=рассылка *Христианское просвещение*=

Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и причастие Святого Духа да будет с вами!

Автор: свящ. Анри Каффарель
Опубликовано: В ПРИСУТСТВИИ БОГА. Сто писем о молитве
(главка 5)
// Брюссель: "Жизнь с Богом", 1992; стр. 20-3.


> "ГОСПОДЬ ЗДЕСЬ И ЗОВЕТ ТЕБЯ"

> Определяя любовь или дружбу, нередко ограничиваются описанием чувств и поступков только одного из двух участников. Эта ошибка повторяется и во многих произведениях, посвященных молитве: они ограничиваются деятельностью человека, в то время, как молитва есть встреча и диалог любви между Богом и человеком, она есть действие их обоих.

> Мы должны приступать к молитве с убеждением, что Бог нас уже ожидает (1. Вас ожидают). — Несомненно, Бог есть всюду. Но именно в сердцевине нашего существа Он приглашает нас встретиться с Ним для диалога любви, каковым является молитва (2. В доме Господнем). — Нам нужно свободно и просто поверять свои чувства Тому, Кто нас встречает (3. Говори с Ним). — Еще больше, чем наши слова, имеет значение наше внутреннее расположение. И прежде всего, тот первый ответ человеческой любви на любовь Божию, который состоит в том, чтобы отказаться от владения самим собой, всецело предоставить себя в распоряжение Господне (4. Совет старого кюре). — Такая самоотдача не истинна, если она не ведет к действию: к напряженному вниманию, к предстоянию пред Богом всего нашего существа, к напряжению всех наших способностей (5. В присутствии Бога). — Но чтобы наши слова и наше внутреннее расположение были угодны Богу, необходимо прежде всего спросить Его, что Он хочет нам сказать и какого ответа ожидает Он от нас (6. "Говори, Господи, ибо слушает раб Твой"). — Таким образом, как и всякая встреча любви, каждая наша молитва, каждый день, будет чем-то новым, необычайным, если только мы привнесем в нее внимание и изобретательность сердца (7. Изобретательность любви). — Несмотря на нашу добрую волю, часто наша молитва не такова, как мы бы желали: ведь мы хотим, чтобы все наши способности были устремлены к Богу, захвачены Им. Но если наше глубинное существо обращено к Богу, наша молитва уже истинна; возможно даже, что мы в ней уже весьма преуспели (8. Самое главное). — Следует ли нам прибегать к различным приемам, когда молитва дается нам с трудом? — Молитва в некотором смысле отвращается от приемов, точно так же, как любовь. Но это не значит, что не существует определенных законов диалога. В наших взаимоотношениях с Богом еще больше, чем в наших взаимоотношениях с людьми, обязательно знать эти законы (9. Как молиться?). — Но, в конечном счете, не следует забывать, что молитва в гораздо большей степени дар Божий, чем результат человеческой инициативы и человеческих усилий (10. Молитва  — дар Божий).


> 6. "Говори, Господи, ибо слушает раб Твой"

> Помните, что вы однажды сказали мне о Филиппе? — "Это очень услужливый мальчик, всегда готовый исполнить мои поручения; иногда он даже так торопится, что убегает в лавку прежде, чем успевает узнать, что же ему нужно купить". До чего же вы поистине его мать! — думал я, читая ваше последнее письмо. Когда наступает время вашей каждодневной молитвы, вы принимаетесь за нее без промедления, вы устремляетесь, как Филипп, вы думаете о Боге, говорите с Богом, стараетесь явить Ему свою любовь, и всё это прежде, чем спросить Его, чего же Он от вас желает, чего Он ждет от вас? Вот почему я не стану обращаться к Вам с высокими соображениями о молитве, но хочу всего лишь дать Вам очень скромный совет; впрочем, не менее важный, чем скромный: "Никогда не начинайте Вашей молитвы, не остановившись на некоторое время, не дав установиться в себе тишине, не спросив Бога, что Вам нужно будет делать в эти четверть часа молитвы?"

> Я возвращаюсь к Вашему Филиппу. Этот услужливый мальчик также и хорошо воспитан. Я заметил, что в присутствии тех, кого называют "значительными лицами", он всегда молчит, не вмешивается в разговор, даже если у него чешется язык. Почему же перед столь неизмеримо более значительным Лицом, как Бог, Вы не ведете себя так же, как Вы научили вести себя Вашего сына? Почему Вы не оставляете Ему инициативы в Ваших отношениях?

> Поймите правильно мой совет: я не предлагаю Вам спрашивать саму себя, что надо сказать Богу, но спрашивать у Него, что Он собирается Вам сказать, какого ответа Он ждет от Вас, каково должно быть расположение Вашей души, чтобы быть Ему <угодной>?

> Я знаю, что Вы мне тут же возразите: "Не принимайте меня за великого мистика! Я никогда не слышала, чтобы Бог мне что-то говорил". И в качестве контрдовода скажу: чтобы услышать, может быть, стоило бы начать с того, чтобы послушать?

