Христос воскрес! |
|||||||||
Тема выпуска: В конце выпуска форма для выражения Вашей его оценки и мнений. |
|||||||||
Автор:
свящ. Александр Шмеман
> РАЗГОВОР ХРИСТА С САМАРЯНКОЙ > Через четыре недели после Пасхи во всех церквах читается та глава из Евангелия от Иоанна, в которой рассказано о необычном разговоре Христа с женщиной-самарянкой. Христос, по рассказу Евангелия, остановился у колодца около города Сихарь. Ученики Его пошли в город купить пищи. И вот к колодцу приходит за водой женщина. Христос говорит: "Дай Мне пить". Начинается беседа, во время которой женщина спрашивает: "Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме". > Вопрос этот касался многовекового спора между евреями и самарянами, отошедшими от правоверного иудейства. У евреев центром религии был Иерусалим, у самарян эта гора в Самарии. Спор, как видно, касался внешних, ритуальных предписаний религии. И в ответ на это Христос говорит женщине: "Настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть Дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине". > Не может быть сомнения в том, что для понимания христианства эти строки из Евангелия от Иоанна имеют решающее значение. Ибо в них заключена, выражена и навеки возвещена настоящая религиозная революция, революция в самом понимании религии; ими действительно начинается христианство. В духе и истине! До этого времени и на протяжении веков религия была, прежде всего, предписанием, законом, уставом, причем вся ее действенность состояла как раз в слепом, безоговорочном подчинении этому предписанию. На этой горе, в Иерусалиме, не здесь, а там, не так, а этак тысячами таких предписаний, возводимых к Богу, человек ограждал себя от беспокойства, от страха, от мучительных исканий, сам строил себе клетку, в которой всё было ясно и точно определено и не требовало ничего, кроме точного исполнения. И вот одним словом всё это вычеркнуто и отвергнуто. Не на этой горе и не в Иерусалиме, а в духе и истине. И это значит не в страхе и слепоте, не от боязни и мучения, а в знании и свободе, в свободном выборе, в сыновней любви. В центр, в само сердце религии поставлена истина. Не закон, не подчинение, не предписание, а истина. "Познаете истину, говорит Христос, и истина сделает вас свободными". В центр религии, в само ее сердце, положено искание. "Ищите и обрящете". Не успокоенность, а жажда: "Блаженны алчущие и жаждущие правды". Не рабство, а свобода: "Я не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его". Не исполнение правил, а любовь: "Милости хочу, а не жертвы"; "Заповедь новую даю вам, чтобы вы любили друг друга". > Да, конечно, в истории христианства люди часто забывали эти слова Христа о духе и истине и возвращались к религии страха и обрядоверия, к спорам о горе и Иерусалиме. И извне христианство слишком часто могло казаться только законом, только предписанием. Но судить нужно не по внешней стороне, не по падениям и извращениям, а по внутреннему вдохновению. Судить нужно по тем, кто всерьез и до конца принял эти слова Христа о духе и истине и сделал всю свою жизнь как бы одним сплошным полетом любви и свободы, радости и одухотворения. Сколько ни было падений в его истории, христианство не вычеркнуло слов этих из Евангелия и, следовательно, ими судит и само себя. > Гораздо трагичнее то, что в своей слепой ненависти к религии антирелигиозная пропаганда замалчивает эти слова, точно они никогда не были произнесены, и, для легкой с ней расправы, отождествляет религию с чем-то внешним, с суеверием, страхом. Однако говорить о христианстве это значит всегда и в первую очередь говорить о Христе, о Его учении, о Евангелии. Евангелие рассказывает о том, как люди предпочли свое свои убеждения, идеологию, закон "духу и истине", как не выдержали этого призыва к освобождению. Настоящий смысл Евангелия это рассказ об отвержении людьми Того, Кто призвал их жить в духе и истине. И потому в Евангелии объяснение той ненависти ко Христу, которая продолжается и до сего дня и заставляет людей лгать, клеветать, замалчивать. Ибо и сейчас христианство страшно всякой идеологии только вот этим "в духе и истине". Эти слова вечный вызов всякому идолу, религиозному или идеологическому. И пока не вытравлены эти слова из самых глубин памяти человеческой, человек не примет до конца учение, порабощающее его материи, делающее его всего лишь винтиком безличного процесса, служителем и рабочим безличного коллектива. И потому все последователи этих идеологий только делают вид, что борются с религией как суеверием. Нет, как суеверие, как закон, как рабство религия им даже нужна. Ибо она служит доказательством их учения. Больше всего на свете они боятся, что кто-нибудь узнает о настоящем смысле религии, об этих потрясающих, освобождающих словах Христа: "в духе и истине". > <...... Церкви потому и стремились заткнуть> рот, что на глубине она хранит учение о Духе и Истине, о том, что без Духа и Истины человек жить не может, о том, что Дух и Истина сильнее всего на свете. Разговор, начатый тогда, в знойный полдень у колодца, продолжается ибо человек никогда не перестанет спрашивать, искать, жаждать и узнавать снова и снова, что этой жажды, этого искания, этого духовного голода не утолить ничем, кроме Бога, Который и есть Дух и Свобода, Любовь и Свобода, Жизнь вечная и полнота всего. |
|||||||||
Цель этого голосования
выявление приоритетных интересов читателей. Дело в том, что по некоторым
темам материала больше, чем можно дать в рассылке. Поэтому я буду
отдавать предпочтение книгам/статьям и авторам, которые будут иметь
более высокий рейтинг (средний балл). Заранее благодарен всем, принявшим
участие. Голосование почтой: 1 2 3 4 5 нажмите на ссылку, соответствующую выбранной Вами оценке, и отправьте письмо! (В теле можно оставить Ваши комментарии.) |
|||||||||
www.messia.info/r2/2/146a.htm
|
Желаю всяческих успехов! | |
редактор-составитель рассылки | |
Александр Поляков, священник* | |
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
|
<= предш. выпуск по теме | ||||