на первую страницу сайта

Яков Кротов

/2.III/

Катехизация вчера вышла бурная. И это хорошо. В России церковное образование, естественно, отражает светское - а то всё построено на книжническом принципе индоктринации. Есть сумма знаний - "сокровищница веры", как выражаются католики - и тебе из этой суммы что дадут, то ты и запомни. Мирянину дают десять знаний, священнику двадцать, епископу тридцать, а все целиком только у Папы под подушкой.

Промежуточная система - в Европе: в школе действует начетничество, а высшее образование учит самостоятельному исследованию.

Разумеется, наиболее человечна система, где уже с младых ногтей не учат самостоятельности, а охраняют самостоятельность, которая в интеллекте заложена и расцветает сама. И в российских университетах учат самостоятельно искать информацию, но ведь это уже поздно. Научатся самостоятельности жёстко в рамках конформизма.

Катехизация ничем не отличима от курса духовной академии. Там и там надо не грузить человека информацией, угодной начальству, а развивать в нём тот росток свободы, который сеет Дух Божий. Ростку этому нелегко в душе, которую неверие приучило к страху, к некритичности и т.п. Человек приходит к Богу, отягощённый ложными представлениями о Боге. Он уверен, что если он уверовал в Бога, то он должен веровать и в сорокаусты, и в инквизицию, и в 95 тезисов - у каждого барона свои причуды. А Бог чудесен потому, что Он освобождает от суеверий - от всего того, что в России повелось называть "народным православием" (термин Панченко-сына) и что есть, разумеется, народное анти-православие, язычество. Как же я счастлив от того, что могу, не боясь наказаний церковной власти (я трусливый человек, но мой епископ - добрый человек), говорить в полный голос: почитание стопочек Богоматери - язычество; молитвы "неупиваемой чаше" - оскорбление Пресвятой Девы; поминальные записочки и сорокаусты - неверие в Воскресение и любовь Божию.

В несвободной Церкви есть люди, которые осмеливаются критиковать - ну, не патриарха, конечно, и не своего епархиального архиерея - но некоторые суеверия критикуют. Однако на культ мёртвых и они посягать не смеют - это основной источник дохода. Это православие не столько на царстве кесаря паразитирует - и были времена, когда обходилось без казённых дотаций - сколько на язычестве.

В Сыктывкаре долг собора за январь составил 5700 долларов, за февраль - 3500 долларов. Епископ попросил городскую власть о "разовой помощи". Вряд ли собор вмещает менее трех тысяч человек. А наши люди вполне могут в месяц по 2 доллара жертвовать, даже в Коми. Так в чём же проблема? Видимо, в том, что собор пустует. Все ушли к харизматам.

Кесарь есть кесарь. "Нет советской власти", - сколько раз я слышал это за последние 15 лет в ответ на свои инвективы. И вот Омск - репортажи о том, как там щучат водителей маршруток. Зачищают их точь в точь как Ходорковского. А еще раньше из Омска зачистили греко-католического священника Сергия Голованова, игумена Филиппа Майзерова и всех его монахов - местный епископ Иосиф Верт, по приказу не чекистов, а Папы Ратцингера. В благодарность Верта пригласили на именины Патриарха, куда Кондрусевича не приглашают аж с 1998 года. И не чекисты с гитлерюгендом меня волнуют - это всё детский сад, прозрачная наивность зла как такового. Но ведь и зачищаемые ныне не беспокоились о тех, кто зачищали ранее. Греко-католики беспокоились о греко-католичестве, не о гонениях на омских протестантов, шоферы злорадствовали, когда сажали миллиардера. Какой-то совершенно законченный, системный эгоизм лагерников - умри ты сегодня, а я завтра. Что в принципе тоже "этика", только уж очень непоследовательная, потому что когда наступает "завтра" нет смирения перед смертью своей, как было - перед чужой. А этика - когда один счёт себе и другому, всё остальное - безнравственность.

