> Книга II: Во что верят христиане
> 1. Противоречивые понятия о Боге
> Меня попросили рассказать вам, во что верят христиане.
Я начну с рассказа о том, во что им не нужно верить. Если вы христианин,
вы не обязаны верить, что все остальные религии неверны от начала
до конца. Если вы атеист, вам приходится верить, что в основе
всех религий мира кроется одна гигантская ошибка. Если вы христианин,
вы вольны думать, что все религии, в том числе самые странные,
содержат хотя бы крупинку истины. Когда я был атеистом, я пытался
убедить себя, что человечество в большинстве своем всегда заблуждалось
в вопросе, который имеет для него наиважнейшее значение; став
христианином, я обрел способность взглянуть на вещи с более либеральной
точки зрения. Но, безусловно, христианин не сомневается, что
всюду, где христианство расходится во взглядах с другими
религиями, право оно, другие религии ошибаются. Как в арифметике:
возможен лишь один правильный ответ на задачу, все остальные
неверны; но некоторые из неверных ответов ближе к верному,
чем другие.
> Человечество делится на две основные группы: на большинство,
которое верит в какого-то Бога или богов, и на меньшинство,
которое не верит в Бога вообще. Христиане, естественно,
относятся к большинству оно в одном
лагере с древними римлянами, современными дикарями, стоиками, платониками,
индусами, мусульманами и т.п., против современного западноевропейского
материализма.
> Но есть разделение между людьми, верующими в Бога. К нему
я перехожу. Сводится оно к тому, в каких богов люди верят. И
здесь большая разница. Одни полагают, что
Бог стоит над добром и злом. Мы называем одну вещь хорошей, а
другую плохой. Но, по мнению некоторых, понятие
"хорошего и плохого" существует только с нашей, человеческой
точки зрения. Такие люди говорят: по мере того, как вы возрастаете
в мудрости, у вас все меньше и меньше желания называть что-то плохим
или хорошим; вы видите, что всё имеет и хорошие, и плохие стороны
и ничего тут нельзя изменить. Словом, они полагают, что задолго до
того, как вы подойдете к Божьей точке зрения, всякое различие между
добром и злом исчезнет без следа. Мы называем рак злом, говорят
они, потому что он убивает человека; но с таким же успехом можно назвать
злом успешную операцию ведь она убивает рак.
Всё зависит от точки зрения.
> Другое, противоположное, мнение
состоит в том, что Бог, без всяких сомнений,
добрый и праведный. Ему не безразлично, какую сторону принять.
Он любит любовь, ненавидит ненависть и хочет, чтобы мы вели себя
так, а не иначе. Первое из этих двух представлений
Бог за пределами добра и зла называется
пантеизмом. Его разделял великий прусский философ Гегель; ее
разделяют, насколько я понимаю, индусы. Противоположный взгляд на Бога
присущ иудеям, мусульманам, христианам.
> За различием между пантеизмом и христианством следует обычно
другое. Пантеисты, как правило, верят, что Бог, так сказать,
одушевляет Вселенную, как вы одушевляете свое тело; что Вселенная
и есть почти то же самое, что Бог, и поэтому если бы ее
не было, не было бы и Его, а всё, что находится во Вселенной,
часть Бога. Христианство думает совершенно иначе. Христиане считают,
что Бог задумал и создал Вселенную, как человек создает картину или
мелодию. Картина не то же самое,
что художник, и художник не умрет, если его картины уничтожить. Вы
можете сказать: "Он вложил часть самого себя в эту картину",
но, говоря так, вы лишь подразумеваете, что
вся красота и смысл зародились у него в голове. Мастерство, отразившееся
в картине, не принадлежит ей в том же смысле, в какой оно присуще
его голове и рукам.
> Я надеюсь, теперь вы видите, как одно различие между пантеизмом
и христианством неизбежно влечет за собой другое. Если вы не принимаете
всерьез различия между добром и злом, то очень легко придете к выводу,
что всё во Вселенной часть Бога. Если
же вы считаете, что некоторые дела и вещи действительно плохи,
между тем как Бог плохим быть не может, подобная точка зрения
неприемлема для вас. В таком случае вы должны верить, что Бог
и мир не одно и то же. Некоторые
вещи, наблюдаемые нами в мире, противоречат Его воле. О раке
или трущобах пантеист может сказать: "Если бы вы могли видеть
с Божьей точки зрения, вы бы поняли, что и это
Бог". Христианин ответит: "Что за мерзкая чушь!".
Ведь христианство религия воинствующая. Христианство
считает, что Бог сотворил мир пространство
и время, жар и холод, все цвета и все вкусовые ощущения, всех животных
и все растения и всё это Бог придумал,
как писатель придумывает сюжет. Но христианство, кроме того, считает:
очень многое из того, что Бог сотворил, свернуло с пути, Им предназначенного,
и Бог настаивает, очень решительно, чтобы именно мы вернули заблудшее
на правильный путь.
> Конечно, тут встает очень серьезный вопрос. Если мир действительно
сотворен добрым, справедливым Богом, почему он свернул на неправильный
путь? Много лет я просто отказывался слушать, что отвечали христиане,
потому что рассуждал так: "Что бы вы ни говорили, к каким
бы аргументам ни прибегали, не проще и не легче ли просто признать,
что мир не создан разумной силой? А может, все ваши аргументы
просто сложная попытка уйти от очевидного?"
И тут я столкнулся с другой трудностью.
> Мой аргумент против существования Бога сводился к тому,
что Вселенная мне казалась слишком жестокой и несправедливой.
Однако как пришла мне в голову сама идея справедливости и несправедливости?
Человек не станет называть линию кривой, если не имеет представления
о прямой линии. С чем сравнивал я Вселенную, когда называл ее несправедливой?
Если все на свете, от "А" до "Я", плохо и бессмысленно,
то почему я сам, частица этого "всего", так пылко возмущаюсь?
Человек чувствует себя мокрым, когда падает в воду, потому что он
не водяное животное; рыба себя мокрой не
чувствует. Я, конечно, мог бы отказать в объективной значимости
моему чувству справедливости, сказав себе, что это
лишь мое чувство. Но если бы я сделал так, рухнул бы и мой аргумент
против Бога, потому что он зиждется на том, что мир несправедлив
на самом деле, а не с моей точки зрения.
> Таким образом, сама попытка доказать, что Бога нет,
иными словами, что вся объективная реальность лишена смысла,
вынуждала меня допустить, что по крайней мере какая-то часть объективной
реальности, моя идея справедливости, смысл имеет. Следовательно, атеизм
оборачивается крайне примитивной идеей. Ведь если бы Вселенная не имела
смысла, мы бы никогда не смогли этого обнаружить; точно так, как если
бы во Вселенной не было света и, следовательно, существ с глазами,
мы бы никогда не обнаружили, что нас окружает тьма.