=рассылка *Христианское просвещение*=

Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и причастие Святого Духа да будет с вами!

Ответив на вопросы ОПРОСА о рассылке, Вы можете сдедать ее лучше!

Тема выпуска:
Библия: Проблема культа (6-7)

Автор: Луи Буйе
Опубликовано: Л.Буйе. О Библии и Евангелии
// Брюссель, "Жизнь с Богом", 1988. стр. 99-103.

Предыдущие главы:
1. СЛОВО, ЗАВЕТ, ОБЕТОВАНИЕ (Авраам, Моисей и Пророки)
2. ВМЕШАТЕЛЬСТВО БОЖИЕ В ИСТОРИЮ (Исход, Народ Божий, Святой Град, День Ягве)
3. ПРАВДА И МИЛОСЕРДИЕ (Амос и Осия)
4. БОГ СВЯТОСТИ И РЕЛИГИЯ СЕРДЦА (Исайя и Иеремия)
Начало гл.  5. ПРОБЛЕМА КУЛЬТА (Иезекииль и храмовая религия Ковчег и Шекина)


 

* * *

> Именно из этого свершения исходят великие видения Иезекииля. Но они начинаются его кажущимся опровержением. Нет, Ягве не утвердил навсегда Свое жилище в Храме Соломоновом. Следовательно, и храм этот не неразрушим, и строительство Сиона не окончательно, как и утверждение Израиля в земле обетованной. Как мы видели, Шекина, изгоняемая неверностью народа, готовится сама покинуть святилище. Тогда город будет взят и разрушен, а обитатели его будут изгнаны.

> Означает ли это, что грандиозная надежда, порожденная историей народа, рушится? Как раз наоборот. Еще раз  — Присутствие, которого так желали и которое казалось до такой степени удовлетворившим всё, уходит лишь для того, чтобы дать место Присутствию еще более совершенному. Момент покинутости первым и есть тот самый момент, когда для веры, уже зарождается второе. Присутствие ушло из Сиона только для того, чтобы стать незримым и тем более близким и создать нерушимое святилище для удрученных, обездоленных, гонимых. И это семя будет прорастать. С ними Присутствие вернется и при этом последнем возврате радость от возвращения Ковчега в Кириафиарим или от его первого установления в Кириафиариме будет словно затмена новой радостью, несравненной и на этот раз неугасимой.

> Иерусалим будет восстановлен и народ вернется в него. Он снова воздвигнет святилище, притом такое, которое уже никогда не будет осквернено. Ибо это будет уже народ перерожденный испытанием, которому Присутствие, также преображенное, даст себя самое в сиянии животворящего света, отныне недоступного сумеркам.

> Действительно, вот, полное надежды, видение славного Присутствия, которым заканчивается книга, начавшаяся полным веры видением сокровенного Присутствия у пленников.

> Пророк видит Святой Город и Храм восстановленными в идеальном совершенстве. Тогда Ангел, показывающий ему всё это, берет его и приводит к воротам,

"к тем воротам, которые обращены лицом к востоку. И вот, слава Бога Израилева шла от востока, и глас Его — как шум вод многих, и земля осветилась от славы Его. Это видение было такое же, какое я видел прежде, точно такое, какое я видел, когда приходил возвестить гибель города, и видения, подобные видениям, какие я видел у реки Ховара. И я пал на лицо мое. И слава Господа вошла в храм путем ворот, обращенных к востоку. И поднял меня дух и ввел меня во внутренний двор, и вот, слава Господа наполнила весь храм.

И я слышал кого-то, говорящего мне из храма, а тот муж стоял подле меня и сказал мне: Сын человеческий! это место престола Моего и место стопам ног Моих, где Я буду жить среди сынов Израилевых во веки"...
56

> После того как Присутствие снова вошло в ворота, через которые никто больше не должен проходить,57 символический источник начинает течь из-под порога.58 Он обращается в поток, который разливается по всей Палестине и превращает ее в Божий сад, настоящий рай. Можно сказать, что Своим видимым возвращением к людям Бог восстанавливает творение в его первоначальной целостности, оживляемой собственной жизнью Творца.

> На этой возрожденной земле, новый Израиль, окончательный народ Божий, которому предстоит утвердиться здесь навсегда, будет охватывать не одних только израильтян по плоти. Все иноплеменники, которые захотят присоединиться к нему, будут приниматься на равных правах и будут "считаться наравне" с двенадцатью коленами Израилевыми.59

> Последняя часть книги Исайи является откликом этих новых прозрений и развивает один за другим вытекающие из них выводы:

"Так говорит Господь:
 Небо — престол Мой,
 а земля — подножие ног Моих;
 где же построите вы дом для Меня,
 и где место покоя Моего?
 Ибо всё это соделала рука Моя,
 и всё сие было,  —
говорит Господь.
 вот, на кого Я призрю:
 на смиренного
и сокрушенного духом
 и на трепещущего пред словом Моим.
/.../
 Возвеселитесь с Иерусалимом
 и радуйтесь о нём, все любящие его!
 Возрадуйтесь с ним радостью,
 все сетовавшие о нём,
 чтобы вам питаться и насыщаться
 от сосцов утешений его,
 утешаться и наслаждаться
 преизбытком славы его.

Ибо так говорит Господь:

Вот, я направлю к нему мир как реку,
и богатство народов — как разливающийся поток
для наслаждения вашего;
на руках будут носить вас
и на коленях ласкать.
Как утешает кого-либо мать его,
так утешу Я вас,
и вы будете утешены в Иерусалиме.
И увидите это, и возрадуется сердце ваше,
и кости ваши расцветут, как молодая зелень.
/.../

И вот, приду собрать
все народы и языки,
и они придут и увидят славу Мою.
И положу на них знамение,
и пошлю из спасенных от них к народам:
в Фарсис, в Пулу и Луду, к натягивающим лук,
в Тубалу и Явану,
на дальние острова,
которые не слышали обо Мне
и не видели славы Моей;
и они возвестят народам славу Мою.
/.../
Из них буду брать также
в священники и левиты, — говорит Господь.

