=рассылка *Христианское просвещение*=

Милость и мир от Бога, Отца нашего и Господа Иисуса Христа! (Рим.1:7)

Тема выпуска:
Христианство во II веке

Составлено на основе рабочих материалов Я.Кротова к лекции по истории христианства во II веке (1996 г.; неопубликовано) и Хронологии II в. на сайте "Библиотека Якова Кротова": www.krotov.info/spravki/chron/0100.html.

 
Дополнительные материалы
  • 101 г. Начало (по 106 г.) - войны Рима с дакским царем Децебалом. Дакия была завоевана и превращена в римскую провинцию. В честь победы устраивались гладиаторские игры, в которых гибли и христиане (Игнатий Антиохийский, ок. 107).

Хронология II в. (Я.Кротов)

Я.Кротов. Краткая программа курса истории Церкви

Хронологическая таблица духовной истории, составленная свящ. Сергием Мансуровым

История Церкви во II в.:
 
А.Гарнак;
 М.Поснов;
 Й.Лорц;
 А.Пантелеев;
 Дж.Омэнн

Патрология:
 К.Керн;
 М.Поснов;
 И.Мейендорф;
 А.Сидоров;
 Л.Карсавин;
 Дж.Реале, Д.Антисери;
 
А.Амман  

С.Мансуров. ОЧЕРКИ ИЗ ИСТОРИИ ЦЕРКВИ. // Клин, 2002.

С.Холл. УЧЕНИЕ И ЖИЗНЬ РАННЕЙ ЦЕРКВИ // Новосибирск, 2000. Стр. 27-102.

Г.Бедуелл. ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ // М., [1996]. Стр. 54-62

Р.Скальфи. "Я С ВАМИ ДО СКОНЧАНИЯ ВЕКА" // Милан-М., 1998.

 

А.Зорич: Христианство и Империя

 

Богослужение во II в.:
 В.Алымов;
 М.Поснов;
 Х.Уайбру. ПРАВОСЛАВНАЯ ЛИТУРГИЯ. // М., [2000]. стр.30-4 (гл. 3)

 

Церковный строй:
 В.Болотов;
 М.Поснов

 


Источники по 1-й трети:
 • Послание Варнавы;
 • "Пастырь" Ерма;
 • Послания св. Игнатия Богоносца;
 • Учение 12 Апостолов ("Дидахи");
 • Мученические акты св. Игнатия Богоносца;
 • Послание Поликарпа Смирнского

Персоналии 1-й трети II в.:
 • Папий Иерапольский;
 • Ерм (Герм);
 • Симмах (переводчик ВЗ на греч. язык);
 • св. Игнатий Богоногсец

Гностицизм и христианство:
 А.Пантелеев;
 М.Поснов. ГНОСТИЦИЗМ II ВЕКА И ПОБЕДА ХРИСТИАНСКОЙ ЦЕРКВИ НАД НИМ // Брюссель, 1991 (репринт изд. 1917)

Мученики, апологеты, ересеборцы: место в истории Церкви

Всякая организация имеет внутреннюю жизнь и "внешние сношения". Подразумевается при этом, что внутренняя жизнь — основная, внешние сношения могут быть (если есть окружение), могут и отсутствовать. Внутренняя жизнь — существенная, внешняя жизнь — случайная, вторичная, необязательная.

С этой точки зрения история Церкви должна быть историей мистиков, молитвенников, аскетов, богослужения. В личной жизни христианин интересуется прежде всего тем, что имеет отношение к "молитве и посту". II век примечателен, поскольку он есть, он насыщен событиями церковной истории, хотя ничего о "внутренней жизни" Церкви в этот век неизвестно. Три громадных феномена этого века: мученики, апологеты, ересеборцы,  —  все связаны с внешней активностью Церкви, ее противостоянию гонениям, натиску государства и ересей. Однако мы явственно понимаем, что история Церкви во II в. вполне полноценна, м.б. более полноценна, чем та суета, в которую погружены мы.

