=рассылка *Христианское просвещение*=

Милость и мир от Бога, Отца нашего и Господа Иисуса Христа! (Рим.1:7)

Тема выпуска:
Человеческая любовь: смысл и достижения (5)

Автор: Альфонсо Лопес Кинтас
Из книги ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ЛЮБОВЬ. СМЫСЛ И ДОСТИЖЕНИЯ (глл. III,IV)
Опубликовано: Мадрид-М., 2001;
www.agnuz.info/book.php?id=246&url=/content.htm
При подготовке использована публикация "отрывков" в сб.:
"ЛЮБОВЬ И ИНТИМНОСТЬ: поиск духовного смысла"
// М.: Храм Трех Святителей на Кулишках, 2003; стр.251-290
(фрагменты, которые опущены в указанном сборнике, ниже выделены цветом "navy")

Предыдущие части - a, b, c.


> IX. ПОДГОТОВКА К СУПРУЖЕСКОЙ ЖИЗНИ: ПРИСУТСТВИЕ РАЗНЫХ НАЧАЛ

<.....>

> Сексуальность

<.....>

/Любовь и насилие/

> <...> Удовольствие создает впечатление высокого чувства. Насилие же ведет к разрушению. Как можно объяснить такую загадочную связь эротизма и разрушения, связь между эросом (любовью) и танатосом (смертью)? Объяснение вытекает из того факта, что эротизм  — это процесс головокружения, который последовательно ведет к разрушению личности, а иногда и самой биологической жизни.

> Сравнительно недавно некоторые авторы, — и среди них Герберт Маркузе — кажется, провозглашали необходимость предоставить молодым людям абсолютную свободу в реализации сексуальности, чтобы таким образом исключить репрессивный момент и придать должное равновесие их жизни. Были проведены опыты в смешанных интернатах. После начального периода мира и спокойствия возникли непреодолимые трудности. Самая существенная причина заключалась в следующем: реализация сексуальности в состоянии внутреннего одиночества насилует человеческую сущность, оставляет ее недоразвитой.

> Представьте себе, какой опасности подвергается пилот, когда прерывает взлет. Самолет бежит по взлетной дорожке с очень высокой скоростью. Нормально, что в определенный момент он поднимется и преодолеет все земные препятствия. Резко затормозить это мощное движение вместо того, чтобы взлететь, значить подвергнуться опасности: взлетная полоса кончится и произойдет резкий удар. Начинать любовный процесс значит войти в некое поле, которое выделяет большое количество энергии, мобилизует в человеке тысячи пружин и приводит их в напряжение. Когда никто не блокирует эту напряженную энергию и не тормозит ее естественного стремления к свободному развертыванию, тогда нет никакой опасности. Но исключительно рискованно сводить все стремления того, кто отдается любви, к простому поиску приятных ощущений. Сила такого стремления перейдет в разрушающее насилие. Всякое плодотворное стремление открыто к широким горизонтам, которые питают человеческую жизнь. Стремление, закрытое в самом себе, превращается в простое неистовство и разрушает человека.

<.....>

> Дружба

> Сексуальная связь отвечает инстинктивному импульсу и осуществляется в соответствии с диктуемой природой нормой поведения; импульс возникает внезапно и почти сразу угасает. Это призыв: настолько же интенсивный, насколько скоротечный. Он почти ничего не оставляет за собой. Он ничего не создает, потому что не требует участия творческой способности: достаточно поддаться зову инстинкта.

> Дружба — это бескорыстное отношение, которое человек должен решительно создавать. У нас нет такого инстинкта, который бы, будучи предоставлен самому себе, создавал тот тип единства, который порождает дружбу. Это единство не дано людям заранее. Они должны создавать его. Это возможно, но трудно. Возможно, потому что человек  — это реальность, открытая другим реальностям; он развивается, создавая совместные поля. Трудно, потому что это предполагает отчетливое стремление открыться другому, стремление к взаимному дарению, к общности интересов, к присутствию и встрече. Такое стремление вызывает доверие, готовность, восхищение, уважение, признание и обязанности, творческую терпимость, верность. Этим конструктивным моментам противостоит в нашей душе тенденция к эгоизму, высокомерию, самодостаточности, стремление замкнуться в себе.

