=рассылка *Христианское просвещение*=

Милость и мир от Бога, Отца нашего и Господа Иисуса Христа! (Рим.1:7)

Тема выпуска:
Внутренний мир: разум (2-3)

Автор: Гордон Макдональд
Опубликовано: Г.Макдональд. КАК УПОРЯДОЧИТЬ СВОЙ ВНУТРЕННИЙ МИР. // "Мирт", 1995.

messia.info/bibliotk/m/mkdonaldg/ku3.htm#0

Предыдущие части книги:
Что такое "внутренний мир"? (а, б, в)
Мотивация (а, б, в, г)
  • генезис загнанности (a, б)
  • быть призванным (a, б, в)
Использование времени (а, б)
Возвращение времени (a, б, в)
Разум (a)

> Сектор 3. Разум и знание

> Глава 8

> Когда лучший проигрывает

> <.....>

> Необходимость дисциплинировать наш ум

> Ум необходимо тренировать, чтобы учиться думать, анализировать, вводить новшества. Люди, полностью организовавшие свой внутренний мир, активно работают в этом направлении. Их разум бодр и проворен, каждый день принимая свежие порции информации, регулярно производя новые открытия и делая заключения. Они обязали себя к постоянному упражнению ума.

> "Живое христианство невозможно, если не развиты по крайней мере три его аспекта, - пишет Элтон Трублад, - внутренняя жизнь молитвы, внешняя жизнь служения и интеллектуальная жизнь здравого рассудка".{} Для многих христиан очень легко пренебречь третьим аспектом, считая его слишком мирским и противоречащим духу Евангелия. Но притупление ума ведет к полной дезорганизации внутреннего мира.

> Я хорошо знаю, что такое преждевременный успех, потому что и я тоже в начале своего четвертого десятка обнаружил, что ехал до сих пор на способностях, данных от рождения, и не уделял необходимого внимания развитию своего ума. Я начал понимать, что пока не сделаю что-то с этим, мой ум не будет адекватно служить мне в последующие годы, в то время, когда я хотел бы бежать на предельной скорости ума, делая всё возможное и отдавая все свои силы служению.

> Это означало, что, если я собираюсь стать более эффективным проповедником, хочу быть более чутким к страдающим людям и более полезным руководителем, мне придется серьезно заняться вопросом тренировки моих умственных способностей, чтобы я мог справиться с моим внешним миром. Нельзя сказать, что я пребывал в полной интеллектуальной спячке, но и не занимался упорной дисциплинирующей работой, которая помогала бы мне быть передовым и способным к нововведениям человеком, каким, по моему мнению, хотел видеть меня Бог.

> Неудивительно, что я испытывал муки неорганизованности, когда сталкивался с ситуациями, в которых мне не хватало проницательности понять, что происходит. Как человек, пытающийся поднять слишком большой вес, я обнаружил, что все больше и больше берусь за идеи и проблемы, для поднятия которых с земли я был недостаточно силен умом.

> Хотя евангельские христиане сделали прямой своей обязанностью христианское образование, развитию ума не всегда уделяется должное внимание. Немногие из нас в полной мере оценили разницу между теми, кто накапливает детали, подробности и правила, и теми, кто умело разрабатывает идеи. Есть люди, которые много знают о многих вещах, но это не означает, что они умеют глубоко размышлять и понимать суть того, что им известно.

> Я наблюдал за людьми, которые забили свою голову огромным количеством информации о Библии. Они научились говорить, используя богатый словарный запас правильной христианской лексики. Их молитвы звучат так гладко, что все вокруг них сидят в благоговении. Мы считаем их духовными людьми. Но бывают ситуации, когда мы начинаем понимать, что они строги и негибки, невосприимчивы к изменениям и новшествам. В ответ на любое сомнение в правильности их мыслей они взрываются и выплескивают массу обвинений в ваш адрес.

