=рассылка *Христианское просвещение*=

Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и причастие Святого Духа да будет с вами!

Автор: свящ. Анри Каффарель
Опубликовано: В ПРИСУТСТВИИ БОГА. Сто писем о молитве
(письмо 53)
// Брюссель: "Жизнь с Богом", 1992.


 

> "ДА СВЯТИТСЯ ИМЯ ТВОЕ"

В молитве христианина повторяются различные элементы, составляющие молитву Сына Божия, ставшего Человеком.

Первая реакция человека, поставившего себя перед лицом Бога, Его Превосходства, Его Сияния, Его Святости, есть благоговейный страх. Это чувство не столько походит на боязнь, сколько на любовь: любовь, которая поклоняется (1. Помните Бихра). Поклоняться — значит, исповедовать: "Ты есть Бог, Ты есть Бог единый", простираясь ниц духом и телом во внутреннем порыве, состоящем одновременно из страха и любви, из восхищения и радости (2. "Богу твоему поклоняйся").  — Из поклонения вытекает хвала. Простершийся ниц человек восстает, чтобы восславить своего Бога, Его совершенства и Его великие дела (3. "Во хвалу славы Его"). — Человек воздает Ему благодарение за Его помощь и Его щедрость, и прежде всего за то, что Он есть (4. За Тебя).  — Эти различные состояния соединяются в чрезвычайно богатое духовное настроение, которое охватывает их и превосходит: в предание себя. Предание себя в "жертву хвалы" (5. В Роншампе). — В этом предании себя христианин участвует весь целиком: с прошлым, настоящим и будущим, с душою и телом, с жизнью и смертью (6. Письмо Жан-Пьеру). — Но, в отличие от неодушевленных предметов, человек не отдает себя раз и навсегда. Только тот отдал себя Богу, кто никогда не перестает отдавать себя Ему (7. Второе письмо Жан-Пьеру).  — Наше отдание себя в любви есть возвращение Господу той преизбыточествующей жизни, которую мы имеем от Его любви (8. Третье письмо Жан-Пьеру). — В более глубоком смысле оно есть приобщение к тому порыву благодарения, который от века устремляет Сына в объятия Отца (9. Четвертое письмо Жан-Пьеру). — У святых эта потребность отдать себя Богу выражается в желании уничтожиться — но нужно хорошо его понимать: оно есть горячее стремление быть поглощенным божественной любовью, как некогда жертвы поглощались огнем, павшим с неба (10 Атеизм христиан?).


> 53. "Во хвалу славы Его"

> Я задаюсь вопросом, дорогой друг, достаточное ли Вы место уделяете в Вашей молитве хвале Божией?

> Не сомневаетесь ли Вы в ценности ее в очах Господних? Если сомневаетесь, перелистайте Псалтырь, там Вы найдете ее почти на каждой странице. А ведь псалтырь — это книга, данная нам Самим Господом, чтобы научить нас молиться!

> Но в то же время, вы поймете, что источник хвалы — это познание Бога: ревностные иудеи были людьми хвалы потому только, что сперва они были "искателями Бога". Невозможно восхищаться и воспевать то, чего не знаешь!

> Они любили созерцать дела Господни. Послушайте:

> "Господи, Боже наш!
Как величественно имя Твое по всей земле!"
(Пс 8.1).

> "Ты возвеселил меня, Господи, творением Твоим;
я восхищаюсь делами рук Твоих"
(Пс 91.5)

> Они подолгу размышляли над тем, что они называли "подвигами", "могуществом, "силою" Того, Кто спас их "мышцею крепкою и рукою (протяженной)":

> "Славьте Господа, призывайте имя Его;
возвещайте в народах дела Его.
Хвалитесь именем Его святым;
да веселится сердце ищущих Господа!"
(Пс 104. 1.3)

> Но еще более, чем Его делами, восхищались они совершенствами своего Бога: Его Святостью, Его Славой, Его могуществом и превыше всего тем, что лежало в основе всех Его дел и всех Божественных вмешательств в ход истории — Его безмерной Благостью:

> "Славьте Господа, ибо Он благ,
ибо вовек милость Его.
Того, Который один творит чудеса великие,
ибо вовек милость Его" (Пс 135.1,4).

> Прежде, чем стать словами на устах, хвала есть радость сердца, восхищение Богом, внутреннее и безмолвное. Как огонь, она охватывает понемногу всё существо целиком и тогда разражается гимнами ликования. Тогда царь Давид, презрев церемониал, пускается в пляс перед ковчегом Завета. Верующий становится "живой хвалой".