Разгадка в том, что история Церкви не сводится к сумме истории членов Церкви. Внешнее и внутреннее в Церкви едины, и этим Церковь отлична от любого другого учреждения. Всякая организация понимает, что она есть одна из многих организаций мира, что ее внутренняя жизнь не может быть жизнью всего мира, всякая  —  кроме Церкви. Внутренняя жизнь Церкви по определению есть единственная подлинная жизнь, которая должна быть открыта всему миру и стать жизнью мира; только то в мире, что будет жить церковно, будет жить вечно. Поэтому в Церкви нет разделения на "первое" (молитва и пост) и "второе" (самозащита и миссионерство). Церковь могла бы обойтись без памяти о мучениках, без апологий, без обличения ересей. Большинство религий без этого превосходно обходятся. Активность Церкви в этих трех сферах скорее невыгодна для ее репутации как учреждения, Церковь кажется необычно агрессивной и фанатичной, лезущей не в свое дело (есть еретики  —  и ладно, Церкви-то какое дело?). Но тогда Церковь не была бы Церковью. Ее самое мистическое и внутреннее дело есть проповедь Евангелия всей твари, во все концы мира. Мистика, молитва, богослужение перестают быть оправданы, если они не выливаются в миссионерство. Это не означает, что в Церкви нет разделения труда и что все в ней призваны к миссии. Напротив, к миссии призвано меньшинство, но большинство без этого меньшинства  —  всё равно что спящий вулкан. Нетерпеливость, ригоризм — всё это побочные эффекты в Церкви конкретной эпохи (II в.), а суть — в том, что Церковь открывалась миру.

Гонения не факт исключительно истории Церкви. Репрессивных обществ, готовых казнить инаковерующих, было, видимо, большинство на протяжении мировой истории. (Последние 3 века в этом смысле являются скорее исключением, причем и сейчас терпимость считается нормой в меньшинстве стран, и даже там, где она считается идеалом, она далеко не всегда и не во всём реализуется.) Во II в., в частности, были репрессии против иудеев, астрологов, последователей восточных культов. Однако, хотя иудаизм, гностицизм и астрология дожили до наших дней, в них нет того почитания мучеников (и памяти о гонениях), что в Церкви.

Почитание мучеников есть следствие почитания Христа. Мученик — мартос, свидетель о Спасителе Иисусе, свидетель формальный (на суде словом) и свидетель по содержанию своего подвига (самоотречение не просто ради Христа — люди шли на смерть за всякие идеи, но самоотречение подобное самоотречению Господа). Подобие мученика Христа есть подобие не только духовное, но и плотское. Мученик может не переживать мучений душой, восхищенной к Богу (как это описано в случае Стефана), но он переживает мучения плотью. Это реальные мучения и они делают мученичество свидетелем против всех попыток свести Христа к идее, противопоставить Христа плоти и реальности мира.

Почитание мучеников было новым по сравнению с I веком. Рассказ о Стефане не подчеркивает его подобие Христу, подчеркивает его проповедь о Христе. Память о мученичестве Петра и Павла не было зафиксирована до II в. О гонении Нерона мы знаем из Тацита, автора языческого; то, что так важно для христианина XX в. (факелы из христиан и пр.) было не важно для христианина I в. О смерти Иакова Праведного рассказал лишь во II в. Егезипп. Мученических актов большинства апостолов не сохранили, легенды о них восходят к тому же II веку, почему достоверность их невелика.

Почитание мучеников соединилось с богослужением (молитвы мученикам, служение на могилах) и с иерархическим началом Церкви: письма по различным вопросам, написанные мучениками (исповедниками), пользовались особым авторитетом. "История" Евсевия есть история иерархов в первую очередь, мучеников — во вторую, борьбы с ересями  —  в-третьих.

С психологической точки зрения усиленное почитание мучеников не есть самый лучший пропагандистский ход. Умалчивание о гонениях позволило бы более уравновешенно формировать общину. Однако, возможно, именно почитание мучеников и обострённая готовность к мученичеству (сравнительно редко реализуемая) и делала раннюю Церковь отличной от современных ей религиозных организаций и подготавливала её необычную историческую судьбу. Почитание мучеников противостояло гностицизму как пренебрежению к плоти. Более того, почитание мучеников было почитанием единиц, было первой ступенью в осуществлении призыва быть личностью, быть не с толпой, а с Христом.

Не стоит доверять апологетам, которые разыгрывали тему: "Жалует царь, да не милует псарь". Отнюдь не только народ, но и императоры преследовали христиан.

Замкнутость христиан давала пищу для сплетен. Отсутствие диалога с окружающим миром (позднее преодоленная апологетами) — самоубийственно.

Мучеников всегда было меньшинство. Было 2 проблемы: с нарывающими на мученичество и с раскаявшимися отступниками.

107-111 гг.: Мученичество Игнатия Антиохийского

Он отправлен в Рим, чтобы погибнуть на арене. По описанию Диона Кассия в 106 г. в честь победы над даками игры шли 123 дня, в них погибло 10`000 гладиаторов. Игнатий прозван Христоносец (Христофор), т.к. переживал мученичество как соучастие в жертве Христа: "Я пшеница Господня, и пусть она будет размолота зубами зверей, чтобы стать мне чистым хлебом Христовым".

