=рассылка *Христианское просвещение*=

Милость и мир от Бога, Отца нашего и Господа Иисуса Христа! (Рим.1:7)

Тема выпуска:
Православный календарь: подготовка к Великому Посту

Автор: свящ. Александр Мень
Опубликовано: свящ. Александр Мень. Таинство, слово и образ
. глава 5.
www.alexandrmen.ru/books/tso/tso_5.html =
www.Krotov/library/m/menn/tso/tso_5.html

Предыдущие части:
Церковный год
Рождество Богородицы, Воздвижение
Введение Богородицы во Храм, Рождество Христово

Крещение, Сретение
Благовещение, Преображение, Успение
Праздники в Православии: память святых

 

> Мы уже говорили о происхождении "подвижного" цикла праздников и памятных дней*. Центром его является Пасха. Ей предшествуют четыре покаянные седмицы и Великий пост.

> ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД

> МЫТАРЬ И ФАРИСЕЙ

> Первая "неделя" (воскресенье) посвящена евангельской притче о мытаре и фарисее (Лк 18, 9-14). Притча эта указывает на начальную ступень духовной жизни и отвечает на вопрос: как нужно приближаться к Богу?

> Фарисеи были самыми ревностными исполнителями Закона, церковных правил и обрядов. Их считали образцом набожности и нравственной чистоты. Однажды, повествует притча, некий фарисей пришел в Храм и заметил там мытаря, человека презренной профессии. "Боже! — стал молиться фарисей. — Благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди: грабители, обидчики, прелюбодеи или как этот мытарь. Пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю". {Речь идет о пожертвованиях на Храм.} Этот человек был уверен, что, выполнив все предписания, он достиг совершенства. Ему оставалось только любоваться своей праведностью и с брезгливым осуждением смотреть сверху вниз на "прочих людей".

> Иначе молился мытарь. Он понимал свое недостоинство и, охваченный сокрушением, стоял вдали от жертвенника, не смея поднять глаз и повторяя: "Боже! будь милостив ко мне: грешнику!"

> "Вам известен конец, — говорил старец Варсонофий Оптинский, — фарисей осуждается, а мытарь оправдывается. Усвойте и вы молитву мытаря: "Боже, милостив буди мне грешному!" И не только в церкви или становясь на утреннюю или вечернюю молитву произносите эти слова, но и во всякое время... В них выражается смирение, а где смирение, там и вера".

> "Смирение" — в нашей обиходной речи слово несколько испорченное. Нередко оно ассоциируется с елейностью, безволием, низкопоклонством. Между тем подлинное значение слова "смирение"  — это мудрость и трезвость, умение видеть свои недостатки и слабости, обуздывать гордыню. Антиподы этой "духовной нищеты"  — самомнение, ложная успокоенность.

> Начиная с "недели мытаря и фарисея", за всенощной поют Песнь: "Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче..." В ней сливаются воедино слова псалмопевцев, сокрушенный вздох мытаря и голос души, взыскующей прощения Божия.

> БЛУДНЫЙ СЫН

> В следующую неделю подготовительного цикла в церкви читают притчу о блудном сыне (Лк 15,11-32). Эта притча — не только история одного человека, но и всего рода человеческого.

> Сын требует наследства, уходит из дома отца "на страну далече". Думает, что, получив независимость, он наконец узнает настоящую жизнь. Отец без единого упрека прощается с ним.

> Но к чему привел уход сына из дома? Имение растрачено. Сам он стал батраком, и хозяин не дает ему подкрепить силы даже из корыта, в котором кормятся свиньи...

> Не так ли душа нищает и голодает, когда в поисках мнимой "свободы" отходит от Отца? Не так ли и весь мир, отказываясь от Бога, впадает в духовное оскудение?

> Но вот юноша опомнился, мысль о родном доме преследует его. Он знает, что уже потерял право называться сыном, но теперь, осознав свою неблагодарность, готов стать даже слугой у отца. Он идет, колеблясь между страхом и надеждой, но оказывается, что отец давно ждет его и сам выбегает навстречу, чтобы обнять оборванного путника. Пусть старший сын, не покидавший дома, сетует на доброту отца — радость свидания не может быть омрачена. Сын пропадал и нашелся!..

