=рассылка *Христианское просвещение*=

Милость и мир от Бога, Отца нашего и Господа Иисуса Христа! (Рим.1:7)

Тема выпуска:
Библия: Божий замысел

Авторы: André-Alphonse Viard, Pierre Grelot
Статья из книги СЛОВАРЬ БИБЛЕЙСКОГО БОГОСЛОВИЯ *
www.krotov.info/spravki/temy/z/zamysel.htm

> ЗАМЫСЕЛ БОЖИЙ

Бог, сотворивший "прежде сего бывшее, и сие, и последующее за сим" (Иф 9.5 сл), "всё расположил мерою, числом и весом" (Прем 11.21). Это значит, что история человечества не следует прихотям слепого рока. Она есть результат воли Божией, она от начала и до конца определяется данной ей целенаправленностью. Эта цель, утвержденная от века  - предопределением Божиим, заключает в себе оба основных аспекта: спасение во Христе и спасение всех людей. Такова "тайна воли Божией", которую Бог открыл нам, <Его "сокровенная цель, по воле Его изначально во Христе воплощенная, которой Он достиг, когда исполнилось время"> (Еф 1.9 сл; см 3.11). Сокрытая в течение долгих веков, намеченная в откровении В.З., тайна замысла Божия проявилась в полноте лишь тогда, когда Христос вошел в историю мира сего (Еф 3.1-12). Тем не менее, этот замысел Божий <открывает> единство и <смысл> священной истории и Св. Писания в их целом. В В.З. его определение в точных терминах встречается редко, но с начала до конца он вписан в него как бы "водяными знаками".

Ветхий 3авет

В В.З. даются первые указания на замысел божий, неполные и предварительные. Они встречаются в различных письменных памятниках, соответствующих различным установкам веры Израиля в процессе развития свящ. истории.

I. БОГОСЛУЖЕБНЫЕ ИСПОВЕДАНИЯ ВЕРЫ

В письменных памятниках Втор, сохранился ряд культовых текстов: исповедания веры (26.5-10), вероучительные сборники (Исх 12.26 сл; Втор 6.20...), планы священнических проповедей (Ис Нов 24.2-15), все по одному образцу; из них явствует, что идея замысла Божия занимала центральное место в вере Израиля. В этой идее почерпались основные аспекты религиозного понимания национального прошлого. Богом даны были: избрание предков, обетование потомства и земли, исполнение обетования через провиденциальные события, которыми ознаменованы Исход, 3авет у Синая, дарование 3акона, завоевание земли Ханаанской. Будущее оставалось открытым, но уже нельзя было сомневаться, что существование замысла Божия, начавшееся на деле, будет доведено Богом до завершения. Итак, израильтянин знал, что всё его существование целиком связано с ходом некоей драмы, развертывающейся в истории, исход которой был ему лишь отчасти открыт.

II. ПРОРОЧЕСКОЕ ПОНИМАНИЕ СОБЫТИЙ

Основываясь на всём этом, пророки привносят новые данные, "ибо Господь Бог ничего не делает, не открыв Своей тайны () рабам Своим, пророкам" (Ам 3.7). Событиям предшествует совет Божий (Ис 5.19; 14.26; 19.17; 28.29; 46.10; Иер 23.18-22), Его план (Мих 4.12), Его благоугодная воля (Ис 44.28; 46.10; 48.14; 53.10). Таково таинственное сообщение, которое пророки передают народу Божию. Они подчеркивают наличие замысла Божия в национальном прошлом: во время исхода Бог пожелал возвести Израиля в достоинство сына (Иер 3.19 сл). Когда Израиль определяется как "народ неблагодарный", то надлежит иметь в виду, что он получил этот дар, требующий искреннего обращения, ибо замысел Божий продолжает господствовать над ходом истории. Если Навуходоносор налагает свое иго на Израиля и на соседние народы, он делает это как раб Божий (Иер 27.4-8), как орудие гнева Божия против виновных народов (Иер 25.15...). Если приходит погибель какому-нибудь языческому народу, то это происходит в силу установленного плана и для прославления суда Божия (Иер 49.20; 50.45). Кир становится владыкой Востока в осуществление воли Божией и для восстановления свободы Израиля (Ис 44.28; 46.10 сл; 48.14). Наконец, пророки в своих эсхатологических прорицаниях открывают цель, к которой Бог направляет ход истории - спасение; спасение, к которому будут причастны все народы, одновременно с Израилем (см Ис 2.1-4 и т.д.); спасение, которое выражается до некоторой степени в прошедших событиях, ибо они его преображали; спасение, которое выходит за пределы земной истории, ибо оно заключает в себе искупление грешников в соответствии с замыслом Божием (Ис 53.10). Итак, картина, данная пророками, изображает совокупность этого замысла. Бывает даже, что все аспекты его соединяются в некоем синтезе, как напр., в притче, в которой Иезекииль изображает последовательно прошлое, настоящее и будущее Израиля (Иез 16).

