=рассылка *Христианское просвещение*=

Милость и мир от Бога, Отца нашего и Господа Иисуса Христа! (Рим.1:7)

Тема выпуска:
"Формула" христианства и иллюстрации к ней (1)

Предыдущая глава  —  в выпуске №1-018.


Автор: К.С.Льюис
из книги
"Просто христианство" (перев. И.Череватой п/ред. Н.Л.Трауберг)
Опубликовано: К.С.Льюис. Собрание сочинений в 8 томах. т., т. 1; стр. 62-4.

> Книга II: Во что верят христиане

> 4. Совершенный кающийся

> Итак, мы стоим перед довольно страшной альтернативой. Иисус — либо именно то, что Он о Себе говорит, либо  —  сумасшедший, маньяк или кое-кто похуже. Мне совершенно ясно, что ни сумасшедшим, ни бесом Он не был. Следовательно, сколь невероятным и ужасным это ни казалось бы, я вынужден признать, что Он — Бог. Бог сошел на оккупированную землю в образе человека.

> С какой же целью? Ради какого дела? Ну конечно, ради того, чтобы учить. Однако когда вы откроете Новый завет или любую христианскую книгу, вы обнаружите, что в них постоянно говорится о чём-то другом, а именно  —  о Его смерти и Его воскресении. Совершенно очевидно, что христианам это представляется самым важным. Они считают, что главная цель Его  на земле — пострадать и умереть.

> До того как я стал христианином, мне казалось, что христиане должны прежде всего верить в некую теорию о смысле Его смерти. Согласно ей, Бог хотел наказать людей за то, что они оставили Его и стали на сторону мятежника, но Христос добровольно вызвался понести за них наказание, чтобы Бог их простил. Должен признаться, что даже эта теория больше не кажется мне такой безнравственной и глупой, как казалась прежде. Но не в этом дело. Позднее я увидел, что ни эта, ни иная теория не выражает сути христианства.

> Сердцевина христианской веры — в том, что смерть Христа каким-то образом оправдала нас в глазах Бога и дала нам возможность начать сначала. Как это случилось, вопрос другой, тут немало соображений. Но с тем, что это верно, согласны все христиане. Я скажу вам, что я сам думаю.

> Все разумные люди знают, что, если вы устали и проголодались, хороший обед пойдет вам на пользу. Обед этот  —  не то же самое, что теория о питании, обо всех этих витаминах и протеинах. Люди ели и чувствовали себя от этого лучше задолго до появления теорий, и если теории когда-нибудь забудут, это не помешает людям по-прежнему обедать. Теории о смерти Христа  — не христианство, они лишь пытаются объяснить механизм его действия. О степени их важности не все христиане думают одинаково. Моя, англиканская, церковь не настаивает ни на одной из них. Католическая церковь идет немного дальше. Я думаю, все согласны с тем, что суть безгранично важнее, чем любое объяснение, и ни одно объяснение не может претендовать на исчерпывающую полноту. Как я сказал в предисловии, я  — рядовой верующий, а вопрос этот заводит нас слишком далеко. Я повторяю, что могу лишь изложить вам свою точку зрения.

> Согласно ей, то, что вас просят принять, — не теории. Многие из вас, без сомнения, читали работы Джинса или Эддингтона[1]. Когда они хотят объяснить атом или что-нибудь подобное, они просто дают вам описание, чтобы у вас возник некий мысленный образ. Но затем они предупреждают вас, что на самом деле этот образ  —  не то, во что действительно верят ученые, а верят они в математическую формулу. Иллюстрации даются для того, чтобы вы эту формулу поняли. Фактически они неверны в том смысле, в каком верны формулы. Они не отражают реальности,  только дают какое-то приближенное представление о ней. Их цель  —  в том, чтобы помочь вам, и если они вам не помогают, вы можете их отбросить. Самую сущность атома не передать в картинках, ее можно выразить только в математических формулах.

> То же самое и с христианством. Мы верим, что смерть Христова — та точка в человеческой истории, когда нечто, принадлежащее иному миру и не поддающееся нашему воображению, проявило себя в нашем с вами мире. Если мы не можем изобразить атомы, слагающие этот наш мир, то, уж конечно, не нарисуем в своем воображении, что же произошло во время смерти и воскресения Христа. Более того, если бы мы обнаружили, что полностью сумели всё понять, то это свидетельствовало бы, что данное событие  —  совсем не то, за что оно себя выдает, недосягаемое, нерукотворное, лежащее над природой вещей и пронизывающее эту природу, как молния.

> Вы скажете: "Какая нам польза, если мы всё равно ничего не поймем?" На этот вопрос легко ответить. Человек может съесть обед, не понимая, как организм усваивает питательные вещества. Человек может принять то, что сделал Христос, не понимая, как дело Христа работает в нём. И уж точно он не сможет даже приблизительно понять этого, пока не примет Его.

> Нам сказано, что Христос распят за нас, что Его смерть омыла наши грехи и что, умерев, Он вырвал у смерти ее "жало"[2]. Это — формула. Это  —  христианство. В это надо верить. Любые теории о том, как смерть Христа сделала всё это, с моей точки зрения,  —  вторичны; они  —  лишь чертежи и диаграммы, от которых можно без ущерба отказаться, если они нам не помогают, и, даже если помогают, их не надо путать с той сутью, которой они служат. Однако некоторые из этих теорий заслуживают того, чтобы мы их рассмотрели.


[1] Джинс, сэр Джинс Хопвуд (1877—1946)  —  английский физик и астрофизик, автор космической гипотезы. Эддингтон Артур Стэнли (1882—1944)  —  английский астрофизик.
[2] Он вырвал у смерти ее "жало"  —  ср. 1Кор.15:54-56: "… тогда сбудется слово написанное: "Поглощена смерть победою". Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?" (Ос.13:14) Жало же смерти  —  грех".

Окончание главы  —  в следующем выпуске.

 

Желаю всяческих успехов!  
редактор-составитель рассылки
Александр В. Поляков
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»
Генератор кодов
Продажа, ремонт стартеров и генераторов на все иномарки
takethecodes.com