=рассылка *Христианское просвещение*=

Милость и мир от Бога, Отца нашего и Господа Иисуса Христа! (Рим.1:7)

Тема выпуска:
Христианство в VIII-IX веках, Запад

Предыдущие выпуски по теме:
    •
I век II векIII векIV векV векVI-VII века
VIII век, Византия


По книге:
Романо Скальфи. "Я с вами до скончания века". Краткая история Католической Церкви
agnuz.info/library/books/romanoscalfi/page06.htm

 

Лесная Европа

В Ирландии, Англии и на континенте, за исключением областей, которые находятся под господством Византии, варварские народы становятся оседлыми. Некоторые народы  — ариане, некоторые придерживаются истинной веры, у восточных славян распространено язычество.

В конце VII века франки постепенно собираются под властью династии Каролингов. Один из ее видных представителей — Карл Мартелл — расширяет свои владения на Востоке и на Западе. В 732 году в битве при Пуатье он наголову разбил арабскую армию. Карл заботится об обращении ко Христу побежденных германских народов. Но это не мешает им захватить имущество Церкви и раздать его воинам.

Перед смертью (741 год) Карл разделяет королевство между сыновьями Карломаном и Пипином. Карломан, человек глубоко религиозный, удаляется от дел и недалеко от Рима, на горе Соратте, учреждает монастырь.

Англосаксонское возрождение

Появляются ученые люди, которые, не отрицая классических ценностей, обращаются к истории собственного народа. Рождается новая культура, первый ее центр возникает в Англии под руководством епископа св. Бенедикта. Он учреждает множество монастырей.

Наиболее известный представитель этого культурного движения — монах св. Беда Достопочтенный — родился в 672 году на севере Англии. В 7 лет он поступает в монастырь Бенедикта. Жизнь Беды небогата событиями: он учится, трудится, обучает других. Исполняя послушание, он пишет "Церковную историю Англов", не думая, что этот шедевр останется жить в веках. Книга повествует прежде всего об обращении ко Христу народов Англии. В 626 году, — рассказывает Беда,  — король Эдвин созвал собрание, чтобы решить вопрос о принятии христианства. Там один из его советников сказал: "Наша земная жизнь представляется мне полетом птицы. Зимой в приоткрывшуюся дверь теплого жилища внезапно влетает птица и также внезапно вылетает в другую дверь. В то короткое мгновение, пока птица остается в тепле, она чувствует себя хорошо, ну а потом? Так и мы: мы находимся в безопасности в короткой протяженности нашей жизни, ну а потом? Если эта религия может помочь нам в том, что происходит с нами после нашей жизни, то нам надо ее принять". После такого выступления англы решили принять христианство.

Сплоченные верой, англы ощущают необходимость нести евангелие другим народам, на континент. Вдохновитель этого — Виллиброрд, родившийся, как и св. Беда, на севере Англии и, как и он, еще мальчиком поступивший в монастырь. Приняв в 30 лет священнический сан, он уезжает во Фризию (совр. Голландия), проповедует христианство и становится первым епископом в Утрехте.

Еще более известная фигура  — Винфрид, позднее принявший имя Бонифаций (673-754)  — был сподвижником Виллиброрда в Утрехте. В 721 году он устремляется в Германию. Он живет в Ассии, учреждает там монастырь и обращает в христианство множество язычников. В Риме его возводят в епископский сан. Папа поручает св. Бонифацию нести Евангелие язычникам, создавать новые церкви и возрождать существующие. Бонифаций основывает множество монастырей и епархий, дает новый импульс духовной жизни. Он сталкивается с сопротивлением духовенства и знати своей апостольской деятельности. Когда на смену Карломану, убежденному стороннику св. Бонифация, приходит Пипин, святой вынужден удалиться в епархию Майнца. Там он продолжает трудиться, время от времени посещая Фульдское аббатство, основанное им в 744 году. Для этого монастыря он испрашивает непосредственного подчинения папе. На склоне лет Бонифаций направляется в Утрехт, чтобы продолжить труд своего учителя Виллиброрда. В 754 году его убивает толпа язычников. Св. Бонифация справедливо называют "апостолом Германии".

Карл Великий

Власть Каролингов усиливается при короле Пипине, прозванным Коротким. После избрания Пипин принимает помазание от епископов, и это ставит его в привилегированное положение в Церкви. Преемник Пипина  — Карл Великий продолжает политику отца.

В это время в Риме папа Адриан испытывает большие затруднения. Его земли принадлежат императору Востока, который не может их защитить. На господство в Италии претендуют лангобарды. Даже после официального присоединения к Церкви, большая их часть следует арианству и требует от папы полного подчинения и уплаты высоких податей. Дезидерий, король лангобардов, пытается завоевать Рим и другие земли Византийской империи и выступает с войском против папы. Тогда папа призывает на помощь Карла Великого, который переходит через Альпы, побеждает ардов и провозглашает себя королем франков и лангобардов.

В 774 году Карл Великий прибывает в Рим. Папа оказывает ему почести, подобающие византийским императорам. Папа и король вместе молятся и клянутся в обоюдной верности. Папа получает от Карла часть земель, принадлежащих лангобардам. Присоединившись к Римскому герцогству, они образуют Папское государство. С этого времени начинается независимость папы от императора Византии.