> "Мне случалось, тем не менее, иногда прерывать свою речь, но ни разу я не слышала Его голоса". Но действительно ли еы желали Его услышать, действительно ли были всецело внимательны?

> Впрочем, я вам не обещаю, что Его голос будет ясно различим. Хотя, и это не исключено: св. ап. Павел, дрожащий и подавленный, как бы потерянный в большом многоязычном городе Коринфе, услышал голос Христа, Который с любовью ободрял его: "Не бойся, но говори и не умолкай; ибо Я с тобою" (Деян 18.9—10). Но не таков обычный способ поведения Господня, даже со св. ап. Павлом.

> Если вы примете за правило, начиная свою молитву, некоторое время хранить внимательное, вопрошающее молчание, вы скоро поймете, в каком смысле можно сказать, что Бог говорит с нами. Иногда из этого молчания вынырнет мысль, имеющая привкус молитвы; окажите ей хороший прием; создайте благоприятный климат для ее созревания. Вспомните чудесные стихи Поля Валери, которые не возбраняется применить к молитве:

Покой, покой,
Покой в лазури!
Каждый атом тишины —
Возможность, чтобы плоду созреть.

> В другой раз мысли эти не появятся так спонтанно. Вам понадобится соединить тишину и размышление, изыскать, чем должна быть Ваша молитва, чтобы она отвечала на ожидание Господне. К примеру, Вы будете духовными очами созерцать совершенства Бога, пред Которым вы предстоите, и, возможно, тогда у Вас возникнет потребность совершить поклонение, или воздать благодарение, или же совершить акт смирения. Либо Вы вспомните, что Дух Христов в глубине Вашего существа взывает: "Авва, Отче!", и Ваша молитва станет вживанием всей Вашей веры, всего Вашего существа в любовь Сына к Своему Отцу. Или, может быть, это будут семейные или светские обстоятельства, которые предстанут перед вами как бы для того, чтобы вдохновить Вашу молитву и побудить Вас к ходатайству за всех тех, кому необходима поддержка, как Авраам возле дубравы Мамре вступался за города, которым угрожал огонь небесный (Быт 18) Вам покажется, возможно, что Бог почти что и не вмешивается во всё это, что это Вы сами искали и нашли тему для своей молитвы. Но, по правде говоря, если Вы не станете бросаться в молитву не подготовленным и если Вы станете смиренно просить Господа помочь вам, то позволительно будет надеяться, что Он поддержит изнутри ваши усилия сделать молитву более осмысленной, даже если Вы не будете отдавать себе в этом отчета, и даст Вам понять Свои мысли и Свои желания. Поверять другому свои мысли и желания не значит разве говорить с Ним?

> Оставайтесь, однако, всегда скромны, не уподобляйтесь тем, которые наивно полагают, будто посещающие их мысли являются мыслями Самого Бога.

> Из всего, что я вам написал, запомните прежде всего, что первыми словами нашей молитвы, новички ли мы или же весьма в ней продвинулись, всегда должны быть те, что произнес юный Самуил: "Говори, Господи, ибо слышит раб Твой" (1Цар 3.9).

> Писатель XVII-го столетия, о. Бургуэн, говоря на тему, которой мы только что коснулись, приводил такой неопровержимый аргумент: "Если природа нам дала два уха и лишь один язык, то это означает, что, общаясь с людьми, мы должны, по меньшей мере, вдвое больше слушать, чем говорить. Так не тем ли более с Богом?"

Цель этого голосования  – выявление приоритетных интересов читателей. Дело в том, что по некоторым темам материала больше, чем можно дать в рассылке. Поэтому я буду отдавать предпочтение книгам/статьям и авторам, которые будут иметь более высокий рейтинг (средний балл).
Голосовать онлайн (при подключении к интернету)

Оцените выпуск:

Слишком много материала в рассылке – не успеваю читать:

Комментарий:
(не обязательно)
Ваше имя/ник, e-mail:
(не обязательно)

Голосование почтой: #### – нажмите на эту ссылку, в открывшемся письме после слова "Ocenka:" поставьте Вашу оценку выпуска: 1-5 и отправьте письмо!

Предлагаю вашему вниманию свою новую рассылку:

"Слово Божие день за днем"

Рассылка содержит тексты из Библии для ежедневного чтения. План чтения основан на двух принципах: как правило последовательное чтение книг Нового Завета, с расчетом прочитать его за год; по воскресным дням и дням главных церковных праздников - чтения, ориентированные на календарь Русской Православной Церкви. Еженедельно - чтения из Ветхого Завета. Время от времени - фрагменты из памятников раннехристианской литературы и произведений междузаветного периода. Обычно используются современные переводы Библии.

Подписаться можно здесь.

www.messia.info/r2/2/073b.htm
Архив рассылки, формы подписки -> www.messia.info/r2/
Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.info
>Форум сайта< 
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме, в icq или на форуме.
Постараюсь ответить на вопросы.


Обратите внимание, что редактор-составитель рассылки не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке используются. Автор текста указывается перед текстом.

Желаю всяческих успехов!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
<= предш. выпуск темы
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»