=рассылка *Христианское просвещение*=

Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и причастие Святого Духа да будет с вами!

Тема выпуска:
Христианское воспитание в семье (3)

В конце выпуска – форма для выражения Вашей его оценки и мнений.

Автор: Cофья Куломзина
из книги
Наша церковь и наши дети
Опубликовано: Москва: Мартис, 1994 г..
www.krotov.info/libr_min/11_k/kul/omzina_02.html

Предыдущие части книги:
Введение. Цель христианского воспитания.
Православная церковь и дети:
младенчество / дошкольный возраст / младший школьный возраст
(+) /
средний школьный возраст / подростковый возраст
(+)


> Христианское воспитание в семье

> <..... (предыдущие части: а   б)>

Мировоззрение семьи

> Одной из самых важных сторон жизни семьи является понимание жизни, ее смысла, счастья, "иерархии жизненных ценностей" – другими словами, всего того, из чего складывается мировоззрение. Я считаю, что это вопрос не только веры или идеологии, но нечто более загадочное и глубокое. В "смешанных браках" трудно добиться единой точки зрения, но часто ее нет и в том случае, когда муж с женой лишь формально принадлежат к одной Церкви. Но я знаю случаи, когда в браке поистине воплощался союз любви, причем "единство" супругов, их общие взгляды на жизнь органически сочетались с уважительным отношением к инакомыслию любящего человека.

> Единое мировоззрение основано на общем понимании счастья, а в христианской семье – на христианском понимании счастья. Человек по природе хочет быть счастливым. Многие антихристианские течения спекулируют на этом стремлении человека к счастью. Даже реклама в метро обещает нам всевозможное счастье и мир духовный, если только мы купим ту или иную вещь, сделаем то-то и то-то (даже если посетим "церковь, которая нам нравится"). Человек рождается со стремлением к счастью, с инстинктивным ощущением того, что жизнь должна стать счастливой, что если мы не счастливы, значит не достигли своей цели. Это, быть может, что-то вроде подсознательной памяти о жизни человека до грехопадения.

> Об этом хорошо написал ныне покойный архиепископ Пражский Сергий в серии статей "О Благобытии"[2]. Говоря о человеческой ностальгии по счастью, он отмечает, что "несчастными мы себя чувствуем лишь в том случае, когда принимаем временное господство сил зла за наше подлинное "я", за истинную природу нашей личности. Другими словами, мы несчастны, когда принимаем зло за неотъемлемую часть подлинного своего "я""[3]. Эта ошибка заставляет нас спотыкаться в словах и поступках. В отношениях с людьми мы тоже порою склонны отождествлять их подлинную природу и характер со злом, которые в них видим; обращаемся с ними так, как если бы зло было естественной частью их личности, если бы они были злы. Повседневная жизнь и особенно жизнь семейная – это возможность установить отношения с подлинным "я" в человеке. Она помогает добраться до подлинной сути личности, отказаться от отождествления всего неподлинного, временного и злого с истинной сущностью любимого человека. Каждый день жизни дается нам для того, чтобы обрести хотя бы частицу добра и радости, которые являются сутью вечной жизни. Чтобы обрести добро в жизни, мы призваны каждую минуту быть творцами. Радостное преображение мира возможно только в творческом преодолении злых наваждений. Побеждая грех, мы обнаруживаем добро, а обнаруживая добро – приобщаемся к вечной жизни[4]. Епископ Сергий предлагает учиться, чтобы находить доброе в людях и в жизни, чтобы побеждать зло.

> Я подробно остановилась на мыслях епископа Сергия, потому что считаю их непосредственно относящимися к задаче созидания христианского образа жизни в семье и глубоко проникающими в суть проблем. Они вскрывают корни взаимного (и зачастую "оправданного") недовольства мужем или женой; причины, по которым вкусы, мнения и желания детей не нравятся родителям; причины антагонизма между детьми и родителями и между самими детьми. Эти мысли точно указывают суть различий между "счастливыми" и "несчастливыми" семьями.

> Родителей важно учить христианскому пониманию счастья как "блаженства", "благобытия", в духе Нагорной проповеди, а родители, в свою очередь, призваны учить этому детей – в том числе и личным примером. Блаженство – это состояние любви, общения в любви, доверия (секуляризированное общество заменяет этот термин понятием "обеспеченности"), свободы развиваться и реализовывать полученные от Бога творческие способности. К сожалению, представление многих мирян о христианстве лишено этого чувства радости и блаженства; напротив, христианство порою предстает как формальный набор обязанностей.

