=рассылка *Христианское просвещение*=

Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и причастие Святого Духа да будет с вами!

Автор: свящ. Яков Кротов
Опубликовано:
krotov.info/yakov/3_vera/1_vera/01_vera.html.


 

> ВЕРА И ВРЕМЯ

> "Христианство является античной религией, пережившей античное общества. Икона есть античный вотивный образ, который пережил античное искусство" (). Сказано красиво и умным человеком, превосходным историком, однако, иррационально. С таким же успехом можно отвергнуть человека как примата, пережившего примитивизм, оттолкнуть хлеб как пережиток пшеницы.

> Человек ищет истины как чего-то вневременного, вечного, ищет Бога как первопричину. Если о чём-то можно сказать, откуда оно появилось, то это — не Бог, не истина. Бог — начало. Когда-то это утверждение означало, что религия есть истина, ибо она есть откровение Начала. После Дарвина это утверждение стало означать, что Бога нет, а религия — ложь, ибо нет ничего безначального, а всё, что возникло во времени и развивается во времени не может быть причастно вечности и истине.

> Иррациональные атеисты решают, что, если есть развитие, то нет Бога. Если христианство выросло из античной религии, значит, Иисус не поднялся из могилы. Рациональные верующие решают, что если есть Бог, то нет развития. Если Иисус поднялся из могилы, значит, христианство прошло античность как гусь сквозь воду.

> Спасение в том, что Бог  — начало, которое не только в далёком, прошедшем "начале", но и сегодня, рядом. Вера или неверие определяются не тем, эволюционировала религия или нет, а тем, жив Бог или нет. Если утвердительно решить вопрос о бытии Божием, но не говорить с Богом и не прислушиваться к Нему, то человек становится кентавром с торсом верующего и туловищем коня.

 

>  КАМЕНЬ ВЕРЫ

> Веру христиане традиционно сравнивают с камнем. Возможно, потому что Иисус говорил о камне не только как о месте, где ничего не растет, но и как о твердой основе — для служения Петра, для здания жизни человеческой и т.п.

> Вера — скорее камень, чем песок или вода, потому что вера сама ничего не рождает, она не движется, она просто существует — или не существует, но зато на вере может многое существовать. Вера побуждает молиться, строить здания, воевать...

> Легче объяснить связь между верой и архитектурой, чем между верой и войной. Хотя лёгкость эта кажущаяся. Множество людей убеждены, что если есть вера, в церковь ходить не нужно (а поскольку без веры в церковь ходить тоже бессмысленно, но церкви вообще не нужны). Но среди таких сторонников интимной веры — ну, лежит за пазухой камень, и пускай лежит — огромное число милитаристов, убеждённых, что можно из-за веры воевать, ругаться и т.п.

> Всё прямо наоборот. Вера  — первый камень в основании любого храма. Оправдывать верой войну церквям — всё равно, что оправдывать жаждой отказ попить воды. Питье тоже  — дело интимное! И вера же — камень, стоя на котором невозможно бросаться камнями (стрелами, бомбами) в ближнего. Во всяком случае, такова вера, которую сравнивал с камнем Христос.

> Вера, однако, может и утонуть, как камень. Не обязательно в воде. Большинство камней тонут в мусоре, в том, что археологи не без чёрного юмора называют "культурный слой". Сел человек на камень, съел пирожок, а бумажку выбросил... И ведь нужна бумажка, чтобы пирожок не запачкал руки, и надо <ее> выбросить, но вот приходит новый человек  — видит камень веры, рядом бумажка, и смотрит на бумажку с большим трепетом... Сколько таких остатков от строительных лесов Храма почитаются за великую святыню! Сколько временного вокруг вечного — и ведь никак без этого нельзя.

> А ведь сколько бумажек, которые подменяют собой веру. Во всяком случае, есть много любителей рассуждать о наличии веры у ближнего. Вот этот — против законодательного запрета абортов, значит, он потерял веру. Этот обругал архиерея — значит, потерял веру. Да не веру он потерял, а терпение! Ну сколько ж можно объяснять, что не дело государства или Закона разрешать или запрещать аборты, разводы и т.п. Ну сколько можно терпеть такого архиерея (какого — каждый может подставить по мере своего житейского опыта).

> Вера — камень, но камень невидимый. Большое искушение судить о наличии и величине этого камня по тому, как ведёт себя человек. Но на то и искушение, чтобы с ним бороться. Человек машет руками, а не складывает их благоговейно? Это не означает, что он неверующий, что он не молится. Это означает, что сейчас молиться ему нужно, размахивая руками. И не христианам тут выступать с обличениями: ну что ты, как пьяный! Именно такую претензию выдвигали первым христианам, когда на них сошел Дух. Вера — камень, но этот камень запросто может подпрыгивать словно песчинка в родниковой воде: весело, играючи.

> Вера — камень и потому, что она может крошиться. Увы: веру можно разменять на борьбу за веру, на обряды, на морализм. Но можно и не разменять.

