я должен учить тому, что другим необходимо знать: ум тоже надо тренировать. Внутренний мир христианина будет слабым, беззащитным и неорганизованным, если не уделяется серьезное внимание этому участку интеллектуального роста.

Парень из Поули Преп был лучшим, чем я, бегуном, но он проиграл. Он проиграл потому, что 100 ярдов таланта недостаточно для дистанции в 440 ярдов.

Когда я однажды оценивал порядок в интеллектуальном секторе моего внутреннего мира, я, к счастью, обнаружил, что лишь немногие из моих природных дарований или лет, потраченных на обучение, останутся невостребованными; все остальное вполне годилось для того, чтобы сделать меня человеком, которого Бог мог бы использовать для работы в любом месте по Его усмотрению. Я мог продолжать расти интеллектуально, приближаясь к использованию всего своего потенциала, но не потому, что был талантлив и имел степени, а потому, что научился браться за мускулы своего ума и приводить их в хорошую форму.

Для этого мне надо было стать думающим человеком. Я должен был уметь видеть направление исторического процесса. Мне необходимо было знать, как сражаться с великими идеями человечества. И мне надо было научиться выносить независимые суждения о том, что я видел. Это был подходящий момент, чтобы я начал трудиться - упорно трудиться. Другие бегуны догоняли, а до конца дистанции было далеко. Я не хотел быть лучшим на первом повороте и проигравшим на финише из-за того, что у меня были способности, но не было выносливости.


Памятка для неорганизованного:

Мой внутренний мир будет приведен в порядок, если я постараюсь использовать всё, чему научился, для служения другим, как это делал Христос.

Глава 9

Сожаление о так и не прочитанной книге

Однажды мы с женой перебирали книги в старом книжном магазине. Каждый раз, когда нам удается отыскать какую-нибудь старую книгу, мы испытываем наслаждение. В этот раз Гейл нашла экземпляр биографии Дэниэла Уэбстера, опубликованной в 1840 году. Книга показалась интересной, и, поскольку мы оба любители биографий, она купила ее.

Обложка книги выглядела достаточно потрепанной, из чего можно было сделать вывод, что книгу много читали. Можно было предположить, что это издание высоко ценилось в библиотеке нескольких поколений семьи, жившей в Новой Англии. Может быть, книгу давали почитать другим, и она просветила дюжину разных читателей.

Ничего подобного! Начав перелистывать старую книгу, Гейл обнаружила, что в книге даже не разрезали как следует страницы и многие из них нельзя было раскрыть. Неразрезанные страницы были ясным доказательством того, что книгу никогда не читали! Снаружи она выглядела так, как будто ею постоянно пользовались. Возможно, ее действительно использовали, но не по назначению, - может быть, чтобы украсить книжную полку, или для блокировки двери, или клали на стул маленькому ребенку, чтобы ему удобнее было сидеть за обеденным столом. Вероятно, книгу использовали; но, конечно, никогда не читали.

Христианин, не развивающийся интеллектуально, похож на книгу, в которой многие страницы остаются нераскрытыми и непрочитанными. Как эта книга, он может представлять определенную ценность, но эта ценность не сравнима с той, которую он мог бы иметь, если бы предпочел обострять и развивать свой ум.

Привести себя в режим роста

Если человек решительно настраивается на использование своего ума для своего роста и развития как личности, в его внутреннем мире наступает новый порядок. Его разум - орган в значительной мере неразвитый у многих людей - оживляется для новых возможностей, когда человек приводит себя в состояние, которое я называю режимом роста.

Существуют по крайней мере три задачи в развитии интеллектуальных параметров нашего внутреннего мира. Позвольте предложить их вам в качестве плана умственного совершенствования.

ЗАДАЧА 1: УМ НАДО УЧИТЬ ДУМАТЬ ПО-ХРИСТИАНСКИ

Я осознаю эту задачу, так как вырос в христианской среде и имел все преимущества христианского воспитания с самого детства.

Думать по-христиански - значит осознавать, что мир был создан Богом и принадлежит Ему, что придется отчитываться за то, что мы делаем с Его творением, и важно всегда делать свой выбор в соответствии с законами Божьими. Библия называет это - быть управителем. Христианское мышление рассматривает все вопросы и идеи с позиции Бога, учитывая Его желание и выбирая то, что могло бы послужить к Его славе.

