<Источник: Кестонский институт <http://www.keston.org>>

24 мая 2002 года

Кестонская Служба Новостей

СПЕЦИАЛЬНЫЙ РЕПОРТАЖ КЕСТНОСКОЙ СЛУЖБЫ НОВОСТЕЙ

РОССИЯ: АНТИКАТОЛИЧЕСКИЕ НАСТРОЕНИЯ СЛАБЕЮТ?

Джералдин Фейган, Кестонская служба Новостей

«На российском фронте все спокойно», - пишет католический монах о. Вильгельм Спирито (Wilhelm Spirito) 28 апреля в своем московской дневнике. Дневник опубликован в немецкой газете "Rheinischer Merkur" 9 мая. Записи от 23 и 26 апреля в дневнике о. Вильгельма отличаются от его распоряжений, отданных по телефону, который, по все видимости, прослушивается. Католические клирики откладывают свои зарубежные поездки из опасения получить отказ на повторный въезд в Россию, как его получили епископ Ежи Мазур и о. Стефано Каприо (см. КСН от 18 и 25 апреля 2002 года). В воскресенье 28 апреля, замечает о. Вильгельм, только около 300-500 демонстрантов собралось на антикатолический митинг на центральной площади Москвы, проходивший в рамках всероссийской акции, проводимой Союзом Православных Граждан и Народной Партией Российской Федерации: «это вряд ли можно назвать большим собранием для города с населением в 12 миллионов!». Официальные цифра, приведенная милицией, говорит, что протестовавших в Москве было больше, но всё равно только 1500.

Миновала ли таким образом свой пик волна антикатолических настроений, возникшая в ответ на решение Ватикана от 11 февраля преобразовать апостольские администратуры на территории в России в епархии? Беседуя с Кестонской Службой Новостей 16 мая, Андрей Сарычев, сотрудник президентской Администрации, специализирующийся на отношениях с Католической Церковью, высказал предположение, что малое число участников протестов 28 апреля было вызвано тем, что отдельные местные инициативы в значительной степени разнятся в регионах: «Я ничего не слышал о Калининграде, например». Если бы была команда сверху или поставлена цель, пояснил он, демонстрации имели бы гораздо больший размах, подобно первомайской. (Первомайский коммунистический марш в центре Москвы, который наблюдал Кестон, заполнил основные транспортные пути почти на два километра.)

По мнению Сарычева, антикатолические протесты, прошедшие 28 апреля, не были результатом «сильного негодования», но представляли собой «естественную реакцию на неожиданное повышение статуса католических администратур до епархий, без надлежащих консультаций». Православные представляют это себе так, пояснил он, что шел постоянный диалог, встречи между обеими церквями, до тех пор, пока католики неожиданно не «стали вставлять палки в колеса». Под этим, подтвердил Сарычев, он имел ввиду способ, каким Ватикан поставил в известность Московский Патриархат о решении по поводу четырех новых епархий: в отсутствие Патриарха и митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, вскоре после того, как делегация Русской Православной Церкви встречалась с папскими представителями в Ассизи, «где ничего не было сказано».

Вероятно, отсутствие общественного резонанса антикатолических настроений не позволило Сарычеву рассуждать на тему, вернется ли епископ Ежи Мазур в ближайшем будущем в Россию: «Всё это было бы предположениями и догадками». Находясь в Польше, по просьбе прихожан епископ Мазур начал вести богослужения в католическом соборе Иркутска по телефону. Беседуя с Кестоном из Варшавы 16 мая, он повторял снова и снова, что и министерство иностранных дел Польши, и Святой Престол потребовали в полном объеме объяснить причины его выдворения из станы российскими властями, но пока не получили «никакого ответа». Все шансы его возможного возвращения, заметил епископ, находятся таким образом «в руках дипломатов».

Однако пока не видно явных улучшений в судьбах других католических клириков в России. Кестону не удалось связаться с о. Майклом Скрином (Michael Screene) в Саратове 16 мая. Католические источники в Москве сказали Кестону в тот же день, что управление юстиции Саратова 8 мая проинформировало о. Майкла, что он может продолжать работать приходским священником, предлагая ему подать незамедлительно заявление на вид на жительство. (Саратовское управление юстиции до этого предупреждало о. Майкла, что он не может служить приходским священником после 1 мая, поскольку он - иностранный гражданин – см. КСН от 26 апреля 2002 года).

