=рассылка *Христианское просвещение*=

Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и причастие Святого Духа да будет с вами!

Тема выпуска: Евангельские блаженства: путь слабости

Автор: свящ. Саймон Тагуэлл
Из книги: БЕСЕДЫ О БЛАЖЕНСТВАХ
(Перевод с английского Н.Л.Трау6ерг)
Опубликовано: Красноярск: "Claretianum", 1994. стр. 3-10.
messia.info/bibliotk/t/taguell-bob.htm#g1


 

> Глава I. ВВЕДЕНИЕ

Никто не сомневается в том, что блаженства играют особую роль в христианском мировоззрении. Боссюэ сказал своим монахиням: "Если нагорная проповедь  — суть христианства, восемь блаженств  — суть нагорной проповеди". <....>

Однако текст этот очень странен. Чем больше думаешь о нём, тем больше он озадачивает. Блаженства, без сомнения, зовут нас на неслыханные высоты духовной и нравственной жизни; но, в то же время, они канонизируют качества, прямо противоположные представлению о приличном, благополучном, нормальном человеке.

Конечно, эту странность мы находим в Евангелиях повсюду. Христианская зрелость совсем не в том, чтобы стать подтянутым, внушающим уважение человеком, у которого все в порядке, ибо он точно знает, что такое быть христианином, и обладает достаточной силой воли, чтобы жить согласно этим знаниям.

По-видимому, у Апостола Павла была немалая сила воли, но он мучился таинственным "жалом в плоть". Когда он хотел от него освободиться, Господь ему сказал: "Довольно с тебя благодати Моей", и Павлу пришлось узнать, что Божия сила совершается в немощи, то есть  — только в слабости нашей становится совершенной.

Сам Господь избрал путь слабости. В Боге есть что-то такое, что легче выразить слабостью, чем силою, глупостью, чем умом, бедностью, чем богатством. Воплотившись, Он стал бедняком, неудачником и неразумным. А мы, призванные следовать и подражать Воплощенному Богу, не должны удивляться, что нам нужно изучить высокое искусство немощи.

Конечно, это не значит, что мы должны опустить руки и вообще не "делать усилий". И Библия, и жития святых показывают нам, что усилия эти бывают поистине героическими. Но не дай нам Бог неправильно их понимать!

Апостол пишет, что он достиг праведности, предписанной Моисеевым Законом, со всей той тонкостью ее толкования, которой достигли фарисеи. Когда же он стал христианином, это совершенство, эта праведность не принесли ему особой пользы; он как бы не знал, что с ними делать.

Очень легко считать фарисеев воплощением порока и лжи. В прямом смысле слова они не лгали; что же до пороков, они, можно сказать, были лучшими людьми той эпохи, самыми набожными, самыми покорными Божией воле, самыми ответственными в своих поступках. Праведность их плоха лишь одним: ее можно измерить, и счесть хоть когда-нибудь, что мы ее достигли. Она может стать самоцелью.

Как соблазнительно определить нравственность так, чтобы рано или поздно сказать: "Я всё это выполнил!" Как хорошо войти в храм, смело подняв голову, и возблагодарить Господа за то, что ты  — такой приличный, такой безупречный человек! Как это смиренно (ведь благодарим мы не себя, а Бога), как нагло и как невыносимо скучно!

Часто считают, что фарисей из притчи гордился своими успехами; но это неверно. Он прекрасно понимал, что всем обязан Богу. Вина его  — не в самомнении, а в том, что он неверно мыслил праведность.

Начнем с того, что, благодаря не себе, а Богу, он всё-таки может любоваться собой. Он собой доволен. Довольство это проникает в самое смирение. Даже на исповеди мы, христиане, можем видеть себя "вполне правильными". Вот что пишет Грэм Грин в "Силе и славе": Священник исповедует немолодую женщину. "Вспомните ваши настоящие грехи,"  — говорит он.  — "Но я хорошая женщина, отец,"  — удивленно ответила она. "Тогда что же вы делаете здесь? Меня ждут дурные люди,  — сказал он.  — Любите вы кого-нибудь, кроме себя?" "Я люблю Бога,"  — надменно сказала она. Он быстро взглянул на нее и в слабом свете стоявшей на полу свечи увидел суровые черные глаза под черной шалью. Еще одна из набожных ... как он сам. "Откуда вы знаете?  — спросил он.  — Любовь к Богу такая же, как любовь к человеку..., ребенку. Когда кого-нибудь любишь, хочешь быть с ним, поближе". Он безнадежно махнул рукой: "Хочешь защитить его от себя".

Наши добрые дела, наша набожность, наши духовные достижения опасны тем, что помогают нам составить такое представление о самих себе, которое нас удовлетворит.

Мысль эта, среди прочего, входит в слова о том, что мы должны уподобиться детям (см. Мф 18,3). Не случайно у всех трех евангелистов сцена с детьми стоит рядом с текстом о богатом человеке (у Матфея  — "богатом юноше"). Казалось бы, вот идеальный кандидат в Царство Божие. Но в том-то и дело, что идеальных кандидатов нет и быть не может. Христос пытался объяснить, что выполнение Закона нас не спасет; когда же ученики спрашивают, кто же может спастись, Он говорит: "Невозможное человеку возможно Богу".

Богач хотел узнать, что надо сделать, чтобы наследовать вечную жизнь; узнать и достигнуть этого. На самом же деле мы должны принять Божие Царство, как маленький ребенок. Тогда, в древности, не было сентиментальных иллюзий, благодаря которым нам кажется, что дети как-то особенно нравственны. Христос не говорит, что Царство  — большая площадка, где играют идиллические дети. Дети близки к Богу не потому, что они безгрешны, а потому, что они беспомощны. Они ничего не могут "сделать", и, в отличие от богача, ничего не "заслужили". Что бы они ни получили, это подарок, дар.

