=рассылка *Христианское просвещение*=

Милость и мир от Бога, Отца нашего и Господа Иисуса Христа! (Рим.1:7)

Тема выпуска:
Святые: Амвросий Медиоланский

Составлено по материалам:
1) Иоанн Мейендорф. ВВЕДЕНИЕ В СВЯТООТЕЧЕСКОЕ БОГОСЛОВИЕ / Глава 7. Латинские отцы Церкви. / Святитель Амвросий Медиоланский www.krotov.info/library/m/meyendrf/patr_17.html#22
2) А.Амман. ПУТЬ ОТЦОВ. КРАТКОЕ ВВЕДЕНИЕ В ПАТРИСТИКУ / АМВРОСИЙ МЕДИОЛАНСКИЙ www.krotov.info/history/04/kern/page20.htm

 

Святой Амвросий родился в 333 г. в знатной христианской семье. Его отец был префектом Галлии. Амвросий получил аристократическое воспитание и пошел по стопам отца: в тридцать лет он занял первый пост в  Милане (Медиолане, тогда столице)  –  пост префекта... Молодой префект своей честностью и обязательностью завоевал единодушную поддержку горожан.

Как и многие его современники, он откладывал свое крещение. Он вынужден был креститься лишь когда совершенно неожиданно был избран епископом.

В 374 году на выборах епископа Милана народное собрание никак не могло найти подходящего кандидата: подходила к концу арианская смута, и выборы епископа были делом щекотливым. Ждали столкновения ариан и православных. Амвросий присутствовал по долгу службы, чтобы пресекать раздоры, права голоса не имел, ведь он был лишь оглашенным. В этот момент всеобщего затруднения, согласно легендн, какой-то ребенок закричал: "Пусть Амвросий будет епископом!" Народ увидел в этом знамение свыше, и новый кандидат был единогласно одобрен. Избрание пришлось Амвросию не по вкусу, оно не соответствовало его планам. Он протестовал, говорил, что он лишь оглашенный... Но всё было бесполезно, пришлось подчиниться. Он принял крещение и восемью днями позже, вероятно, 7 декабря 374 г., пройдя все промежуточные стадии, Амвросий был рукоположен во епископа.

С прилежанием, ставшем его второй натурой, Амвросий осваивал новые обязанности. Он принял должность епископа как решительную перемену всей жизни. Он раздает имущество нуждающимся, его жизнь заполняется бдениями и постами. Амвросий страстно читает Писание, изучает Отцов, а также Филона и Плотина.

В тот период, несмотря на расстояние и на культурно-языковые преграды, церковное единство между Востоком и Западом было живой реальностью. Так, в одной из своих проповедей в 381 году Амвросий приводит цитату из проповеди Григория Назианзина, сказанную в Константинополе. Но в своем понимании Церкви Амвросий не всегда походил на своих восточных коллег. В этом отношении он так и остался римским государственным деятелем. Он считал, что христианство должно насаждаться в Империи в законодательном порядке и что это законодательство должно быть строгим.

Амвросий очень быстро прекрасно усвоил богословие, и стал знаменитым проповедником. Его проповеди привлекали толпы. Они произвели неизгладимое впечатление на молодого Августина.

В 380 году он употребил всё свое влияние на императора Запада Грациана, чтобы, несмотря на протесты языческой части аристократии, из зала римского сената была убрана статуя Победы. В тогдашнем Риме к христианству относились как к прогрессивной религии, а язычество, которого всё еще придерживались многие, ассоциировалось с ретроградством, символом которого и оказалась статуя Победы. Тщетно пытался сенатор Симмах в красноречивой, свидетельствующей о широте взглядов, речи защищать язычество и связанную с ним романтическую приверженность античным ценностям. В пылком ответном письме императору Амвросий резко протестует и призывает к полному прекращению всякой поддержки язычества.

В 388 году в Осроэне, в Месопотамии, христиане разрушили еврейскую синагогу. Император Феодосий распорядился возместить убытки за счет местной христианской церкви. Это вызвало негодование Амвросия. В гневном письме он упрекал Феодосия в покровительстве евреям: конечно, не стоило христианам разрушать синагогу, но раз уж это произошло – не по Господней ли воле? – не следует унижать истинную веру!