Человек, не имевший подобного преимущества, вероятно, не сможет так просто приобрести этот общий взгляд. Если он становится последователем Христа в зрелом возрасте, его в особенности будет беспокоить сравнение его внутреннего чутья и реакций с чутьем и реакциями более зрелых верующих. Он будет всегда чрезмерно строг к себе, постоянно спрашивая себя, продвигается ли он вперед в вопросах веры.

Для такого человека процесс мышления будет осуществляться в большей степени по обязанности, а не на основе христианской интуиции. Другими словами, реакция новообращенного христианина на проблему или возможность может быть нехристианской, и тогда ему придется отбросить ее и заменить выученным христианским откликом.

Человек, который думает в христианском ключе с детства, вероятно, обладает должными мыслительными реакциями до тех пор, пока сам не решает для себя избрать жизнь в открытом неповиновении. Но будет ли следовать за его мысленным христианским откликом христианское действие - это другой вопрос.

Я описываю эти два образа мышления, т.к. понял, что это полезно знать людям, в особенности молодым христианам, которые стремятся духовно расти. Им интересно, почему они всегда хоть на секунду, но отстают от старших христиан и, похоже, не способны их догнать. Ответ часто находится в воспитании, и это свидетельствует о большой значимости христианской семьи. Такое христианское воспитание встречается все реже и реже, поскольку мир все в большей мере становится светским и отклоняется от христианских основ.

Для новообращенного христианина развитие ума является частью развития христианской точки зрения, христианского отклика на жизнь и христианской системы ценностей в рыночном мире.

Зрелый христианин борется с проблемой иного рода. Он может обладать инстинктивными христианскими реакциями на большинство ситуаций, но его жизнь может быть не отмечена таким энтузиазмом, как у новообращенного верующего. Он просто предполагает, что христианские механизмы будут срабатывать автоматически. Но в этом кроется большая опасность. Процесс христианского мышления без регулярного подтверждения нашей приверженности Христу ведет к омертвению религии, скучной вере, недейственному свидетельству. И мы, те, кто выросли с Благой вестью Христа, должны с большой осторожностью подходить к этому вопросу и стараться избегать подобного автоматизма.

ЗАДАЧА 2: РАЗУМ НАДО НАУЧИТЬ УВИДЕТЬ И ОЦЕНИТЬ ОТКРОВЕНИЯ, КОТОРЫЕ БОГ НАПИСАЛ В ТВОРЕНИИ

"Небеса проповедуют славу Божию" (Пс. 18:1). Всё, созданное Богом, и в том числе человеческие существа, имеет главную цель - отражать славу Божью.

К сожалению, сила греха исказила некоторые аспекты творения, лишив их способности отражать эту славу. Фактически, грех впервые появляется, чтобы оставить свою печать на роде людском; затем, через мужчин и женщин, грех систематически пятнал все остальное в мире. Но там, где человек не способен внести беспорядок в этот вопрос, творение продолжает выкрикивать это откровение: "Да славится Бог-Создатель!"

Растущий ум, наполненный любовью Христа, исследует мироздание в поисках этих посланий. В силу наших духовных и физических дарований, любой из нас способен увидеть и услышать их - каждый в своей области. И мы наделены способностью брать этот материал творения и идентифицировать его, придавать ему форму, видоизменять его или другими способами использовать его к славе Божьей. Плотник работает с деревом; врач исследует тело; музыкант придает форму звукам; администратор руководит людьми; воспитатель учит молодежь; научный работник имеет дело с элементами вселенной - анализирует, вводит что-то новое и внедряет это в жизнь.

Мы развиваем свой разум для выполнения этих задач и радуемся, выполняя их ради всего того, что Бог открывает нам из глубины Своего любящего сердца.