У детей нет прошлого. Мы, взрослые, слишком много думаем о прошлом и даже издаем автобиографии, как бы готовя свой "имидж" к встречи с Богом. Зачем всё это? Зачем мы тратим время? Не лучше ли, как дети, жить настоящим, где нет места никаким "имиджам"? Именно здесь и сейчас встречается с нами Бог. Если мы хотим, мы можем сказать, что Он встречается с нами "нигде".

Вот почему так важны в христианском предании "обращения на смертном одре". Мы  — не наше прошлое; мы  — то, что мы здесь и сейчас стоим перед Богом.

Это  — не психологическая, а богословская истина; совсем не надо каждую минуту ощущать себя как бы только что сотворенным. Такие ощущения и соответствующие им восторги дали бы ровно то же самое, что и фарисейское довольство собой.

Каждый, кто ищет способы приблизиться к Богу, обретет эти способы, а Бога утратит. Духовный человек не печется даже о духовном покое, и не страдает от его недостатка. Любые ответы на вопрос: "Что я могу сделать, чтобы наследовать жизнь вечную?"  — не нужны, они бесплодны. Чтобы превзойти "праведность фарисеев", мы должны совершенно изменить наши представления о праведности. Мы должны иначе видеть, что значит быть праведным и, тем более, что значит себя праведным ощущать. Со времен Нового Завета праведность нельзя измерить. Конечно, мы по-прежнему знаем, что, например, убийство  — грех, а не убивать  — хорошо и праведно. Но сколько бы мы ни сделали, сколько бы грехов ни побороли,  — мы всё такие же нерадивые рабы. <Западной> Церкви потребовалось много веков, чтобы достигнуть на практике той милости к любому кающемуся, которую нередко называют теперь "духом Иоанна XXIII". Но богословы всегда знали, что Новый Завет не допускает никакого разделения на "чистеньких" и "нечистых". Авва Феодот учил когда-то: "Не превозносись над любодеем, если ты чист, иначе и ты нарушишь Закон. Ибо Тот, кто сказал "не прелюбодействуй", сказал и "не суди".

Каждый из нас облечен великой честью: все мы  — жалкие бедняки, ожидающие милости Божией.

 

> Глава II ТОЖЕ ВВОДНАЯ

Блаженства являют нам очень странного человека: он беден и тих, он плачет, вообще  — он достаточно жалок, хотя и может почему-то мирить других. Почти никто не хочет качеств, перечисленных Христом. Одни брезгливо жалеют таких людей, иногда пытаясь "поправить их дела", другие  — те, кто оказался в "подобном положении",  — романтизируют его, уподобляясь ибсеновскому герою, которого играет плохой актер.

Нелегко признать: "Да, я  — не победитель"; еще труднее с этим смириться, как будто так и надо. Чаще всего мы пытаемся "что-то сделать"  — если не "поправить дела", то хотя бы вызвать восторг (ибсеновский герой нуждается в рукоплесканиях).

Словом, мы реагируем так, как если бы нас обделили. Нам не нравится быть "хуже других", и мы пытаемся это исправить или хорошо использовать.

Конечно, трудно, почти невыносимо жить, зная, что ты не силен, не победителен, не благополучен, не счастлив, и тому подобное. Поэтому так трудно "жить по правде"  — ведь это включает и правду о себе. Мы тщимся казаться значительнее и обманываем самих себя.

> Чтобы поистине обратиться к Богу, надо "вернуться к себе", как вернулся к себе блудный сын (Лк 15,17)*. Человек ищет Бога повсюду, и не находит, ибо Бог  — в нём самом, поджидает его.

> Св. Викентий Феррер говорит, что основа всего прочего  — именно эта правда о себе. Имя ей  — смирение. Мы должны знать, кто мы. Мы должны увидеть, что в нас самих нет никакого добра, и "от себя" мы творить добро не можем. Нам надо понять, как бессмысленна всякая попытка быть "вполне приличным человеком" перед собой и перед Богом. Надо признать, что мы никуда не годимся, и жить с этим сознанием. Только тогда Бог сможет сделать из нас что-то сносное.

> Почти перед смертью св. Тереза благодарила Бога за свое несовершенство, ибо из-за него она "нуждается в милости Божией".

> Это совсем не то, что довольство своей слабостью. Всякое довольство собой, сколь угодно извращенное, от Бога уводит. Мы должны понять, что никуда не годимся, и принять это; какие уж тут победители!

> Христианин обязан учиться искусству слабости, беспомощности, неудачи. Он должен знать, что, когда мы слабы и беззащитны, Бог видит нас, любит, даже хвалит. Размышляя об Евангельских блаженствах, не думайте: "Это  — о каких-то неудачниках". Радуйтесь, если это о вас. Не думайте: "Надо бы им помочь"; помните, что они блаженны.


* Автор имеет, в виду латинский перевод, т.н. "Вульгату"; в русск. переводе сказано: "... пришед же в себя, сказал".

www.messia.info/r2/2/016.htm
Архив рассылки, формы подписки -> www.messia.info/r2/
Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.info
>Форум сайта< 
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме, в icq или на форуме.
Постараюсь ответить на вопросы.


Обратите внимание, что редактор-составитель рассылки не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке используются. Автор текста указывается перед текстом.

Желаю всяческих успехов!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»