Об энтузиазме Амвросия в борьбе с ересью свидетельствует следующий случай. В римской армии служили наемники-готы, которые были арианами. Арианская императрица Юстина стала хлопотать за них перед Амвросием, чтобы он уступил им для богослужения базилику. Амвросий наотрез отказался. Он заявил, что собственность Бога не подлежит распоряжениям императора, что "в вопросах веры подобает епископам судить императоров, а не наоборот" и что "во-первых, императоры должны подчиняться своим собственным законам, а, во-вторых, закон Бога выше любого императорского закона".

В своем утверждении христианства Амвросий неизменно проявлял твердость и мужество. Когда в Фессалониках произошло народное восстание из-за повышения налогов, Феодосий в гневе сжег город, было убито около семи тысяч человек. Когда после этого он прибыл в Милан, Амвросий, согласно легенде, закрыл перед ним дверь в церковь. В действительности всё произошло не так эффектно. Предупреждая приезд Феодосия, Амвросий написал ему письмо, в котором подробно объяснял необходимость его покаяния, поскольку император, как и всякий человек, принадлежит Церкви. В результате Амвросию не представился случай выставить Феодосия из церкви: тот прибыл в Милан кающимся грешником. Этот эпизод служит еще одним примером того, как Амвросий отстаивал превосходство Церкви над светской властью. (Пятью годами позже Амвросий произнес погребальное слово императору. Сам он пережил его лишь на два года.)

Амвросий  –  прежде всего пастырь, отец верующих. Недаром Августин запомнил его "окруженным толпой бедняков, и нелегко было к нему пробиться".

Почти все его писания  –  записи или конспекты проповедей. Его догматические и аскетические трактаты  –  приложения к тем же проповедям. Миланский епископ шел целиком от Писания. Он и начал с евангельских проповедей, обратившись поначалу к Евангелию от Луки, которое, очевидно, представлялось ему наименее трудным для истолкования. Его толкования дошли до нас, это самые пространные его произведения. Толкование Писания и богословские опыты Амвросия отмечены глубоким влиянием Оригена, которого он, кстати, пытался переводить. Подобно богословам Александрийской школы, Амвросий  хотел проникнуть за буквальный смысл и обрести смысл духовный, скрытый за буквой.

В писаниях Амвросия  немало достоинств, но философское и богословское образование его было недостаточным, не было у него ни силы богословской мысли, ни творческого воображения, какими прославился его ученик Августин. Писал он наскоро, затертыми фразами… Он был слишком занят своими пастырскими делами, чтобы оттачивать слог и создавать образцовое произведение изящной словесности.

Многие писания Амвросия  родились в процессе подготовки оглашенных. Посвящение в таинства христианской веры, подготовка к крещению занимали важное место в жизни епископа. Он изъяснял оглашенным таинства и литургию на примерах из Библии; растолковывал обряды крещения и богослужения. Сохранилось по две версии его огласительных проповедей "О таинствах" и "Об обрядах": тщательно отредактированная и  –  скорописная. При сравнении можно и обнаружить интонации живой речи, и увидеть, что святитель умел работать над словом.

Книга "О таинствах" – одно из четырех собраний катехизических бесед, написанных в IV веке знаменитыми епископами – святыми Амвросием, Златоустом, Кириллом Иерусалимским и Феодором Мопсуэстийским, жившими в разных концах империи. При сравнении этих сочинений поражает удивительное единство традиции. У четырех авторов описывается одинаковая структура обряда: троекратное погружение, троекратное исповедание веры, помазание елеем до погружения и после него. Обряд крещения понимается как смерть, упраздняющая всю прежнюю жизнь, и воскресение вместе со Христом к новой жизни в Нём. Вступление в эту новую жизнь знаменуется первым причастием.

Проповеди Амвросия были частью его литургического действа. Епископ привлекал верующих к участию в богослужении и ввел в обычай народные песнопения. Он обновил в Милане исполнение псалмов по антиохийскому примеру. Он сам писал гимны и клал их на мелодии, вдохновленные греческими песнопениями. Попеременное (антифонное) пение вскоре широко распространилось в Церкви.

В писаниях Амвросия основное внимание уделено вопросам этическим. Он не вдается в метафизические тонкости, а выступает, скорее, как человек практический. Амвросий знал, что современное ему общество нельзя назвать вполне христианским. Он взялся реформировать нравы, указывая на евангельские образцы. Он дал Западу первый трактат о христианской этике  –  "О должностях служителей" (нечто вроде руководства для священнослужителей), где многое, даже название, заимствовал у Цицерона. Вдохновляясь трудами великого оратора, он старался перетолковать его на христианский манер.

