=рассылка *Христианское просвещение*=

Милость и мир от Бога, Отца нашего и Господа Иисуса Христа! (Рим.1:7)

Тема выпуска:
Ответы на вопросы: грубость Иисуса

 

c> Здравствуйте, Александр!

c> 25 Ибо услышала о Нем женщина, у которой дочь одержима была
c> нечистым духом, и, придя, припала к ногам Его; 26 а женщина та была
c> язычница, родом сирофиникиянка; и просила Его, чтобы изгнал беса
c> из ее дочери. 27 Но Иисус сказал ей: дай прежде насытиться детям,
c> ибо нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам. 28 Она же сказала
c> Ему в ответ: так, Господи; но и псы под столом едят крохи у детей.
c> 29 И сказал ей: за это слово, пойди; бес вышел из твоей дочери.
c> 30 И, придя в свой дом, она нашла, что бес вышел и дочь лежит
c> на постели.
                                                    <От Марка, гл. 7>

c> Объясните, пожалуйста, вот эти стихи. Ведь Господь милостивый,
c> почему Он других людей назвал псами? Ведь судя по Евангелию Господь
c> везде жалеет людей. Я читал взгляд Якова Кротова на это место.
c> Он пишет, что в греческом оригинале слово псы, можно переводить
c> как <...> щеночки. Господь не ругает, а шутит, и женщина
c> откликается на шутку. Насколько возможно так смотреть на это место
c> и если другие разъяснения?

c> За раннее благодарен. Сергей.


Начну   с  того, что "взгляд Якова Кротова", выраженный в его заметках
"к  Евангелию"  (а  в  данном  случае  имеется  в виду, думаю, заметка
www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/_15_21.html, к Мф.15:21) - это скорее
"мысли  вслух",  чем  "взгляд"  в том смысле, в каком это слово обычно
используют,    т.е.  не  выверенная и тщательно продуманная позиция...
И заметки эти иногда редактируются, подправляются... Так и в указанной
заметке     появилась     ссылка     на     другую,     к     Мф.15:26
(www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/_15_26.html),   где,   в  частности,
говорится:

Кр.> Вот  я  когда-то повторял за исследователями,   что Иисус  сказал
Кр.> не "псы", а "щенки", и что это ласкательно и лучше.
Кр.> А   В.Кузнецова   ()   подчеркивает:   собаками  называли  именно
Кр.> язычников,  и  было  это оскорбление (в Мф.7,6. "собаки", видимо,
Кр.> язычники; Рим.9,4). <...>

Давайте  обратимся к самому комментарию В.Н.Кузнецовой - на мой взгляд
лучшему из доступных на сегодня комментариев на русском языке. Вот что
она пишет об этом отрывке:

К.> Ст. 27   –  Ответ Иисуса звучит очень резко,  почти оскорбительно.
К.> Его  миссия обращена к  детям  Божьим – так назывались израильтяне
К.> (см.   Ис.1.2;  Иер.31.9;  Ос.11.1;  Рим.9.4).   Собаками   жители
К.> Израиля   обычно   называли   язычников,  что  считалось  страшным
К.> оскорблением.  Некоторые  толкователи,  не допускающие даже мысли,
К.> что  Господь  мог  разговаривать с кем-то резко, пытались смягчить
К.> смысл  Его  слов. Так как в оригинале слово  "собаки"  употреблено
К.> с  уменьшительным  суффиксом,   в словах Иисуса видели мягкий юмор
К.> и  добрую  улыбку.  Но,  во-первых,  в  Палестине  собаки  не были
К.> домашними  животными, они считались нечистыми, потому что находили
К.> себе  пищу  на  свалках.  Сторожевых  собак тоже не пускали в дом.
К.> Вообще,  читая этот диалог,  необходимо помнить о разном отношении
К.> к  собакам в еврейской и языческой культуре:   язычники пускали их
К.> в  дом,    а   евреи    –   нет.   Во-вторых,   употребление  слов
К.> с  уменьшительным  суффиксом,  но  без уменьшительно-ласкательного
К.> значения характерно для разговорной речи.