Сами мученики меньше всего предвидели почитание мучеников и их останков. Игнатий: "Позаботьтесь скорее, чтобы стали <звери> моим гробом и ничего не оставили от тела моего, и никого бы не затруднило мое погребение".

112-113: переписка Плиния с Траяном*

Запрос императору и его ответ, согласно которому велись последующие во II в. процессы против христиан. Следует ли наказывать лишь за имя христиан? — Нет. Следует ли прощать покаявшихся?  —  Да. Следует ли вводить государственное обвинение (розыск)? — Нет. Не принимать анонимных доносов. Непоследовательность решения Траяна: хотя быть христианином плохо, но разыскивать их не надо. Такое решение означает, что доносивший на христианина сильно рисковал: если бы христианин отрекся от Христа, донос считался бы ложным и доносчик подлежал бы суровому наказанию. Это объясняет, почему в рассказах о мучениках часто одного арестованного сопровождает толпа единоверцев, которую никто не собирается арестовывать: доноса-то не было.

  • 116 г. - Восстание иудеев в Киренаике и во вновь образованных провинциях Рима.
  • 132 г. - Начало иудейского восстания против римского владычества (по 135 г.). Восстание Бар-Кохбы. Подавлено римским полководцем Юнием Севером.

  • 140 г. - В Риме начинается проповедь гностиков Валентина и др.
  • 140-154 гг. - "Пастырь" Ермы: сочинение христианского апологета, в т.ч. критикующее Римскую церковь за обмирщение.

Апологеты

Миланский эдикт уже потому не был качественным переворотом в отношениях государства и Церкви, что и задолго до него христиане уже обращались к государству и к императору в частности как к высшему судье и в вопросах веры, поэтому к нему обращались с апологиями. Правда, апологии не ставили своей целью переубедить императора, но лишь выпросить у него защиту. Однако нигилистическое отношение к государству означает, что и о защите его просить нельзя, бессмысленно.

Апологетика в том или ином виде сохранилась всюду, а вот богословие — основное, догматическое  —  возникло лишь с XI века на Западе.

Двоякое отношение апологетов к язычеству: одни целиком отвергают языческую культуру и религию, другие считают, что они находят свое исполнение в христианстве.

Первый апологет — афинянин Кодрат (Квадрат), апология Адриану, отрывок у Евсевия.

Аристид — сохранился в сирийском переводе. Пытается использовать язык современной автору философии. Три расы — варвары, греки, евреи — и четвертая, христиане, которые только подлинно знают Бога. Новообращенный взялся за задачу не по силам себе.

Юстин — тоже новообращенный, директор школы в Риме. Апология, поданная Антонину Пию и Марку Аврелию, с Диалогом с Трифоном иудеем  —  ок. 150 г. Профессиональный философ. Его ученик Татиан.

Источники по 2-й трети:
 • "Пастырь" Ерма;
 • Апология Аристида;
 Письма Плиния младшего;
 • Мученические акты Поликарпа Смирнского, его Послание;
 • Мученические акты и творения св. Иустина Философа;
 • творения Иринея Лионского;
 • Послание к Диогнету;
 • Т.наз. "2-е послание Климента Римского в Коринф";
 • творения апологетов.

Персоналии 2-й трети II в.:
 • Иустин Мученик (его апологии);
 • гностик Валентин;
 • Егезипп (Гегезипп, Игизипп);
 • св. Поликарп Смирнский

Ересеборцы

Энергичность борьба с инаковерующими беспрецедентна. Церковь, действительно, самая "фанатичная" религиозная организация, если под фанатизмом понимать нежелание оставить окружающих в покое.

Уже с начала II в. разрыв с иудаизмом очевиден, уже христиане принимают свое особое положение как данность. Игнатий впервые употребляет термин "христианство" именно, чтобы подчеркнуть: "Не христианство уверовало в иудейство, но иудейство в христианство, в котором соединяется всякий народ, верующий в Бога".

 

Гностицизм как китчевая элитарность

У Церкви было много общего с гностицизмом и мистериальными религиями. Все они были делом личным, добровольным, тогда как древние религии (культы полисов) были делом общественным.