> Как и другие, я считаю, что христиане должны быть сильнейшими, ярчайшими, самыми творческими мыслителями в мире. Это Павел сказал, что нам, христианам, дан ум Христов. Это обеспечивает потенциал интеллектуального дыхания, которым не обладает необращенный ум. Это предполагает вечную, вневременную позицию, с которой надо мыслить. Во Христе - основание той истины, которая должна производить наши идеи, наш анализ происходящего и наши нововведения, стоящие в ряду самых сильных в современности. Но не всегда дело обстоит так, поскольку многим христианам присущи неотъемлемая лень и внутренняя дезорганизация. Мы лишаемся одного из величайших даров, который Бог дал нам через Христа.

> Миссионер-евангелист Стенли Джоунс пишет: "Свами Шивананда, знаменитый учитель Индии, обычно говорил своим ученикам:

> "Убейте разум и тогда, и только тогда, вы можете медитировать". У христиан иная позиция: "Люби Господа Бога твоего всем разумом твоим" (интеллектуальная природа), "всем сердцем твоим" (эмоциональная природа), "всей душой твоей" (волевая природа) и "всеми силами твоими" (физическая природа). Человек весь в целом должен любить Его - с помощью ума, чувств, воли, силы. Но "сила" может означать силу всех трех составляющих. Кто-то любит Его силой ума и слабостью чувств  - интеллектуал в религии; кто-то любит его силой чувств и слабостью ума - сентименталист в религии; кто-то любит его силой воли и слабостью чувств - человек "из железа", к которому не слишком легко подступиться. Но способность любить Бога силой разума, силой чувств и силой воли - вот что делает человека истинным христианином и действительно уравновешенной и сильной личностью". (Выделено мной.){}

> В течение многих лет адмирал Хайман Риковер был главой Атомного Военно-морского флота Соединенных Штатов. Его почитатели и критики имели резко противоположные мнения о суровом и требовательном адмирале. Многие годы каждый офицер атомной подводной лодки проходил личное собеседование с Риковером перед вступлением в должность. Прошедшие через это собеседование обычно выходили, дрожа от страха, гнева или совершенно запуганные. Среди них был экс-президент Джимми Картер, который много лет назад служил под началом Риковера. Вот его мнение о собеседовании с адмиралом:

> "Я был приписан к программе атомных подводных лодок, и адмирал Риковер проводил со мной собеседование перед вступлением в должность. Я впервые тогда встретился с ним; больше двух часов мы сидели вдвоем в большой комнате, он позволил мне выбирать любые темы для обсуждения по моему желанию. Я выбрал то, что знал тогда лучше всего, - текущие события, морское дело, музыку, литературу, военно-морскую тактику, электронику, артиллерийское дело - и он начал задавать мне серии вопросов возрастающей трудности. В каждом случае он вскоре доказывал, что я знаю сравнительно мало о выбранном предмете.

> Он всё время смотрел мне прямо в глаза и ни разу не улыбнулся. Я был весь в холодном поту.

> В конце концов он задал один вопрос, и я решил, что смогу спасти свое положение. Он сказал: "Какое положение вы занимали в вашем выпуске в Военно-морской академии?" Так как я закончил второй курс технического колледжа штата Джорджия до того, как стал курсантом первого курса в Аннаполисе, я учился очень хорошо: и я с гордостью расправил грудь и ответил: "Сэр, я был пятьдесят девятым среди 820!" Я откинулся на спинку стула в ожидании поздравлений - которые так и не последовали. Вместо них был вопрос: "Вы сделали всё, что могли?" Я начал: "Да, сэр...", но тут я припомнил несколько случаев из множества подобных во время учебы в Академии, когда я мог получить больше знаний о наших союзниках, наших врагах, оружии, стратегии и т.д. В итоге я проглотил комок в горле и сказал: "Нет, сэр, я не всегда делал всё от меня зависящее".