К.> Кроме   того,   в   Евангелиях   есть   несколько   других   мест,
К.> недвусмысленно  свидетельствующих  о  том, что первоначально Иисус
К.> обращался  только  к  народу  Израиля:  "Избегайте дорог,  ведущих
К.> к язычникам, и в самарянский город не заходите. Идите прежде всего
К.> к  потерянным овцам народа Израиля" (Мф.10.5-6). Слова "Не давайте
К.> собакам святыни" (Мф.7.6) также, вероятно, имеют в виду язычников.

К.> Иисус  подтверждает  богоизбранность Израиля (ср. Рим.1.16; 15.8).
К.> Сначала  евреи,  дети  Божьи. Слово  "сначала"  несколько смягчает
К.> резкость  слов  Иисуса,  потому  что  предполагает,  что в будущем
К.> язычники тоже будут включены в народ Божий (ср. Рим.1.16; 15.8-9).
К.> Именно  в  такой  последовательности будет проходить миссионерская
К.> деятельность  первых христиан (см. Деяния апостолов), так поступал
К.> и апостол Павел.

К.> Ст.  28  –  Смиренный  ответ женщины показывает, что она принимает
К.> Божью волю как данность и признает приоритет детей Божьих, сама же
К.> просит  лишь  о  крошках. Она обращается к Иисусу, вежливо называя
К.> Его   "Господином",   но  в данном контексте это слово может иметь
К.> более  глубокое  значение "Господь". Она ничего не требует, а лишь
К.> смиренно молит.

К.> Ст.  29 –  Иисус похвалил ее ответ:  за ее слова ей будет дано то,
К.> о  чём  она  просила.  "Эта история рассказана не из-за того,  как
К.> она  началась,  а  из-за  того,  как закончилась".{} Матфей в этом
К.> месте говорит  о великой вере язычницы (15.28).   И действительно,
К.> ее  вера  велика,  она  сумела преодолеть этнические и религиозные
К.> преграды.    Ее  поведение  в  чём-то  напоминает  поведение вдовы
К.> в притче о неправедном судье (Лк.18.2-8).



Лучше   понять   смысл   эпизода   сирофиникянкой  помогает  проповедь
свящ.  Александра  Меня,  которую  можно  было  бы  озаглавить "Почему
Господь молчит?" Привожу ее в сокращении.

М.> Почему  Господь  ее так испытывал?  Конечно,  мы не можем за Него
М.> дать  ответ.  Тайна  мыслей  Христовых  от  нас сокрыта. Мы только
М.> знаем,    что   никому Он никогда не отказывал.  И даже язычникам:
М.> был  сотник в Капернауме, римлянин, – Он ему не отказал. Напротив,
М.> тут же одобрил этого человека, сказав, что и в Израиле Он не нашел
М.> такой веры, и исцелил его слугу.

М.> А  этой женщине долго не отвечал. Казалось бы, она должна была уже
М.> перестать кричать вслед Ему. <..> мы знаем, что жители этой страны
М.> были   не   простыми   язычниками.    Из  всех   видов   язычества
М.> там   практиковалось   самое   страшное:    с  убийствами   детей,
М.> с  развратом,  который  совершался  в храмах, и со многими другими
М.> страшными  вещами,    о которых  Священное  Писание  нам  говорит,
М.> как о последнем пределе нечистоты и злочестия.

М.> И  вот   Господь  отказывает  этой  язычнице  в Своем  милосердии.
М.> Но  не  потому,  что  Он  немилосердный!  А  потому  что Он должен
М.> пробудить  в  человеке  чувство   своего   недостоинства.    Когда
М.> она  признала,  что  принадлежит  к  людям  недостойным и всё-таки
М.> продолжала   умолять  о  снисхождении.   Он  увидел,   что  вместе
М.> с  нечестием,  воспринятым  ею  от  своих  предков, в душе ее жила
М.> глубокая вера. И тогда молчание Христа было нарушено.

М.> Этот  случай   в жизни  Господа  приводит  нас  с вами  к событиям
М.> нашей  собственной  жизни.  Тайна  молчания Божия, когда мы к Нему
М.> взываем,  скорбь  человека,  который  простирает  руки  и которому
М.> кажется,  что  Небеса его не слышат. "Боже мой, Боже мой, для чего
М.> Ты  меня оставил?"  –  вопиет псалмопевец.  Ведь Господь,  умирая,
М.> Сам повторял эти скорбные слова.