> И тогда эта хвала становится уже не только молитвой, относящейся к определенным праздничным дням, но молитвой глубокой, беспрерывной:

> "Благословлю Господа во всякое время;
хвала Ему непрестанно в устах моих".
(Пс 33.1).

> "Да славит душа моя и да не умолкает.
Господи, Боже мой! буду славить Тебя вечно".
(Пс 29.13)

> Когда же хвала грозит ослабнуть, то верующий сам подстегивает себя:

> "Хвали, душа моя, Господа.
Буду восхвалять Господа, доколе жив;
буду петь Богу моему, доколе есть".
(Пс 145. 1—2)

> Однако не нужно думать, что человеку для хвалы Бога довольно собственного индивидуального восторга. Он не может восхищаться, не испытывая властную потребность соединиться со своими братьями, чтобы достойно почтить объект своего восхищения. Больше того, он приглашает ко хвале всех членов народа Божия:

> "Боящиеся Господа! восхвалите Его.
Все семя Иакова! прославь Его"
(Пс 21.24).

> И еще более широко, забывая свой национальный партикуляризм, обособленность, он адресует свой призыв ко всем народам:

> "Хвалите Господа, все народы,
прославляйте Его, все племена".
(Пс 116.1)

> Творения, даже неодушевленные, также призываются ко служению хвале:

> "Да шумит море!
Да радуется поле!
Да рукоплещут реки!
Да ликуют все дерева дубравные!"
(Пс 95.97).

> Как же христианам, для которых Бог сделал настолько больше, которым Он открыл тайны неслыханной любви, также не возносить хвалы Богу и даже в гораздо большей степени?

> Но и те побуждения, которые вдохновляли псалмопевца, не чужды им, и то значительное место, какое древние псалмы Израиля занимают в литургии, служит ясным тому свидетельством. Однако побуждения более высокие пробуждают в них еще более высокую хвалу. Она есть восхваление Отечества Божия по отношению к ним, ликующие восклицания в честь Отеческой Его любви. Ибо христианам ведомо то, чего не знали Иудеи:

> "Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную" (Ин 3.16).

> И эта жизнь вечная представляет собой несказанную реальность:

> "Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими" (1Ин 3.1).

> Но на деле сколько христиан не верующих в действительности в то, что они суть чада и наследники Божий (ср. Гал 4.7), изнывают в посредственности и унынии, и приступают к молитве Своему Господу куда чаще затем, чтобы клянчить, а не чтобы воздавать благодарение. Они не производят впечатления народа, который Бог приобрел Себе "во хвалу славы Его" (ср. Еф 1.14).

> К счастью, есть среди христиан и такие, которые понимают свое призвание воздавать хвалу. И хвала эта драгоценна в очах Божиих, ибо Он слышит в ней отголоски молитвы Сына Своего. Чтобы дать понять эту истину, некоторые Отцы Церкви охотно сравнивали Христа с царем Давидом, который, славя Господа, играл на музыкальных инструментах. Но, прибавляют Отцы, новый Давид не прибегает "к псалтыри и гуслям", инструментам неодушевленным. Чтобы воздать достойную хвалу Отцу Своему, Он играет на инструменте, наделенном разумом и свободой, каким является человек, с душой и телом. Таким образом, через христианина и в христианине, который воздает хвалу Богу, Сам Христос выражает Отцу Своему Возлюбленному вечное и радостное благодарение.

> Хвала христианина — хвала Христа.

> Хвала Церкви — хвала все-Христа, присутствующего во вселенной.

Цель этого голосования  – выявление приоритетных интересов читателей.
Заранее благодарен всем, принявшим участие.

Голосование почтой: ?   0   1   2   3   4   5 – нажмите на ссылку, соответствующую выбранной Вами оценке, и отправьте письмо! (В теле письма можно оставить Ваши комментарии.)

www.messia.info/r2/2/237a.htm
Архив рассылки, формы подписки -> www.messia.info/r2/
Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.info
>Форум сайта< 


Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме, в icq или на форуме.
Постараюсь ответить на вопросы.


Обратите внимание, что редактор-составитель рассылки не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке используются. Автор текста указывается перед текстом.

Желаю всяческих успехов!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
<= предш. выпуск по теме

Рекомендую рассылку:

"Слово Божие день за днем"

Рассылка содержит тексты из Библии для ежедневного чтения. План чтения основан на двух принципах: как правило последовательное чтение книг Нового Завета, с расчетом прочитать его за год; по воскресным дням и дням главных церковных праздников - чтения, ориентированные на календарь Русской Православной Церкви. Еженедельно - чтения из Ветхого Завета. Обычно используются современные переводы Библии.

Подписаться можно здесь.