> Мне кажется, что христианское воспитание самих родителей состоит не в том, чтобы заставлять их соблюдать церковные установления, приводить детей в воскресную школу и т д., – а раскрыть перед ними смысл основных жизненных реальностей. Понять истинную природу своих обязанностей, своего долга родители могут, спрашивая себя: "Что такое счастье?", "Что такое грех?", "Что они означают для нас?", "Что такое любовь?", "Что означают для меня мои дети?", "Чего я хочу для них?" Конечно, необходимо соблюдать правила и нельзя преступать законы, но прежде всего родители должны руководствоваться пониманием смысла жизни.

Дисциплина в семье

> У любви есть еще одно проявление – дисциплина, этот "крест власти", который призваны нести родители. Дисциплина прежде всего означает признание порядка, сложной структуры власти и послушания, которая созидается в семье. Это и подчинение жены мужу (что, мне кажется, гораздо тяжелее для мужа, чем для жены, и чаще всего именно муж не в силах вынести такой порядок), и уважение мужа к жене (1Петр.3)[5]. Иерархический принцип осуществляется и в семейной дисциплине. Например, разногласия между мужем и женой возникают в том случае, если подвергаются опасности ценности более важные, чем их взаимоотношения, – принципы и убеждения, которыми невозможно поступиться. Возникают ситуации, при которых действия одного из родителей разрушают личность детей. Но если дисциплину приходится нарушать, то только ради подчинения ценностям высшего порядка, то есть ради послушания высшего порядка.

> Дети прекрасно понимают, насколько искренне родители соблюдают принятые дисциплинарные правила – будь то регулярное посещение храма, доброжелательство и гостеприимство, воздержание от курения или алкоголя. Христианский быт строится на исполнении закона как действенного принципа, как жизненной позиции, а не пустой формальности или безжизненного обряда. Только в такой атмосфере ребенок может научиться дисциплине.

> Ребенок учится дисциплине с первых месяцев жизни, когда его защищают от незаметной для него опасности. "Не выбегай на улицу!" "Не трогай!" "Не лезь сюда!" Иногда ребенка приходится останавливать силой. Разумный родитель не станет требовать от маленького ребенка послушания, если его необходимо добиваться силой, – например, просить поцеловать тетю, если этого ребенок не хочет. Впрочем, очень рано в послушании начинает играть главную роль решение самого ребенка – слушаться или нет: "Мама сказала этого не делать. А что будет, если я всё-таки сделаю?"

> Важно именно на этом этапе, чтобы в доме установилась общая атмосфера дисциплины. Всё должно быть четко разграничено: что нельзя и что можно, за что всегда (а не под горячую руку) накажут, должна царить четкая иерархия ценностей. Если непослушание ребенка повлекло за собой какое-то происшествие – разбил вещь, разлил воду в ванной – можно его наказать или побранить за непослушание. А если это же происшествие вызвано неловкостью или желанием помочь, наказывать и бранить нельзя. Одна старая няня, всю жизнь возившаяся с детьми, рассказывала о двух семьях, в которых ей пришлось работать: "В одной всё запрещалось, а на самом деле можно было делать все, что хочешь. В другой можно было делать всё, но уж если что-нибудь было нельзя, так взаправду нельзя".

> Чем старше ребенок, тем важнее для него понимание иерархичности дисциплины. Родители-христиане могут помочь детям понять, что в основе всякой дисциплины лежит один принцип: "Да будет воля Твоя", а не принцип родительского "я так хочу".

> В идеале четкая структура дисциплины должна сочетаться с пониманием мотивов детского поведения; не стоит распускать детей, страшась, что они перестанут вас любить, если вы будете требовательны к ним.

> Важно заметить разницу между принятием дисциплины и обязательных правил и попытками-родителей навязать детям свои вкусы, чувства, настроения и переживания. Возможно, что запрещение смотреть телевизор в Страстную пятницу вполне разумно, но переживают ли при этом дети то же, что их родители, – другой вопрос. Этого нельзя требовать, навязывать. Можно только надеяться, что в свое время ребенок поймет это сам. В семьях многих священников дети на той или иной стадии развития враждебно относятся к религиозным идеям и чувствам, потому что их "перекормили" разговорами на эти темы. Ребенок художника может искать разрядки в яростном увлечении спортом. Эмоционально чуткая, идеалистическая мать может не понять дочь, поглощенную своей наружностью, модой, светской жизнью. Сколько бы мы ни рассуждали об идеалах и чувствах, мы не сможем навязать их ребенку, вложить в него угодные нам чувства.

