Алистер МакГрат

БОГОСЛОВСКАЯ  МЫСЛЬ   РЕФОРМАЦИИ

Оглавление

Приложение 2

[287]

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ГЛОССАРИЙ БОГОСЛОВСКИХ И ИСТОРИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ

   Стандартным богословским справочником на английском языке, который мы рекомендуем читателю, является "The Oxford Dictionary, of the Christian Church" (Оксфордский словарь христианской Церкви) (Oxford: Oxford University Press, 2nd edn revised, 1984). В 1994 г. ожидается выход третьего издания этого труда. Много полезной информации содержится в более старом справочнике: "The New Schaff-Herzog Encyclopedia of Religious Knowledge" (Новая Энциклопедия Шафф-Херцог по религиозным знаниям) (12 vols; Grand Rapids, Mich.: Baker Book House, 1957), особенно относительно споров между лютеранами и реформаторами в шестнадцатом веке. Специализированный глоссарий богословских терминов позднего средневековья содержится в кн.: Heiko A.Oberman, "The Harvest of Medieval Theology: Gabriel Biel and Late Medieval Nominalism" (Плоды средневекового богословия: Гавриил Биль и позднесредневековый номинализм) (Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1963), pp.459-76. Глоссарии терминов, касающихся доктрины оправдания, можно найти в кн. Alister E.McGrath, Iustitia Dei: A History of the Christian Docrine of Justification" (2 vols; Cambridge: Cambridge University Press, 1986), vol.1, pp.188-90.

Адиафора

Дословно "несущественные вопросы". Верования и обряды, которые реформаторы считали терпимыми, поскольку они явно не отрицались, хотя и не оговаривались отдельно в Писании. Например, одежда священника при совершении богослужения является адиафорой. Концепция адиафоры является важной, поскольку она позволяла реформаторам предпринять прагматически подходить ко многим верованиям и обрядам, избегая, таким образом, ненужной конфронтации.

Анабаптизм

Дословно  —  "перекрещение". Термин, используемый по отношению к радикальному крылу Реформации, основывающемуся на

[288]

трудах таких мыслителей, как Менно Симонc и Валтасар Губмайер. См.стр.23.

Антипелагианские писания

Писания Августина, связанные с пелагианским спором, в которых он отстаивал свои взгляды на милость и оправдание. См. "Пелагианство".

Апостольская эра

Как для гуманистов, так и для реформаторов определенный период в истории христианской Церкви, ограниченный Воскресением Иисуса Христа (ок.35 г. от Р.Х.) и смертью последнего Апостола (ок.90 г. от Р.Х.?). Гуманистические и реформационные круги считали идеи и обряды этого периода нормативными.

Августинианство

Термин используется в двух значениях.
В первом он относится к взглядам Блаженного Августина на доктрину спасения, в которых подчеркивается необходимость Божественной милости (см.стр.75-78 ¤). В этом смысле этот термин является антитезой пелагианства.
Во-вторых, он относится ко взглядам августинского ордена в Средние века, независимо от того, восходят ли эти взгляды к Августину или нет. Далее см.: David C.Steinmetz, "Luther and Staupitz: An Essay in the Intellectual Origins of the Protestant Reformation" (Лютер и Штаупиц: Очерк интеллектуальных истоков протестантской Реформации) (Durham, NC, 1980), pp.13-16.

Кальвинизм

Двусмысленный термин, используемый в двух совершенно различных значениях.
Во-первых, он относится к религиозным идеям религиозных организаций (таких, как Реформатская Церковь) и отдельных лиц (таких, как Теодор Беза), находящихся под глубоким влиянием Иоанна Кальвина.
Во-вторых, он относится к религиозным идеям самого Иоанна Кальвина. Хотя в первом значении термин употребляется значительно чаще, в последнее время все больше признается его двусмысленность. См.стр.22.

[289]

Катехизис

Популярное пособие по христианской доктрине, обычно построенное в форме вопросов и ответов, целью которого является религиозное наставление. Благодаря большому внимание, уделяемому Реформацией религиозному образованию, в то время появился ряд крупных катехизисов, среди которых наиболее значительными были Малый Катехизис Лютера (1529) и знаменитый Гейдельбергский катехизис (1563).

Христология

Раздел христианского богословия, рассматривающий личность Иисуса Христа, в частности, вопрос о взаимоотношениях Его человеческой и Божественной природы. За исключением несогласия между Лютером и Цвингли (Марбурге, 1529 г.) Христология как доктрина Троицы мало затрагивала Реформацию.

Исповедание

Хотя первоначально термин означал признание греха, в шестнадцатом веке он приобрел совершенно иное значение  —  значение документа, в котором изложены принципы веры Протестантской Церкви. Так Аугсбургское Исповедание (1530) излагает идеи раннего лютеранства, а Первое Швейцарское Исповедение (1536) излагает идеи ранней Реформатской Церкви. Термин "конфессионализм" часто используется по отношению к ужесточению религиозных отношений в конце шестнадцатого века, когда Лютеранская и реформатская Церкви были вовлечены в борьбу за власть, особенно в Германии.

