=рассылка *Христианское просвещение*=

Милость и мир от Бога, Отца нашего и Господа Иисуса Христа! (Рим.1:7)

Тема выпуска:
Церковь: единство и разделенность

Автор: Яков Кротов
Опубликовано: www.krotov.info/yakov/vera/unity.html
(теперь по адресу
www.krotov.info/yakov/vera/2_veruyuschie/34_uunity.html)

> ЕДИНСТВО ЦЕРКВИ И ПРИМИРЕНИЕ ЦЕРКВИ

> Церковь едина. В течение веков христиане пытались явить это единство, закрепить его в единстве обряда, единстве культуры, стиля, единстве административном.

> Эти попытки приводили к тому, что Церковь представала разделенной на группы с разными обрядами, разными культурами, разными административными принципами. Церковь представала разделенной, а вера говорит, что она разделенной быть не может.

> Из этого противоречия выходили просто и жестоко: решали, что люди с другим обрядом, другой культурой и управлением не христиане, а лишь кажутся христианами. Их можно назвать сектантами, еретиками, раскольниками. Говорят даже, что они – язычники, которые используют христианские формы.

> Конечно, бывают люди, которые лишь используют христианские формы, но далеки от Христа, не входят в Церковь. Время, потраченное на их выискивание, украдено у молитвы, украдено у любви, украдено у миротворчества.

> Церковь едина, но члены этой единой Церкви во вражде друг с другом. Одна и та же вражда проявляется в распрях различных христианских общин друг с другом, в ссорах внутри христианских общин, в раздвоенности устремлений каждого христианина. Личная непримиренность есть самый мощный пласт разъединения, организационный раздор – вершина айсберга.

> Видимое единство Церкви необходимо, но достижимо лишь через примирение христиан. Миротворческая молитва есть содержание Церкви, смысл ее служения, и средство освобождения членов Церкви от вражды. Без молитвы единство Церкви, насколько оно явлено, остается бессодержательной формальностью. Молитва помогает единству Церкви осуществляться, становясь единством всего творения в Творце.

> Люди, которые беспокоятся о раздоре христиан, должны претворять это беспокойство в молитву.

> Искушение побуждает нас не молиться, а упрекать согрешающих против единства, равнодушных к разделениях, считающих только себя членами единой Церкви, а всех несогласных с собою и своим пониманием христианства осуждающих. Но если такие люди заботятся о спасении своей души, преодолении вражды внутри себя, они всё равно участвуют в единстве Церкви.

> О единстве Церкви молится всякий, кто молится о прощении своих грехов, о даровании благодати, об укреплении веры, о примирении единоверцев.

> Кто ощущает в себе силы, помимо этого, молиться о примирении всех верующих в Христа, тот может найти слова сам или воспользоваться молитвами, сложенными другими людьми.

 

> ЦЕРКОВЬ – ОДИН СТУЛ ИЛИ ТРИ?

> Церковь часто сравнивают с организацией, растением, даже с мебелью. Такие сравнения отражают какие-то стороны Церкви. Церковь всегда есть конкретная организация, существующая в определенной стране, имеющая определенную национальную или духовную традицию. Таких организаций в Церкви много, и можно представить себе единство Церкви как договор этих организаций о мирном сосуществовании, об ассоциации. Церковь сравнивают с деревом, у которого общий корень, но много ветвей (православие, католичество, протестантизм). При этом единство Церкви представляют как воспоминание об этом общем корне, которое должно удерживать сучья от цепляния друг ко другу. Можно сравнить Церковь с набором стульев: есть "православный стул", "католический стул", "протестантский". Тогда единство Церкви – это единство гарнитура; стулья должны вежливо разговаривать друг с другом, но уж, конечно, не надо пытаться сидеть сразу на двух стульях или, поставив три стула в ряд, спать на них.

> Вопреки всем этим сравнениям Символ веры говорит о единстве Церкви. Глубокая вера апостола Павла сравнивает Церковь с самим Христом, называет Церковь Телом Христа. Если Церковь – организация, то она – единая организация, хотя внутри нее может быть бесчисленное множество общин. Если Церковь – ветвь, то это одна ветка, и Иисус говорил о Себе как о единственной ветви (лозе), а не просто как о невидимом корне. Если Церковь – мебель, то это один стул, на котором воссоедает Христос, а не какие-то люди. Конечно, это не означает, что у такого стула нет спинки и ножек, что в нем все выполняют одинаковое служение и несут одинаковую нагрузку. "Дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же", – сказал апостол Павел (1Кор.12, 4).

> Поэтому быть членом Церкви означает прежде всего быть в Духе Божием, исполнять служение, на которое Господь избирает человека. Это можно делать, вовсе не задумываясь о догматах, о том, как организована Церковь. Служению Духа мешает одно: недостаточная любовь, проявляющаяся в агрессивности по отношению к ближнему. Дух Божий  –  и в протестантских общинах, и в Православной Церкви, и в Католической Церкви; Им жива всякая любящая душа.

Желаю всяческих успехов!  
редактор-составитель рассылки
Александр В. Поляков
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»