=рассылка *Христианское просвещение*=

Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и причастие Святого Духа да будет с вами!

Тема выпуска:
Ответственность и современное церковное общество (2)

В конце выпуска – форма для выражения Вашей его оценки и мнений.

Автор: игумен Евмений (Перистый)
Опубликовано: ДУХОВНОСТЬ КАК ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.

reshma.nov.ru/book/duh.zip; krotov.info/library/e/evmeniy/otvetst.html.

Предыдущие части:
Предисловие. Воля Божия и человеческая ответственность *
Что означает "ответственность"? (Острота проблемы. Перед кем и за что человек несет ответственность?)
(Человек — автор книги собственной жизни. Многообразие ответственности. Халтура. Переосмыслить...)
(Быть ответственным намного легче. Дерзновение. Предательство)
Ответственности в семейной жизни
Безответственность детей формируют родители
Как привить ребенку чувство ответственности
Ответственность и современное церковное общество (1)


> Ответственность и современное церковное общество

> Некоторые примеры ухода от ответственности

> В течение своей жизни, благодаря сотням и тысячам человеческих исповедей, современный пастырь встречается с огромным количеством людей, которые под видом тех или иных выражений очень грамотно (как им кажется, с богословской точки зрения) оправдывают свое избегание ответственности.

> Я приведу несколько типичных примеров безответственности, иногда упакованной в правильные, красивые, вполне религиозные формулы и формулировки. "У меня это не получится" — нежелание брать ответственность за порученное дело, "Господь не допустил..."  — иногда человек просто не пожелал взять ответственность и завалил дело, обвинив в этом Бога, "Если не получилось, значит нет на то воли Божией"  — верно, как и предыдущее высказывание, если человек потрудился сделать все, от него зависящее. Слова эти сами по себе прекрасны, но будьте внимательны: посмотрите, откуда они исходят. Под ними нередко прячется безответственность.

> Человек, не ощущающий себя ответственным за собственную жизнь, собственные мысли, слова, поступки, за свое место в этом мире, очень часто прячась за такими словами, в конечном итоге, обвиняет Бога в своей собственной безответственности, ведет довольно-таки неплохую жизнь, безбедную, как правило, возложив заботы о себе любимом на кого-то другого.

> Одним из наиболее ярких примеров ухода от ответственности является греховное неконтролируемое поведение[1], ставшее для многих людей нормой, привычкой. Психологическая защита, с помощью которой человек оправдывает свой греховный поступок, звучит так:

> — Я этого не хотел, это моя страсть, я ничего не могу поделать. Моя страсть сильнее меня.

> Ложь такой ситуации состоит в том, что человек утверждает, что его страсть является чем-то независящим от него самого.

> Другое характерное самооправдание: "бес попутал". Т.е. я давал обет не курить, не пить, не блудить, не раздражаться, не унывать. На исповеди каялся, и священнику обещал исправиться, но вдруг опять меня "бес попутал" и при этом "я ничего не могу с собой поделать". То, за что человек ответственен пред Богом сам, сваливается на бесов, которые с нами не могут делать ничего без нашего ведома и нашей воли. Задача пастыря показать человеку, что за все, им совершаемое, за все проявления своей страстности, ответственен исключительно он сам.

> Еще одной формой ухода от ответственности является перенос ответственности на другого человека. Имея духовника, люди перелагают свою ответственность за свои грехопадения и за свои жизненные ошибки именно на него. Такой своеобразный маневр для ухода от ответственности можно наблюдать в жизни многих и многих людей. Человек, полагая, что он полностью предает себя в послушание духовному отцу[2], совершенно отказывается от своей воли, под которой им подразумевается личная ответственность за свое поведение и поступки. Пришедший на исповедь уверен в том, что батюшка, который, по его представлениям, теперь "отвечает за него", примет его, пожалеет, прочитает разрешительную молитву, допустит до причастия и этим как бы подтвердит нормальность, легитимность его греховного поведения.

> На исповеди такие люди буквально сваливают на плечи священника все свои проблемы. Причем, о том, как они сами пытались разрешить, развязать свои жизненные узлы, они не говорят, поскольку чаще всего просто отучились (или вовсе никогда не умели) делать это самостоятельно. Глубинное осознание свой ответственности за себя и за собственные грехи у них отсутствует. Они ждут исповеди, ждут встречи со священником, иногда спрашивают, как бороться с грехами, а на самом деле противостать греху не хотят. Как только речь заходит о реальной работе по борьбе со страстями, оказывается, что проводить ее они совершенно не собираются. Священник дает им маленькую епитимью: прочитать небольшую книжку или положить несколько поклонов... На следующей исповеди оказывается, что они не могут найти для этого времени! Если какая-то внутренняя работа в них и происходит, то только в присутствии духовника.

> Духовник, видя, что никакого духовного роста у окормляемого не происходит, может предположить, что причиной его частых приходов является личная человеческая привязанность к пастырю. В таком случае разумнее было бы ограничить свое общение для того, чтобы помочь человеку взглянуть в лицо своей личной ответственности за собственную жизнь и собственное движение к Богу.

> Принятие ответственности — необходимая предпосылка начала духовной жизни

> Пока человек верит, что его жизненная ситуация, его греховное поведение, его страстные проявления, его безденежье или несчастность порождается кем-то другим, какой-то внешней силой или, возможно, неблагоприятным стечением обстоятельств, у него нет оснований стремиться к личностному изменению.

> Безответственность как отказ от жизни духовной, жизни в сердечном и искреннем единении с Богом, просматривается еще в жизни первого человека. Трудно предположить динамику развития человечества, если бы у нашего праотца Адама хватило мужества по грехопадении ответить на вопрошение Бога признанием и раскаянием, а не кивком в сторону жены, которую Господь сотворил ему в помощь.