* * *
/3.III/

Борьба с сектантством, расколом, фракционностью, - всё это борьба со свободой человека жить, а не исполнять приказы. Вредоносной сектой для такой психологии является даже церковная община - неважно, "либеральная" или "черносотенная" (хотя черносотенцы классово ближе), и поэтому в Патриархии до сих пор так и нет фиксированного членства. Тут и церковный суд (который формально учредили) не поможет - ведь, чтобы в него обратиться, надо иметь какое-то доказательства того, что ты - член Церкви.

Недавно в "Живом журнале" один милый человек стал расспрашивать о "катакомбниках", я стал объяснять, и кто-то по ходу меня упрекнул: неужели нельзя без критики Московской Патриархии? А почему я не критикую, к примеру, поморцев? Потому что они никакого зла никому не причиняют, насколько знаю. А "катакомбники" и появились именно из-за зла, причинявшегося (и причиняемого) владельцами Московской Патриархии. Удивляться, почему нельзя анализировать церковную жизнь, не критикуя МП, - всё равно, что удивляться, почему люди не могут просто обсуждать военную реформу, а всё время критикуют руководство министерство обороны. Монополизировали всё, вплоть до подвалов, и удивляются, почему кто-то служит на квартире. Бьют по почкам и удивляются: "Да что ж Вы кричите? Мыслите позитивно! Мы же на Вас не кричим." Или в лучшем случае как хулиган в автобусе: сядет рядом, развалится, раздвинет колени как в гинекологическом кресле и будет сильно интересоваться: ну что, интеллигент, чего морщишься? Не можешь спокойно посидеть? Я чё, мешаю тебе?

Очень логичный результат: если в Московской Патриархии нет личного членства, то нет и личной ответственности. Все ее "члены" - условные, лишь пока не тревожат начальство. Идеи неважны - хоть либеральные, хоть нелиберальные. Важно одно - "лояльность". Это монополия ради монополии. Одна Администрация, и Администратор - пророк ея. Взамен эти "члены" получают право не отвечать за грехи начальства.

"Московская патриархия" есть религиозный аналог всего "советского". Во-первых, это монополия, мечта социализма: холодильники только одного завода или, по крайней мере, все заводы, производящие холодильники, подчиняются одному чиновнику. Во-вторых, эта монополия не для завышения цены, а для властвования. Квартира, холодильник, автомобиль - дешёвые, но владеет ими человек условно, и условие - лояльность. Если высунется - как диссидент - сразу лишится всего. В пост-советской жизни два отличия: во-первых, "советское" оставлено только социальных низов, а элита получил широкую возможность жить по-капиталистически (хотя условность собственности сохраняется и для элиты). Во-вторых, и для социальных низов товары советского качества стали намного дороже, и лишиться имущества и жизни можно просто случайно - как это произошло с десятками тысяч чеченцев и русских.

Это не означает, что продукт "Московской патриархии" - фальшивая религия. Она дешевая, даже, строго говоря, бесплатная, то есть - человек может ходить в церковь и вообще ни лепты не бросать, но будет "православный", и к таинствам допущен, а что детям оставит в наследство квартиру и тысяч двадцать долларов наличными - это его право. Церковь такая - бесплатная, но - "дарёному коню в зубы не смотрят", любая критику отвергается в принципе. Церковь настоящая (не имитация, как кричат те, кто хотел бы занять её место, но пока лишён такой возможности - карловчане, фундаменталисты и пр.), но скверного качества. Причём "скверного" - в целом. И при советской власти отдельные вещи делались великолепно - на энтузиазме работника. Поэтому и в Московской патриархии есть великолепные священники, есть святые миряне - вопреки системе, не благодаря ей. В советской системе многое делалось отлично благодаря тому, что человеку платили "настоящие деньги". Но в Церкви высокий доход не помогает, скорее наоборот - развращает.


источник: www.krotov.info, 2,3.III.06

на первую страницу сайта

РЕКЛАМА

на первую страницу

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»