=рассылка *Христианское просвещение*=

Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и причастие Святого Духа да будет с вами!

Тема выпуска:
Христианское воспитание в семье (2)

В конце выпуска – форма для выражения Вашей его оценки и мнений.

Автор: Cофья Куломзина
из книги
Наша церковь и наши дети
Опубликовано: Москва: Мартис, 1994 г..
www.krotov.info/libr_min/11_k/kul/omzina_02.html

Предыдущие части книги:
Введение. Цель христианского воспитания.
Православная церковь и дети:
младенчество / дошкольный возраст / младший школьный возраст
(+) /
средний школьный возраст / подростковый возраст
(+)


> Христианское воспитание в семье

> <..... (предыдущая часть)>

Любовь детей к родителям и родным

> Любовь детей к родителям меняется со временем, и сложность заключается в том, что ребенок с возрастом отчуждается от родителей. Родителям необходимо и приятно сознавать, что маленький ребенок совершенно зависим от них, почитает их всемогущими. Однако нормально развивающийся ребенок проходит через этапы роста: он обретает независимость и становится способным к мятежу. В лучшем случае со временем устанавливаются нормальные дружеские отношения, полные взаимного уважения; позже сменяются сопереживанием, привязанностью и благодарной любовью взрослых детей к состарившимся родителям.

> Отношения "любви-ненависти" между братьями и сестрами – в некотором роде модель наших отношений со всеми людьми. Обычно считается, что братья и сестры должны любить друг друга. В какой-то степени это верно, но всем известны совершенно противоположные чувства, проявляющиеся среди родственников. Дети, искренно любящие друг друга и привязанные к семье, могут отчаянно ссориться друг с другом. Они часто вполне серьезно говорят: "Я ненавижу его...", "Я убью ее...", "Я никогда не буду с ним разговаривать..." В каком-то смысле это вполне естественно, почти неизбежно. В процессе развития подрастающий ребенок сердится, и это столь же нормально, как для младенца – кричать, когда он голоден. Многие родители говорят: "Ладно, пускай накричится, тише будет!" и в этом есть свой резон: чем сдерживать гнев, пусть лучше подерутся или всласть поругаются – тогда можно всё забыть и простить.

> Но есть и оборотная сторона медали. Вопль младенца может быть симптомом голода. Мать пытается кормить его по расписанию, чтобы у малыша не возникало причин кричать. Если ссоры и гнев – симптомы внутренних потребностей, такие потребности важно распознавать и удовлетворять как-то иначе. Если ссора свидетельствует о том, что не всё в порядке, то родители или воспитатель призваны понять, в чём дело, а затем помочь ребенку постепенно справиться с трудностями. Гнев – это способ продемонстрировать, что не все в отношениях с другим человеком мне нравится. "Я хочу, чтобы эта игрушка, стул, чашка, этот человек были моими, чтобы похвалили меня, – а он всё это присвоил себе!" Конфликт завязывается из-за желания иметь. Его причиной может стать потребность в любви: "Я ударил его, потому что он не хочет разговаривать со мной!" Причиной конфликта может стать неумение решить проблему, желание быть постарше или моложе, покрасивее или, наоборот, не таким хорошеньким, или более авторитетным. Ссора может быть проявлением ревности, попыткой определить свою позицию, свою роль, решить "кто главнее".

> Эти и подобные им проблемы неисчислимы, они сопровождают нас всю жизнь. Цель воспитания – особенно христианского – помочь человеку вырасти и сформироваться, выработать творческое, действенное и "доброе" отношение к таким проблемам. Старый принцип – "учиться на практике" – остается в силе. Если привычка решать все проблемы, сердясь на другого, закрепится, из ребенка вырастет инфантильный взрослый, который будет выходить из себя по пустякам.

