=рассылка *Христианское просвещение*=

Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и причастие Святого Духа да будет с вами!

Тема выпуска:
Православная церковь и дети: подростковый возраст (1)

В конце выпуска – форма для выражения Вашей его оценки и мнений.

Автор: Cофья Куломзина
из книги
Наша церковь и наши дети
Опубликовано: Москва: Мартис, 1994 г..
www.krotov.info/libr_min/11_k/kul/omzina_01.html

Предыдущие части книги:
Введение. Цель христианского воспитания.
Православная церковь и дети:
младенчество / дошкольный возраст / младший школьный возраст
(+) /
средний школьный возраст


> Наши дети

> Подростковый возраст: от 13 до 16 лет

Подростковый возраст – период между детством и зрелостью. Потенциальные умственные возможности в этом возрасте вполне равны возможностям взрослых. Подростки стремительно меняются в физиологическом плане, а это вызывает неловкость в движениях, эмоциональную неуравновешенность, повышенную рефлексию.

Одна из главных особенностей этого возраста – чувствительность и неудовлетворенность. Подростки недовольны собой, своей семьей, собственной внешностью (отсюда увлечения экстравагантными модами). Им не нравится комната, и они пытаются обставить ее самым нелепым образом. Они не удовлетворены школой: учебниками, оценками, учителями, экзаменами. Если у них нет особых талантов, особых интеллектуальных запросов и способностей (а всё это встречается очень редко), то они пресыщены системой формального обучения. Они недовольны взрослыми – родителями, учителями, взрослыми в целом – "потому что они нас не понимают" и особенно "потому что они нам не доверяют". Они не понимают, что большинство любящих родителей просто не может "доверять" суждениям и мудрости подростков, входящих в новый и незнакомый мир, о котором у них нет ни малейшего представления и в котором родители могут оказать им лишь незначительную поддержку. Подростки не доверяют родителям, их суждениям и мнениям. Это период взаимного недоверия.

Подростки проходят период болезненного неудовлетворения общественной жизнью. Прежние развлечения более не веселят. Семейные праздники утратили свое очарование. Вечеринки скучны и "не удаются", потому что подростки или никак не могут наладить отношения друг с другом, или слишком развязны, и тогда идут в ход наркотики, вино, беспорядочные половые сношения; не потому, что подростки особенно к этому склонны, – просто они жаждут испробовать новые пути. В самых счастливых семьях подростки сохраняют привязанность к родным, но при этом болезненно переживают внутренний конфликт между семьей и теми социальными отношениями, которые завязываются в этом возрасте.

Эти особенности часто кажутся негативными и мучительными, но они – часть позитивного процесса. Подростки пытаются познать себя, выяснить, какие отношения их связывают с другими – взрослыми, ровесниками, со своим или противоположным полом.

Открытие своего "я" рождает вопросы: "Что я думаю?", "Что я чувствую?" – и более общий: "Кто я?" В детстве мечтаешь стать балериной, космонавтом или чемпионом. Теперь необходимо доказать себе и окружающим, кто ты на самом деле. "Действительно ли у меня замечательный голос?", "Могу ли я стать гениальной артисткой?", "Есть ли у меня задатки великого ученого?", "Выйдет ли из меня футбольная звезда?" Поэтому подросток чрезмерно чувствителен к критике, которая может и обескуражить его, и заставить проявить свои таланты.

Молодые люди познают себя в процессе отношений с другими людьми. Это всегда двусторонний процесс. Как относится ко мне священник, родители, учителя – и как отношусь к ним я? Меня воспринимают неверно, потому что взрослые видят меня не таким, каков я есть сегодня, – то есть почти взрослым, – а таким, каков был вчера и позавчера, – маленьким ребенком. В этот период серьезному испытанию подвергается любовь родителей и детей друг к другу. Если родители любят своего ребенка не эгоистично, не собственнически, если они всегда радуются его росту, то их любовь легко переживает этот сложный период поиска и испытаний. Но это требует терпения и понимания.

Приобретают важное значение взаимоотношения с противоположным полом. На протяжении многих лет дети говорят о нём, видят по телевизору, в рекламе, читают о нём в журналах. Но то была игра, а не что-то настоящее. И вдруг это становится чем-то совсем другим. Это становится тем, что я ощущаю, что причиняет мне боль или радость. Это по необходимости период вопросов. "Нравится ли мне такой мальчик?" "Нравится ли мне такая девочка?" Это период проб и ошибок, разбитых сердец, разочарований, несуразных трагедий. В лучшем случае эти переживания приводят к более глубокому пониманию себя и своих идеалов, но на этом пути детей поджидает много ловушек.

Помимо этих сугубо личностных взаимоотношений приходится строить отношения и с коллективом сверстников. "Подхожу ли я?" "Нравлюсь ли им?" "Хотелось бы мне присоединиться именно к ним?" Все эти вопросы подросток (он или она) должен решать самостоятельно. В наше время родители оказывают весьма слабое влияние на эту возрастную группу, создавшую свою культуру. Мальчики и девочки сами должны решать, по плечу ли им требования того или иного коллектива.

Многое из сказанного мною во все времена отличало юношество. Просто в нашем обществе эти проблемы приобрели большую остроту.

Цель этого голосования  – выявление приоритетных интересов читателей. Дело в том, что по некоторым темам материала больше, чем можно дать в рассылке. Поэтому я буду отдавать предпочтение книгам/статьям и авторам, которые будут иметь более высокий рейтинг (средний балл). Заранее благодарен всем, принявшим участие.

Голосование почтой: ?   0   1   2   3   4   5 – нажмите на ссылку, соответствующую выбранной Вами оценке, и отправьте письмо! (Втеле можно оставить Ваши комментарии.)

www.messia.info/r2/2/249b.htm
Архив рассылки, формы подписки -> www.messia.info/r2/
Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.info
>Форум сайта< 


Обратите внимание, что редактор-составитель рассылки не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке используются. Автор текста указывается перед текстом.

Желаю всяческих успехов!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
<= предш. выпуск по теме

Другие мои рассылки (ежедневные):

"Слово Божие день за днем"

Рассылка содержит тексты из Библии для ежедневного чтения. План чтения основан на двух принципах: как правило последовательное чтение книг Нового Завета, с расчетом прочитать его за год; по воскресным дням и дням главных церковных праздников - чтения, ориентированные на календарь Русской Православной Церкви. Еженедельно - чтения из Ветхого Завета. Обычно используются современные переводы Библии.

Подписаться можно здесь.

"Мысли о вере и Церкви"

В каждом выпуске - небольшой отрывок из произведений известных и не очень известных авторов о Христе, вере и Церкви. Тематика отрывков чаще всего связана с евангельскими и апостольскими чтениями, которые положены в этот день по календарю Православной Церкви.
Среди авторов, чьи тексты регулярно публикуются в рассылке - митр. Антоний Блум и свящ. Александр Мень.

Подписаться можно здесь.

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»