на первую страницу сайта

Яков Кротов, священник

Что Кураев вступился за право коммунистов пропагандировать коммунизм (причём, резолюция ПАСЕ, на которую он накинулся, этого права вовсе нет отрицает) - это неудивительно. Кураев не только был агитатором на выборах за Сергея Глазьева, вполне коммунистического по взглядам человека. Дух Кураева - тоже коммунистический дух, дух агрессивного коллективизма, софизмов. Удивительно, как о. Георгий Митрофанов, давая с возмущением отпор Кураеву (радиопередача 27.1.2006, оп. www.razvedchik.ru), характеризует коммунизм: мол, он не тождественен нацизму, потому что уничтожал в первую очередь собственный народ. Помилуйте, что за черносотенная аргументация? Коммунисты России прежде всего попытались завоевать Польшу, потом устроили геноцид на Украине. Да и какая разница, какова была очередь? Вот это и есть коммунизм - беспредельный эгоизм, когда видят лишь собственное горе. Забывают, что человек есть существо, которое перед лицом чужого горя, особенно, если горе причинил сам, забывает про горе собственное. Значит, для Митрофанова коммунизм - какая-то инородная зараза? Но особенно аморален распространенный тезис:

"Как же может Церковь не сострадать своему народу?! Как она может не сострадать миллионам православных христиан, ставших жертвами коммунизма?! Что это? Если это всепрощение, то оно напоминает скорее буддизм, чем христианство. Безусловно христианин должен стараться, с Божьей помощью, если сможет, простить своих собственных палачей. Но христианин не имеет никакого права прощать от имени жертв их палачей".

Торжество эгоизма: коммунизм плох, оказывается, тем, что пытался уничтожить православие. О католиках или баптистах помину нет. Конечно, ещё безнравственнее отказ от всепрощения. Но и ещё традиционнее. Это - лукавство именно в том значении, в каком слово "лукавство" употреблено в "Отче наш". Отказ в прощении прикрывает трусость. Митрофанов никогда не был открытым антикоммунистом. Он-то, в отличие от Якунина, помалкивал и сотрудничал преспокойно с коммунистической системой - в разгар застоя был библиотекарем в Петербургской духовной академии, а значит - не высовывался, и очень капитально не высовывался. Он пинает лишь дохлого льва. А живого льва - ибо коммунизм в России жив, только слегка переменил терминологию - он пинать не смеет. Этот верный раб КПСС смеет критиковать европейцев за то, что они недостаточно антикоммунисты! Истерический антикоммунизм прикрывает чувство вины. Компенсация. Не нравится резолюция ПАСЕ? А сам предлагал резолюцию - и не в ПАСЕ, а в ВС? Да хотя бы на епархиальном собрании в 1985-м году встать и предложить осудить коммунизм?

Настоящий антикоммунизм иной. Вон Ален Безансон - ничего не говорит про то, что именно на православие обрушился более всего коммунизм, зато говорит по существу:

"В то время как нацизм выдвигает идеалы, предосудительные с точки зрения повседневной морали, коммунизм выставляет напоказ идеалы справедливости, равенства, свободы. Люди принимают эти слова за чистую монету, тогда как для коммунистов они означают только одно: коммунизм. Людей обманывают, выдавая омонимы за синонимы" (мой перевод его выступления в Киеве по ж-лу "Критика", №10, 2005).

Но обсуждать прямо вопросы свободы или обмана Митрофанов не умеет. Изначальный конформизм делает его, формального антикоммуниста, точно таким же как Кураев сторонником рабьего духа в современном христианстве.

Тут обнаруживается глубинное сродство всяких рабских идеологий. Когда Иван Ильин критиковал коммунизм за утрату веры в Бога, уже подразумевалось, что если коммунист уверует, то и ладушки - он будет хороший коммунист. Поэтому русское православие (и шире - русское христианство, мировое христианство) оказалось беспомощно перед коммунизмом и в его большевистской, и в его пост-большевистской ипостаси. Ненавидели коммунизм как соперника на рынке идей, а не как источник рабьего духа. Сами источали и источают тот же рабий дух, почему так легко заключали и заключают союзы с коммунизмом. А тут такая удача: Ельцин и Путин не только отказались от атеизма, от слова "коммунизм", но ещё и объявили себя верующими. Раз помогают Церкви - значит, уже не коммунисты.

Это безумие и лукавство возвращают к более важной проблеме: коммунизм есть лишь частный случай рабовладельчества, и Церковь изменяет Христу, пока предпочитает договариваться с рабовладельцем, а не говорить с рабом.

Когда Митрофанов критикует ПАСЕ, что там осудили коммунистические гонения на религию, но не подчеркнули, что большинство пострадавших - православные, - это и есть чистейший коммунизм, психология ресентимента, которая подсчитывает свой убыток, делит людей по ярлыкам.

Христианство есть всепрощение, и только прощение всех становится силой. Кто прощает избирательно, тот ещё играет в прощение. Простить коммунистов (коммунизм как идея вне досягаемости прощения или непрощения), простить - и не пускать их к власти. Не сажать в тюрьму, не сажать и в Кремль. Сели сами  - не поддерживать с ними связей, не делать вид, что коммунист, ставший православным, перестал быть коммунистом, напоминать о различии коммунизма и большевизма. Ибо патриарх Алексий (Ридигер), возможно, и не был формально коммунистом, но по духу, стилю и содержанию своего руководства он был и остался коммунистом - точнее, большевиком.


Источник: www.krotov.info, 17.II.2006

на первую страницу сайта

РЕКЛАМА

на первую страницу

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»
Дешевые цветы с доставкой в омске flowercube.ru.