Донатизм

Раскольническое движение, основанное в Северной Африке в конце четвертого века, которое подчеркивало необходимость чистоты и святости руководителей и членов Церкви. Донатизм настаивал на том, что Церковь является обществом святых, а не смешанным сообществом праведников и грешников, как это делал Августин. Донатистский спор поставил вопрос о том, как можно реформировать всю Церковь без необходимости образования раскольнических групп. Этот вопрос вновь возник в период Реформации.

[290]

Экклезиология

Раздел христианского богословия, рассматривающий теорию Церкви (от лат. "ecclesia"  —  "Церковь"). Во время Реформации спор сосредотачивался на том, можно ли считать Протестантские Церкви связанными с основным течением христианства  —  иными словами, является ли они реформированной версией христианства или чем-то совершенно новым, не имеющим никакой связи с предыдущими 1500 годами христианской истории.

Евангелический

Термин, используемый по отношению к зарождающимся реформационным движениям, особенно в Германии и Швейцарии, в 1510-х и 1520-х гг. После заседания рейхстага в Шпейере этот термин был заменен термином "протестантский".

Евангелики

Термин, часто используемый в отношении французского реформационного движения, особенно в 1520-х и 1530-х гг., опирающегося на такие фигуры, как Маргарита Наваррская и Жильом Бриконет.

Евангелизм

Термин, часто используемый в англоязычных работах для обозначения итальянского реформационного движения в 1511-1545 гг., опирающегося на такие фигуры, как Гаспаро Контарини и Реджинальд Поул.

Экзегеза

Научное толкование текста. Термин обычно употребляется в отношении Библии. Термин "библейская экзегеза", в сущности означает "процесс толкования Библии". См.стр.141-147 ¤. Особая техника, применяемая при экзегезе Писания, обычно называется "герменевтикой".

Отцы церкви

Синоним к выражению "патристические писатели".

[291]

Гермевтика

Принципы, лежащие в основе толкования или экзегезы текста, в частности, Писания. Для первая стадии Реформации характерно развитие ряда способов толкования Писания, заимствованных как из гуманизма, так и из схоластики. Цвингли первоначально пользовался герменевтической схемой, выведенной из эразмианского гуманизма. Лютер пользовался схемой, выведенной из схоластического богословия. См.стр.141-147 ¤.

Гуманизм

Неоднородное движение, связанное с европейским Ренессансом, подробно рассмотренное в гл.3. Теоретическое основание этого движения составлял не набор секулярных или секуляризирующих идей (на мысль о которых наводит современное значение слова), а новый интерес к культурным достижениям древности. Они рассматривались как важные ресурсы обновления европейской культуры и христианства в период Ренессанса. Влияние гуманизма на реформационную мысль является значительным и рассмотрено подробно на стр.57-87.

Доктрина оправдания верой

Раздел христианского богословия, рассматривающий вопрос о том, как грешник может войти в общение с Богом. См.стр.90-91 ¤. Несмотря на то, что эта доктрина имела большое значение для Мартина Лютера и его коллег по Виттенбергу, она представляла незначительный интерес для швейцарских реформаторов, таких как Цвингли. См.стр.110-112 ¤.

Литургия

Письменный текст общественных богослужений, особенно Евхаристии. Поскольку во время Реформации литургия была канонизирована, реформа литургии считалась особенно важной. См.стр.151 ¤.

Лютеранство

Религиозные идеи, связанные с Мартином Лютером и, в частности, выраженные в Малом Катехизисе (1529) и Аугсбургском Исповедании (1530). Ряд внутренних споров внутри лютеранства между сторонниками жесткой линии (т.н. "гнесио-лютеранами"

[292]

или "флацианцами") и умеренными ("филиппианцами"), произошедшие после смерти Лютера (1546), привели к своему разрешению в Формуле Согласия (1577), которая обычно считается авторитетным утверждением лютеранского богословия.

Магистерская реформация

Термин, используемый по отношению в лютеранскому и реформатскому течениям в Реформации и противопоставляющий их радикальным течениям (например, анабаптизму). См.стр.18-21.

Номинализм

В строгом значении  —  теория знания, противопоставляемая реализму. Иногда, однако, термин используется по отношению к "via moderna". См.стр.72-75 ¤.

Патристический

Определение, используемое по отношению к первым векам истории Церкви, следующим за написанием Нового Завета ("патристический период"), или к мыслителям, писавшим в течение этого периода ("патристические писатели"). С точки зрения реформаторов, этот период охватывал ок.100-451 гг. по Р.Х. (иными словами, временной отрезок между завершением Нового Завета и Халкедонским Собором). Реформаторы рассматривали новозаветный и, в меньшей степени, патристический периоды как нормативные для христианской веры и обрядов.

Пелагианство

Доктрина, согласно которой люди могут заслужить свое спасение. Делает сильный акцент на роли человеческих трудов и принижает идею Божественной милости. Является диаметрально противоположной мнению Блаженного Августина. См.стр.16-78 ¤.