III. СИНТЕЗЫ ИСТОРИИ

Мысль, которая придает историческим писаниям В.З. их своеобразие, возникает на фоне исповеданий веры и пророческого понимания событий. С точки зрения современной науки источники этих писаний - разного происхождения и неодинаковой ценности, но в силу создаваемого ими синтеза они представляют собою нечто гораздо более значительное, чем одни документальные данные. Вера придает единство истории, последовательность которой т. обр. становится явной (). Вера делает очевидными Законы Провидения, объясняющие ход истории (как в синтезе Суд 2.11-13). Все события включаются т. обр. в единый замысел спасения. В нём видна уже общечеловеческая перспектива (см. Быт 9.12; 10; 12.3; 49.10), хотя непосредственно говорится лишь о судьбе Израиля. По мере истечения времени в некоторых новых фактах проявляются всё яснее существенные элементы этой судьбы. Так, к старым сборникам преданий, переработанным в сокращенной форме свящ. историком, летописцы Втор, прибавляют историю завоевания (ИсНав), историю Судей (Суд) и Царств (Цар) до времени крушения национальных учреждений Израиля. Продолжая писания по тому же образцу, летописец дополняет их, наконец, историей иудейского восстановления (Пар, Езд, Неем). В этом ясно проявляется вечный замысел Божий, который всегда может уничтожить замыслы людей (Пс 32.10 сл). И этот исторический синтез непосредственно входит в молитву Израиля (Пс 76; 77; 104; 105). Вера питается знанием замысла Божия, открывающегося в самих событиях.

IV. РАЗМЫШЛЕНИЯ МУДРЫХ

По той же причине размышления <мудрецов Израиля>, имеющие, казалось бы, столь вневременный характер, часто обращаются к истории, дабы извлекать из нее уроки. Размышляют о путях Господних, столь отличных от путей человека (Ис 55.8), столь непостижимых для грешников (Пс 93.10). В этот хор некоторую дисгармонию вносит Екклесиаст, указывая на вечный круговорот всего земного (1.4-11), или на непостижимость времени в его совокупности (3.1-11). Глубоко проникнутый чувством тайны, он не довольствуется слишком поспешным разрешением ее. Но в других писаниях направление мысли совсем иное. Сын Сирахов размышляет о примере предков (44-50). Автор кн. Прем, открывает в истории Патриархов и Исх. основные законы деяний Божиих, всегда направленные на земное осуществление Его замысла (10-19). В этом заключается ценнейший урок для людей, знающих, что они включены в этот замысел и ожидают его окончательного исполнения.

V. АПОКАЛИПТИКА

В точке пересечения Премудрости и Пророчеств апокалиптическое течение синтезирует наконец то, что позднее иудейство знало о спасительном замысле в свете древних писаний, восполненных откровением свыше. Уже Исаия прославляет (25.1) в падении Города зла осуществление совета Божия. Наконец Даниил включает в одно целое историческое прошлое народа, его настоящее положение и то эсхатологическое будущее, к которому он устремлен. Царства проходят, но в их чередовании подготовляется пришествие царства Божия, предмет давних обетований (Дан 2; 7). Царства - гонители Израиля - строят козни против народа Божия, но они идут к погибели, а Израиль  - ко спасению (Дан 8.19-26; 10.20-12.4). <...> Тот же дух наблюдается в апокрифических апокалипсисах (Енох). Он характерен для иудейства времени Н.З.

Итак, тема замысла Божия есть основная тема всего В.З., и священная история есть его осуществление. Слово Божие приносит откровение о нём. Это не значит, что т. обр. человек хоть сколько-нибудь овладевает тайнами Божиими, но Господь в любви Своей мало-помалу дает человеку знание их, освещая одновременно смысл его существования.

Новый Завет

Н.З. целиком включается в тот же план; но он только уточняет самую главную и конечную цель замысла Божия, ибо в пришествии Иисуса этот замысел проявляется во всей своей полноте и завершение его актуализируется в исторической форме.