ЗАДАЧА 3: УМ НАДО ТРЕНИРОВАТЬ, ЧТОБЫ УМЕТЬ ИЗВЛЕКАТЬ ИНФОРМАЦИЮ, НАХОДИТЬ ИДЕИ, ВНИКАТЬ В СУТЬ ВЕЩЕЙ И СЛУЖИТЬ ТЕМ САМЫМ ЛЮДЯМ СВОЕГО ОБЩЕСТВА

Совершенствование ума дает возможность мужчинам и женщинам служить поколению, в котором они живут. Я думаю о вкладе врача-миссионера Пола Брэнда, который получил заслуженное признание как хирург, восстанавливая функции конечностей, пораженных болезнью Хансена (проказой). Мы все стали духовно богаче благодаря работам К. С. Льюиса в литературе или Джона Перкинса в области расовых отношений. А есть люди, чьи имена не так хорошо известны: молодой гражданский инженер, использующий свои профессиональные знания, чтобы помочь построить гидроэлектростанцию в Эквадоре; бухгалтер, уделяющий драгоценное время, чтобы помочь потерпевшим убытки людям реорганизовать свои финансы; строитель, который идет в центр города и учит людей реконструировать и утеплять старые дома; и оператор компьютера, отдающий время на обучение детей иммигрантов. Все они используют свой разум в служении другим.

Мы развиваем свой интеллект не просто для своего личного совершенствования, мы применяем силу своего разума для работы на благо других. Я помню это, когда подгоняю себя, занимаясь чтением и сбором материалов: я накапливаю сырье, которое однажды превратится в проповедь поддержки или понимания для других. Так как мой ум развивается, он может дать возможность развиваться другим людям.

Как организовать ум, чтобы заставить его развиваться

Оглядываясь назад, на ранние годы моей жизни, я припоминаю, как однажды пришел к поразительному осознанию. Я понял, что, накапливая огромное количество сведений о многих вещах, я в действительности никогда не побуждал себя активно мыслить. Собственно говоря, я не уверен, что вообще научился любить процесс обучения.

В годы моего учения я имел тенденцию делать лишь то, что находится в пределах необходимого. "Скажи мне, что требуется, чтобы закончить этот курс, и я сделаю это", - говорил я. За редкими исключениями, я пользовался этой философией в годы учения в средней школе, в колледже и в аспирантуре. Иногда я сталкивался с преподавателем, который видел этот ограниченный взгляд и побуждал меня к более высокому мастерству. Я не перестаю спрашивать себя, почему я ценил этих преподавателей больше остальных? Потому что на самом деле было замечательно, что меня заставляли шире использовать свои возможности, вытягивали из меня нечто большее, чем посредственность.

Но когда в конце концов я закончил формальное образование, со мной не осталось никого, кто бы толкал или тянул меня, кому было нужно мое совершенство, кроме меня самого. И вскоре я понял, что мне придется взять на себя полную ответственность за мое интеллектуальное развитие. Это было время, когда я достиг интеллектуальной зрелости. Впервые я серьезно задумался о том, как научиться думать и учиться самостоятельно.

Вы хотите знать, как человек подходит к процессу интеллектуальной организации во внутреннем мире? Позвольте мне перечислить несколько путей.

МЫ РАСТЕМ, СТАНОВЯСЬ СЛУШАТЕЛЯМИ

Процесс моей интеллектуальной организации начался с того момента, когда я научился слушать. Для такого человека, как я, который любит говорить, слушать бывает трудно. Но если человек не умеет слушать, он отказывает своему уму в главном источнике информации, необходимом для роста.

Во-первых, чтобы стать слушателем, нужно научиться задавать вопросы. Я редко встречался с человеком или был в ситуации, когда нельзя было узнать ничего стоящего. Во многих случаях, чтобы начать слушать, сначала мне приходилось задавать вопросы. А этому необходимо научиться.

Правильные вопросы позволяют получить ценную для роста информацию. Я люблю спрашивать людей о их работе о том, где они познакомились со своими супругами, что они читают, что они считают главными проблемами в настоящем и в какой области их жизни, по их мнению, Бог действует наиболее активно. Ответы всегда имеют ценность.

В процессе своего становления как слушателя я пришел к выводу, что большинство людей хочет поделиться своими проблемами или просто рассказать о себе. Mногие пожилые люди редко имеют подобных слушателей, и они обычно являются неутомимыми рассказчиками. Страдающие люди, люди, испытывающие стресс и напряжение, могут многое рассказать тем, кто научился задавать правильные вопросы. И, задавая вопросы, мы не только учимся, но и способны также дать поддержку и любовь.

В особенности мы должны научиться слушать стариков и детей. Все они могут рассказать истории, которые обогащают разум и сердце. Дети упрощают вещи, часто с жестокой искренностью. Старые люди привносят в проблемы взгляд в перспективе долгих лет. Страдающие люди также помогают нам понять, что же является в действительности важным в жизни. У каждого человека можно научиться чему-либо, если только у нас есть желание сесть у их ног и в достаточной степени смирить себя, чтобы задать верные вопросы.

