=рассылка *Христианское просвещение*=

Милость и мир от Бога, Отца нашего и Господа Иисуса Христа! (Рим.1:7)

Тема выпуска:
Внутренний мир: разум (4-6)

Автор: Гордон Макдональд
Опубликовано: Г.Макдональд. КАК УПОРЯДОЧИТЬ СВОЙ ВНУТРЕННИЙ МИР. // "Мирт", 1995.
messia.info/bibliotk/m/mkdonaldg/ku3.htm#g9

Предыдущие части книги:
Что такое "внутренний мир"? (а, б, в)
Мотивация (а, б, в, г)
  • генезис загнанности (a, б)
  • быть призванным (a, б, в)
Использование времени (а, б)
Возвращение времени (a, б, в)
Разум (a, b)

> Сектор 3. Разум и знание

> <.....>

> Глава 9

> Сожаление о так и не прочитанной книге

> Однажды мы с женой перебирали книги в старом книжном магазине. Каждый раз, когда нам удается отыскать какую-нибудь старую книгу, мы испытываем наслаждение. В этот раз Гейл нашла экземпляр биографии Дэниэла Уэбстера, опубликованной в 1840 году. Книга показалась интересной, и, поскольку мы оба любители биографий, она купила ее.

> Обложка книги выглядела достаточно потрепанной, из чего можно было сделать вывод, что книгу много читали. Можно было предположить, что это издание высоко ценилось в библиотеке нескольких поколений семьи, жившей в Новой Англии. Может быть, книгу давали почитать другим, и она просветила дюжину разных читателей.

> Ничего подобного! Начав перелистывать старую книгу, Гейл обнаружила, что в книге даже не разрезали как следует страницы и многие из них нельзя было раскрыть. Неразрезанные страницы были ясным доказательством того, что книгу никогда не читали! Снаружи она выглядела так, как будто ею постоянно пользовались. Возможно, ее действительно использовали, но не по назначению,  - может быть, чтобы украсить книжную полку, или для блокировки двери, или клали на стул маленькому ребенку, чтобы ему удобнее было сидеть за обеденным столом. Вероятно, книгу использовали; но, конечно, никогда не читали.

> Христианин, не развивающийся интеллектуально, похож на книгу, в которой многие страницы остаются нераскрытыми и непрочитанными. Как эта книга, он может представлять определенную ценность, но эта ценность не сравнима с той, которую он мог бы иметь, если бы предпочел обострять и развивать свой ум.

> Привести себя в режим роста

> Если человек решительно настраивается на использование своего ума для своего роста и развития как личности, в его внутреннем мире наступает новый порядок. Его разум  - орган в значительной мере неразвитый у многих людей - оживляется для новых возможностей, когда человек приводит себя в состояние, которое я называю режимом роста.

> Существуют по крайней мере три задачи в развитии интеллектуальных параметров нашего внутреннего мира. <...>

> ЗАДАЧА 1: УМ НАДО УЧИТЬ ДУМАТЬ ПО-ХРИСТИАНСКИ

> Я осознаю эту задачу, т.к. вырос в христианской среде и имел все преимущества христианского воспитания с самого детства.

> Думать по-христиански - значит осознавать, что мир был создан Богом и принадлежит Ему, что придется отчитываться за то, что мы делаем с Его творением, и важно всегда делать свой выбор в соответствии с законами Божьими. Библия называет это «быть управителем». Христианское мышление рассматривает все вопросы и идеи с позиции Бога, учитывая Его желание и выбирая то, что могло бы послужить к Его славе.

> Человек, не имевший подобного преимущества, вероятно, не сможет так просто приобрести этот общий взгляд. <....>

> Для такого человека процесс мышления будет осуществляться в большей степени по обязанности, а не на основе христианской интуиции. Другими словами, реакция новообращенного христианина на проблему или возможность может быть нехристианской, и тогда ему придется отбросить ее и заменить выученным христианским откликом.

> Человек, который думает в христианском ключе с детства, вероятно, обладает должными мыслительными реакциями до тех пор, пока сам не решает для себя избрать жизнь в открытом неповиновении. Но будет ли следовать за его мысленным христианским откликом христианское действие - это другой вопрос.

> <...>

> Для новообращенного христианина развитие ума является частью развития христианской точки зрения, христианского отклика на жизнь и христианской системы ценностей в рыночном мире.