I. ИИСУС В ЗАМЫСЛЕ БОЖИЕМ

Иисус видит Сам Себя в центре замысла Божия, в конце подготовительного периода, в полноте времен. Это сознание выражается у него в ряде различных высказываний: о том, что Он послан Отцом (Мф 15.24; Ин 6.57; 10.36); о том, что Он пришел в сей мир (Мф 5.17; Мк 10.45; Ин 9.39) во исполнение воли Отца (Ин 4.34; 5.30; 6.38), во исполнение Писаний (Лк 22.37; 24.7,26,44; Ин 13.18; 17.12); о том, что Ему надлежит пострадать (Мк 8.31 п; Лк 17.25; Ин 3.14; 12.34) и о том, что пришел Его час (Ин 12.23). Этими выражениями определяется критическая ситуация, в соответствии с которой неизменно действует Иисус. Возвещая Благую Весть о Царстве (Мф 4.17,23 п), исцеляя больных, изгоняя бесов, Он этим знаменует, что Он есть Тот, Который должен прийти (Мф 11.3 слл), и что наступило царство Божие (12.28). Итак, замысел Божий достиг <в Нём> решительного поворотного пункта. В Нём исполняются Писания, предвещавшие завершение замысла Божия. Они проливают свет на значение земной судьбы Иисуса: через крест к славе. В свою очередь, Его земная судьба проливает свет на Писания, показывая, как пророческие прорицания воплотились в действительность.

1. К этому откровению в действии Иисус присоединил более ясные словесные указания. Своими притчами, где открыты тайны Царства Божия (Мф 13.11 п), Он показывает, каким парадоксальным образом замысел о спасении достигнет своего завершения. Здесь в центре всего - Его смерть (21.38 сл), дабы "камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла" (21.42 п). Вследствие этого виноградник Царства отнимется у Израиля и будет дан другим виноградарям (21.43). Эсхатологический брачный пир, которым пренебрегли приглашенные сыны Израилевы, будет открыт бедным и грешным приходящим извне (22.1-11 п). Установление царства Божия на земле не будет внезапным преобразованием мира.

Слово, посеянное Иисусом, долго будет прорастать в сердцах, как зерно в бороздах пашни. Наряду с обильными плодами будут и неудачи (13.1-9; 18.23 п). Но, несмотря ни на что, Царство распространится в конечном итоге на весь мир, как дерево рождается от скромного зерна (13.31 сл п); оно преобразит мир, как это совершает закваска в тесте (13.33 п). Для этого понадобится много времени. И Иисус различает в будущем несколько последовательных планов: план Своих близких Страстей, за которыми последует Воскресение на третий день, план Своего славного Второго Пришествия в образе Сына Человеческого (24.30 сл). Точно так же, когда Он имеет в виду установление Царства, Он различает время его основания и время его завершения (Мф 13.24-30; 47 слл п). Он вводит т. обр. в пророческую эсхатологию перспективу времени, которая до тех пор не замечалась даже в проповеди Иоанна Крестителя. Определяется новый этап замысла Божия  - между полнотой времен и скончанием века (Мф 28.20). В предвидении этого этапа Иисус дает Царству преходящую форму некоего видимого учреждения, т.е. создает Свою Церковь (см Мф 16.18).

II. ПРОВОЗГЛАШЕНИЕ ЗАМЫСЛА СПАСЕНИЯ

Первохристианская община верно сохранила все эти уроки. Евангелие, провозглашаемое ею пред лицом мира, есть не только Благая Весть о Царстве, но и Весть о спасении в Иисусе, Мессии и Сыне Божием, о спасении, доступном отныне всем людям, которые уверуют во Имя Его (Деян 2.36-39; 4-10 слл; 10.36; 13.23). Открывая т.обр. последнюю тайну замысла Божия, апостольская Церковь в своей проповеди, обращенной к иудеям, считает необходимым устранить соблазн, вызванный крестной смертью Иисуса: как понять, что Бог допустил предание на смерть Своего Мессии? Однако эта смерть была как раз целью "определенного совета и предведения Божия" (Деян 2.23; 4.28...), по многократным свидетельствам Св. Писания. Дело не только в апологетике: христианские размышления о парадоксе крестной смерти проникают в самую глубину замысла Божия. "Христос умер за грехи наши, по писанию" (1Кор 15.3). Св. Писание не случайно изображало многоразлично лик страждущего Праведника - оно знаменовало этим, каким обр. Сын Человеческий совершит дело искупления.

