=рассылка *Христианское просвещение*=

Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и причастие Святого Духа да будет с вами!

Тема выпуска:
Православие и католичество (1)

В конце этого выпуска - форма для выражения Вашей его оценки.

Автор: Юрий Табак
Из книги: Православие и Католичество. Основные догматические и обрядовые расхождения.
Опубликовано:
СПб.: "Встреча", 2002.
ltet.boom.ru/library/pik.htm

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Нам прежде всего должно пересмотреть все главные спорные вопросы между двумя Церквами не с полемическими и обличительными целями, как это делалось доселе, а с искренним желанием вполне понять противную сторону, оказать ей всю справедливость и в чём должно согласиться с нею.
Владимир Соловьев

> Формально отсчитываемая от Великого раскола 1054 г., печальная история разделения единой Церкви Христовой на Западную и Восточную не только продолжается, но и приобретает подчас крайне опасный характер, как то показывает пример Украины и бывшей Югославии. Причины тому, как нам кажется, следует искать прежде всего в области социально-исторической, в тех реалиях общественно-политической жизни, что складывались на протяжении более полутора тысяч лет, начиная с появления на свет Византийской империи и соперничества ее с Римом. Но нельзя, однако, недооценивать здесь и роль религиозно-доктринальных разногласий, возникавших на протяжении всего этого периода и нашедших впоследствии свое выражение в конфликте между двумя великими Церквами - Православной и Католической. Часто эти разногласия, порожденные, вроде бы, внутрицерковной полемикой, в реальности лишь закрепляли итоги глубинных социально-исторических процессов; однако же, религиозное содержание подобных разногласий от этого факта никоим образом не исчезает и само по себе важно для осознания любым верующим - будь то православный или католик - в целях уточнения своей религиозной позиции, конфессиональной самоидентификации.

> Не секрет, что уровень гуманитарного образования нашего населения чрезвычайно низок. Так же обстоит дело и с религиозными познаниями верующих. Но отнюдь не только большевистская антирелигиозная политика внесла свой заметный вклад в столь печальное положение дел. В большой мере и на самой Церкви лежит историческая вина в том, что подавляющая часть населения Запада и Востока была оторвана от подлинного религиозного просвещения; религиозное сознание людей во многом питалось смесью язычества с псевдохристианством, а религиозная практика сводилась к ритуально-обрядовым действиям. Подобная ситуация порождала религиозный фанатизм, нетерпимость, и, в конечном итоге, стойкую вражду между католиками и православными, плоды которой мы пожинаем до сих пор. К сожалению, переиздаваемые и вновь издаваемые в России, по благословению официальных церковных властей, брошюры на предмет религиозных разногласий между католиками и православными только способствуют такой вражде.

> В связи с этим первостепенная задача Церкви сейчас - позаботиться о повышении религиозно-исторического образования людей. Ведь многое из того, что вызывает межконфессиональную напряженность и религиозную вражду, основано на недоразумении, на полном незнании самого предмета спора и аргументов противоположной стороны. На самом деле в религиозных традициях двух великих Церквей по существу вопросов, вызывающих наибольший полемический пыл, часто гораздо больше точек соприкосновения, чем отталкивания.

> Мы постараемся в серии небольших очерков осветить суть основных догматических и обрядовых расхождений между Католической и Православной Церквами и показать, по существу, отсутствие сколько-нибудь основательного барьера между ними. Богословские доктрины и каноны, традиционно считающиеся "западными", на поверку разделялись многими восточными богословами; восточное же богословие и традиции с готовностью усваивались Западом. Да и внутри каждой из двух Церквей многие положения вовсе не являлись аксиомами для их крупнейших религиозных авторитетов. Вряд ли есть необходимость объяснять, какое значение для судеб Церкви и моего мира имеет достижение взаимопонимания между католиками и православными. И обретение элементарных знаний в вопросах догматики и обрядовой практики каждой из Церквей играет в этом смысле особую роль. Хотя пути разрешения застарелых межконфессиональных конфликтов следует искать прежде всего в социально-экономической и политико-правовой сферах, в повышении общекультурного уровня наших порядком одичавших граждан - в условиях догматически-обрядовой непримиримости окончательного религиозного взаимопонимания достигнуть не удастся. Реальных же оснований для подобной непримиримости, как мы постараемся показать, не так уж много.