Во-вторых, умение слушать понадобилось мне, когда я начал посещать людей на их рабочем месте, чтобы увидеть, чем они занимаются, с кем работают, и таким образом узнать что-то об особых проблемах, с которыми они сталкиваются. Я по-новому увидел тот вклад, который окружающие меня люди вносят в мою жизнь. Я люблю спрашивать людей об их занятиях: "Скажите, что нужно, чтобы в совершенстве выполнять такую работу, как ваша? В чем заключаются главные, насущные проблемы, с которыми сталкивается человек? В какой области вы должны решать этические и моральные вопросы? Какого рода занятие наиболее утомительно для вас и вызывает уныние? Спрашиваете ли вы себя когда-нибудь о том, каким образом Бог присутствует в этой работе?"

В-третьих, нашему росту способствует умение слушать наставников. На протяжении всей моей жизни Бог окружал меня многими людьми, которые верили в меня, любили меня и старались помочь мне развить все задатки, заложенные Богом. Я благодарен родителям за то, что они научили меня слушать таких людей; многие из моих коллег отбрасывали советы и мудрость наставников и поэтому лишились ценных знаний.

В-четвертых, я считаю, что нашему росту способствует умение слушать своих критиков. И это нелегкое дело для любого из нас. Доусон Тротман, основатель "Навигаторов", владел хорошим методом, помогающим справиться с любой направленной в его сторону критикой. Неважно, какой несправедливой могла показаться критика, он всегда приносил ее Богу в молитве и говорил: "Господи, прошу, покажи мне зерно истины, скрытой в этой критике".

Конечно, может оказаться, что правды тут мало, но всегда стоит поискать и подумать. Я был благодарен, узнав секрет Доусона Тротмана. Это много раз спасало меня в неприятные минуты, когда у меня было искушение защищаться во время критики. Вместо этого я начал учиться расти с помощью моих критиков. Мне редко приходилось слышать в свой адрес критические замечания, которые в действительности не содержали в себе полезного зерна истины. Некоторые из этих зерен были слишком мелкими, но всё же они были.

Когда я мысленно перебираю наиболее важные истины, которые я положил в основу моего характера и личного развития, то с изумлением обнаруживаю, что подавляющее большинство их появилось в результате очень неприятных ситуаций, когда кто-то из любви или от злости громко упрекал или критиковал меня.

Я храню воспоминание о том случае, когда мой профессор миссиологии Денверской семинарии, д-р Рэймонд Бьюкер, подошел ко мне после специального собрания, где я читал доклад по животрепещущей для студентов тех дней моральной проблеме. В тот день я пропустил два его занятия чтобы подготовиться к докладу, и это не прошло незамеченным.

"Гордон, - сказал он, - доклад, который ты сегодня прочитал, был хорошим, но он не был значительным. Ты хотел бы знать, почему?"

Я не был уверен, что на самом деле хотел это узнать, потому что заранее почувствовал, что услышу что-то обидное, но я подавил это чувство и сказал д-ру Бьюкеру, что хотел бы услышать его оценку.

"Доклад не был значительным, - сказал он, постукивая пальцем по моей груди, - потому что вы пожертвовали заведенным порядком для того, чтобы написать его".

Болезненным для меня образом я получил один из самых важных уроков, в которых нуждался. Так как, будучи христианским лидером, в целом я распоряжаюсь временем по своему усмотрению, было бы очень легко избежать рутинных обязанностей и целиком отдаться действительно интересующим меня делам. Но жизнь, по большей части, проходит в повседневных делах, и Бьюкер был прав: мужчина или женщина, научившиеся примиряться с рутинными обязанностями, в конечном счете вносят наибольший вклад.

Но я не получил бы этого урока и не использовал бы его для своего совершенствования, по крайней мере в тот момент своей жизни, если бы не нашелся человек, готовый высказать мне упрек, и если бы я не захотел слушать и учиться.

Мы растем благодаря тому, что слушаем, активно слушаем: задавая вопросы, внимательно следя за тем, что происходит вокруг нас, отмечая хорошие или плохие последствия для людей, являющиеся результатом сделанного ими выбора.