> Зрелый христианин борется с проблемой иного рода. Он может обладать инстинктивными христианскими реакциями на большинство ситуаций, но его жизнь может быть не отмечена таким энтузиазмом, как у новообращенного верующего. Он просто предполагает, что христианские механизмы будут срабатывать автоматически. Но в этом кроется большая опасность. Процесс христианского мышления без регулярного подтверждения нашей приверженности Христу ведет к омертвению религии, скучной вере, недейственному свидетельству. <...>

> ЗАДАЧА 2: РАЗУМ НАДО НАУЧИТЬ УВИДЕТЬ И ОЦЕНИТЬ ОТКРОВЕНИЯ, КОТОРЫЕ БОГ НАПИСАЛ В ТВОРЕНИИ

> "Небеса проповедуют славу Божию" (Пс.18:1). Всё, созданное Богом, и в т.ч. человеческие существа, имеет главную цель - отражать славу Божью.

> К сожалению, сила греха исказила некоторые аспекты творения, лишив их способности отражать эту славу. <...> Но там, где человек не способен внести беспорядок в этот вопрос, творение продолжает выкрикивать это откровение: "Да славится Бог-Создатель!"

> Растущий ум, наполненный любовью Христа, исследует мироздание в поисках этих посланий. В силу наших духовных и физических дарований, любой из нас способен увидеть и услышать их - каждый в своей области. И мы наделены способностью брать этот материал творения и идентифицировать его, придавать ему форму, видоизменять его или другими способами использовать его к славе Божьей. <...>

> Мы развиваем свой разум для выполнения этих задач и радуемся, выполняя их ради всего того, что Бог открывает нам из глубины Своего любящего сердца.

> ЗАДАЧА 3: УМ НАДО ТРЕНИРОВАТЬ, ЧТОБЫ УМЕТЬ ИЗВЛЕКАТЬ ИНФОРМАЦИЮ, НАХОДИТЬ ИДЕИ, ВНИКАТЬ В СУТЬ ВЕЩЕЙ И СЛУЖИТЬ ТЕМ САМЫМ ЛЮДЯМ СВОЕГО ОБЩЕСТВА

> Совершенствование ума дает возможность мужчинам и женщинам служить поколению, в котором они живут. Я думаю о вкладе врача-миссионера Пола Брэнда, который получил заслуженное признание как хирург, восстанавливая функции конечностей, пораженных болезнью Хансена (проказой). Мы все стали духовно богаче благодаря работам К.С.Льюиса в литературе или Джона Перкинса в области расовых отношений. А есть люди, чьи имена не так хорошо известны: молодой гражданский инженер, использующий свои профессиональные знания, чтобы помочь построить гидроэлектростанцию в Эквадоре; бухгалтер, уделяющий драгоценное время, чтобы помочь потерпевшим убытки людям реорганизовать свои финансы; строитель, который идет в центр города и учит людей реконструировать и утеплять старые дома; и оператор компьютера, отдающий время на обучение детей иммигрантов. Все они используют свой разум в служении другим.

> Мы развиваем свой интеллект не просто для своего личного совершенствования, мы применяем силу своего разума для работы на благо других. Я помню это, когда подгоняю себя, занимаясь чтением и сбором материалов: я накапливаю сырье, которое однажды превратится в проповедь поддержки или понимания для других. Т.к. мой ум развивается, он может дать возможность развиваться другим людям.

> Как организовать ум, чтобы заставить его развиваться

> Оглядываясь назад, на ранние годы моей жизни, я припоминаю, как однажды пришел к поразительному осознанию. Я понял, что, накапливая огромное количество сведений о многих вещах, я в действительности никогда не побуждал себя активно мыслить. Собственно говоря, я не уверен, что вообще научился любить процесс обучения.

> В годы моего учения я имел тенденцию делать лишь то, что находится в пределах необходимого. "Скажи мне, что требуется, чтобы закончить этот курс, и я сделаю это", - говорил я. За редкими исключениями, я пользовался этой философией в годы учения в средней школе, в колледже и в аспирантуре. Иногда я сталкивался с преподавателем, который видел этот ограниченный взгляд и побуждал меня к более высокому мастерству. Я не перестаю спрашивать себя, почему я ценил этих преподавателей больше остальных? Потому что на самом деле было замечательно, что меня заставляли шире использовать свои возможности, вытягивали из меня нечто большее, чем посредственность.

