=рассылка *Христианское просвещение*=

Милость и мир от Бога, Отца нашего и Господа Иисуса Христа! (Рим.1:7)

Тема выпуска:
Православный календарь:
от Пасхи до Пятидесятницы; День всех святых

Автор: свящ. Александр Мень
Опубликовано: свящ. Александр Мень. Таинство, слово и образ
. глава 5.
www.alexandrmen.ru/books/tso/tso_5.html =
www.Krotov/library/m/menn/tso/tso_5.html
(дополнено переводом тропарей и кондаков на русский язык иером. Амвросия (Тимрота), azbyka.ru/bogosluzhenie/triod/zvet.htm, с небольшими изменениями)

Предыдущие части:
Церковный год
Рождество Богородицы, Воздвижение
Введение Богородицы во Храм, Рождество Христово

Крещение, Сретение
Благовещение, Преображение, Успение
Праздники в Православии: память святых
Период подготовки к Великому Посту
Великий Пост

От Лазаревой субботы до Пасхи


 

> ПОСЛЕПАСХАЛЬНЫЕ ДНИ

> Богослужение пасхальной (Светлой) седмицы происходит так же, как и в первый день праздника. Царские врата не закрывают вплоть до вечера субботы. Только крестный ход, который бывает ежедневно, переносится на конец Литургии. В субботу Светлой седмицы верующим раздают освященный хлеб, артос (в память о праздничных братских трапезах).

> Второе воскресенье после Пасхи называется Фоминым*. В церкви читают о сомнениях апостола Фомы, о его желании видеть Воскресшего, о том, как Христос явился ему, сказав: "Блаженны не видевшие и уверовавшие" (Ин.20, 26-29). Эти слова обращены не только к апостолу, но и ко всем нам. Они напоминают, что у веры есть свое духовное зрение, которое проникает через завесу видимого и осязаемого.
-------------------------------------------------------
* Первой "неделей" считается сама Пасха.

> Во вторник Фоминой седмицы  — пасхальное поминовение усопших, Радоница.

> Третье воскресенье — "неделя жен-мироносиц" — память о тех женщинах, которые были с Господом на <Голгофе>, проводили погребальную процессию до пещеры и первыми обрели радость Воскресения Христова. Этот день иногда называют праздником женщины-христианки.

> Служба четвертого воскресенья — "недели о расслабленном" (Ин.5,1-16) — говорит нам о тесной связи между грехом и недугом, о том, что истинное исцеление дает человеку Господь.

> Пятое воскресенье посвящено самарянке (Ин 4, 4-42), которой Христос говорил о религии "духа и истины", не ограниченной пределами какого-либо одного места или народа.

> Служба шестого воскресенья — "о слепом" (Ин.9,1-38) — сравнивает исцеление слепорожденного с духовным прозрением человека.

> В седьмое — "святых Отец" — прославляются святители, утвердившие учение Церкви на семи Вселенских Соборах.

> ВОЗНЕСЕНИЕ

Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш,
радость сотворивый учеником,
обетованием Святаго Духа,
извещенным им бвышим благословением:
яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира.

Вознесся Ты во славе, Христе Боже наш,
 радости исполнив учеников
 обещанием Святого Духа,
 по утверждении их благословением
 в том, что Ты — Сын Божий, Искупитель мира.

> Вознесение празднуется в четверг шестой седмицы, на сороковой день после Пасхи (согласно указанию Деян.1,4).

> Что такое Вознесение? В чём смысл его?

> После пасхальных событий ученики еще не вполне ощутили всё их значение. Им было достаточно знать, что "Господь жив", что Он воскрес. Они вернулись из Иерусалима в Галилею, и там Он не раз являлся им: то на горе, то на берегу озера. Светлый мир сошел в их души, о будущем они едва ли задумывались. Да и как могла этим простым рыбакам прийти в голову мысль, что они предназначены для покорения мира Христу?

> Когда Иисус жил среди них, они во всём полагались на Него. Теперь Он снова с ними. После испытаний настало время покоя.