В обществе, где неравенство состояний было нормой даже в церковной среде, Миланский епископ с исключительным упорством отстаивал принцип, которым многие пренебрегали: с отчетливостью правоведа и суровостью моралиста он обличал вред денежных отношений и избытка собственности. В одном из трактатов он писал: "Ты раздаешь бедным вовсе не свое добро, ты возвращаешь им их собственное. Ибо ты присвоил из того, что дано всем в общее пользование. Земля принадлежит всем, а не одним лишь богачам, и тех, кто не трудится на ней, меньше, нежели тружеников. Итак, ты отдаешь долг, а вовсе не сыплешь щедротами".

Помимо этого Амвросий написал "Шестоднев", трактат о Духе Святом, сочинения на этические темы, четыре апологетических трактата "О девстве". Начиная с Тертуллиана, каждый уважающий себя богослов считал необходимым восхвалять аскетическую жизнь, монашество и целомудрие. (В то же время о браке и семейной жизни не писал никто, за исключением св. Иоанна Златоуста.)

Душевные глубины Амвросия обнаруживаются в молитве. Молитвы Амвросия в пылких выражениях изъясняют его любовь ко Христу.

... В начале 397 г. на склоне жизни Амвросий составлял толкование на псалом 43. Дойдя до стиха 24, он написал: "Тяжело столь долго влачить тело, уже овеянное мраком смерти. Восстань, что спишь, Господи! Навсегда ли отринешь?" Это были его последние строки.


 

Дополнительные материалы:

О нем у Феодорита Киррского.
В.А.Никитин. Амвросий - светильник единой Церкви.
Из "Библиологического словаря" свящ. Александра Меня
М.М.Казаков. Произведения Амвросия Медиоланского как исторический источник.
Прот. Александр Мень. Проповедь в день памяти Амвросия Медиоланского.
Статья из: Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон, Энциклопедический словарь.
Жизнеописание на days.ru.
Статья в Энциклопедии Кольера.
Статья в Энциклопедии "Кругосвет".
Источники и литература на christianity.shu.ru; другие ссылки.
Ссылки на antology.rchgi.spb.ru.
Иконография на christianity.shu.ru.
• Христианство. Энциклопедический словарь, т. 1. // М., 1993; стр. 66-7.

Его творения:
О покаянии (против новациан).
Изложение Евангелия от Луки,1. 2, N. 85-89 (Церковь, мистическая Ева).
Послания 17 и 18, Валентиниану с протестом против восстановления алтаря Победе.
Послание 58 императору Евгению о том же.
Слово на смерть имп. Валентиниана Младшего.
На смерть имп. Феодосия Великого.
На смерть брата Сатира.
Гимны.
Слово в Неделю ваий.
Слово о том, как должно сретать день Рождества Христова.
Слово на Святую Пасху.


Приложение (из книги Аммана):

Свт. Амвросий Медиоланский

> ВЕЧЕРНЕЕ ПЕСНОПЕНИЕ

> О Боже, сотворивший Порою сумрачной ночи
вселенную затмевается сияние дня,
и небеса; Ты облачил но вера неподвластна мраку,
день в сияние света, и сама озаряет ночь.
ночь наделил сладостью сна.
Неизменно пусть бодрствуют
Даруется отдых усталому телу наши души,
от его повседневных трудов; Остерегаясь греха!
облегченье усталых сердец Вера блюдет наш отдых
и рассеянье тяжких забот. От всех опасностей ночи.
Благодарность Тебе воздадим за Гони искушенья нечистые,
день, Пусть в покое пребудут
Вознесем, по пришествии ночи, наши сердца.
наши молитвы и наши обеты, И ухищренья лукавого
дабы нам не остаться без тишины да не встревожат.
поддержки Твоей.
Исторгаем для Тебя из глубины Вознесем молитвы Христу и Отцу
сердец И Духу, единому в них обоих,
наши прекраснейшие гимны; нераздельная, о всемогущая
ибо Тебя возлюбили чистейшей Троица,
любовью, охрани же тех, кто к Тебе
преклоненные пред величьем прибегает Твоим.

Желаю всяческих успехов!  
редактор-составитель рассылки
Александр В. Поляков
<= предш. вып. темы
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»