Протестантство

Термин, используемый после заседания рейхстага в Шпейере (1529) для обозначения тех, кто "протестовал" против обрядов и верований Римско-Католической Церкви. До 1529 г. такие группы и отдельные лица называли себя "евангеликами".

[293]

Радикальная реформация

Термин, все чаще используемый по отношению к анабаптистскому движению,  —  иными словами, к течению, которое выходило за рамки представлений Лютера и Цвингли. См.стр.23

Таинства

С исторической точки зрения термин означает церковную службу или обряд, считавшиеся учрежденными Самим Христом. Хотя средневековое богословие и церковная практика признавали семь таких таинств, реформаторы, опираясь на собственное толкование Нового Завета, утверждали, лишь два (Крещение и Евхаристия) Вопрос о таинствах вызывал большие раздоры: реформаторы не могли договориться между собой о том, какой же на самом деле была цель таинств. Далее см.стр.149-164 ¤.

Схизма

Сознательный разрыв с единством Церкви, решительно осуждаемый авторитетными писателями ранней Церкви, такими, как Киприан и Августин. Реформаторы получили от своих оппонентов презрительное название "схизматиков". Таким образом, реформаторы оказались в затруднительном положении, поддерживая взгляды Августина на Божию милость, но не признавая его взглядов на схизму. См.стр.120-122; 164-170 ¤.

Schola augustiniana moderna

Форма средневековой схоластики, делающая особый акцент на доктрине Августина о милости и в то же время принимающая номиналистекий взгляд на вопрос об универсалиях. См.стр.81-83 ¤.

Скотизм

Схоластическая философия, положения которой обычно ассоциируются именем философа с Дунса Скота. См.стр.74 ¤.

Принцип писания

Теория, положения которой обычно ассоциируются с трудами реформатских богословов, согласно которой обряды и верования Церкви должны быть основаны на Писании. Согласно этой теории, ничто из того, что не может быть подтверждено Писанием, не

[294]

является обязательным для верующего. Этот принцип суммируется фразой "sola Sriptura" ("только Писание"). См.стр.134-139 ¤.

Септуагинта

Греческий перевод Ветхого Завета, датируемый третьим веком до Р.Х.

Нагорная проповедь

Стандартный способ указания на нравственное и пастырское учение Христа в той конкретной форме, которую оно принимает в гл.5-7 Евангелия от Матфея.

Братство

Термин, используемый по отношению к гуманистским группам, связанным со многими североевропейскими городами и университетами в конце пятнадцатого  —  начале шестнадцатого веков. Например, общество "Sodalitas Collimitiana" в Вене группировалось вокруг Георга Коллимития, a "Sodalitas Staupitziana" в Нюрнберге  —  вокруг Иоанна фон Штаупица.

Сотернология

Раздел христианского богословия, рассматривающий доктрину спасения (греч. sotera).

Томизм, "via thomae"

Схоластическая философия, или ассоциируемая с именем и трудами Фомы Аквинского. См.стр.74 ¤.

Пресуществление

Средневековая доктрина, согласно которой во время Евхаристии хлеб и вино, сохраняя свой внешний вид, преобразуются в Тело и Кровь Христа. См.стр.153 ¤.

"Turmerlebnis"

Немецкий термин, дословно означающий "опыт, пережитый в башне", часто используемый для обозначения момента озарения Лютера, когда он совершил свое богословское открытие. См.стр.96 ¤. В позднем (не совсем четком) указании Лютер упоминает, что его богословское открытие произошло в башне

[295]

августинского монастыря в Виттенберге, отсюда следует указание на "башню".

"Via antiqua"

Термин, используемый для обозначения форм схоластического богословия, например томизма или скотизма, представители которого занимали реалистскую позицию в вопросе об универсалиях. См.стр.75-78 ¤.

"Via moderna"

Термин, широко используемый в двух значениях. В первом значении он означает формы схоластического богословия, которые, в противоположность "via antique", находились на номиналистскую позицию в вопросе об универсалиях. См.стр.75-78 ¤. Во втором и более важном значении он означает форму схоластики (известную ранее как номинализм), основанную на писаниях Уильяма Окхемского и его последователей, таких, как Пьера д'Элли и Гавриил Биль. См.стр.78-81 ¤.

Вульгата

Латинский перевод Библии, в основном составленный Иеронимом, на котором, в основном, было основано средневековое богословие. Строго говоря, термин "Вульгата" описывает иеронимовский перевод Ветхого Завета (кроме Псалтири, взятой из галликанской Псалтири); апокрифических Книг (кроме Книг Премудрости Соломона, Екклесиаста, 1 и 2 Книг Маккавеев и Книги Варуха, взятых из Старой латинской версии); и весь Новый Завет. Признание ее многочисленных неточностей имело фундаментальное значение для Реформации. См.стр.126-127 ¤.

Цвинглианство

Обычно, термин используется для обозначения учения Ульриха Цвингли, однако часто употребляется по отношению к его взглядам на таинства, в частности, на "реальное присутствие" (которое для Цвингли было больше похоже на "реальное отсутствие"). См.стр.156-160 ¤.

Приложение 2

Оглавление

Ко входу на сайт

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»