> Они не знали, что земной путь Мессии уже завершен, что отныне им самим нужно пролагать дорогу Благой Вести.

> Но вот Он является перед ними на одном из галилейских холмов. Все падают на колени, и в тишине звучит Его голос: "Дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века".

> А потом — снова Иерусалим. Елеонская гора, где Иисус прежде любил бывать с учениками. Оттуда виден святой град, а за ним — необозримые просторы мира, который ждет апостолов.

> Господь поднял руки и благословил их. Сияющее облако Славы скрыло Его.

> Но ученики не ощутили себя одинокими и покинутыми. Отныне Спаситель будет с ними всегда. Прославленный и преображенный, Он принимает в Свои объятия всю землю, весь мир...

> Кондак праздника:

Еже о нас исполнив смотрение
и яже на земли соединив небесным,
вознеслся ecu во славе, Христе Боже наш,
никакоже отлучаяся, но пребывая неотступный,
и вопия любящим Тя:
Аз есмь с вами и никтоже на вы
.

Исполнив весь замысел о нашем спасении,
 и то что на земле соединив с небесным,
 вознесся Ты во славе, Христе, Боже наш,
 совсем не оставляя нас, но пребывая неразлучно
 и взывая любящим Тебя:
 "Я — с вами и никто не одолеет вас!"

ПЯТИДЕСЯТНИЦА (ДЕНЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ)

Благословен ecи, Христе Боже наш, Иже премудры ловцы явлей,
низпослав им Духа Святого,
и теми уловлей вселенную:
Человеколюбце, слава Тебе
.

Благословен Ты, Христе Боже наш,
 явивший премудрыми рыбаков,
 ниспослав им Духа Святого
 и через них уловивший вселенную.
 Человеколюбец, слава Тебе!

> Настоящим началом истории Церкви, ее рождением явился праздник Пятидесятницы 30 года*.
-----------------------------------------------------------------------------------
* Иудеи справляли этот праздник через 50 дней после Пасхи.

> Иерусалим был переполнен паломниками, съехавшимися со всех концов Римской империи. Внезапно внимание народа привлекла группа галилеян: охваченные вдохновением, они обращались к народу со странными речами. Одни сочли их пьяными, но других поразило, что этих людей из Галилеи понимали даже те, кто не знал арамейского наречия. Тогда вышел Петр, ученик Иисусов, и сказал, что настало время исполнения пророчеств, когда Дух Божий почиет на всех верных. "Мужи израильские! — воскликнул он. — Выслушайте слова сии: Иисуса Назорея, Мужа, засвидетельствованного вам от Бога силами и чудесами и знамениями, которые Бог сотворил через Него среди вас, как и сами знаете, Сего, по определенному совету и предведению Божию преданного, вы взяли и, пригвоздив руками беззаконных, убили; но Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти: потому что ей невозможно было удержать Его".

> Сила речи Петровой была ни с чем не сравнима. В тот же день тысячи иудеев приняли крещение во имя Иисусово...

> Что же произошло с учениками? Что внезапно превратило их в смелых провозвестников Христа?

> Никакие исследования историков не могут дать ответа. Здесь  — тайна Духа Божия, Который был послан Иисусом для укрепления Его рождающейся Церкви.

> С того момента, когда над учениками пронесся таинственный звук, подобный шуму ветра, и вспыхнули языки небесного пламени, они стали другими людьми. Те, кто совсем недавно в Страхе бежал из Гефсимании, начинают всемирную проповедь Евангелия.

> Их не остановят ни угрозы архиереев, ни истязания, ни тюрьмы. За ними придут новые поколения. Против них вооружатся властители и философы, чиновники и полиция. Но, распятые, Сжигаемые, гибнущие на аренах цирков, они устоят в силе Духа.

> Мутной волной нахлынут соблазны и искушения: мнимые христиане, мнимохристианские императоры, недостойные пастыри, лжеучители и раскольники. Но ничто не сможет, сокрушить Церковь Христову.