> Чтобы искренне открыться другой личности и соединить ее и свое личное поле, необходимо избавиться от масок, которые нас скрывают, подобно тому, как очищают растение от коры прежде, чем сделать прививку. Такая искренняя открытость равнозначна тому, чтобы предложить себя таким, каков я есть на самом деле, без прикрас и защитных доспехов. Предполагается, следовательно, доверие к другому, т.е. надежда на то, что другой будет нам верен и сохранит эту верность. Тот, кто отдает себя, становится уязвимым, ибо подвергается риску возможного предательства, так как любой человек может принять нас, чтобы или создать среду дружбы, или использовать для господства над нами. Довериться другому, таким образом, может только тот, кто надеется больше на дружескую встречу, кто сознает опасность предательства и решается на то, чтобы им располагали. Я готов, чтобы ты располагал мною, если я сам всегда готов слушать и отвечать тебе, воспринимать все те возможности, которые ты мне предлагаешь, и предлагать те, которые имею я. Чтобы быть готовым к этому, я должен считать себя существом, которое не исчерпывает себя, отдаваясь другому; которое выигрывает, подвергаясь риску отдачи. Человек становится доступным, когда живет в убеждении, что его самое важное достижение состоит в умении посвятить себя трудной задаче совместной жизни со всеми вытекающим из этого опасностями.

> Человек, готовый предложить себя, предпочитает полноту надежности и доверяет силе той полноты и зрелости, которые заключены в искренней дружбе. Он не вычисляет опасности. Он доверяет внутреннему импульсу, ведущему его к щедрой самоотдаче. Внутри него есть нечто, призывающее отдаваться с доверием; он верит в правоту этого голоса, этого личного ангела, который говорит с ним, как говорил с Сократом. Сократ рассказывал, что внутренний голос иногда говорил с ним, советовал ему, укорял и спрашивал, не предпочтительнее ли смерть жизни, если жить не в поисках истины? Этот голос есть самое разумное в нас самих; то, что предупреждает нас: мы не должны ограничиваться просто чувствами, а должны искать их истину, их квинтэссенцию, их подлинную ценность; не то, что находится под руками, а самое возвышенное.

<.....>

> <.....> Это фантастично! В плане творчества всё происходит не так, как случается в плане обладания. Я владею имением, соседствующим с твоим. Если я хочу расширить свое имение, то это можно сделать только за счет твоего. Любая попытка сделать это натолкнется на твое сопротивление. Мое обогащение предполагает твое обеднение. В творческом личном плане происходит противоположное. Мы рядом друг с другом. Переплетаем наши жизненные поля. Встреча обогащает нас обоих. Поэтому я могу быть благодарным за то, что рядом со мной находится кто-то достойный, идущий навстречу мне не для того, чтобы поглотить меня, а чтобы расширить мой жизненный горизонт. Эта благодарность уничтожает в корне склонность к досаде, которую испытывает перед ценностью надменный человек.

> Когда кто-то испытывает благодарность за то, что существуют другие, он включает свою любовь в жизнь общества. <...>

<.....>

> Значимость любви

<.....>

/Значение тела в любви/

> Нет ничего странного в том, что культивирование секса как обыкновенного средства для эгоистических целей усиления приятных ощущений выступает вместе с насилием. Часто кино и реальная жизнь показывают индивидов или целые группы, которые лихорадочно отдаются эротическим удовольствиям и тут же совершают грабеж и убийство. Как можно перейти от бесконечной нежности в первом случае к бесконечному насилию во втором? Просто и решительно, потому что в первом случае не было нежности, а только казалось, что она есть; в своей глубине это сведение любовной отдачи к простому эротическому влечению. Это сведение насильственно, и само является источником насилия.

> Источник насилия и разлада превращается в источник согласия и гармонии, когда сексуальность направлена к великой ценности: созданию высоких форм единства. <...>

 <.....>

Обратите внимание, что редактор-составитель рассылки не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке используются. Автор текста указывается перед текстом.

Желаю всяческих успехов!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник
<= предш. вып. темы
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»