Московский источник так же сказал Кестону, что магаданский католический священник, о. Майкл Шилдс (Michael Shields) возвратился в Москву 2 мая и беспрепятственно отправился в Магадан 7 мая. Магаданское управление юстиции грозилось ликвидировать приход гражданина США о. Майкла Шилдса, поскольку у него не было вида на жительство (см. КСН от 24 апреля 2002 года), но 15 мая, как сообщает московский Славянский правовой центр, Магаданский муниципальный суд постановил, что управление юстиции действовало противозаконно.

Имеются признаки того, что близок к разрешению другой местный конфликт, в который вовлечена Католическая Церковь в России. Псковские власти приостановили строительство здания католической церкви в ответ на жалобу архиепископа Псковского и Великолукского Евсевия (Саввина) (см. КСН от 25 апреля 2002 года). На встрече с псковским приходским католическим священником Кшиштофом Каролевским (Krzysztof Karolewski), согласно статье в "НГ-религии" , опубликованной 15 мая, губернатор Псковской области Евгений Михайлов признал, что строительство церкви было приостановлено по письму архиепископа Евсевия. Он так же, как сообщается, призывал о. Кшиштофа «придти к компромиссу» и уменьшить высоту запланированного шпиля церкви так, чтобы он не возвышался над православным собором города. 16 мая Андрей Сарычев сказал Кестону, что с ситуацией в Пскове «разберутся».

Однако отовсюду католические священники сообщают о своих сложностях. На вопрос Кестона, заданный 16 мая одному приходскому священнику, иностранному гражданину, о том, ощущает ли он рост антикатолических настроений, этот священник, пожелавший сохранить анонимность, ответил, что ощущает: «Никто из властей не хочет разговаривать с вами официально». И это даже при том, сказал он, что власти на юге России, где он служит, не слишком близки с православным епископом: «бюрократы по-прежнему боятся, что он может что-нибудь сказать». До образования католических епархий 11 февраля, сказал приходской священник, его отношения с областными властями улучшились, но потом приход, которому не удалось вернуть свое историческое здание церкви, поставили в известность, что у него «нет шансов» получить землю под строительство новой церкви.

Как говорит этот священник, в его области общественных протестов не было, и местный православный епископ даже сказал своим священникам «не вступать в дебаты». По его мнению, антикатолические протесты были в первую очередь инспирированы не Русской Православной Церковью, а «коммунистами, которые, вероятно, православные; в них самая большая проблема». По мнению московского католического источника, сегодняшний всплеск антикатолических настроений в России не походит «на кампанию [английской королевы шестнадцатого века] Елизаветы I, это более согласованная и последовательная политика давления со стороны православных при участии Министерства иностранных дел, и, возможно, Министерства юстиции».

Этот всплеск проявился также и в других сферах общественной жизни. 16 мая программа российского телеканала ТВЦ «Слушается дело» рассматривала дело против католицизма, возбужденное Леонидом Семеновичем, лидером Российского Союза Православных Хоругвеносцев, который охарактеризовал появление четырех католических епархий в России как «продолжение политики Ватикана по разжиганию религиозной вражды и навязыванию ценностей, чуждых русскому православному народу». И когда предложение депутата парламента Виктора Алксниса запретить деятельность четырех католических епархий (см. КСН от 26 апреля 2002 года) в конце концов, 15 мая поступило в парламент, 169 из 240 присутствовавших депутатов проголосовали «за». Но оказалось, что это меньше 226 голосов, необходимых для принятия предложения. (КОНЕЦ)

2002 (C) Кестонский институт. Все права защищены


ПЕРЕПЕЧАТКА / ЦИТИРОВАНИЕ
КСН можно перепечатывать и цитировать при условии указания источника в виде:
<Источник: Кестонский институт <http://www.keston.org>>.


ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»