МЫ РАСТЕМ БЛАГОДАРЯ ЧТЕНИЮ

Вторым путем нашего роста является чтение. В наш век средств массовой информации молодому поколению становится все труднее и труднее овладевать навыком чтения, и может быть, это одна из самых больших потерь нашего времени. Ничто не в состоянии заменить мудрость книг.

Павел свидетельствует о собственной потребности в чтении, когда просит Тимофея принести пергамента и книги. Даже будучи немолодым человеком, он беспокоился о своем интеллектуальном росте. Некоторые из нас по своей природе не склонны к чтению, и это занятие представляется весьма трудным для них. Но мы должны, насколько это возможно, подталкивать себя в этом направлении, чтобы приобрести привычку к систематическому чтению.

Моя жена и я - любители биографий, и едва ли в нашем доме бывает время, когда мы оба не пробираемся через два или три биографических описания. Эти книги послужили источником бесценных открытий для нашего ума.

Другие увлекаются психологией, теологией, историей или хорошей художественной литературой. Каждому из нас необходимо всегда читать хотя бы одну хорошую книгу, по возможности - больше. Когда я встречаюсь с пасторами, которые всячески стараются добиться эффективности в своей деятельности, я часто спрашиваю: "Что вы читали в последнее время?" Почти всегда можно предсказать, что если пастор изо всех сил старается избежать неудачи в своем служении, то он будет не в состоянии назвать ни одного заглавия или автора книг, прочитанных за последние дни. Если он не читает, то велика вероятность, что он остановился в своем развитии. А если он не растет, то может очень быстро скатиться к неэффективности в своем служении.

Во время кризиса с заложниками в Иране одна женщина, похоже, выделялась из остальных пятидесяти или более жертв того ужасного испытания. Кэтрин Куб стала источником воодушевления для многих людей в посольстве и здесь, в Соединенных Штатах. Когда она вернулась домой и смогла описать, что помогло ей сохранить здравый ум и силы в таких условиях, она охотно признала, что это было то, чем она занималась всю жизнь, - чтение и заучивание наизусть. В ее уме хранилось почти безграничное количество материала, из которого она черпала силу и решительность, а также и истины, помогающие успокоить других.

В моих собственных занятиях я стараюсь уделять как минимум один час в день для чтения. Я выяснил, что не следует приниматься за чтение без карандаша в руке, чтобы быть готовым отмечать наиболее яркие отрывки. Я также выработал простую систему шифра, которая позволяет мне вспомнить мысли или цитаты, которые произвели на меня впечатление, чтобы "вырезать" и сохранить их для использования в будущем.

Во время чтения я кратко записываю ключевые мысли и идеи, которые впоследствии использую в своих проповедях и статьях. Нередко возникают догадки, которые могут быть полезными кому-то из моих знакомых. Часто я делаю копию такой особой цитаты или ссылки и посылаю ее в качестве поддержки или руководства, считая это одной из своих обязанностей как священника.

Если автор производит особенное впечатление на мой ум и сердце, я стараюсь приобрести все написанное им. И еще я тщательно записываю библиографию, сноски и алфавитные указатели по темам, которые меня интересуют.

За прошедшие годы я научился спрашивать любого известного мне любителя чтения: "Что вы сейчас читаете?" Если человек может посоветовать мне полдюжины названий, я искренне благодарю его и заношу эти книги в список для чтения. Вы всегда можете определить читателей в группе людей, когда кто-нибудь упоминает особенно интересную книгу. Читатели - это те, кто сразу же достают записную книжку или карточку и записывают название и автора.

МЫ РАСТЕМ БЛАГОДАРЯ СИСТЕМАТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ

Третий путь интеллектуального роста - это систематическая учеба. Всем нам требуется разное количество времени на учебу, во многом это зависит от рода наших занятий. Проповедникам просто необходимо учиться, если они собираются делать то, к чему призваны - давать с кафедры духовную пищу.

В первые годы моего служения, когда дело интеллектуального роста еще не стало для меня потребностью, мои занятия по большей части были тем, что я называю оборонительной учебой. Под этим я подразумеваю такие занятия, когда я спешно поглощаю информацию, необходимую мне для подготовки к предстоящей проповеди или лекции. И все мои усилия сосредоточены на выполнении этой задачи.