М.> Кто из вас читает псалмы и любит их, знает, как много там подобных
М.> слов  и тяжких вздохов души. Стучимся, зовем – "Из глубины воззвах
М.> к  Тебе, Господи!" Из глубины, из бездны, из ямы,  из пр`опасти...
М.> а   Небеса   молчат    –   Почему  молчат?   Почему не отзываются,
М.> когда  приходят  болезнь и смерть,   когда царят на земле неправда
М.> и  несправедливость?  Когда  люди,  лишенные  веры, или пытающиеся
М.> поколебать  ее,  говорят  нам:   "Смотр`ите,  сколько зла творится
М.> на земле, и Бог ваш не слышит, и Бог ваш не откликается!"

М.> Да,  так  бывает...  Очень часто может казаться людям, что Господь
М.> безмолвствует.  И  вот  молчание  Христа,  к  которому  обратилась
М.> женщина-хананеянка,  наводит  нас  на  мысль  о  том,  что  в этом
М.> безмолвии  есть  смысл.  Конечно,  мы  не можем проникнуть в тайну
М.> Божию.  Очень часто,  когда нам кажется,  что Господь не отвечает,
М.> Он   ждет   чего-то   от  нас.  Он ждет от нас,  чтобы мы признали
М.> свое  недостоинство,  чтобы  мы ощутили смирение перед Ним. Потому
М.> что  мы часто от Него требуем, и требуем с уверенностью, как будто
М.> Он  обязан нам дать, обязан откликнуться на каждую просьбу, иногда
М.> и безумную.

М.> <...>  я  вам  как-то  рассказывал  о  монахе,    который   просил
М.> за  человека, за бедного, но странноприимного, радушного человека,
М.> просил,   чтобы   Господь   послал  ему  богатство.  И  когда  тот
М.> действительно  разбогател,  он  перестал  быть отзывчивым, но стал
М.> замкнутым,    гордым,    черствым  и  жадным.   Часто мы не знаем,
М.> чего хотим и просим совсем не того, что нам нужно. Иной раз бывает
М.> так, что Господь дает нам пожать плоды собственных грехов.

М.> <....>

М.> Отступают  от Бога,  не только в уме своем и в сердце своем,  но и
М.> в делах своих. Мы знаем множество людей и в прошлом и в настоящем,
М.> которые,  казалось  бы,  живут  с  Богом,  считают  себя верующими
М.> людьми,  но  в  сердце не имеют веры настоящей. Вера им нужна лишь
М.> для того,   чтобы быть спокойными и выпрашивать у Господа здоровья
М.> и  даров,  а по делам Божиим они поступать не желают. Живут совсем
М.> не  так,  как  Он  нам  заповедал.  Значит, они напрасно носят имя
М.> христианина или христианки.

М.> Итак,  то,  что  мы  сеем,  то и пожинаем. Иногда приходят моменты
М.> искушений    в  жизни,    темных   мыслей,    колебаний   совести,
М.> когда  действительно  мы сто`им на краю обрыва. Вот один подвижник
М.> взывал  когда-то:   "Господи,   когда  я  был в великом искушении,
М.> где  Ты  был?"  И  Господь  ответил  ему:   "Я смотрел,  Я взирал,
М.> Я   присутствовал   тут   невидимо.  Тебе казалось,  что Меня нет,
М.> но  Я смотрел на твое борение,  на твое усилие,  на твою ревность,
М.> на твою скорбь. Я видел, что ты это хочешь победить".

М.> Нам  кажется, что Его нет рядом с нами, но Он всегда рядом с нами.
М.> Он помогает нам незримо. Иногда, когда нам кажется, что Он молчит,
М.> это  не  Он  от  нас  отгородился,  а  мы  от  Него  отгородились.
М.> Отгородились   своим  ропотом,   претензиями,   безумными  словами
М.> и  мыслями.  Иные люди рассуждают так:  "Как же так,  я,  Господи,
М.> Тебе служу и свечки ставлю, а болезнь меня не оставляет?"