> Но когда <...> я закончил формальное образование, со мной не осталось никого, кто бы толкал или тянул меня, кому было нужно мое совершенство, кроме меня самого. И вскоре я понял, что мне придется взять на себя полную ответственность за мое интеллектуальное развитие. Это было время, когда я достиг интеллектуальной зрелости. Впервые я серьезно задумался о том, как научиться думать и учиться самостоятельно.

> Вы хотите знать, как человек подходит к процессу интеллектуальной организации во внутреннем мире? Позвольте мне перечислить несколько путей.

> МЫ РАСТЕМ, СТАНОВЯСЬ СЛУШАТЕЛЯМИ

> Процесс моей интеллектуальной организации начался с того момента, когда я научился слушать. Для такого человека, как я, который любит говорить, слушать бывает трудно. Но если человек не умеет слушать, он отказывает своему уму в главном источнике информации, необходимом для роста.

> Во-первых, чтобы стать слушателем, нужно научиться задавать вопросы. Я редко встречался с человеком или был в ситуации, когда нельзя было узнать ничего стоящего. Во многих случаях, чтобы начать слушать, сначала мне приходилось задавать вопросы. А этому необходимо научиться.

> Правильные вопросы позволяют получить ценную для роста информацию. Я люблю спрашивать людей о их работе о том, где они познакомились со своими супругами, что они читают, что они считают главными проблемами в настоящем и в какой области их жизни, по их мнению, Бог действует наиболее активно. Ответы всегда имеют ценность.

> В процессе своего становления как слушателя я пришел к выводу, что большинство людей хочет поделиться своими проблемами или просто рассказать о себе. Многие пожилые люди редко имеют подобных слушателей, и они обычно являются неутомимыми рассказчиками. Страдающие люди, люди, испытывающие стресс и напряжение, могут многое рассказать тем, кто научился задавать правильные вопросы. И, задавая вопросы, мы не только учимся, но и способны также дать поддержку и любовь.

> В особенности мы должны научиться слушать стариков и детей. Все они могут рассказать истории, которые обогащают разум и сердце. Дети упрощают вещи, часто с жестокой искренностью. Старые люди привносят в проблемы взгляд в перспективе долгих лет. Страдающие люди также помогают нам понять, что же является в действительности важным в жизни. У каждого человека можно научиться чему-либо, если только у нас есть желание сесть у их ног и в достаточной степени смирить себя, чтобы задать верные вопросы.

> Во-вторых, умение слушать понадобилось мне, когда я начал посещать людей на их рабочем месте, чтобы увидеть, чем они занимаются, с кем работают, и таким образом узнать что-то об особых проблемах, с которыми они сталкиваются. Я по-новому увидел тот вклад, который окружающие меня люди вносят в мою жизнь. Я люблю спрашивать людей об их занятиях: "Скажите, что нужно, чтобы в совершенстве выполнять такую работу, как ваша? В чём заключаются главные, насущные проблемы, с которыми сталкивается человек? В какой области вы должны решать этические и моральные вопросы? Какого рода занятие наиболее утомительно для вас и вызывает уныние? Спрашиваете ли вы себя когда-нибудь о том, каким образом Бог присутствует в этой работе?"

> В-третьих, нашему росту способствует умение слушать наставников. На протяжении всей моей жизни Бог окружал меня многими людьми, которые верили в меня, любили меня и старались помочь мне развить все задатки, заложенные Богом. Я благодарен родителям за то, что они научили меня слушать таких людей; многие из моих коллег отбрасывали советы и мудрость наставников и поэтому лишились ценных знаний.

> В-четвертых, я считаю, что нашему росту способствует умение слушать своих критиков. И это нелегкое дело для любого из нас. Доусон Тротман, основатель "Навигаторов", владел хорошим методом, помогающим справиться с любой направленной в его сторону критикой. Неважно, какой несправедливой могла показаться критика, он всегда приносил ее Богу в молитве и говорил: "Господи, прошу, покажи мне зерно истины, скрытой в этой критике".

> Конечно, может оказаться, что правды тут мало, но всегда стоит поискать и подумать. Я был благодарен, узнав секрет Доусона Тротмана. Это много раз спасало меня в неприятные минуты, когда у меня было искушение защищаться во время критики. Вместо этого я начал учиться расти с помощью моих критиков. Мне редко приходилось слышать в свой адрес критические замечания, которые в действительности не содержали в себе полезного зерна истины. Некоторые из этих зерен были слишком мелкими, но всё же они были.