> Он посмотрел на меня долгим взглядом, а затем повернулся на стуле, давая понять, что собеседование закончено. Он задал мне один последний вопрос, который я никогда не мог забыть или ответить на него. Он сказал: "Почему нет?" Я сидел там какое-то время, потрясенный, а потом медленно вышел из комнаты".{}

> Эта встреча стала первоначальным толчком к замыслу книги Картера "Почему не лучший?". И над этой историей стоит поразмышлять: может быть, люди, которые считают, что они ходят с Христом, должны воспринимать совершенствование своего мышления как моральный долг перед Создателем?

> Мышление - это удивительная способность, которую Бог дал человеческому существу, чтобы он мог открывать и наблюдать законы мироздания, сравнивать и сопоставлять каждую из его частей и, по возможности, использовать их должным образом, чтобы отражать славу Создателя. Мыслители смотрят на давно известное свежим взглядом; они анализируют гипотезы, отделяя истинное от ложного. Мыслители иногда воплощают старые истины в новые слова и новые формы; они помогают другим увидеть возможность их применения в жизни. Мыслители принимают смелые, дерзкие решения, помогают нам встать на новую точку зрения и преодолевать препятствия способами, о которых мы раньше не имели представления.

> И это должно стать постоянным занятием не только великих и выдающихся людей, это задача каждого человека, обладающего здравым умом. Как и в случае с физическим телом, некоторые из нас могут быть крепче других, но это не освобождает тех из нас, кто имеет более слабые физические возможности, от обязанности использовать свое тело и свой ум.

> Говорят, что Томас Эдисон - обладатель свыше тысячи патентов - считал, что только одно изобретение - фонограф - он мог заявить как свою оригинальную идею. Все остальные "изобретения", по его мнению, были переделкой или усовершенствованием идей, которые другие люди оставили неразработанными.

> Распространяя процесс творения, Бог скрыл определенные вещи, чтобы человечество их обнаруживало, радовалось им и благодаря им постигало сущность Самого Создателя. Мы должны впитывать всё это, словно губки.

> "Слава Божия - облекать тайною дело, а слава царей - исследовать дело" (Прит. 25:2).

> Делом первых людей было открывать и идентифицировать то, что создал Бог. Из-за непослушания законам Божьим возможность такой замечательной деятельности отчасти была для них утеряна. Теперь им приходилось больше беспокоиться о том, как выжить во враждебном мире, чем о том, чтобы продолжать открывать то, что в нём было. Существо деятельности внезапно изменилось. Я убежден, что небесная жизнь каким-то образом восстановит эту изначальную форму деятельности.

> Но принцип и возможность открытия всё еще присутствуют в нашей жизни. Некоторые открытия совершаются благодаря тяжелому физическому труду, как, например, добыча золота из горных недр. Другие открытия мы делаем, наблюдая за течением жизненных процессов в мире растений, животных и людей. И большая часть исследований мироздания сделана в чисто интеллектуальной сфере. Мы, по сути, раскапываем и раскрываем идеи и истины; затем мы выражаем всё это в художественной форме, в богослужении и в творчестве.

> Мышление - это великий труд. Лучше всего с ним справляется тренированный ум, который поддерживается в надлежащей форме, совсем так же, как в соревнованиях по бегу побеждает тренированный человек, который сохраняет в надлежащей форме свое тело. Наилучшим образом мышление осуществляется в контексте почитания Божьей благодатной власти над всем мирозданием. Печально видеть, когда огромная мыслительная и творческая деятельность осуществляется людьми, которые не стремятся к пониманию Бога. Они размышляют и создают что-то новое исключительно ради стремления к расширению собственной власти или для развития человеческой системы, которая предполагает, что может обойтись без Бога.

> Некоторые христиане, похоже, боятся думать. Они ошибочно принимают накопление фактов, догматических систем и правил за мышление. Они чувствуют себя неловко, сталкиваясь со сложными, неоднозначными вопросами. И они не понимают значения борьбы с великими идеями, если в итоге не всегда можно прийти к комплекту готовых ответов. В результате - сползание к посредственности в личной жизни и в мыслительной деятельности и потеря того многого, что Бог предназначил Своим чадам к радости, когда они будут идти сквозь мироздание, открывая для себя дело Его Рук. Жизнь в таком случае становится "забавой", действием без мысли.