М.> Если  бы так было, что каждый человек, который приходит и молится,
М.> освобождался  от всех бед,  освобождался от всех болезней,  кто бы
М.> мы  были  тогда?   Мы  были бы купленные за плату,  которые пришли
М.> к  Богу  не  потому, что возлюбили Христа и заповедь Его, а потому
М.> что  хотим  получить  здоровье  и успех.   Приходили бы с корыстью
М.> в  сердце.  И  кому бы это было нужно? Нужна была бы Господу такая
М.> вера?  Ведь Он потому и пришел на землю в уничиженном виде. Пришел
М.> и показал Себя Мужем Скорбей для того, чтобы люди не бежали за Ним
М.> ради земной славы.

М.> <....>

М.> Он  умален ради нас. Он страдает вместе с нами. Когда нам кажется,
М.> что  в  нашей  скорби  мы  одни,  посмотрите на Распятие, на Крест
М.> Христов.  Молча  Он  состраждет  вместе  с нами. Молча несет м`уку
М.> нашу,  грех наш,  тяготы наши на Своих плечах.  Таков наш Господь.
М.> И  поэтому,  если  мы  с  вами  отдали  Ему  свое сердце, не будем
М.> соблазняться  и  колебаться,  не  будем думать, что Небеса молчат.
М.> Когда  нам  кажется,  что они молчат, взор Божий прикован к каждой
М.> душе,  к  каждой судьбе. Он ждет.  Он вопрошает.  Он благословляет
М.> и Он спасает нас всех! Аминь.
                      [ www.krotov.info/library/13_m/myen/04/00137.html ]


Вот еще мысли, которые могут помочь в понимании этого эпизода.

БЦ> Когда мы читаем в Евангелии, что эта женщина была сирофиникиянкой,
БЦ> то  это  не означает, что она была 'второго сорта', или не из того
БЦ> происхождения,  или еще чем-то не угодила Иисусу. Мы знаем (читали
БЦ> в  Евангелии  и  просто чувствуем сердцем), что Иисус всегда готов
БЦ> помочь  и исцелить и бедных, и грешных, и отверженных. Дело в том,
БЦ> что  она  -  самая  настоящая  язычница, то есть верит в языческих
БЦ> богов, поклоняется им и приносит им жертвы. Именно поэтому Господь
БЦ> подвергает  ее  такому  испытанию  веры  -  чтобы  помочь ей самой
БЦ> понять,  почему  она  обращается  за  помощью к Нему, а не к своим
БЦ> богам.   Здесь   как   бы   проводится   черта   между  языческими
БЦ> представлениями  человека  и  обращением  к  Иисусу,  то  есть   -
БЦ> молитвой.   Молитва  ко  Христу (и к Отцу во Христе)  несовместима
БЦ> с  язычеством,  а  язычество  -  это  не обязательно вера в других
БЦ> богов,  но  и  вполне  обычная  для христиан надежда не на Единого
БЦ> Бога,   а  на  что-либо  другое:  на деньги,  на свои способности,
БЦ> <...> на 'авось' и пр. Язычество - это когда мы живем не для Бога,
БЦ> а  для кого-то еще (например, для себя). Если же мы, будучи такими
БЦ> язычниками,   захотим  что-нибудь  попросить у Христа,  обратиться
БЦ> к   Нему   в   молитве,   нам   будет  необходимо  вместе  с  этой
БЦ> женщиной-хананеянкой  пройти  через  полную переоценку своей веры,
БЦ> понять, почему же мы обратились ко Христу, а не к своим идолам...
                            [ www.bible-center.ru/note/20010917/odp5 ]
		

Дополнительные материалы по теме:
• "Мысли вслух" на сайте "Библия-Центр":
   bible-center.ru/note/20050119/odp1; bible-center.ru/note/20040212/cath; bible-center.ru/note/20020210/orth;
• Яков Кротов: Иисус и язычница. Ходатайство святых
   messia.info/rasylka/004/688.htm
• Он же: Признание себя нечистым - высшая чистота
   krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/_15_27.html

 
Желаю всяческих успехов!  
редактор-составитель рассылки
Александр В. Поляков
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»