=рассылка *Христианское просвещение*=

Милость и мир от Бога, Отца нашего и Господа Иисуса Христа! (Рим.1:7)

Тема выпуска:
Христиане вместе: Совместные молитвы

Автор: Дитрих Бонхоффер
Опубликовано: Жизнь в христианском общении
messia.info/bibliotk/b/bonhioff/zho2.htm#sm

Предыдущие части:
• (1a) Церковь: община / общение

(1б) ...общение - через Христа, во Христе
(1в) Церковь-община: божественная реальность
(1г) ... духовная реальность
(2) День в христианском общении
  • а. Утроб. Общая молитва: Псалтырь
  • в. Совместное чтение Писания  
  • г. "Назидайте себя песнопениями духовными"


> 2. День в христианском общении

> "Тебе - наша утренняя песнь хвалы,
Тебе - мы возносим нашу вечернюю молитву,
Твоей славе поклоняемся мы
Всегда и во веки веков".

                     Амвросий.

<.....>

Совместные молитвы

> Божье Слово, голос Церкви и наши молитвы составляют единое целое. Поговорим о совместной молитве. "Если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то чего бы ни попросили, дано будет им от Отца Моего Небесного" (Мф.18:19). Никакая другая составная часть молитвенного собрания не представляет столько трудностей и проблем, как общая молитва, ибо здесь мы сами должны говорить. Мы услышали Божье Слово, <мы были удостоины> объединиться в гимне Церкви, а теперь мы должны помолиться Богу все вместе. Наша молитва должна быть выражена своими словами, это молитва на предстоящий день, это молитва о нашей работе, о нашей христианской общине (группе), о наших конкретных нуждах и грехах, которые присущи нам всем, о людях, которые находятся на нашем попечении.

> Должны ли мы молиться за себя? Не запретно ли желание произнести общую молитву своими устами и своими собственными словами?

> Независимо от того, какие могут быть возражения, факт остается фактом; если христиане хотят жить в единении друг с другом согласно Слову Божьему, они могут и должны сообща молиться Богу своими собственными словами. У них общие прошения, общая благодарность, общая заступническая молитва за других; они должны молиться вместе радостно и уверенно. Надо преодолеть страх и смущение от того, что мы молимся своими словами в присутствии других, когда смиренно и спокойно общая братская молитва возносится Богу одним из нас. Также следует воздерживаться от критических замечаний различного рода, когда один из братьев возносит общую молитву Богу во имя Иисуса Христа, даже если он говорит нескладно и запинаясь. Общая молитва - это самое что ни на есть естественная потребность в жизни христиан. Как бы ни были благотворны и эффективны наши стремления направленные на то, чтобы наша молитва была чистой и строго библейской, они не должны подавлять молитву, произносимую своими словами, ибо Иисус связывает с ней большое обетование.

> Желательно, чтобы общая <молитва своими словами> в конце семейного молитвенного собрания произносилась главой семьи. Во всяком случае, она должна произноситься одним и тем же человеком, которому это поручается. Чтобы уберечь общую молитву от ложной субъективности, кто-то один должен молиться за всех на протяжении длительного периода времени.

> Для того чтобы один человек мог успешно молиться за группу, необходимо чтобы все остальные члены группы помолились за него и за его молитву. Как может человек произнести общую молитву от лица всех, если он не укреплен и не поддержан всеми? Здесь каждое критическое слово должно уступить место ходатайствующей молитве и братской помощи. В противном случае христианская группа может легко и мгновенно распасться!

> Общая молитва своими словами - это молитва всей группы, а не того человека, которому поручено помолиться за всех. Поэтому он должен хорошо знать заботы, нужды, радости, прошения и надежды всех членов группы. Он должен быть знаком с их работой и всем тем, что их окружает. Он молится, как брат среди братьев. Требуется большая практика и большое внимание, чтобы не спутать свое сердце с сердцем своих собратьев. Только в этом случае он будет хорошо выполнять свое поручение - молиться за всю христианскую группу. Поэтому желательно, чтобы остальные члены группы помогали ему советами и предложениями, а также сообщали ему свои просьбы об упоминании в молитве своих конкретных нужд и потребностей. Тогда молитва действительно будет общей молитвой всех.

> Хотя эта молитва <..> выражается своими словами, она должна иметь определенный внутренний порядок. Она не должна быть хаотичным <излиянием> чувств человеческого сердца, она должна быть молитвой внутренне упорядоченного общения. Некоторые нужды упоминаются в молитве каждый день, но возможно каждый раз немного по-разному. Вначале каждодневное прошение об одном и том же может быть несколько однообразным. Но со временем этот индивидуалистический подход к молитве, несомненно, исчезнет. Если есть возможность увеличивать число ежедневных прошений в молитве, то можно попробовать составлять план на неделю. Если же такой возможности нет, то всё равно такой план полезен для организации личного молитвенного времени. Связь <..> молитвы с читаемыми отрывками из Св. Писания может также помочь освободиться от субъективных пристрастий в молитве и придать ей основательность и содержание.

> Часто случается, что у человека, которому поручено произнесение общей молитвы, нет должного духовного настроения в данный конкретный момент, и он склонен передать это поручение другому верующему. Однако это нежелательно, т.к. при подобной практике общая молитва будет зависеть от человеческого настроения. <> именно тогда, когда человек, чувствуя внутреннюю опустошенность и усталость или ощущая себя недостойным, хочет выполнять свое поручение, он должен научиться понимать, что значит иметь поручение в общине (группе); его братья должны поддержать его и помочь справиться с малодушием и неспособностью молиться. Возможно, именно в этот момент человек постигает истину слов апостола Павла: "Ибо мы не знаем, о чём молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными" (Рим.8:26). Всё зависит от понимания в общине, от ее помощи и от участия всех в братской молитве.

> При определенных обстоятельствах уместно использовать даже в небольших семьях общепринятые молитвы. Однако <часто> это становится предлогом для того, чтобы постоянно избегать настоящей молитвы, произносимой своими словами. Многообразие церковных форм и мыслей может легко увести нас от нашей собственной молитвы, и хотя молитвы становятся красивыми и глубокими, они не искренни. Хотя церковные молитвенные традиции полезны для нас, т.к. они учат нас, как надо молиться, тем не менее, они не могут заменить собой ту молитву, которую я должен сам вознести Богу сегодня. Даже самые безыскусные и невнятно произнесенные, но свои собственные слова молитвы, могут быть лучше, чем хорошо сформулированная молитва.

> Нет необходимости подробно говорить о том, что церковное богослужение отличается от ежедневного богослужения в кругу семьи.

> Часто в христианской группе возникает желание собираться вместе, помимо ежедневно молитвенных собраний, для особой молитвы. Здесь нет никаких установленных правил, кроме одного - такие особые собрания следует проводить только в том случае, если этого хотят все и если все могут присутствовать в назначенное время. Любая личная инициатива в этом вопросе может привести в конечном счете к распаду общины. Именно здесь сильные должны проявить свою способность нести бремя слабых, а слабые - свою способность не осуждать сильных. Новый Завет учит нас, что произвольная общая молитва христиан является наиболее естественной формой христианского поклонения и не должна вызывать недоверия. Но если в группе кто-то чувствует недоверие или испытывает неловкость, к нему надо отнестись с терпением. Пусть ничто не делается по принуждению, а только по желанию и в любви.

Обратите внимание, что редактор-составитель рассылки не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке используются. Автор текста указывается перед текстом.

Желаю всяческих успехов!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков
<= предш. вып. темы
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»