III. БОГОСЛОВСКОЕ УЧЕНИЕ ПАВЛА О ЗАМЫСЛЕ БОЖИЕМ

1. Общая картина. - По существу, всё богословие Павла есть возвещение замысла Божия в его целом (Деян 20.27). Тема эта лежит в основе всех его Посланий, ибо Павел воспринимает и систематизирует идеи первохристианской общины - прежде всего - идею парадокса крестной смерти (1Кор 1.17-25; 2.1-5). В двух случаях тема эта выходит на первый план его мысли. Во-первых, Павел дает краткую синтетическую картину замысла Божия, завершающегося в Иисусе Христе и Его Церкви. Для тех, кого Бог любит, план этот осуществляется по строго последовательным этапам: предопределение, призвание, оправдание, прославление (Рим 8.28 слл). Эта схема широко развивается в гимне, которым открывается Еф. (1.3-14). Там замысел Божий <…> отождествляется с тайной <...>, которую полностью осветил Христос и служителем которой сделался Павел (3.1-12).

2. Судьба Израиля. - В рамках этой общей картины Павел различает особый пункт, где замысел Божий проявляется особенно парадоксально: судьбу Израиля в домостроительстве искупления. Уже одно то кажется странным, что для спасения всех людей отводится особое место одному народу, которому даются исключительные привилегии (Рим 9.4 сл) и, видимо, ему одному открывается путь искупления. Но что же сказать, когда народ этот не только отвергает Иисуса, но и оказывается жестоковыйным перед проповедью Благой Вести? Нет ли в этом соблазна? Не отверг ли Бог Израиля (Рим 11.1), хотя "дары и призвание Божие непреложны" (11.29)? Нет, ибо сама эта жестоковыйность, предвиденная Св. Писанием (9.23...; 10.19-11.10), тоже входит в замысел спасения: всех <Бог "сделал пленниками непокорности">, чтобы всех помиловать (11.30 слл). Он восхотел временно отделить бесплодные ветви маслины, чтобы привить "дикую маслину", т.е. язычников, на их место (11.16-24). Т. обр., привилегия Израиля в замысле Божием о спасении является в своем настоящем свете. Через Израиля Бог восстановил Свои отношения с человечеством и через грех Израиля, в конечном счете, Он осуществил это спасение. Ныне миновало время отделения. Бог хочет восстановить единство людей во Христе, примиряя Иудеев и язычников в единой Церкви (Еф 2.14-22). На это окончательное решение ответил лишь Остаток Израиля (Рим 11.1-6), но и остальная масса народа ответит в свою очередь, когда в Церковь "войдет полное число язычников" (11.25 слл). Итак, история Церкви так же не может выйти за пределы, предначертанные замысла Божия, как это было некогда с историей Израиля: в ней раскрывается последнее волеизъявление этого замысла.

IV. ГРЯДУЩЕЕ ЗАВЕРШЕНИЕ ЗАМЫСЛА БОЖИЯ

Изображение замысла Божия в В.З. завершалось эсхатологически: свящ. тексты заранее намечали его конец. В Н.З. осознано, что этот конец теперь достигнут, провозглашен и уже присутствует во времени. Однако он еще не завершен окончательно. Время Церкви есть последний этап этого замысла Божия, но оно тоже идет к своему завершению. Значит, есть еще место для христианской эсхатологии, которая в свою очередь возвещает конец всех вещей и в этой перспективе понимает историю, подготовляющую его. К этой теме относится ряд текстов: синоптический Апокалипсис (Мф 13 п), краткие указания Павла (1Фес 4.13-17; 2Фес 2.1-12; 1Кор 15.20-28) и всё Откровение Иоанна; истолковывая свидетельство ветхозаветных Писаний в свете Христа и опыта Церкви, оно решительно обращается к будущему, бесстрашно взирая на события, которые должны привести замысел Божий к завершению. Прельщения Антихриста, гонения, предначертанные исторические бедствия  - предвестники Страшного Суда - все они не случайны. Бог предвидит их и через них прокладывает путь ко спасению в мире сем, до того Дня, когда будет полно число всех Его избранников (Откр 7.1-8). Тогда Сын сможет наконец предать всё Своему Отцу (1Кор 15.24), дабы Бог был "всё во всех" (15.28).

www.messia.info/r2/1/278.htm
Архив рассылки, формы подписки -> www.messia.info/r2/
Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.info
>Форум сайта< 
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме, в icq или на форуме.
Постараюсь ответить на вопросы.

Желаю всяческих успехов! 
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник
<= предш. вып. "богословский"
<= предш. вып. о Библии
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»