на первую страницу сайта

свящ. Яков Кротов

В России в 2003 году произошла, как верно говорят, реставрация. Только это реставрация пустоты. Новый этап неразвития. Идет бег по кругу: посажен один из немногочисленных нэпманов, другие нэпманы делают вид, что их это не касается.

Толпа всерьез обсуждает, посадят ли уже давно посаженного нэпмана. Отдельные западнические детали немного затуманивают картину: накануне Нового года подчистую освободили ученого, которого чекисты обвинили в государственной измене. Освободили присяжные, суда которых он потребовал - и не ошибся. Но ведь ученый, вполне невиновный, уже два почти года отсидел, и в этом смысле чекисты победили.

Толпа всерьез обсуждает, действительно ли посаженный нэпман мог стать политэмигрантом или он сознательно стал политзаключенным. Политического в жизни нэпмана было, что он посмел в лицо президенту попросить, чтобы чиновники брали меньше взяток и раздавал по сельским школам компьютеры. По всем параметрам - российский (т.е. ухудшенный) вариант Сороса. Вернейшая опора режима - игра не в оппозицию даже, а в некое "строительство". Чтобы начальство, указав на "Московские новости", "Известия", "Открытое общество", "либеральных" православных и всех, тщательно избегающих малейшей - явной или тайной - конфронтации с властью, могло сказать: "И мы чувство имеем!" С таким же успехом отец семьи, показывая на ребенка, сооражающего из кубиков дом, может сказать: "И у меня строительный комплекс!" Не управляемую демократию построили, а управляемый эгоизм.

В духовной жизни - управляемое христианство. От прямо управляемого черносотенства Шевкунова и тонко управляемого ультра-черносотенства Лурье-Солдатова до самооскопляющихся либерального православия, католичества, протестантизма (у этих даже внятных лидеров нет, так они себя вдавили в снег) и либерально обрезанного иудаизма.

Толпа выбирала (не на выборах - в квартирах, в жизни) не между порядком и свободой. Порядок есть следствие свободы. У ребенка в комнате беспорядок настолько, насколько его давят родители. Толпа выбирала безопасность и поступала при этом очень рационально, взвешивая риски. Главную угрозу жизни и имуществу представляют не мифические террористы, которых тысяча-другая, а собственное начальство, его армия и его силовики, а это около двух-трех миллионов человек. Это они могут в любой момент отобрать у любого жители России имущество или жизнь, или и то, и другое. Отказ бунтовать, аполитичность, шизофреническое сочетание любви к любому начальству с ненавистью ко всем начальникам, - недурная самозащита. Правда, есть риск, потому что это тактический успех. А стратегически  - подмороженная Россия, как и любой лед, очень хрупка.

Выбирать не приходится - режим стоит не на согласии толпы, а на поддержке - пассивной политической и активной экономической - извне. В этом отношении Россия похожа на Израиль, целиком зависящий от поддержки Запада. Пока Западу нужна российская нефть и не нужно защищать себя от российского нравственного разврата, он будет способствовать самим своим существованием российской несвободе, чему бы он ни помогал на словах. Покупатель, придя в магазин, уже оправдывает любое поведение продавца вне магазина.


31/XII/2003 опубл. на www.krotov.info

на первую страницу сайта

РЕКЛАМА

на первую страницу

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»