Гностицизм давал гарантию в спасении, поскольку орудием спасения делал не веру, а знание. Гностицизм давал уверенность, отвечая на вопрос о происхождении зла по-язычески: отрицанием веры в Единого Бога. Эзотерические (для избранных) ритуалы, система градаций посвящения в знание давали то, чего не давала Церковь: ощущение тайны, избранности. Правда, этого ощущения жаждали как раз не избранные, а масса — аристократия духа вовсе не хочет аристократичности, не озабочена элитарностью, границей между собой и прочими, сожалеет о существовании границ и непонятного, жертвует собой ради того, чтобы тайное, явленное избранным, стало общедоступным.

В борьбе с гностицизмом укреплялось внимание Церкви к собственной историчности, к конкретным епископам, через которых дошла апостольская преемственность, к выверенности текстов. Интеллектуализм в первую очередь обращал внимание не на то, точно ли воспроизведен древний текст, а соответствует ли текст истине, как она открылась интеллектуалу, данном учению. Церковные авторы делали акцент на книжничестве (преемственность и неизменность текста, его сакральность), не в противовес стремлению к Истине и возможности познать Истину лично, а в противовес отказу искать истину вместе с другими, неверию в то, что Откровение обращено ко всем.

 

Гностицизм и апокрифы: проблема авторитета

С I в. христиане относились к прошлому как к авторитету, и во II в. авторитет апостолов стоял очень высоко. На этом сразу же стали паразитировать гностики и др.: авторитет апостола якобы выше авторитета апостольских преемников, которые налицо. Отсюда огромное число апокрифов  —  Послания апостолов, Послание Варнавы, Деяния Павла, Деяния Иоанна и др. Это "паразитизм", поскольку с текстами обходились совершенно своевольно, в этом проявилось лукавство, желание укрыться за авторитетом, непредосудительное само по себе, но не у людей, которые в принципе авторитет отрицали.

В II веке гностических текстов было больше, чем христианских. (В 1945-6 гг. нашли библиотеку в Наг Хаммади, Верхний Египет, рядом с Киновией св. Пахомия Великого: 40 работ, 13 папирусов. Главная тема: как спастись, как найти истинное знание — внутреннее существо человека стремится к совершенному, но неизвестному Богу. Человек привязан к несовершенному миру. Он должен познать себя и тогда он освободится от власти зла.)

Гностики: Менандер и Саторнил (Сатурнин у Иринея) в Сирии, Антиохия. Менандр: Бог-Отец сотворил ангелов, власти, эоны высшего мира, низший мир произведен семью низшими духами, один из которых есть Бог евреев. Сириец Василид  —  Александрия и Рим. Влияние пифагорейцев, много от Павла и В.З.

 

140-154: "Пастырь" Ермы

Ерма (по фрагменту Муратория) брат Пия, Папы Римского. Критика римской церкви за поглощенность делами мира сего, богатством, амбицию. Проблема многократного покаяния — да, оно возможно, но спасение в опасности.

Источники по 3-й трети:
 • Апология Татиана;
 • Творения св. Иринея Лионского;
 • Послания о мучениках Лионских;
 • Мученические акты Аполлония и других Римских мучеников;
 • творения Тертуллиана и Климента Александрийского;
 • Изречения Секста;
 • Апокрифы.

Персоналии 3-й трети II в.:
 • Татиан;
 • Феодотион (переводчик ВЗ на греч. язык);
 • Феофил Антиохийский;
  • Минуций Феликс (его апология "Октавий");
 • Св. Ириней Лионский;
 • мученики Лионские

  • 154 г. - Поездка еп. Поликарпа Смирнского в Рим, спор с папой Аникетой о времени праздновании Пасхи (не окончен).

160-е гг.: Егезип

Автор первой (сохранившейся лишь в нескольких цитатах у Евсевия) церковной истории. Историчность христианства — черта уникальная. Повод для нее: необходимость фиксации рукоположений, но причина: откровение самим Христом увязано с личностью. Иерархизм впоследствии не раз оборачивался антиперсонализмом, но вновь и вновь его исток оказывался сильнее.

163-167: мученичество Юстина

В правление Аврелия (161-180), причем процесс вел сам префект Рима Юний Рустик. Татиан обвинял в гибели Юстина языческого философа Крескента. В 160-70 гг. также Евсевий описывает гибель трех епископов на Востоке.

  • 170 г. - Начало конфликта вокруг Монтана, Присциллы и др., - движение "нового пророчества"

170 год, ок.: послание Дионисия, еп. Коринфского

Сохранилось в отрывке у Евсевия: "Изначально есть у вас обычай всячески благодетельствовать всем братьям и посылать вспомоществование многим Церквам. Вы облегчаете положение бедняков, снабжаете посылками братьев, находящихся в рудниках".

