=рассылка *Христианское просвещение*=

Милость и мир от Бога, Отца нашего и Господа Иисуса Христа! (Рим.1:7)

Тема выпуска:
Общение христиан: обуздывание речи; смирение

По книге: Дитрих Бонхоффер. Жизнь в христианском общении (гл. 4) messia.info/bibliotk/b/bonhioff/zho4.htm#0;
Другой перевод: Жить вместе // Рашн Ресорсес Пресс + Триада, 2000

Обуздывание своей речи

Мы боремся успешнее со своими скверными мыслями, если отказываемся выразить их словами. Как дух самооправдания можно преодолеть лишь духом милости, так и мысли осуждения можно обуздать и погасить, не позволив себе произнести их. Кто сдерживает свой язык, обуздывает тем самым и ум и тело (Ср. Иак.3:2).

Поэтому в христианском сообществе должно существовать непреложное правило: воздерживаться от высказывания многих мыслей, которые приходят на ум. Ясно, что речь не идет о личных советах и наставлениях. Но должно быть абсолютно запрещено говорить с антипатией о своем брате даже под предлогом помощи, ибо именно под таким прикрытием проникает дух ненависти, сеющий раздор.

Мы не будем здесь говорить об исключениях из этого правила, это решается индивидуально в каждом конкретном случае. В целом мысль ясна, ибо взята из Библии:

"Сидишь и говоришь на брата Твоего, на сына матери твоей клевещешь; ты это делал, и Я молчал; ты подумал, что Я такой же, как ты. Изобличу тебя и представлю пред глаза твои грехи твои" (Пс.49:20-21).

"Не оговаривайте друг друга, братья! Кто оговаривает или осуждает брата, тот говорит против Закона и осуждает Закон. А если ты осуждаешь Закон, ты уже не исполнитель Закона, а судья. Но есть лишь один Законодатель и Судья, который может и спасти, и погубить. А кто ты такой, чтобы судить ближнего?" (Иак.4:11-12).

"Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, лишь слова, полезные для назидания, благотворные для слушателей" (Еф.4:29).

Если такую самодисциплину сдерживания речи практиковать с самого начала, человек сделает для себя удивительное открытие. Он перестанет непрерывно критиковать окружающих, судить и обвинять других. Он никогда не одернет человека, не выкажет ему своего превосходства, не совершит насилия над его личностью. Он позволит ближнему быть совершенно свободным,  – таким, каким сотворил его Бог. Его кругозор расширится, и впервые в жизни он, к своему удивлению, увидит всё великолепие Божьей творческой славы, сияющей над братьями. Бог создал этого человека не таким, каким бы создал его я. Бог дал его мне как брата не для того, чтобы я командовал им и подчинял его себе. Он дал мне его для того, чтобы я увидел образ его Творца. И вот другой человек, сотворенный в Божьей свободе, становится источником радости, хотя прежде он доставлял мне только неприятности и огорчения. Бог не желает, чтобы я сформировал другого человека таким, каким я хочу его видеть. Наоборот, независимо от меня Бог создал этого человека по Своему образу. Я никогда не могу знать заранее, как Божий образ проявится в других. Этот образ всегда проявляется в совершенно новой и неповторимой форме, возникающей только благодаря высшей созидательной силе.

Вид другого человека может показаться мне странным, даже кощунственным. Но Бог создал каждого человека по подобию Своего Сына, распятого на Кресте. Не казался ли мне странным этот образ Христов, пока я не понял его?

Сильные и слабые, мудрые и глупые, одаренные и бесталанные, набожные и неверующие  – все люди, живущие рядом со мной, больше не являются для меня объектами критики и осуждения (а ведь именно критикуя других, мы стараемся оправдать себя!). Они становятся друг для друга причиной радости, они служат друг другу. В обществе каждый занимает определенное место, но оно дано ему не для самоутверждения, а как возможность служить другим.

В христианской общине всё зависит от того, является ли каждый человек незаменимым звеном в одной цепи. Цепь только тогда прочна, когда все звенья, даже самые маленькие, прочно соединены друг с другом. Община, которая позволяет своим членам бездействовать, погибает. Поэтому необходимо, чтобы каждый человек в общине имел определенное поручение, и тогда в минуты сомнений он будет знать: он полезен, он незаменим. Христианская община должна понимать: не только слабые нуждаются в сильных, но и сильные нуждаются в слабых. Исключение слабых  - смерть для общины.

