=рассылка *Христианское просвещение*=

Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и причастие Святого Духа да будет с вами!

Тема выпуска:
Духовность как ответственность (2)

В конце выпуска – форма для выражения Вашей его оценки и мнений.

Автор: игумен Евмений (Перистый)
Опубликовано: ДУХОВНОСТЬ КАК ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.

reshma.nov.ru/book/duh.zip; krotov.info/library/e/evmeniy/otvetst.html.

Предыдущая часть:
Предисловие. Воля Божия и человеческая ответственность


> Что означает "ответственность"?

> Немного теории...

> Современный мир болен параличом безответственности, хотя это слово приходится нередко слышать из уст тех же безответственных людей. Этимология слова "ответственность" проста и ясна. Быть ответственным означает держать ответ за исполненное, отвечать за порученное, сполна рассчитываться за сделанное, расплачиваться за пропущенное и добровольно принимать наказание за неверно выполненное.

> Как определить, насколько ответственен конкретный человек? По каким критериям можно выделить ответственного человека из общей массы безответственных людей? — По "обратной связи". Что это значит? Если человеку поручается какое-то конкретное дело, а он это дело или не доводит до конца, или делает очень халтурно, или перепоручает кому-то, когда ему стало тяжело или просто "надоело", или создает видимость делания при том, что со временем, иногда очень поздно, обнаруживается, что в принципе он дело-то завалил, — значит, это человек безответственный.

> Хаос и неразбериха современной жизни, развал семей, общественных институтов, дискредитированные по вине "человеческого фактора" высокие идеи — всё это следствия утраты ответственности. Переставая отвечать за содеянное, человек не имеет возможности реально оценить глубину нарушений и характер необходимых исправлений. Разрушается его связь с окружающим миром и людьми, обескровливается само содержание жизни в обществе. Самое печальное, что у безответственного человека не хватает смелости и мужества осознать свою безответственность.

> Именно те люди, которые очень глубоко поражены болезнью безответственности, читая эти строки, по всей видимости, думают, что это всё пишется и говорится совсем не про них и не для них. Возможно, они даже "мотают на ус", какими словами они будут "лечить" от безответственности своих "безответственных" ближних...

> Всё это — именно про Вас, и для Вас, дорогой читатель!

> Вспомните Вашу жизнь и огромное количество ситуаций, когда Вам что-то поручалось: то ли Вашим духовником, то ли по работе, то ли в семье. А, может быть, обратился к Вам за помощью, или, может быть, жена попросила Вас что-то купить по дороге домой... Как Вы отнеслись к этим просьбам? Оправдание относительно того, почему Вы не исполнили то или иное порученное дело, и есть оправдание своей безответственности.

> Острота проблемы

> В пастырской психологии и психотерапии[1] осознанию ответственности придается огромное значение. Поскольку показатель человеческой безответственности сегодня очень высок, современный пастырь в деле душепопечения должен сделать особый акцент именно на принятии своими духовными чадами ответственности за свою жизнь, за свои греховные склонности и привычки, за окружающих людей.

> Почему именно сегодня эта проблема стала очень остро? В традиционных культурах существовали определенные рамки, сдерживающие нездоровые греховные проявления человеческой природы. Эти рамки касались социально-значимых ролей, вопросов жизненного выбора, договора, дружбы, любви, вопросов сексуальности и др. Если дружба существовала, то ее понимание не размывалось; если дружба, то — верность, взаимопомощь до смерти: "Сам погибай, а товарища выручай". Если происходил выбор профессии, то человек хранил верность избранному, и только в самом крайнем случае, глубоко переосмыслив, ответственно (опять же!) избирал иной путь.

> Нынешнее поколение растет и с пеленок воспитывается в бесстержневой, безрамочной атмосфере. Структурность жизни, ее иерархичность, обычаи, границы любого рода — внешние рамки, в которых возможно произрастать росткам ответственности в современном обществе, безжалостно ликвидированы.