> Вера — камень, сидя или стоя на котором можно многое увидеть, многое обдумать, о многом поговорить. Сидя на вере, можно книжку написать. Проблема в том, чтобы не забыть о том, с чего всё начиналось — о камне. А ведь это бывает. Это не потеря веры, хотя результат может быть внешне совершенно таким. Например, иконы  — или переселение душ — или существование архангелов — или откровения о судьбах мира. Всё это очень интересные вещи; может быть, даже важные. Тем не менее, они — не вера, а лишь то, что основано на вере. Это вторичный религиозный материал. А иногда и третичный, и четвертичный.

> В вере, в отличие от геологии, самый плодородный слой — не самый верхний, и плоды веры  — не цветы и не ягоды. Есть ли архангелы и какого цвета перья в их крыльях?.. Существуют ли эгрегоры?.. Где был рай?.. По какому календарю отмечать церковные праздники?.. Всё это любопытные вопросы, но безнадёжно вторичные. Но сколько же людей погребают свою веру под этими вторичностями, погребают целое — под частностями.

> В результате иной верующий возьмёт и сосредоточится не на камне веры — Христе, а на вовсе даже антихристе. И даже не на антихристе, а на каком признаке антихриста — например, на "невидимой печати". Эту печать он усматривает в электронных метках и посвящает всё свое время борьбой с ними. Он, конечно, слегка отдалится при этом от единоверцев, которым метки безразличны. Зато он окажется в очень пёстрой толпе вполне неверующих людей. Многие ведь безо всякой веры в невидимое боятся электронного, невидимого контроля больше даже, чем вполне видимого диктатора. Диктатора они даже готовы привлечь на помощь для борьбы с антихристом.

> Такой странный союз по вторичным признакам, когда первичность, сущность теряет значение, противоположен единству в добре, в бесстрашии — когда люди разных вер вместе помогают голодным, вместе молятся о мире. Это противоположность пародии, тени. Не случайно те, кто пуще всего боится антихриста, ненавидит тех, кто исполняет заповедь Христа о милосердии вместе с нехристианами и обвиняет их в предательстве веры.

> Вот беда: не имеет значения — из чего человек сделал идола, поклонился вместо целого детали истинной или ложной. Можно предать веру, посвятив себя изучению трудов святых отцов, а можно сосредоточиться и на несвятых. Последний случай, конечно, больше бросается в глаза, но результат ведь один. Просто человеческому уму неудобно видеть (увы, всегда — со стороны, а не в себе), что частность противоречит целому. Например, человек может увлечься проблемой переселения душ. Он не отрицает существования Бога, молитвы и пр., но он так увлекается переселением душ, что только об этом и говорит. Он начинает выискивать в Библии места, которые можно истолковать как доказательство того, что и Библия одобряет веру в переселение душ.

> То, что таких мест наберется два десятка, а остальные тысячи фраз Библии говорят вовсе не о переселении душ, а о любви, о непротивлении злу, о несении креста, — человек уже не замечает. И неважно, что места он толкует неверно и что переселение душ с библейским откровением несовместимо. Важно, что даже если бы и совместимо — всё, человек застрял на частности. Точно так же застревают на времени Второго пришествия, на священной войне и т.п.

> Иисус десятки раз говорил о непротивлении злу и один раз употребил против зла силу — выгнав менял из Храма. Но сколько же миллионов людей помнят один эпизод с менялами и забывают десятки слов о любви, несении креста, да и Голгофа для них превращается в эпизод, а изгнание торговцев — в средоточие Откровение. И это куда опаснее тихого, как правило, сосредоточения на переселении душ. Веры такие люди не теряют. Происходит нечто более опасное — во всяком случае, для окружающих. Слишком умён человек, слишком легко может любого подвести под статью о богохульстве. И вот тут-то и остаётся крепко держаться за камень своей веры. И веровать — не в частности, а в Бога.

Цель этого голосования  – выявление приоритетных интересов читателей.
Заранее благодарен всем, принявшим участие.

Голосование почтой: ?   0   1   2   3   4   5 – нажмите на ссылку, соответствующую выбранной Вами оценке, и отправьте письмо! (В теле письма можно оставить Ваши комментарии.)

www.messia.info/r2/2/204.htm
Архив рассылки, формы подписки -> www.messia.info/r2/
Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.info
>Форум сайта< 


Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме, в icq или на форуме.
Постараюсь ответить на вопросы.


Обратите внимание, что редактор-составитель рассылки не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке используются. Автор текста указывается перед текстом.

Желаю всяческих успехов!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
<= предш. выпуск по теме

Рекомендую рассылку:

"Слово Божие день за днем"

Рассылка содержит тексты из Библии для ежедневного чтения. План чтения основан на двух принципах: как правило последовательное чтение книг Нового Завета, с расчетом прочитать его за год; по воскресным дням и дням главных церковных праздников - чтения, ориентированные на календарь Русской Православной Церкви. Еженедельно - чтения из Ветхого Завета. Обычно используются современные переводы Библии.

Подписаться можно здесь.