176 г: "рескрипт" (письмо) Марка Аврелия

Презирал христиан как погруженных в мир иллюзий сектантов, фанатиков. Рескрипт не прямо против христиан, но местными властями мог быть использовать против них. Апологеты Мелитон Сардийский, Аполлинарий Иерапольский: афинянин Афенагор жалуются на ухудшение ситуации; Тертуллиан и Аполлинарий Иерапольский утверждают, что местные власти действовали вопреки какому-то благоприятному для христиан указу.

177: Суд над христианами в Галлии (Лионе) и их казнь. Лионские мученики

Погромы как выход народного недовольствия бременем войн и обнищания.

177: Апология Афинагора

Философ из Афин. Апология обращена к Марку Аврелию и Коммоду. О монотеистических тенденциях у античных философов. Доказательство существование Единого Бога может быть дано одним разумом (не существования Бога вообще, об этом речь не шла, а именно Единства Божия).

  • 190-е гг. - Папа Виктор отлучает от Церкви Феодота Кожевника за ересь "динамизма".

190-е гг.: спор о времени праздновании Пасхи между папой Виктором и христианами Азии. Послание папе Поликрата, еп. Ефесского.

Виктор хотел отлучить все христианские общины Азии, примирителем выступил Ириней Лионский, упросив не отлучать, но и высказавшись за римский обычай. Римский обычай восторжествовал, споры в IV в. уже лишь о способе исчисления, а не о том, праздновать ли Пасху в воскресенье или, по иудейскому обычаю, первоначальному в Церкви, всегда 14 нисана. (Греческий язык при нём перестал быть официальным языком Римской Церкви, им стал латинский). Примечательно, что вопрос обсуждался не только в Риме, но и в других церковных центрах на соборах (в частности, был собор Палестинских епископов).

Спор о дате Пасхе показывает особое положение римского епископа, собиравшегося отлучить малоазийские Церкви, но показывает и неопределенность этой "особости". Главное, что сам спор, столь ничтожный с точки зрения нехристиан или гностиков, есть последствие веры в историчность Воскресения, в Воскресение во плоти, и в этом смысле спор этот противостоял гностицизму: важно не количество ангелов и эонов, а важно, что Иисус Господь воскрес во плоти, а не духом только, воскрес в истории, на земле, в конкретный день.

Аргументация Поликрата показывает приверженность преданию: "Мы ничего не прибавляем, ничего не убавляем. [Святые] праздновали Пасху в четырнадцатый день (лунного месяца) по Евангелию. ... Я, братья, прожил 65 лет в Господе, пребывал в сношениях с братьями во всей вселенной, прочитал всё Священное Писание и никаких угроз не испугаюсь, ибо большие меня сказали: "Повиноваться следует больше Богу, нежели людям".

Ириней Лионский вспоминал в этой связи, остужая пыл папы Виктора, что в 154 г. "Блаженный Поликарп был при Аникете в Риме; кое в чём они слегка не ладили, но тут же заключали мир, об этом же главном вопросе и спорить не хотели; ни Аникет не мог убедить Поликарпа оставить то, что всегда соблюдали Иоанн, ученик Господа нашего, и остальные апостолы, с которыми Поликарп общался; ни Поликарп Аникеты, говорившего, что он обязан соблюдать обычай своих предшественников. Тем не менее, они пребывали в общении друг с другом; Аникет, из уважения, конечно, предоставлял Поликарпу совершать в его Церкви Евхаристию, и они расстались в мире друг с другом и в мире со всей Церковью соблюдавших и несоблюдавших".

Ориентация на предшественников противостояла гностическому равнодушию к историчности Христа и обращенности Откровения разом к личности и к общине. Когда верность преданию из средства противостояния ереси, средство миссии, превращалась во внутреннее средство, средство утверждения себя перед иной традицией, иным преданием, начиналась лихорадка, длящаяся по сей день во многих общинах.

Игнатий Антиохийский писал, адресуясь к неверующим: "Иные говорят: если не найду в архивах, не поверю. Мои архивы — это Христос. Мои непреложные архивы — Его крест, смерть, Его воскресение и вера через Него". Вера не рождается из предания, из архива. Однако, вера рождает предание и рождает архив, причем архив многообразный, рождает проблему единства в вере в Бога и доверии к людям.

 

Обратите внимание, что редактор-составитель рассылки не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке используются. Автор текста указывается перед текстом.

Желаю всяческих успехов!  
редактор-составитель рассылки
Александр В. Поляков
<= предш. вып. темы
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»
Недорогие контактные линзы москва и область.