> Когда я мысленно перебираю наиболее важные истины, которые я положил в основу моего характера и личного развития, то с изумлением обнаруживаю, что подавляющее большинство их появилось в результате очень неприятных ситуаций, когда кто-то из любви или от злости громко упрекал или критиковал меня.

> Я храню воспоминание о том случае, когда мой профессор миссиологии <...> подошел ко мне после специального собрания, где я читал доклад по животрепещущей для студентов тех дней моральной проблеме. В тот день я пропустил два его занятия чтобы подготовиться к докладу, и это не прошло незамеченным.

> "Гордон, - сказал он, - доклад, который ты сегодня прочитал, был хорошим, но он не был значительным. Ты хотел бы знать, почему?"

> Я не был уверен, что на самом деле хотел это узнать, потому что заранее почувствовал, что услышу что-то обидное, но я подавил это чувство и сказал доктору Бьюкеру, что хотел бы услышать его оценку.

> "Доклад не был значительным, - сказал он, постукивая пальцем по моей груди, - потому что вы пожертвовали заведенным порядком для того, чтобы написать его".

> Болезненным для меня образом я получил один из самых важных уроков, в которых нуждался. Т.к., будучи христианским лидером, в целом я распоряжаюсь временем по своему усмотрению, было бы очень легко избежать рутинных обязанностей и целиком отдаться действительно интересующим меня делам. Но жизнь, по большей части, проходит в повседневных делах, и Бьюкер был прав: мужчина или женщина, научившиеся примиряться с рутинными обязанностями, в конечном счете вносят наибольший вклад.

> Но я не получил бы этого урока и не использовал бы его для своего совершенствования, по крайней мере в тот момент своей жизни, если бы не нашелся человек, готовый высказать мне упрек, и если бы я не захотел слушать и учиться.

> Мы растем благодаря тому, что слушаем, активно слушаем: задавая вопросы, внимательно следя за тем, что происходит вокруг нас, отмечая хорошие или плохие последствия для людей, являющиеся результатом сделанного ими выбора.

> МЫ РАСТЕМ БЛАГОДАРЯ ЧТЕНИЮ

> Вторым путем нашего роста является чтение. В наш век средств массовой информации молодому поколению становится всё труднее и труднее овладевать навыком чтения, и может быть, это одна из самых больших потерь нашего времени. Ничто не в состоянии заменить мудрость книг.

> Павел свидетельствует о собственной потребности в чтении, когда просит Тимофея принести <...> книги. Даже будучи немолодым человеком, он беспокоился о своем интеллектуальном росте. Некоторые из нас по своей природе не склонны к чтению, и это занятие представляется весьма трудным для них. Но мы должны, насколько это возможно, подталкивать себя в этом направлении, чтобы приобрести привычку к систематическому чтению.

> Моя жена и я - любители биографий, и едва ли в нашем доме бывает время, когда мы оба не пробираемся через два или три биографических описания. Эти книги послужили источником бесценных открытий для нашего ума.

> Другие увлекаются психологией, теологией, историей или хорошей художественной литературой. Каждому из нас необходимо всегда читать хотя бы одну хорошую книгу, по возможности - больше. Когда я встречаюсь с пасторами, которые всячески стараются добиться эффективности в своей деятельности, я часто спрашиваю: "Что вы читали в последнее время?" Почти всегда можно предсказать, что если пастор изо всех сил старается избежать неудачи в своем служении, то он будет не в состоянии назвать ни одного заглавия или автора книг, прочитанных за последние дни. Если он не читает, то велика вероятность, что он остановился в своем развитии. А если он не растет, то может очень быстро скатиться к неэффективности в своем служении.

> Во время кризиса с заложниками в Иране <(1979 г.)> одна женщина, похоже, выделялась из остальных пятидесяти или более жертв того ужасного испытания. Кэтрин Куб стала источником воодушевления для многих людей в посольстве и <..> в Соединенных Штатах. Когда она вернулась домой и смогла описать, что помогло ей сохранить здравый ум и силы в таких условиях, она охотно признала, что это было то, чем она занималась всю жизнь, - чтение и заучивание наизусть. В ее уме хранилось почти безграничное количество материала, из которого она черпала силу и решительность, а также и истины, помогающие успокоить других.

