=рассылка *Христианское просвещение*=

Милость и мир от Бога, Отца нашего и Господа Иисуса Христа! (Рим.1:7)

Тема выпуска:
Христианство в X-XI веках, Запад

Предыдущие выпуски по теме:
    •
I век II векIII векIV векV векVI-VII века
VIII век, ВизантияVIII-IX века, Запад


Подготовлено на основе главы из кн.: Ги Бедуелл. История Церкви (гл. 5)
www.agnuz.info/library/books/Historcerkvi/page22.htm
с использованием книги История религии. Учебник. Том 2 (гл. 23)
<составлена по материалам произведений
свящ. Александра Меня>
www.alexandrmen.ru/books/histrel/hr_2_23.html

 

Борьба за независимость Церкви

Церковь фактически, оказалась в вассальной зависимости от светской власти. Попытки освободиться от этой зависимости совпали с эпохой всеобщего страха и растерянности, царивших накануне второго тысячелетия.

В это же время среди священников процветали конкубинат (сожительство с незамужней женщиной) и прочие беззакония, что получило наименование "николаизм", восходящее к Откр.2:15, где "николаитами", видимо, называются те, кто держатся языческих обычаев*.

В 60-х годах X века Папа Иоанн XII попытался сохранить раздираемое феодалами папское государство. Он стал умолять о помощи германского императора Оттона I, который пытался восстановить Римскую империю, продолжая объединительную политику Карла Великого. Под его контроль попали значительные европейские территории. Зная о глубокой религиозности Оттона I, реформисты в Риме надеялись, что приход императора восстановит авторитет папства. В итоге Оттон I двинулся в Италию и, разгромив войска феодалов, в 962 году был коронован Иоанном XII. Тогда же было провозглашено создание Священной римской империи во главе с германским королем. Перед этим Оттон I признал притязания папы на светские владения в Италии, но верховным сеньором этих владений провозглашался император. Вводилась обязательная присяга папы императору. Светская власть, по существу, присвоила себе право "инвеституры" - назначения и утверждения в сане иерархов Церкви. Во время соответствующей церемонии епископ должен был преклонить колени перед светским государем и получить от него кольцо и посох в знак своей власти. Таким образом, Церковь на Западе попала в полную зависимость от государства.

* * *

В 909 году герцог Аквитанский Гильом Благочестивый основал монастырь, посвятив его апостолам Петру и Павлу. Специальный пункт герцогского указа уточнял, что монахи, живущие по уставу св. Бенедикта, "не подчинены никакой земной власти: ни нашей, ни наших родичей, ни короля, ни приора-мирянина, ни епископов, ни даже Понтифика римского". Таким образом возник оплот независимости от притязаний светских властителей, и именно из Клюни, лишь в религиозном отношении подчиненного Риму, - следовало ожидать обновления.

Клюни выпала редкая удача - с самого начала настоятелями монастыря были выдающиеся люди. За основателем Берноном (настоятель в 909-927) следовали св. Одон (927-942) и св. Майоль (948-994 гг.). Св. Одилон, управлявший аббатством с 994 по 1049 год, положил начало клюнийскому ордену. И, наконец, в период настоятельства Гуго (с 1049 по 1109 гг.) наступил подлинный расцвет Клюни (одна из трех церквей аббатства была самой большой во всём христианском мире).

Клюни стало образцом для реформы. Прежде всего, клюнийский орден не отличался централизованностью, и единство его заключалось в том, что каждый принадлежащий к нему монах, в какой бы точке Европы он ни находился, оставался клюнийцем, давшим своему аббату обет послушания и благонравия. Орден демонстрировал стремление обратиться к сути христианства: это проявлялось, с одной стороны, в делах милосердия, милостыне, в предоставлении приюта беднякам и странникам, а с другой стороны, - в молитве, в постоянном вознесении хвалы Господу за богослужением.

Возврат к нравственной и богословской сердцевине христианства, который провозглашали, проповедовали и на деле осуществляли монахи из Клюни, позволил Церкви преодолеть вызов феодализма.

Первой своей победой Церковь обязана одному из монастырей в Орийаке (центральная Франция), где возвысился Герберт (†1003). Встреча с императором Оттоном I (ок. 970) сделала его в итоге важнейшим лицом в христианском мире: в 999 году имп. Оттон III способствовал его избранию на папский престол. Он принял имя Сильвестра II (чтобы подчеркнуть значение своего союза с новым Константином). Этот незаурядный по своей учености и политическому мужеству человек уверенно провел Церковь через потрясения тысячного года.

Немного позднее аббатство Клюни дало толчок тому решающему для церковного обновления движению, которое называют "григорианской реформой", по имени самого знаменитого ее деятеля – Папы Григория VII. Однако очевидно, что реформа была начата уже предшествующими Папами. Первым из них был Бруно, епископ Туля, избранный Папой по воле императора Генриха III и принявший имя Льва IX (1048-1054). Он решился восстановить приоритет Церкви и изменить заведенный порядок назначения римского Понтифика. В Туле он облачился в одеяния паломника и сохранял титул епископа до тех пор, пока не был провозглашен Папой кардиналами и народом Рима. Так он стал Папой по избранию, а не по императорскому назначению. (По другой версии, Гильдебранд, помошник Папы Григория VI и будущий Папа Григорий VII, настоял на том, чтобы новоизбранный Папа просил согласия народа; Лев IX явился в Рим в одежде кающегося, и объявил, что не займет престола, пока народное собрание не снимет с него вины поставления светским лицом.)