В христианской общине нет места самооправданию, которое проявляется в применении силы и господстве. В ней должно царить оправдание благодатью, которое проявляется в служении другим. Когда человек испытает в своей жизни Божью милость, тогда он будет стремиться только к служению, и роль высокомерного судьи уже не будет привлекать его. Он будет среди смиренных и нуждающихся, ибо среди них Бог нашел его. "Не будьте заносчивы, будьте в дружбе со всеми   – и с простыми и малыми. Не будьте самодовольны" (Рим.12:16).

Смиренность

Тот, кто хочет научиться служить другим, прежде всего должен не быть о себе высокого мнения. "Не ставьте себя выше, чем следует" (Рим.12:3). "Высочайший и полезнейший урок состоит в том, чтобы по-настоящему знать себя и не придавать себе большого значения. Не быть о себе высокого мнения, но всегда хорошо думать о других  – в этом мудрость и совершенство" (Фома Кемпийский). "Не будьте самодовольны (Рим.12:16).

Лишь тот, кто живет прощением своего греха в Иисусе Христе, не подвержен самодовольству. Он знает, что его собственная мудрость исчерпала себя в тот момент, когда Иисус простил его. Он помнит о честолюбии первых людей, захотевших "знать добро и зло", и погибших из-за этой мудрости. Первым человеком, рожденным на земле, был Каин, братоубийца. Его преступление  – плод человеческой "мудрости". Поскольку истинный христианин не обольщается относительно своей мудрости, он не имеет высокого мнения о своих замыслах и планах. Он знает, что если его планы, будут нарушены при встрече со своим ближним – это пойдет ему на пользу. Он готов считать волю своего ближнего более важной и неотложной, чем свою собственную. Если наши планы расстраиваются, какое это имеет значение? Разве не лучше служить своему ближнему, чем идти своим путем?

Не только воля ближнего, но и его честь более важна, чем моя собственная. "Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от единого Бога, не ищете?" (Ин.5:44). Стремление к славе препятствует вере. Тот, кто ищет славы, уже не ищет Бога и своего ближнего. Какое это имеет значение, если я подвергаюсь несправедливости? Разве я не заслужил бы худшего наказания от Бога, если бы Он не проявил Свою милость ко мне? Разве Он не проявил справедливость по отношению ко мне тысячи раз, даже в несправедливости? Разве учиться переносить несущественные неприятности спокойно и терпеливо не приносит мне пользу и не приводит меня к смирению? "Терпеливый лучше высокомерного" (Еккл.7:8).

Тот, кто живет оправданием по благодати, всегда готов принять без протеста даже оскорбление и обиду от Божьей карающей и милостивой руки. Плохо, если, услышав эти слова, мы мгновенно возражаем, приводя в качестве довода тот факт, что ап. Павел настаивал на своих правах как римского гражданина и что Иисус ответил человеку, ударившему его: "Что ты бьешь меня?"

Во всяком случае никто из нас не сможет поступить так, как Иисус или ап. Павел, если мы подобно им не научимся хранить молчание, когда нас оскорбляют. Грех обиды, который так быстро разгорается среди верующих, говорит нам снова и снова о том, как всё еще много тщеславия и неверия в общинах.

Преодолеть самомнение значит считать себя величайшим из грешников. Это вызывает раздражение не только естественного человека, но и сознательных христиан. Им это кажется преувеличением. Но ведь даже апостол Павел сказал о себе, что он "первый из грешников" (1Тим.1:15), причем именно там, где он говорит о своем апостольском служении. Истинное осознание своей греховности обязательно приводит к такой крайности. Если моя греховность кажется мне несколько меньше или менее отвратительной, чем грехи других людей, значит, я еще не осознал свою греховность. Я должен сознавать, что мой грех  – наихудший, самый страшный, наиболее заслуживающий осуждения. Братская любовь может найти тысячи оправданий грехам других людей, но моему греху нет никакого оправдания. Значит, мой грех  – наихудший. Тот, кто хочет служить своему брату в христианском общении, должен полностью облачиться в смирение.

Как я могу служить с непритворным смирением тому, чей грех мне кажется тяжелее моего? Разве не должен я в таком случае ощущать свое превосходство? Но тогда мое служение будет лицемерным. "Никогда не думай о себе, что ты чего-то достиг, пока не будешь считать себя ниже других" (Фома Кемпийский).

www.messia.info/r2/1/274.htm
Архив рассылки, формы подписки -> www.messia.info/r2/
Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.info
>Форум сайта< 
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме, в icq или на форуме.
Постараюсь ответить на вопросы.

Желаю всяческих успехов!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник
<= предш. вып. темы