Но позднее я открыл для себя значение так называемой наступательной учебы. Это занятия, целью которых является сбор большого количества информации и понятий, необходимых для будущей проповеди, лекции, книги или статьи. В занятиях первого рода человек ограничивается одной избранной темой. В последнем случае он исследует, ищет истину и понимание во множестве источников. Обе формы занятий, оборонительная и наступательная, необходимы в моей жизни.

Но растем мы, когда следуем дисциплине наступательных занятий. Это делается с помощью чтения, иногда очередных курсов, обогащающих наш интеллект, толчка извне, который заставляет нас учиться новому, а также изучения различных дисциплин ради чистой радости, которую мы обретаем, познавая Божий мир.

Я выяснил, что лето является идеальным временем для большой наступательной учебы, зима же - нет. Каждый раз зимой я откладываю определенные книги и программы, с которыми хочу ознакомиться, а когда летние месяцы предоставляют мне дополнительные возможности, приступаю к занятиям. Остается надеяться, что к концу лета я буду готов вступить в более тяжелые месяцы года со значительным количеством предварительных материалов в моих записных книжках для проповедей и занятий по изучению Библии, необходимых мне в течение наступающего года.

Как я раньше упоминал в этой книге, для меня лучшим временем для занятий являются ранние утренние часы. Но это становится возможным только потому, что я заранее определил для них время в своем календаре, и сделал это задолго до намеченного срока. Если я пытаюсь обмануть время, то в итоге почти всегда сожалею об этом. Это свидание, которое никогда не следует отменять.

В этом вопросе меня прекрасно поддерживает моя жена, она помогает мне не пропускать время моих занятий, это и для нее является частью роста. В первые годы нашего супружества и служения ей пришлось, так же, как и мне, понять необходимость оборонительных и наступательных занятий. Так как она была тогда еще неопытной молодой женой, то ей не приходило в голову, что меня не следует отвлекать, когда я читаю книгу или работаю за письменным столом. В конце концов, легко было предположить, что тридцать секунд для ответа на вопрос или короткий перерыв, чтобы вынести мусор, ничего не значат для меня.

Но вскоре Гейл поняла, что занятия - это тяжелый труд для меня и что перерывы часто нарушают мыслительный процесс. Осознав это, она стала не только охранять мое время от посягательств других, но и следить за тем, чтобы я продуктивно использовал его: она тактично напоминала мне о моих занятиях, если ловила меня на том, что я терял попусту время или тянул с выполнением обязательств. Ни одна из моих книг никогда не была бы написана, если бы она не была твердо убеждена в том, что мои писательские занятия были волей Божьей и что мне нужна ее поддержка, так же как и подталкивание с ее стороны.

Несколько месяцев тому назад я вел семинар для пасторов, где мы обсуждали вопросы занятий и подготовки к проповеди. Поскольку при этом присутствовало несколько супружеских пар, я сказал группе: "Может быть, кое-кто из вас думает, что когда ваш муж, или жена, читает, то они тратят свое время на второстепенные вещи, и вы, возможно, считаете себя вправе прервать их по первому побуждению. Так вот, вы должны осознать, что они в это время работают точно так же, как плотник, затачивающий в своей мастерской полотно пилы. Поэтому вы не только не должны отвлекать своего супруга, но и должны делать все от вас зависящее, чтобы не прерывать его уединения, если вы хотите, чтобы эффективность его работы возрастала".

Месяца два назад, во время другого собрания, где я выступал с докладом, ко мне подошла супружеская пара. Они держались за руки, и оба сияли. Молодой человек протянул руку и сказал: "Мы подошли поблагодарить вас за то, что вы изменили нашу жизнь".

Так как я не считаю, что могу изменять жизни очень часто, мне было любопытно узнать, что же я сделал.

Жена ответила: "Мы были на вашем семинаре несколько месяцев назад, и вы говорили нам о важности чтения и занятий как работы. Вы подчеркнули необходимость оберегать время друг друга, отведенное для этих целей. Помните?"

Да, конечно, я помнил.

"Я поняла, - продолжала она, - что, кажется, никогда не смотрела на чтение и занятия моего мужа с этой точки зрения. Я обещала Богу, что буду поступать иначе, когда мы вернемся домой..."

"...и это изменило мою жизнь, - добавил молодой пастор, - мы благодарны вам".