Ибо как новое небо
и новая земля, которые Я сотворю,
всегда будут пред лицом Моим, — говорит Господь, —
так будет и семя ваше и имя ваше.
Тогда из месяца в месяц
и из субботы в субботу
будет приходить всякая плоть пред лицо Мое на поклонение,  —
говорит Господь".
60

> Совершенно ясно, что содержание этих обетовании — проявление Присутствия, наконец становящееся полным, воссоздание святого града, совершаемое им сверхъестественным путем, собирающийся тут новый народ, в котором очищенный Израиль сплотит избранных всех народов, воссоздание всей вселенной, вокруг Сиона и для святого народа, — всё это безмерно превосходит, пусть даже очень радостную, действительность освобождения, возвращения и восстановления. Таким образом, с самого начала не может быть сомнения в том, что временное возрождение, происходящее благодаря Киру, персидскому покорителю Вавилона, представляет собою всего только предзнаменование и залог надежды. <Тем более>, что сама идея Присутствия, преобразованная первыми видениями Иезекииля, заранее превосходила все возможности всякого восстановления, ограниченного земными условиями. Не земному храму было вместить то явленное Присутствие, которое, еще оставаясь незримым, само стало святилищем для удрученных и плененных. Сам Иезекииль мог бы это вообразить меньше всех. В самом деле, вот что он пишет, развивая черты уже установленные Иеремией, чтобы изобразить тот союз, который должен быть скреплен вернувшимся Присутствием:

 "И освящу великое ими Мое,
 бесславимое у народов, среди которых вы обесславили его,
 и узнают народы, что Я  — Господь,  —
 говорит Господь Бог, —
 когда явлю на вас святость Мою пред глазами их..
 И возьму вас из народов,
 и соберу вас из всех стран
 и приведу вас в землю вашу.
 И окроплю вас чистою водою, —
 и вы очиститесь,
 от всех скверн ваших и от всех идолов ваших очищу вас,
 И дам вам сердце новое
 и дух новый дам вам;
 и возьму из плоти вашей сердце каменное,
 и дам вам сердце плотяное.
 Вложу внутрь вас дух Мой
 и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих
 и уставы Мои будете соблюдать и выполнять.
 И будете жить на земле, которую Я дал отцам вашим,
 и будете Моим народом,
 и Я буду вашим Богом".
61

> Здесь, очевидно, описывается та же реальность, что была описана выше. Но то, что там было нам представлено в образах восстановленного Храма и обитающего в нём Присутствия, теперь становится внутренним явлением в сердце каждого человека, на которого сойдет Дух.

> Это и развивается затем в следующей главе, где вместе с тем подчеркивается, что речь идет действительно о том же самом восстановлении Израиля, на которое в других местах указывалось в выражениях градостроительства, тогда как тут оно выражается в понятиях новой, сверхъестественной жизни. В самом деле, 37-ую главу книги занимает видение сухих костей. Иезекииль призывается произнести на них пророчество, т.е. божественное Слово. Тогда эти кости, представляющие собою "дом Израилев", сближаются, соединяются, покрываются плотью. Наконец, сам Дух Божий, вызывавший творческое Слово в устах пророка, входит в них и они оживают.62 Иными словами, Израиль, который был покинут Присутствием и от этого умер, не только будет снова оживлен, но будет призван к высшей жизни, к участию в жизни Самого Бога, благодаря Присутствию уже не только с ним, но в нём.

> Известно, каким образом тема Храма и тема воскресшего Тела были впоследствии соединены Христом. "Разрушьте храм сей, — говорит Он,  — и Я в три дня воздвигну его". И евангелист добавляет: "Он говорил о храме тела своего. Когда же воскрес Он из мертвых, то ученики Его вспомнили, что Он говорил это, и поверили Писанию и слову, которое сказал Иисус".63

> Тему, таким образом объединенную, расширяет святой Павел, распространяя ее от Христа на всех живущих во Христе, которым он говорит:

"Вы тело Христово, а порознь члены"...

> Перед этим же у него сказано:

"Вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас"...

> И еще:

"Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога?"64

> А заключение всему этому — не дано ли оно в откровении Иоанна Богослова? Там, в святом Граде, куда стекаются все народы, нашим взорам открывается живая личность: Невеста Агнца; и в этом граде, называемом также "скинией Бога с человеками", нет храма, "ибо Господь Бог Вседержитель храм его, и Агнец".

..."И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освящения своего; ибо слава Божия осветила его, и светильник его Агнец".65


56 Иез. 43.1-<6>.
57 Иез. 44.2.
58 Иез. 47.
59 Иез. 47.21-23.
60 Ис. <из гл.> 66.
61 Иез. 36.23-28.
62 Иез. 37.
63 Ин. 2.19-22.
64 1Кор. 12.27; 3.16; 6.19.
65 Откр. 21<:3,9,22-23>.

www.messia.info/r2/1/352.htm
Архив рассылки, формы подписки -> www.messia.info/r2/
Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.info
>Форум сайта< 
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме, в icq или на форуме.
Постараюсь ответить на вопросы.


Обратите внимание, что редактор-составитель рассылки не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке используются. Автор текста указывается перед текстом.

Желаю всяческих успехов!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков*, священник
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
<= предш. вып. темы
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»