> Неразмышляющий христианин не осознает этого, но он в опасной мере погружен в окружающую его культуру. Так как его разум нетренирован и незаполнен, ему недостает способности задавать миру испытующие сложные вопросы. Проблема для современного христианина в мирском обществе состоит в том, что надо научиться задавать пророческие вопросы, прежде чем появится возможность дать ответ сориентированный на христианство.

> Иногда из-за того, что нас постоянно бомбардируют огромными порциями информации, неразмышляющий христианин стремится сбежать и укрыться от всего, оставляя трудные раздумья немногочисленной элите христианских лидеров или теологам.

> Гарри Блэймерс в проницательной книге под названием "Христианское мышление" спрашивает, где же христиане с умом достаточно острым, чтобы противостоять культуре, которая постепенно уходит в сторону от Бога. Он ищет людей, которые размышляют "по-христиански" о великих нравственных проблемах. У него есть опасение, которое я разделяю, что мы обманываемся, считая себя думающими людьми, в то время как мы таковыми не являемся. С язвительным упреком, обращенным к христианской общественности, он пишет:

> "Христианство обессилело в сфере интеллектуальной значимости. Оно, возможно, остается носителем духовности и морального руководства на индивидуальном уровне; на общественном уровне оно не более чем выражение идеализированного духовного единения".{}

> Когда ум христианина притупляется, он может сделаться жертвой пропаганды нехристианской системы ценностей, проводимой людьми, которые не пренебрегали своими мыслительными способностями и просто оказались умнее нас.

> Так же, как мой тренер когда-то учил меня тренировать свое тело, чтобы закончить бег на финише, так и я должен учить тому, что другим необходимо знать: ум тоже надо тренировать. Внутренний мир христианина будет слабым, беззащитным и неорганизованным, если не уделяется серьезное внимание этому участку интеллектуального роста.

> Парень из Поули Преп был лучшим, чем я, бегуном, но он проиграл. Он проиграл потому, что 100 ярдов таланта недостаточно для дистанции в 440 ярдов.

> Когда я однажды оценивал порядок в интеллектуальном секторе моего внутреннего мира, я, к счастью, обнаружил, что лишь немногие из моих природных дарований или лет, потраченных на обучение, останутся невостребованными; все остальное вполне годилось для того, чтобы сделать меня человеком, которого Бог мог бы использовать для работы в любом месте по Его усмотрению. Я мог продолжать расти интеллектуально, приближаясь к использованию всего своего потенциала, но не потому, что был талантлив и имел степени, а потому, что научился браться за мускулы своего ума и приводить их в хорошую форму.

Памятка для неорганизованного:

Мой внутренний мир будет приведен в порядок, если я твердо решу, что каждый день будет для меня днем возрастания в познаниях и мудрости.

> Для этого мне надо было стать думающим человеком. Я должен был уметь видеть направление исторического процесса. Мне необходимо было знать, как сражаться с великими идеями человечества. И мне надо было научиться выносить независимые суждения о том, что я видел. Это был подходящий момент, чтобы я начал трудиться - упорно трудиться. Другие бегуны догоняли, а до конца дистанции было далеко. Я не хотел быть лучшим на первом повороте и проигравшим на финише из-за того, что у меня были способности, но не было выносливости.

www.messia.info/r2/1/312.htm
Архив рассылки, формы подписки -> www.messia.info/r2/
Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.info
>Форум сайта< 
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме, в icq или на форуме.
Постараюсь ответить на вопросы.


Обратите внимание, что редактор-составитель рассылки не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке используются. Автор текста указывается перед текстом.

Желаю всяческих успехов!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник
<= предш. вып. темы
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»