> В моих собственных занятиях я стараюсь уделять как минимум 1 час в день <чтению>. Я выяснил, что не следует приниматься за чтение без карандаша в руке, чтобы быть готовым отмечать наиболее яркие отрывки. Я также выработал простую систему шифра, которая позволяет мне вспомнить мысли или цитаты, которые произвели на меня впечатление, чтобы "вырезать" и сохранить их для использования в будущем.

> Во время чтения я кратко записываю ключевые мысли и идеи, которые впоследствии использую в своих проповедях и статьях. Нередко возникают догадки, которые могут быть полезными кому-то из моих знакомых. Часто я делаю копию такой особой цитаты или ссылки и посылаю ее в качестве поддержки или руководства, считая это одной из своих обязанностей как священника.

> Если автор производит особенное впечатление на мой ум и сердце, я стараюсь приобрести всё написанное им. И еще я тщательно записываю библиографию, сноски и алфавитные указатели по темам, которые меня интересуют.

> За прошедшие годы я научился спрашивать любого известного мне любителя чтения: "Что вы сейчас читаете?" Если человек может посоветовать мне полдюжины названий, я искренне благодарю его и заношу эти книги в список для чтения. Вы всегда можете определить читателей в группе людей, когда кто-нибудь упоминает особенно интересную книгу. Читатели - это те, кто сразу же достают записную книжку или карточку и записывают название и автора.

> МЫ РАСТЕМ БЛАГОДАРЯ СИСТЕМАТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ

> Третий путь интеллектуального роста - это систематическая учеба. Всем нам требуется разное количество времени на учебу, во многом это зависит от рода наших занятий. Проповедникам просто необходимо учиться, если они собираются делать то, к чему призваны - давать с кафедры духовную пищу.

> В первые годы моего служения, когда дело интеллектуального роста еще не стало для меня потребностью, мои занятия по большей части были тем, что я называю оборонительной учебой. Под этим я подразумеваю такие занятия, когда я спешно поглощаю информацию, необходимую мне для подготовки к предстоящей проповеди или лекции; <все> усилия сосредоточены на выполнении этой задачи.

> Но позднее я открыл для себя значение так называемой наступательной учебы. Это занятия, целью которых является сбор большого количества информации и понятий, необходимых для будущей проповеди, лекции, книги или статьи. В занятиях первого рода человек ограничивается одной избранной темой. В последнем случае он исследует, ищет истину и понимание во множестве источников. Обе формы занятий  - оборонительная и наступательная  - необходимы в моей жизни. Но растем мы, когда следуем дисциплине наступательных занятий. Это делается с помощью чтения, иногда очередных курсов, обогащающих наш интеллект, толчка извне, который заставляет нас учиться новому, а также изучения различных дисциплин ради чистой радости, которую мы обретаем, познавая Божий мир.

> Я выяснил, что лето является идеальным временем для большой наступательной учебы <...>. Каждый раз зимой я откладываю определенные книги и программы, с которыми хочу ознакомиться, а когда летние месяцы предоставляют мне дополнительные возможности, приступаю к занятиям. Остается надеяться, что к концу лета я буду готов вступить в более тяжелые месяцы года со значительным количеством предварительных материалов в моих записных книжках для проповедей и занятий по изучению Библии, необходимых мне в течение наступающего года.

> <...> для меня лучшим временем для занятий являются ранние утренние часы. Но это становится возможным только потому, что я заранее определил для них время в своем календаре, и сделал это задолго до намеченного срока. Если я пытаюсь обмануть время, то в итоге почти всегда сожалею об этом. <...>

> <....>

> <Как-то> я вел семинар для пасторов, где мы обсуждали вопросы занятий и подготовки к проповеди. Поскольку при этом присутствовало несколько супружеских пар, я сказал группе: "Может быть, кое-кто из вас думает, что когда ваш муж, или жена, читает, то они тратят свое время на второстепенные вещи, и вы, возможно, считаете себя вправе прервать их по первому побуждению. Так вот, вы должны осознать, что они в это время работают точно так же, как плотник, затачивающий в своей мастерской полотно пилы. Поэтому вы не только не должны отвлекать своего супруга, но и должны делать всё от вас зависящее, чтобы не прерывать его уединения, если вы хотите, чтобы эффективность его работы возрастала".