> Безответственность постыдна и отвратительна во всех областях человеческой жизни. Но именно ею пронизаны сегодня все слои общественной и церковной жизни.

> В современной семейной жизни, встреча двух людей, которые дорожат отношениями, умеют их хранить от бурь и невзгод, воистину радость несказанная! Сегодня редко можно повстречать семью, где родители в присутствии детей воздерживаются открыто говорить о деньгах. Нередко приходится сталкиваться с ситуацией матерной брани, пьянства, скандалов родителей в присутствии детей. Мало кого удивит очередной рассказ о том, как сын поднял руку на свою мать или избил до синяков отца.

> В учебных учреждениях студенты и учащиеся называют учителей по именам, в присутствии учителей позволяют вульгарные выражения, учителя продают ученикам вещи, и наоборот. Символом безрамочности в школьной жизни является упразднение единой школьной одежды, а также всех традиционных форм и норм, связанных с ней. Безрамочность жизни современной школы — предтеча безответственности в жизни взрослой.

> "Неприличен безответственный ученый: он является болтуном или торговцем истиной. Преступен безответственный воспитатель. Жалок и ядовит безответственный художник. Безответственный политик должен понести наказание. Но безответственность в области религии, где люди не имеют, в сущности говоря, прочных критериев и где живое благоговение должно быть вечно питать заботу о трезвении и очищении, является грехом непростимым, грехом "против Духа". Нигде беспочвенные фантазеры и болтуны не приносят такого вреда, как в религии: здесь они компрометируют не столько самих себя, сколько ту сферу духа, в которой они якобы пребывают".[2]

> Слова великого русского мыслителя как никогда актуальны в наши дни. В современных монастырях сегодня, например, допустимо, приняв монашеский постриг, по какой-то причине (не поладил с начальством, "разонравилось", плохой климат) уйти из монастыря. Ответственно ли духовному руководителю, старшему, благословить такое решение человека?

> Принятие священного сана многими вновь приходящими к рукоположению людьми уже не воспринимается как сакральное бытие, как обретение человеком иного качества жизни. <.....>

> Перед кем и за что человек несет ответственность?

> Итак, перед кем же человек несет ответственность? Перед многими и многим. В первую очередь, перед самим собой. За то, что отказался от выполнения порученного дела, от взятых на себя обязательств, за то, что преступил черту духовного закона, заповедей Божиих, оказавшись за пределами им же самим сознательно и добровольно принятых моральных, нравственных, духовных норм. Как правило, после преступления этой черты, мало у кого обретается мужество, раскаявшись, вернуться обратно. "Единожды солгав, приходится лукавить, и, истину предав, приходится молчать...".

> В душевную природу человека Богом изначально вложено зерно ответственности. Совершив греховный поступок, совесть начинает требовать ответа, сигналить о том, что нарушен закон правды. Греховное человека пытается уговорить или замолчать совесть. Если человек не внемлет совестливому голосу в себе, происходит конфликт, нарушается цельность. Раздвоение приобретает болезненные черты, что нередко проявляется вовне в душевном или даже физическом заболевании.

> Человек несет ответственность перед близкими людьми за неоказанную помощь и неуслышанные просьбы. Есть люди, которые не решаются, не дерзают, не могут в силу своей скромности (или, может быть, ложной скромности, а, может, уже имея печальный опыт обращения к нам со своими нуждами) попросить о том, в чём нуждаются. Чутки ли мы? Слышим ли мы просьбы других?

> Мы несем ответственность за то, как мы общаемся с людьми, насколько оправдываем их ожидания и веру в нас. Только любящий человек может видеть в любимом красоту Богозданного образа, вложенного в него Создателем. Многие люди нравственно, духовно и интеллектуально возрастали лишь благодаря тому, что кто-то верил в их интеллектуальный и духовный рост авансом, благодаря тому, что у них был учитель, наставник или духовник, который видел в них то, на что они потенциально способны и даровал им этот аванс веры. Много ли людей, сполна использовав этот аванс, оправдали ожидания?

