=рассылка *Христианское просвещение*=

Милость и мир от Бога, Отца нашего и Господа Иисуса Христа! (Рим.1:7)

Тема выпуска:
Общение христиан: полдень и вечер; смирение

По книге: Дитрих Бонхоффер. Жизнь в христианском общении (глл. 2 и 4) messia.info/bibliotk/b/bonhioff/zho2.htm#pv; messia.info/bibliotk/b/bonhioff/zho4.htm#0;
Другой перевод: Жить вместе // Рашн Ресорсес Пресс + Триада, 2000

 

Полдень и Вечер

Если есть возможность, полдень должен стать для христианской общины (семьи) часом отдыха, прерывающим трудовой день. Полдня прошло. Община благодарит Бога и молится о том, чтобы Он сохранил всех до наступления вечера. Она принимает свой хлеб насущный и молится:

"О накорми нас, Отец, детей Твоих,
Утешь нас, страдающих грешников".

Бог дает пропитание. Мы не можем и не должны требовать наше пропитание как если бы мы имели на него право, ибо мы, являясь бедными грешниками, не заслуживаем его. Пропитание, которое дает нам Бог, становится утешением страждущих, ибо это - знак Его благодати и верности, знак того, что Бог поддерживает и направляет Своих детей. Правда, в Писании сказано: "... если кто не хочет трудиться, тот и не ешь" (2Фес.3:10)., т.е. "хлеб насущный" мы должны заработать. Но Писание не говорит о том, что работающий человек должен требовать от Бога свой хлеб. Нам велено работать, но хлеб насущный - это милостивый дар Божий. Мы не должны воспринимать как должное, то, что наша работа дает нам хлеб; это скорее порядок по Божьей милости.

День принадлежит одному Богу, и в середине дня Божьи люди собираются и принимают Божье приглашение к столу. Полдень - это один из семи молитвенных часов Церкви и Псалмопевца. На вершине дня Церковь возносит свой голос триединому Богу, восхваляя Его чудеса и молясь о помощи и скором искуплении. В полдень, когда Иисус был на Кресте и когда завершалась работа по искуплению, померкло небо. И если христианская домашняя община соберется вместе в этот час на небольшое время, чтобы помолиться и спеть гимн, это не будет бесполезным.

Рабочий день подходит к концу. Если день был трудным и напряженным, христианин поймет, что имел в виду Пауль Герхардт, когда сказал:

"Голова, руки и ноги
радостно приветствуют отдых,
зная, что их труд окончен.
Сердце, ты тоже должно
успокоиться и освободиться от грешных чувств,
перестань щемить и печалиться".

Достаточно и одного сегодняшнего дня для укрепления веры, следующий день принесет свои заботы.

И снова христианская домашняя община собирается. Вечернее застолье и последняя молитва объединяют ее. Вместе с учениками, идущими в Эммаус, она молится: "Господи, останься с нами, потому что день уже склонился к вечеру" (Лк.24:29). Замечательно, если община собирается на вечернюю молитву действительно в конце дня и слова молитвы является последними словами перед ночным отдыхом. Когда опускается ночь, истинный свет Слова Божьего ярче сияет для Церкви. Молитва псалмами, чтение Писания вслух, пение и общая молитва завершают день, как они его и начали.

Следует сказать несколько слов о вечерней молитве. Вечер - наиболее подходящее время для молитвы за других. После окончания дневной работы мы молим Бога послать благословение, мир, и защиту всем христианам в мире, нашей общине, пастору, бедным, несчастным и одиноким, больным и умирающим, нашим соседям, родным и близким. Когда, как не в тот час, когда наши руки прекращают работу и мы отдаем себя в руки Бога, мы наиболее глубоко ощущаем Божью силу и Его деяния? Когда, как не в то время, когда мы закончили свой труд, мы более всего готовы к молитве, прося благословение, мир и защиту? Когда мы устали, Бог совершает свою работу. "Не дремлет и не спит Хранящий Израиля" (Пс.120:4).