> * * *

> Праздник Пятидесятницы — день явления Духа Божия в Церкви. Бог Отец положил ей основание в Ветхом Завете, Сын-Логос создал ее, воплотившись на земле, Дух действует в ней. Поэтому праздник ее рождения именуется днем Святой Троицы.

> Кондак праздника:

Егда снисшед языки слия,
разделяше языки Вышний;
егда же огненныя языки раздаяше,
в соединение вся призва,
и согласно славим Всесвятаго Духа
.

Когда сошел Всевышний и языки смешал,
 Он этим разделял народы;
 когда же огненные языки раздал,
 Он к единению всех призвал,
 и мы согласно славим Всесвятого Духа.

> В субботу, накануне Пятидесятницы, совершается поминовение усопших.

> После Литургии Троицына дня следует вечерня, на которой священник читает три молитвы, обращенные к Триединому Богу. В это время все становятся на колени впервые после Пасхи.

> В русской народной традиции праздник Троицы связывался с проводами весны и встречей лета. В этот день храмы и дома издавна принято украшать березовыми ветвями и цветами в честь Духа Божия животворящего.

ДЕНЬ СВ. ДУХА И ДНИ СВЯТЫХ

> Первый понедельник после Пятидесятницы именуется Духовым днем. Церковь возносит благодарение животворящему Духу Господню, Который излил благодать Свою на ее чад. Как бы в подтверждение, что этот божественный дар неиссякаем, первая неделя после Троицы посвящена памяти всех святых.

> На протяжении всей истории Церкви каждый народ являл миру своих святых. Достаточно напомнить, что в Израиле это были Дева Мария, Петр, Павел и другие апостолы; в Сирии — Игнатий Богоносец, Иоанн Златоуст, Ефрем Низибийский, Иоанн Дамаскин; в Риме — папы Климент, Лев и Григорий, а также сотни мучеников; в Египте — Афанасий Александрийский, Антоний Великий, Пахомий, Дионисий Александрийский; в греческой Малой Азии — священномученик Поликарп, Василий Великий, Григорий Нисский, Григорий Богослов; в России — печерские подвижники, Сергий Радонежский, Серафим Саровский. Мы назвали лишь несколько имен святых, преимущественно тех, что жили в античное и средневековое время. Но полный "собор" их поистине необозрим. В каком-то смысле история Церкви есть история святости. Недавнее прославление св. Иннокентия Московского и равноапостольного Николая Японского (а на Западе Максимилиана Кольбе) свидетельствует о том, что и в новое время светильник веры не угасает.

> Тропарь праздника:

Иже во всем мире мученик Твоих,
яко багряницею и виссом,
кровьми Церковь Твоя украсившися,
теми вопиет Ти, Христе Боже:
людем Твоим щедроты Твоя низпосли,
мир жительству Твоему даруй
и душам нашим велию милость
.

Кровью пострадавших во всём мире мучеников Твоих
 как порфирою и виссоном облеченная,
 их устами Церковь Твоя к Тебе взывает, Христе Боже:
 "Милости Твои людям Твоим ниспошли,
 мир народу Твоему даруй
 и душам нашим великую милость!"

> С 1917 года был установлен праздник святых, в земле Российской просиявших (воскресенье, следующее за "неделей всех святых"). Этот сонм праведников, как прославленных, так и неведомых миру,  — душа нации, вершина ее, "святая Русь". Взирая на нее, люди видят надежный ориентир, указывающий путь евангельского подвига, созидания Царства Божия.

www.messia.info/r2/1/328.htm
Архив рассылки, формы подписки -> www.messia.info/r2/
Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.info
>Форум сайта< 
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме, в icq или на форуме.
Постараюсь ответить на вопросы.


Обратите внимание, что редактор-составитель рассылки не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке используются. Автор текста указывается перед текстом.

Желаю всяческих успехов! 
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник
<= предш. вып. темы
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»