> Мы рассмотрим только основные, на наш взгляд, догматические и канонические различия между братскими Церквами, не ставя перед собой задачи (да и не считая ее столь уж необходимой) охватить все более мелкие и частные различия, которые, по существу, не поддаются учету - мы надеемся, читателю хватит и предлагаемых кратких очерков, чтобы прийти к определенным выводам. <...>

 

О ДОГМАТИЧЕСКИХ И ОБРЯДОВЫХ РАСХОЖДЕНИЯХ

> Церковь есть прежде всего духовный организм, мистическое Тело Христово, жизнь которого не вмещается ни в какие земные рамки и человеческие определения. Но одновременно Церковь пребывает и на земле, состоит из людей - верующих во Христа, имеет определенную структуру и конкретные исторические черты. При этом, как любой "земной" организм, она не может не руководствоваться некоторой суммой положений и правил, регламентирующих ее жизнь и обеспечивающих ее повседневное функционирование. Эти положения и правила принято в самом общем виде делить на догматы и каноны. Догматы - это лежащие в основе церковного сознания религиозные истины, данные людям в Божественном откровении. Суть их неизменяема, но способ выражения и раскрытия может меняться в зависимости от исторических обстоятельств, культурно-общественного развития того или иного региона и т.д. Иногда различия в понимании и формулировании догматов приводят к серьезным и часто болезненным последствиям, как это проявилось в отношениях между двумя великими Церквами - Католической и Православной.

> Центральным и определяющим моментом вероучительных расхождений между православными и католиками является вопрос о самом развитии церковного вероучения. Православная Церковь руководствуется исключительно догматическими установлениями и решениями семи Вселенских Соборов (последний из которых состоялся в 787 г.) и полагает, что к ним не может быть добавлено новых догматических положений. Напротив, Католическая Церковь, отрицая возможность каких-либо прибавлений к вере, заповеданной Христом и апостолами, считает возможным, разрабатывая и изъясняя учение Церкви, закреплять при этом основные вероучительные положения в виде новых догматов. Споры Востока и Запада на этот счет велись еще задолго до формального разрыва Церквей в 1054 г. и сводились, главным образом, к полномочности тех или иных соборов принимать догматические постановления. После раскола позиция Православной Церкви стала категоричной: никаких новых догматических постановлений принято быть не может, а соответствующая практика Католической Церкви "противна" учению Христову. При этом само содержание новых догматических постановлений зачастую уже не бралось в расчет, даже если оно не противоречило восточному церковному сознанию - а потому критика новых догматов сводилась, зачастую, к обычной ругани, историческим фальсификациям и богословским натяжкам. Не оставались в долгу и католики, особенно когда церковные разногласия в существенной степени влияли на складывающуюся в данный момент политическую ситуацию.

> В силу этих, а также и других причин, две великие Церкви прошли очень разный путь, и, естественно, после многих веков самостоятельного развития и взаимного противостояния их богословское наследие заметно отличается друг от друга. Вместе с тем (и надеемся, это нам удастся показать), такие различия порой являются чисто номинальными, скрывая, по существу, общность взглядов. В других случаях различия носят непринципиальный характер и не затрагивают сути христианской веры, общей для обеих Церквей. Наконец, и это нужно признать, существуют довольно серьезные догматические разногласия между Церквами - но и в этом случае есть более чем достаточно богословских оснований для сближения и взаимопонимания. В конечном итоге, всё упирается в необходимость для католиков и православных проявить чувство истинной христианской любви, явить образец подлинной христианской культуры.