В это время государство франков, германского племени, включает в себя, помимо части Италии, часть современной Франции и современной Германии. На Востоке живет другой германский народ  — саксы, в основном язычники. Карл Великий одерживает в конце концов над ними победу и в 777 году покоряет их.

Карл — удачливый завоеватель, но его величие и в том, что он понимает — войнами всего не добьешься. Обеспечив безопасность на границах, Карл начинает активную законодательную и организаторскую деятельность. Не будучи человеком высокой культуры, он, тем не менее, собирает вокруг себя наиболее выдающихся ученых. Он учреждает при дворе школу для знати, которая становится образцом для приходских школ в городах и селениях. Помимо изучения основ христианства, в них преподают светские науки.

В 795 году королевство франков настолько укрепляется, что Карл может посвятить себя внутренним делам огромного государства и, прежде всего, позаботиться о возрождении культуры и религии. Он считает себя не только королем франков, но и всего Запада, который теперь независим от Восточной империи. До этого империя сохраняла монолитность и император Востока должен был помогать папе сохранять единство христиан. Западные государства признавали это право. Теперь же Карл хочет получить те же права, что и император Востока. С политической точки зрения, Карл уже ими обладает, однако не хватает юридического закрепления этого.

В 800 году папа Лев III коронует Карла императором Рима. Коронация служит усилению единства Запада, но одновременно означает и углубление разделения между Востоком и Западом, между грекоязычными и латиноязычными христианами. После коронации Карл мирно правит государством 14 лет. После его смерти, ему наследует сын Людовик, прозванный Благочестивым.

Людовик Благочестивый

Людовик развивает активную деятельность, прежде всего, в отношении Церкви. В 816 году он созывает в Аквисгране Собор, на котором принимаются важные для Церкви решения. Монахи четко отделяются от священников и мирян, им предлагается соблюдать устав св. Бенедикта. Монастырские школы отдаются в ведение монахов. Упорядочивается жизнь монахов: они должны жить маленькими общинами, вместе молиться, преподавать в школах и помогать верующим.

Испания IX века

В Испании развивается великая цивилизация. Мусульмане, иудеи, христиане сосуществуют достаточно свободно. Христианам дозволено иметь церкви и исповедовать свою религию. Христиан можно встретить среди высоких чиновников халифата, столица которого, Кордова, становится одним из крупных культурных центров Европы.

На севере Испании продолжает существовать независимое от мусульман маленькое королевство Астурия. Здесь мечтают о "реконкисте" (движение за отвоевывание утраченных земель). Король Альфонс III возглавляет освободительное движение.

Арабы в Италии

С 827 года мусульмане предпринимают походы в Италию. Более полувека уходит на завоевание Сицилии. При арабах Сицилия — богатый и процветаюший остров, в почете культура. Местное христианское духовенство не поощряет никаких антиарабских движений и, за редкими исключениями, не подвергается преследованиям.

Викинги в Англии

В первой половине IX века Англия делится на 4 королевства. Викинги  — мореплаватели и язычники  — пришли в Англию из Дании. Они стремительно завоевывают 3 королевства. Сопротивление им оказывает только король Альфред Великий. После десятилетней борьбы он побеждает короля викингов Гуттона, принуждая его принять крещение. В различных частях Англии войны продолжаются еще полвека. Церковь находится в полном хаосе. Горят соборы, разрушаются монастыри. Епископы, аббаты и монахи часто ведут бродячую жизнь. Альфред Великий делает всё, чтобы предотвратить развал. Он преобразует епархии, при нём осуществляется перевод на саксонский язык основных религиозных книг. Однако вследствие длительных войн труд Альфреда Великого не находит такого отклика, как это было с Карлом Великим. Викинги держат под контролем балтийские и скандинавские страны, а с римлянами сталкиваются лишь изредка. В результате возникла культура, как бы не связанная с остальной Европой; христианство не было известно в Дании. В 825 году претендент на датский трон Харольд Клак связывает себя дружескими узами с Людовиком Благочестивым и принимает крещение в Майнце. Людовик посылает ему франкского монаха Ансгара с тем, чтобы тот обратил страну в христианство. Ансгар умирает в 865 году, оставшись в истории как апостол Севера.


Дополнительные материалы по теме:

Александр Мень - Папское государство и религиозная жизнь Запада в VIII-IX веках ("Дар Константина". Религиозная жизнь в империи Карла Великого. Преддверие схоластики. Иоанн Скотт Эриугена (ок.810-ок.877). Конец империи Карла Великого)

Ги Бедуелл - ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ / Церковь и вызов феодализма

Хронология и литература: VIII век
Хронология и литература: IX век

www.messia.info/r2/1/311.htm
Архив рассылки, формы подписки -> www.messia.info/r2/
Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.info
>Форум сайта< 
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме, в icq или на форуме.
Постараюсь ответить на вопросы.


Обратите внимание, что редактор-составитель рассылки не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке используются. Автор текста указывается перед текстом.

Желаю всяческих успехов!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник
<= предш. вып. темы
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»