Лев IX, его преемник Стефан IX (1057-1058), аббат Монте-Кассино, который уже не нуждался в императорском согласии, чтобы занять папский престол, затем Николай II (1059-1061) и Александр II (1061-1073) посредством различных церковных собраний, сурово осудивших симонию и "николаизм", положили начало реформе Церкви. Реформе также помогал словом и делом аскет Петр Дамиани (1007-1072), итальянский отшельник, который в своей красноречиво озаглавленной "Книге Гоморры" бичевал распространенный среди клириков конкубинат. Но надо всей реформаторской деятельностью Пап, начиная со Стефана IX, стоит один из самых замечательных людей в истории Церкви - клюниец Гильдебранд. Он родился ок. 1021 года, в 1059 году стал архидиаконом в Риме, в 1073 году был избран Папой и принял имя Григория VII.

Григорий VII был убежден, что реформа должна осуществляться за счет усиления независимой папской власти, и исходя именно из этого следует понимать составленный им знаменитый текст "Dictatus Papae" (1075) - своего рода перечень привилегий Понтифика.

Посредством сплочения Церкви вокруг апостольского престола и действиям своих доверенных эмиссаров он подчинил себе некоторые местные Церкви, епископы которых были, как правило, ставленниками политической власти. Знаком этого было учреждение института постоянных легатов Святого Престола. Повсюду преследовались "николаиты". Григорий VII не уставал напоминать об обете безбрачия, возбуждая тем самым сильное недовольство собою в Германии и во Франции.

Самым главным препятствием для реформы оставалась светская инвеститура. Из-за нее и возник конфликт между Григорием VII и германским императором Генрихом IV. После первого столкновения, произошедшего в 1076 году из-за низложения императором архиепископа Миланского, Генрих IV, отлученный Папой от Церкви, прислал ему неслыханно наглое письмо, в котором подвергал сомнению законность его избрания и требовал, чтобы Григорий VII оставил кафедру. В ту эпоху отлучение правителя от Церкви избавляло его подданных от клятвы верности и таким образом ставило под вопрос весь политический порядок. Кроме того, начав атаку на Милан, Генрих, восстановил против себя "Патарию" – местное светское движение, ставшее отныне верным союзником папства.

Сменив тактику, Генрих IV в январе 1077 года изобразил раскаяние и всенародно молил о прощении перед замком в Каноссе. Григорий VII прекрасно понимал, что это лишь ловкий ход, но как духовное лицо он не мог не простить: дело касалось таинства покаяния, духовной свободы прощающего. Это был случай, когда достигло необычайной остроты противоречие между необходимостью продлить отлучение и духовным принципом, предписывающим прощение во имя Христа.

Григорий VII простил, и его сторонники восприняли это прощение как предательство. В свою очередь Генрих IV смог быстро перехватить политическую и военную инициативу, овладеть в 1083 году Римом, изгнать Григория VII и посадить на его место антипапу Климента III. Казалось, попытка Григория восстановить значение духовной власти, теоретическим выражением которой было представление о "двух мечах" на службе у "теократии", потерпела поражение.

Однако уже несколько десятилетий спустя, благодаря обновлению епископата и общей реформе Церкви, можно было констатировать убедительную посмертную победу Григория VII. Преемники главных действующих лиц великого конфликта, ставшие во главе папства и империи, пришли к решению, удовлетворившему обе стороны. 23 сентября 1122 года Папа Каллист II (1119-1124) и император Генрих V заключили Вормский конкордат. Генрих обязался вернуть собственность Церкви, отнятую у нее во время противостояния Империи и Святого Престола, и обеспечить свободу избрания епископов и аббатов. Папа согласился оставить императору право на инвеституру "жезлом" - для светских дел, но не право вручать посох и кольцо.

Вызов феодализма был преодолен. Злоупотребляя отождествлением видимой Церкви с "Градом Божиим", а светской власти - с "градом земным", папство исходило из намеренно упрощенного прочтения великой книги бл. Августина, превращая мистику в политику. Сторонники "политического августинизма", как позднее назовут это направление, обосновывали идею, согласно которой "два меча" христианства - духовный и светский - держит в своей руке Папа, т.е., как Викарий Христа, он вправе прибегнуть и к мирскому мечу, если сочтет это необходимым. Не было никаких основания полагать, что светская власть примет эту теорию, а значит, Церкви предстояло принять следующий вызов.


Дополнительные материалы по теме:

Романо Скальфи - "Я с вами до скончания века". Краткая история Католической Церкви / Церковь в средние века

Хронология и литература: X век
Хронология и литература: XI век

www.messia.info/r2/1/316.htm
Архив рассылки, формы подписки -> www.messia.info/r2/
Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.info
>Форум сайта< 
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме, в icq или на форуме.
Постараюсь ответить на вопросы.


Обратите внимание, что редактор-составитель рассылки не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке используются. Автор текста указывается перед текстом.

Желаю всяческих успехов!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник
<= предш. вып. темы
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»