> Некоторые люди не хотят нести ответственности за то, что для них ценно, т.е. за свои ценности. Тем самым они оказываются в ловушке: одобрение людей ценят больше, чем одобрение Бога, когда между выбором — поступить по воле Божьей или по общепринятым нормам и стандартам, выбирают второе.

> Ответственность и чувство вины

> В детстве мы чаще всего сталкиваемся со словом "отвечать" в не очень приятных контекстах: кто-то набедокурил, кто-то разбил бабушкину вазу, а то и сотворил что-нибудь похуже. Естественно, провинившегося спрашивают: "Кто это сделал? Кто будет отвечать за это безобразие?". Понятно, что слово "отвечать" в данном случае звучит не очень благодушно, и на него сразу хочется ответить: "Это он сделал!.. Я не хотел, они меня заставили!", хочется невольно свалить свою вину на другого. Мы довольно рано осознаем, что отвечать за что-то довольно-таки неприятно и что ответственность — тяжелый груз, который не очень-то легко нести.

> Многие люди на основании своих детских впечатлений принятие ответственности неразрывно связывают с необходимостью признать свою вину.

> Поэтому наши первые переживания, связанные с ответственностью, именно негативны: мы доказываем, что у нас не было выбора. Чтобы избежать ответственности, мы стараемся переложить ее на других людей, ищем какие-либо внешние "причины", мы изо всех сил стараемся избавиться от "ненужной" ответственности. И вот здесь-то и кроется ошибка, которую многие с детства несут во взрослую жизнь. Мы стараемся избежать ответственности потому, что путаем ее с другим понятием — чувством вины. На самом же деле, ответственность и чувство вины — не одно и то же.

> Чувство вины заставляет нас оправдывать свои прошлые действия, застревать на них, убеждаться в собственной несостоятельности, никчемности, невозможности что-либо сделать добросовестно и качественно. И чем больше мы чувствуем себя виновными, тем больше мы застреваем в наших прошлых неудачах и переживаниях, "осознавая" невозможность достигнуть чего-то позитивного в настоящем.

> Таинство покаяния освобождает человека от чувства вины за содеянное пред Богом и дает радость прощения. Не механическое произнесение грехов на исповеди, а именно искреннее раскаяние и следующее за ним прощение и разрешение.

> Чрезмерно мнительным относительно прошлых ошибок и грехов людям, опытные духовники советуют не акцентироваться на негативе прошлых поступков, но, по получении прощения на исповеди, с упованием на помощь Божию двигаться по жизни дальше.

> Ответственность как возможность

> Ответственность, в отличии от чувства вины, сосредоточена на действии и его результатах. Она пребывает в настоящем времени и простирается в будущее. Ответственность помогает идти дальше, добиваться поставленных целей. Ответственность означает возможность.

> Ответственный человек осознает, что играет жизненно важную роль в ситуациях и обстоятельствах своего собственного существования. И если уж вовсе невозможно изменить что-либо в окружающем мире, то можно изменить свое отношение к этому миру и его реалиям.

> Если в принятии решений люди полагаются на правила и инструкции, если они зависят от абстрактных принципов (например, субъективно понимаемых "справедливости", "чувства долга", представлений о том, что "лучшего я не достоин", убеждений о том, что "я не смогу, не сумею"), тогда ответственность за свою жизнь и все происходящее в ней перекладывается на других, подавляется осознание собственных чувств, необходимое человеку для глубинного переживания собственной жизни.

> Личный выбор и решения человека должны находиться в гармонии с ценностными потребностями его души. Лишь в случае, когда он честно для себя ответил на вопросы: "Действительно ли я этого хочу?", "От чего я готов отказаться, чем пожертвовать, чтобы обрести это?", они будут иметь для него осмысленное и глубокое значение.

> Но, к сожалению, многие современные православные люди обнаруживают неистощимую изобретательность в том, чтобы найти пути избежания ответственности за принятые решения и избранные жизненные ориентиры, оставаясь при этом несчастными, непонятыми, одинокими.


[1] Называемое на языке психологии "компульсивное".
[2] На самом деле ничего подобного здесь не происходит. Под послушанием многие подразумевают чувство защищенности, осознание того, что духовник о тебе заботится, предположение, что если ты не помолишься, то духовник это сделает за тебя и т.п. Но стоит духовнику начать указывать на подлинные грехи и недостатки человека, поднимется буря возмущения, обиды, негодования...
Цель этого голосования  – выявление приоритетных интересов читателей.
Заранее благодарен всем, принявшим участие.

Голосование почтой: ?   0   1   2   3   4   5 – нажмите на ссылку, соответствующую выбранной Вами оценке, и отправьте письмо! (В теле письма можно оставить Ваши комментарии.)

www.messia.info/r2/2/245.htm
Архив рассылки, формы подписки -> www.messia.info/r2/
Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.info
>Форум сайта< 


Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме, в icq или на форуме.
Постараюсь ответить на вопросы.


Обратите внимание, что редактор-составитель рассылки не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке используются. Автор текста указывается перед текстом.

Желаю всяческих успехов!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
<= предш. выпуск по теме

Рекомендую рассылку:

"Слово Божие день за днем"

Рассылка содержит тексты из Библии для ежедневного чтения. План чтения основан на двух принципах: как правило последовательное чтение книг Нового Завета, с расчетом прочитать его за год; по воскресным дням и дням главных церковных праздников - чтения, ориентированные на календарь Русской Православной Церкви. Еженедельно - чтения из Ветхого Завета. Обычно используются современные переводы Библии.

Подписаться можно здесь.