Чтобы занятия были продуктивными, необходимо разработать хорошую систему сбора информации по темам, так, чтобы она никогда не пропадала бесследно. Для этого потребуются некоторые материальные жертвы, чтобы приобрести хорошую справочную литературу. Но самое главное, необходима решительность и дисциплина. И результатом этого всегда будет наш рост, развитие.

И еще одно замечание по поводу необходимости учения для всех нас. Я говорил главным образом о пасторах, потому что это мой мир и потому что занятия действительно важны для пасторской работы. Но я обращаюсь ко всем христианам вообще, ко всем мужчинам и женщинам. Я осознал, что не только моя жена должна давать мне возможность заниматься, но и я должен давать возможность заниматься ей. Это взаимная дисциплина, которой мы поощряем друг друга, - каждый из нас должен заниматься развитием своего ума.

Я хочу пояснить свою мысль: мы, мужья, должны спросить себя, создаем ли и охраняем ли мы время своих жен, чтобы они могли читать и заниматься? В процессе консультаций по вопросам брака мы общаемся со множеством супружеских пар, чья проблема заключается в неравном интеллектуальном развитии. После десяти или пятнадцати лет супружества один продолжает развиваться, в то время как другой - нет. Откровенно говоря, чаще всего мы сталкиваемся с проблемой, когда жена продолжает свое интеллектуальное развитие, перешагнув за сорок лет, в то время как муж предпочитает сидеть перед телевизором. Но эта проблема может действовать в обоих направлениях.

Вы можете определить учащегося любого возраста главным образом по тому, что они любят делать записи. Много лет назад мы с Гейл выбрали определенный формат бумаги для записей и купили десятки скоросшивателей. Все наши записи помещаются в эти папки под специальными тематическими шифрами. Мы фактически никуда не ходим без бумаги, чтобы всегда быть готовыми записать мысли человека, с которым могут пересечься наши пути и который может сказать что-то важное. Никто не знает, когда он раскроет книгу или переживет событие, достойные быть записанными, чтобы потом обратиться к своим записям в будущем.

Христианин, который хочет расти, обычно делает записи во время проповедей или занятий по изучению Библии. Это один из практических путей утверждения в вере; необходимо быть внимательным, так как Бог всегда готов дать нам то, что пойдет на пользу служения. Хорошие записи - это способ сохранить постоянно приходящие к нам сведения и догадки и, следовательно, воспользоваться в наибольшей мере данными нам возможностями для роста.

Ветхозаветный книжник Ездра верил в развитие разума. "Ездра расположил сердце свое к тому, чтобы изучать закон Господень и исполнять его, и учить в Израиле закону и правде" (Езд. 7:10). Обратите внимание, в каком порядке описывается развитие внутреннего мира человека: он изучал; он исполнял то, чему учился; он делился с другими тем, что было полезным. Ездра был посредственным профессиональным студентом, затратившим намного больше времени на учебу, чем потребовалось бы любому из нас. Но он создал великий прецедент. И так как его разум и дух были наполнены, Бог подключил Ездру к гигантской задаче - вести через пустыню большую группу людей, которым предназначалась работа по восстановлению Иерусалима.

Если бы вы пришли сегодня в наш дом и взяли с полки ту старую биографию Уэбстера, вы бы обнаружили, что мы разрезали все страницы и прочли историю жизни этого великого американца. Книга выглядит всё так же ужасно потрепанной, по теперь уже по достойной причине: ее в конце концов прочитали!

Подобно этой книге, многие люди демонстрируют внешние признаки жизненных передряг. Но на самом деле большие области их внутреннего мира остаются нераскрытыми. Они внутренне дезорганизованы, потому что никогда не стремились раздвинуть границы своего разума и привести его в надлежащее состояние, чтобы уметь обращаться с информацией и современными спорными вопросами. Они не воспользовались всем тем, что Бог дал нам на земле для открытий, радости и использования.

Но если мы серьезно относимся к росту и развитию своего ума, происходит нечто прекрасное. Мы приходим к более полному пониманию Бога и становимся неизмеримо полезнее в служении другим, потому что именно так, как было задумано творение изначально, мы - с нашим обостренным разумом - тоже начинаем отражать славу Божью.

Следующая глава
Оглавление
Ко входу на сайт

Ко входу на сайт
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»