> Мы несем ответственность за неверие в собственных детей, которое может разрушить близкого нам человека, закрепить его малоадаптивность, неумелость, неловкость. Это выражается в утверждениях, наподобие: "Вечно у тебя ничего не получается".

> Мы бы ужаснулись, если бы увидели, скольким людям мы нанесли вред словами о своем неверии врачам, произнесенными в присутствии больного. Сколько вреда принесли учителя, которые на протяжении школьных лет не верили в способности своих учеников, запечатывая свое неверие фразой типа: "Больше, чем на тройку с минусом он не способен". А ведь подобные утверждения-печати откладываются в глубинах личности, распространяясь и на другие стороны жизни.

> Очень ответственный жизненный шаг: назвать этого священника своим духовным отцом, назвать эту женщину своей женой, назвать этого новорожденного своей дочерью или сыном. Многие ли верны своему выбору? Обстоятельства?.. Их неверность, нечестность, непорядочность, безответственность?.. — Но как это помешало остаться верным, честным, порядочным, ответственным тебе? Ведь это был твой выбор и твое слово.

> Человек несет ответственность перед окружающим миром, перед природой за то, что он с ней творит. До боли всем знакомая ситуация: пошли в лес, вволю нагулялись, набросали консервных банок, бутылок, пакетов, газет, наскоро затушили костер и ушли. А этот штрих, как рана, как боль, остался. Найдутся ли люди, которые мужественно осознают свою безответственность и в этом поступке?

> Наконец, человек несет ответственность перед Господом за разрушение спасительных и благодатных действий Его бережного Промысла в своей жизни и в своей душе неосторожными словами, грубыми поступками, нечистыми мыслями, разрушающими не только отношения с Богом, но и внутренний душевный мир.

> Возникший внутренний конфликт между моим "хочу" и мною же избранными нравственными ценностями, конфликт двух "я" в психологической науке называется конфликтом идентичностей. Для верующего человека такой конфликт — источник постоянного напряжения. Слишком уж разнятся уровни наших "хочу" и уровни тех высот духовной жизни, к которым призваны ученики Воплотившегося Слова.

> Существует ответственность за дела, исполненные и неисполненные. И отказ от действия — это тоже поступок. Об этом мы еще будем говорить.

> Существует ответственность за слова, за всё произносимое и творимое словесно.

> Существует ответственность за мысли и переживания, происходящие в человеке сознательно или бессознательно, вне зависимости от того, желает человек этого или нет. Поэтому мы каемся в согрешениях "вольных и невольных, яже в ведении и неведении".

> Все эти поступки, слова, внутренние душевные состояния непрерывно изливаются каждым из нас в мир и возвращаются к нам бедами или удачами, невзгодами или радостями, потерями или находками в зависимости от их характера.


[1] Психология от греч. "психе"  — душа, "логос" — слово; психотерапия от "психе"  — душа, "терапос"  — забота.
[2] И.А. Ильин. Аксиомы религиозного опыта. М., "Рагогъ", стр. 56.

 

Цель этого голосования  – выявление приоритетных интересов читателей. Дело в том, что по некоторым темам материала больше, чем можно дать в рассылке. Поэтому я буду отдавать предпочтение книгам/статьям и авторам, которые будут иметь более высокий рейтинг (средний балл). Заранее благодарен всем, принявшим участие.

Голосование почтой: ?   0   1   2   3   4   5 – нажмите на ссылку, соответствующую выбранной Вами оценке, и отправьте письмо! (Втеле можно оставить Ваши комментарии.)

www.messia.info/r2/2/181.htm
Архив рассылки, формы подписки -> www.messia.info/r2/
Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.info
>Форум сайта< 


Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах -
в письме, в icq или на форуме.

Постараюсь ответить на вопросы.


Обратите внимание, что редактор-составитель рассылки не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке используются.
Автор текста указывается перед текстом.

Желаю всяческих успехов!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
<= предш. выпуск по теме