> В отличие от догматов, церковные обряды как совокупность религиозно-культовых действий изначально не полагались чем-то неизменным, носящим характер Божественного установления. Обряды, или практические церковные каноны, к которым относятся: порядок исполнения таинств, каноны церковных служб, особенности строения церковной иерархии и многое другое, с первых веков христианства имели различный характер в различных Церквах. Это вполне естественно, Церковь получила от Христа мало предписаний, касающихся конкретных церковных обрядов Христос заповедал читать молитву "Отче Наш" и учредил в самых общих чертах порядок исполнения основных христианских таинств - прежде всего Крещения и Евхаристии (относительно утверждения Господом других таинств христиане не пришли к согласию, и ряд протестантских Церквей их отрицает). В итоге с первых же веков христианства каждая поместная Церковь, исходя из местных национальных традиций и сложившихся культурно-психологических факторов, стала воплощать немногочисленные и носящие общий характер новозаветные установления во всё более усложняющиеся ритуально-обрядовые формы. Однако человек, в силу своей слабости, всегда был привязан прежде всего к внешним формам любого явления, и в результате традиции, носившие преходящий в своей национально-исторической ограниченности характер, начали рассматриваться как главный момент и суть всей религиозной жизни. Живая вера, вера в основополагающие христианские ценности зачастую уступала место стремлению "правильно" соблюдать обрядовые предписания (в России такая тенденция получила название "обрядоверия"). Соответственно, любые другие традиции, другая церковная практика стала рассматриваться как отход от истинного христианства. А поскольку Церковь, как всякий живой организм, не стоит на месте и развивается, а одновременно развиваются и видоизменяются ее традиции, то не только между разными Церквами, но и внутри Церквей непрерывно возникали конфликты. Часть членов Церкви всегда требовала обновлений в церковной жизни и практике приведения ее в соответствие с нормами современной жизни, другие же отстаивали неизменность традиций, объявляя своих оппонентов "вероотступниками". Такие конфликты часто приводили к трагическим для Церкви последствиям. Хрестоматийным примером такого конфликта являлись споры старообрядцев с никонианами: казалось бы, столь малозначащий с точки зрения современного образованного человека вопрос, как нужно креститься - двумя пальцами или тремя - послужил одним из основных поводов в истории раскола Православной Церкви, стал причиной массовых гонений и самосожжений. Между Западом и Востоком существуют многочисленные канонические разногласия, расхождения в обрядовой и литургической практике, вызванные особенностями становления христианской Церкви в регионах со специфическими историко-культурными традициями и резко усилившейся обособленностью Церквей после раскола. В итоге история засвидетельствовала многочисленные ожесточенные нападки с обеих сторон - когда тот или иной литургический элемент или каноническое положение "чужой" Церкви объявляется "еретическим" и "новоизмышленным" (при том, что много веков назад он благополучно имел место в собственной, "родной" Церкви!). Опять же, из несущественных обрядовых разночтений многие века произрастали страх и ненависть. Тем более задачей современных историков и богословов является раскрытие исторической основы этих расхождений и выявление всей их относительности - во имя любви и братства членов Вселенской Церкви Христовой, во имя исполнения завета Спасителя "Да будут все едино" (Ин.17:21).

Цель этого голосования - выявление приоритетных интересов читателей. Дело в том, что по некоторым темам материала больше, чем можно дать в рассылке. Поэтому я буду отдавать предпочтение книгам/статьям, которые будут иметь более высокий рейтинг (средний балл).
Голосовать онлайн (при подключении к интернету)
Оцените выпуск:
Слишком много материала в рассылке – не успеваю читать:

Голосовать почтой (используя Вашу почтовую программу, в некоторых почт. программах и браузерах не срабатывает)
Оцените выпуск:
Слишком много материала в рассылке – не успеваю читать:

Другой способ голосования почтой: #### - нажмите на эту ссылку, в открывшемся письме после слова "Ocenka:" поставьте Вашу оценку выпуска: 1-5 и отправьте письмо!.

www.messia.info/r2/2/041.htm
Архив рассылки, формы подписки -> www.messia.info/r2/
Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.info
>Форум сайта< 
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме, в icq или на форуме.
Постараюсь ответить на вопросы.


Обратите внимание, что редактор-составитель рассылки не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке используются. Автор текста указывается перед текстом.

Желаю всяческих успехов!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
<= предш. вып. темы
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»