> <.....>

> Чтобы занятия были продуктивными, необходимо разработать хорошую систему сбора информации по темам, так, чтобы она никогда не пропадала бесследно. Для этого потребуются некоторые материальные жертвы, чтобы приобрести хорошую справочную литературу. Но самое главное, необходима решительность и дисциплина. И результатом этого всегда будет наш рост, развитие.

> И еще одно замечание по поводу необходимости учения для всех нас. Я говорил главным образом о пасторах, потому что это мой мир и потому что занятия действительно важны для пасторской работы. Но я обращаюсь ко всем христианам вообще, ко всем мужчинам и женщинам. Я осознал, что не только моя жена должна давать мне возможность заниматься, но и я должен давать возможность заниматься ей. Это взаимная дисциплина, которой мы поощряем друг друга, - каждый из нас должен заниматься развитием своего ума.

> Я хочу пояснить свою мысль: мы, мужья, должны спросить себя, создаем ли и охраняем ли мы время своих жен, чтобы они могли читать и заниматься? В процессе консультаций по вопросам брака мы общаемся со множеством супружеских пар, чья проблема заключается в неравном интеллектуальном развитии. После 10 или 15 лет супружества один продолжает развиваться, в то время как другой  - нет. Откровенно говоря, чаще всего мы сталкиваемся с проблемой, когда жена продолжает свое интеллектуальное развитие, перешагнув за 40 лет, в то время как муж предпочитает сидеть перед телевизором. Но эта проблема может действовать в обоих направлениях.

> Вы можете определить учащегося любого возраста главным образом по тому, что они любят делать записи. Много лет назад мы с Гейл выбрали определенный формат бумаги для записей и купили десятки скоросшивателей. Все наши записи помещаются в эти папки под специальными тематическими шифрами. Мы фактически никуда не ходим без бумаги, чтобы всегда быть готовыми записать мысли человека, с которым могут пересечься наши пути и который может сказать что-то важное. Никто не знает, когда он раскроет книгу или переживет событие, достойные быть записанными, чтобы потом обратиться к своим записям в будущем.

> <...>

> Ветхозаветный книжник Ездра верил в развитие разума. "Ездра расположил сердце свое к тому, чтобы изучать закон Господень и исполнять его, и учить в Израиле закону и правде" (Езд.7:10). Обратите внимание, в каком порядке описывается развитие внутреннего мира человека: он изучал; он исполнял то, чему учился; он делился с другими тем, что было полезным. Ездра был посредственным профессиональным студентом, затратившим намного больше времени на учебу, чем потребовалось бы любому из нас. Но он создал великий прецедент. И так как его разум и дух были наполнены, Бог подключил Ездру к гигантской задаче - вести через пустыню большую группу людей, которым предназначалась работа по восстановлению Иерусалима.

> Если бы вы пришли сегодня в наш дом и взяли с полки ту старую биографию Уэбстера, вы бы обнаружили, что мы разрезали все страницы и прочли историю жизни этого великого американца. Книга выглядит всё так же ужасно потрепанной, по теперь уже по достойной причине: ее в конце концов прочитали!

> Подобно этой книге, многие люди демонстрируют внешние признаки жизненных передряг. Но  самом деле большие области их внутреннего мира остаются нераскрытыми. Они внутренне дезорганизованы, потому что никогда не стремились раздвинуть границы своего разума и привести его в надлежащее состояние, чтобы уметь обращаться с информацией и <трудными вопросами современности>. Они не воспользовались всем тем, что Бог дал нам на земле для открытий, радости и использования.

> Но если мы серьезно относимся к росту и развитию своего ума, происходит нечто прекрасное. Мы приходим к более полному пониманию Бога и становимся неизмеримо полезнее в служении другим, потому что именно так, как было задумано творение изначально, мы - с нашим обостренным разумом - тоже начинаем отражать славу Божью.

www.messia.info/r2/1/320.htm
Архив рассылки, формы подписки -> www.messia.info/r2/
Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.info
>Форум сайта< 
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах -
в письме, в icq или на форуме.

Постараюсь ответить на вопросы.


Обратите внимание, что редактор-составитель рассылки не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке используются. Автор текста указывается перед текстом.

Желаю всяческих успехов!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник
<= предш. вып. темы
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»