> К ссорам и дракам детей, надо относиться как к симптомам болезни. Подавление этих симптомов не поможет, хотя, конечно, необходимо научить ребенка сдерживаться: нельзя позволять детям калечить друг друга или делать жизнь невыносимой для окружающих. Симптомы важны, если они помогают выявить и излечить болезнь. Многие подсознательные причины ссор – например, страх перед наказанием или боязнь не справиться с заданием – в нормальной, любящей семье устраняются по мере развития ребенка. Но этот процесс можно ускорить. Ссору можно "охладить", если развести бойцов и попросить каждого объяснить, что и почему произошло, не перебивая друг друга. Обычно сам процесс нахождения нужных слов для выражения сути конфликта (если детей не перебивать и не спорить) снимает раздражение. Ссора угасает сама собой, и не требуется даже формальных извинений. Более того, и тот, кто говорит, и тот, кто спокойно выслушивает, глубже осознают причины ссоры: ревность, одиночество, чувство отверженности или что-то еще. Родители получают возможность помочь ребенку понять, каково его место в семье и жизни, каков он сам. "Да, ты младший, а раз ты младший, значит...", "Да, ты девочка, а это значит, что ты можешь делать некоторые вещи, которые мальчики делать не могут...", "Ты у нас старший, поэтому то-то и то-то делать трудно, но зато..."

> С другой стороны, ссоры и раздражение детей могут привлечь внимание родителей к причинам, которыми они вызваны и которыми необходимо заняться. Важно уделять больше внимания ребенку, который чувствует себя заброшенным; можно исцелить комплекс неполноценности, открывая в нем способности и дарования, на которые раньше не обращали внимания. "Заводиле" нужно внушить чувство большей ответственности за свои поступки.

> Я глубоко убеждена в том, что воспитывать всегда лучше примером, действием, отношением к ребенку, а не словами. Читать нотации бесполезно и может быть даже вредно, если это учит ребенка скрывать подлинные побуждения и чувства словами, которые им не соответствуют.

> Основная цель христианского воспитания в семье – научить детей понимать, что есть добро, что значит быть добрым. Для них "добро" – это состояние счастья, радости, внутреннего мира и любви к другим людям. Как сказал апостол Петр в момент Преображения: "Хорошо нам быть здесь!" Фундамент христианской жизни будет прочным лишь в том случае, если дома детей научили стремиться к добру, если они на практике узнали, "что такое хорошо".

"Родня"

> Современное общество склонно ограничивать рамки "семьи" родителями и детьми. Вряд ли мы можем что-нибудь изменить, но необходимо, по крайней мере, признать важность родственных уз в христианской среде. Для детей семья и родители – это весь мир. Отношения с родителями неизбежно носят эгоистический характер, потому что родители обеспечивают детей, управляют их жизнью. Дети – это ось, вокруг которой вращается жизнь родителей. С другой стороны, отношения с бабушками и дедушками, тетями, дядями и двоюродными братьями и сестрами гораздо сложнее. И здесь существует привязанность, принадлежность друг другу, но связь эта ослаблена. Существеннее различия в образе жизни. Для детей это незаменимая возможность вступать в качественно новые отношения с людьми. Дядя, например, может быть большим оригиналом и вести себя совсем не так, как родители; бабушка, или прабабушка, может быть инвалидом и требовать большего внимания, чем сами дети и т.д. Хотя время крепких семейных кланов прошло, важно постараться поддерживать отношения с родственниками, не забывая о них, – перепиской, посещениями, празднованием семейных дат. Имеют право на существование и семейные альбомы. Любящие, дружеские отношения с родственниками воспитывают и облегчают переход от узкого семейного круга к полноправному участию в жизни общества.

Цель этого голосования  – выявление приоритетных интересов читателей. Дело в том, что по некоторым темам материала больше, чем можно дать в рассылке. Поэтому я буду отдавать предпочтение книгам/статьям и авторам, которые будут иметь более высокий рейтинг (средний балл). Заранее благодарен всем, принявшим участие.

Голосование почтой: ?   0   1   2   3   4   5 – нажмите на ссылку, соответствующую выбранной Вами оценке, и отправьте письмо! (Втеле можно оставить Ваши комментарии.)

www.messia.info/r2/2/254.htm
Архив рассылки, формы подписки -> www.messia.info/r2/
Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.info
>Форум сайта< 


Обратите внимание, что редактор-составитель рассылки не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке используются. Автор текста указывается перед текстом.

Желаю всяческих успехов!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
<= предш. выпуск по теме