> Так и Господь безмолвно ожидает каждого, кто захочет вернуться к Нему, взывая: "Отче, согрешил я пред Тобою!"

> Возвращение в дом Отчий — таков смысл "Недели о блудном сыне".

> В это воскресенье поется песнь изгнанников, псалом 136, "На река́х вавилонских". Тоска древнего Израиля по утраченной отчизне обретает новый общечеловеческий смысл. Грешник, томящийся на духовной чужбине, вспоминает о доме Отчем. "Если забуду тебя, Иерусалим, забудь меня, десница моя..."

> СУД БОЖИЙ

> Третья "неделя", предшествующая посту, посвящена всеобщему Суду Христову над миром.

> Ни одна древняя религия не верила в возможность полного и окончательного искоренения зла в творении, хотя во многих — ощущалась необходимость нравственного воздаяния. Только пророки Ветхого Завета провозгласили наступление Суда Божия, который очистит и преобразит миропорядок. Суд этот начал вершиться еще в Ветхом Завете, когда грехи народа Божия влекли за собой возмездие. Но небывалую остроту приобрел он с началом проповеди Христа. "Суд же состоит в том, что Свет пришел в мир, но люди более возлюбили тьму, нежели Свет" (Ин 3,19).

> Суд продолжается и ныне, в глобальных масштабах; это было предсказано в Евангелиях и Апокалипсисе. Мы читаем там, что "люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную" (Лк 21,25) <.....>. Все кричат: "мир и благоденствие", но новые катаклизмы потрясают землю...

> <...>

> Добро и зло мира поляризуются, битва между ними приобретает всё более ожесточенный характер. Она никого не оставляет в стороне. Исторические бури — предвестники Последнего Суда, точно так же, как все добрые семена, прорастающие в людях, подготавливают конечное торжество Правды Божией.

* * *

> "Неделю о Страшном Суде" называют мясопустной, так как с этого дня устав предписывает воздержание от мяса. Мясопустная седмица в Древней Руси совпадала с Масленицей, языческим праздником проводов зимы. До принятия христианства он сопровождался не только безобидными играми, обрядами и пирами, но и человеческими жертвоприношениями. Поэтому суровый голос Церкви, возвещая о Суде, звал к покаянию, предостерегал от рецидивов язычества, которое тайно присутствовало в народном сознании.

> Древняя Масленица включала обычай поминать предков блинами. В христианской Руси его переосмыслили как "заговенье", то есть праздничную трапезу накануне Поста.

> ПРОЩЕНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ

> В последнюю неделю перед Постом Церковь вспоминает "первородный грех" человечества. Эта духовная катастрофа, постигшая людей на заре их существования, стала событием надвременным. Каждый из нас несет в себе "грех Адама", темный бунт своеволия, противления Творцу. Люди связаны между собой как части единого организма "Адама"; он запечатлен "образом и подобием Божиим", и он же заражен недугом ложного самоутверждения.

> Церковь указывает на "грех Адама" у порога поста, ибо он есть корень нашего несовершенства. Вознесенный Творцом над природой, человек изменил своему призванию и в результате сам подпал под власть стихий. Теперь он может овладевать ими лишь внешне, через знания и науку, но ключ к подлинному торжеству духа — внутри нашего существа. "Не думай о победе, если не победил себя", — гласит старинная мудрость. В природе тоже есть несовершенство, в ней господствует закон всеобщего пожирания. Отказываясь от животной пищи, человек противится этому закону и ставит дух выше тела. Таков смысл поста.

> Последнее воскресенье перед Великим постом называется прощеным. Евангелие, читаемое в этот день, напоминает, что нельзя совершать дело Божие, не примирившись с ближним. В монастырях издавна существовал обычай уединяться на время Четыредесятницы. Прежде чем разойтись, иноки испрашивали друг у друга прощение. В этот день (нередко сразу после Литургии) в храмах служится вечерня, в конце которой священник просит прихожан простить его, и они также просят друг у друга прощения.

Обратите внимание, что редактор-составитель рассылки не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке используются. Автор текста указывается перед текстом.

Желаю всяческих успехов! 
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков
<= предш. вып. темы
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»