Именно вечерняя молитва домашней общины должна включать прошение о прощении за всё плохое, сделанное Богу и нашим ближним, а также прошение о прощении для наших братьев за то плохое, что они совершили, и прошение о готовности охотно прощать тех, кто сделал что-то плохое нам. Есть старый монастырский обычай: согласно заведенному порядку настоятель просит прощения у братьев за все свои грехи и проступки, совершенные против них. После того, как братья заверяют настоятеля в своем прощении, они просят его простить их за их грехи и проступки. "Солнце да не зайдет во гневе вашем" (Еф.4:26). Любые разногласия, которые принес день, должны "залечиваться" вечером - таково непреложное правило каждой христианского сообщества. Христианин не должен ложиться спать с непримирившимся сердцем. Поэтому очень важно отводить особое место вечерней молитве о братском прощении, о примирении и возобновлении братских взаимоотношений.

В конце концов, во всех древних вечерних молитвах бросается в глаза то, насколько часто встречается прошение о том, чтобы Бог сохранил ночью от дьявола, ужасов и от внезапной злой смерти. В те времена люди очень остро ощущали человеческую беспомощность во время сна, родство сна со смертью, как хитер Сатана, стремящийся привести человека к падению, когда тот беззащитен. Поэтому они молились, о том, чтобы Святые ангелы с их святым оружием защитили их и о помощи небесного воинства, если сатана одержит верх над ними. Самой глубокой и примечательной является старинная церковная молитва, в которой верующие просят "когда во сне наши глаза закрыты, пусть Бог сделает так, чтобы наши сердца бодрствовали". Это молитва о том, чтобы Бог мог пребывать с нами и в нас, даже если мы не осознаем Его присутствие, чтобы Он хранил наши сердца чистыми и святыми, несмотря на все волнения и искушения ночи, чтобы наши сердца всегда бодрствовали и слышали Его призыв и чтобы мы, подобно отроку Самуилу, могли ответить Ему даже ночью: "Говори, Господи; ибо слышит раб Твой" (1Цар.3:9). Даже во сне мы либо в руках Бога либо во власти зла. И во сне Бог может творить Свои чудеса для нас, а дьявол может привести нас к погибели. Поэтому мы молимся вечером:

"Даже когда спят глаза наши,
пусть наши сердца бодрствуют;
огради нас, Господи, Твоей десницей,
спаси нас от страшных ужасов греха". (Лютер)

Как говорится в Псалтыри, "Тебе принадлежат и день, и ночь" (Пс.73:16).


Служение своему ближнему

"Пришла же им мысль: <кто из них больший>?" (Лк.9:46). Мы знаем, кто подкидывает такую мысль в христианское сообщество. Но, пожалуй, мы до конца не осознаем, что эта сеющая раздор мысль не обходит стороной ни одну христианскую общину. В самом начале, когда зарождается общение верующих, возникает и невидимое, а зачастую и неосознанное, роковое соперничество. "Пришла же им мысль..."  - этого уже достаточно, чтобы погубить общение верующих.

Поэтому очень важно, чтобы каждое христианское сообщество с самого начала открыто и смело противостояло этому опасному врагу и избавилось от него. Здесь нельзя терять время, ибо человек с первого мгновения встречи с другим человеком старается занять такую стратегическую позицию, которая позволит ему главенствовать. Есть сильные люди и есть слабые люди. Если человек слабый, он немедленно начинает претендовать на право быть слабым и использует это право против сильного человека. Есть люди одаренные и неодаренные, непритязательные и неуживчивые люди, очень набожные и менее набожные, общительные и необщительные. Разве неодаренный человек не должен занимать такое же положение, как и одаренный, а неуживчивый человек такое же положение, как непритязательный? Если я, скажем, не одарен, то, возможно, я набожен; или если я не набожен, то это только потому, что я этого не хочу... Разве не может общительный человек удержать свои позиции и пристыдить робкого необщительного человека? И разве не может необщительный человек стать непримиримым врагом и, в конечном счете, стать победителем своего общительного противника? Какой человек не находил бы интуитивно место, на котором он мог бы твердо стоять и обороняться, которое но ни за что не уступит другому, за которое он будет решительно бороться всем своим инстинктом самоутверждения?

Всё это может происходить в самой благовоспитанной и даже благочестивой среде. Но главное, христианская община должна знать: совершенно определенно "придет им мысль: кто бы из них больше". Это борьба естественного человека за самооправдание, самоудовлетворение. Он находит самооправдание, только сравнивая себя с другими, осуждая и порицая других. Самооправдание и осуждение ближнего нераздельно связаны друг с другом точно так же, как оправдание по благодати связано со служением ближнему.

 

Желаю всяческих успехов!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков
<= предш. вып. темы