> Подводя итоги этой теме, мне хочется так сформулировать основные требования семейной дисциплины:

> Вся семья, включая родителей, должна следовать одним и тем же правилам и запретам.

> Родители устанавливают простые, четкие правила поведения и закрепляют их своим собственным постоянным чувством ответственности за порядок семейной жизни.

> Родители любовно пытаются понять причины поведения ребенка, его точку зрения, его вкусы и личность.

> Родители ясно сознают, чего можно достичь с помощью дисциплины, а что выходит за пределы ее компетенции и не может быть навязано принуждением.

2.Вечное. Париж, январь 1954.^

3. Архиепископ Сергий (Королев) с 1922 по 1946 – епископ Пражский. В 1946г. Перешел в юрисдикцию Московской патриархии. Скончался в ССР в 1952г., будучи архиепископом Казанским и Чистопольским. В 1939г. В Праге была издана его книга "Жизнь Неба на земле, ее возможность и средства достижения", с подзаголовком: "Мысли из бесед епископа Сергия".^

4.Н.О. Лосский пишет: "Тварная личность, любящая Христа совершенною любовью, именно более, чем себя самое, становится конкретно единосущною со Христом и Его человеческой природе, а потому при благодатном содействии Христа созерцает Бога "лицом к лицу" и удостаивается "обожения" по благодати. Совокупность таких обоженных лиц образует особую своеобразную область бытия – Царство Божие". (Лосский Н.О. Учение о перевоплощении. Интуитивизм. М. 1992, с. 35). – Прим. перев.^

5.Эти строки послания апостола Петра обретают полноту в толковании блаженного Феофилакта Болгарского: "А мне кажется, что этими словами (так же мужья живите благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь как сонаследницам благодати жизни, чтобы не было помехи вашим молитвам, гл.3,с.7) апостол сокровеннее и важнее, чем Павел намекает на пользование правами супружества. Ибо Павел прямо говорит: "Не уклоняйтесь друг от друга, разве что по согласию" и проч. (1Кор.7,5). А Петр важнее, "благоразумно" и через то намекнув на дело, убеждает мужей, так как женский пол и к этому склоннее, не отлучаться от жен с запрещением и строгостию, но сначала снисходительно, как к слабейшим, пользоваться ими, потом с некоторой осторожностью убеждать их привыкать их к воздержанию от сего. Ибо на это, т.е. на снисходительность, хочет указать словами: "оказывая им честь". Ибо тому, на кого не обращают внимания, не бывают ни чести, ни пощады. Потом, так должно пользоваться ими в отношении сообщения, как слабейшими, или и как сонаследницами живой благодати..." (Блаженный Феофилакт. Толкование на Новый Завет. Спб.1911,с.208). – Прим. перев.^

Цель этого голосования  – выявление приоритетных интересов читателей. Дело в том, что по некоторым темам материала больше, чем можно дать в рассылке. Поэтому я буду отдавать предпочтение книгам/статьям и авторам, которые будут иметь более высокий рейтинг (средний балл). Заранее благодарен всем, принявшим участие.

Голосование почтой: ?   0   1   2   3   4   5 – нажмите на ссылку, соответствующую выбранной Вами оценке, и отправьте письмо! (Втеле можно оставить Ваши комментарии.)

www.messia.info/r2/2/263.htm
Архив рассылки, формы подписки -> www.messia.info/r2/
Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.info
>Форум сайта< 


Обратите внимание, что редактор-составитель рассылки не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке используются. Автор текста указывается перед текстом.

Желаю всяческих успехов!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
<= предш. выпуск по теме

Другие мои рассылки (ежедневные):

"Слово Божие день за днем"

Рассылка содержит тексты из Библии для ежедневного чтения. План чтения основан на двух принципах: как правило последовательное чтение книг Нового Завета, с расчетом прочитать его за год; по воскресным дням и дням главных церковных праздников - чтения, ориентированные на календарь Русской Православной Церкви. Еженедельно - чтения из Ветхого Завета. Обычно используются современные переводы Библии.

Подписаться можно здесь.

"Мысли о вере и Церкви"

В каждом выпуске - небольшой отрывок из произведений известных и не очень известных авторов о Христе, вере и Церкви. Тематика отрывков чаще всего связана с евангельскими и апостольскими чтениями, которые положены в этот день по календарю Православной Церкви.
Среди авторов, чьи тексты регулярно публикуются в рассылке - митр. Антоний Блум и свящ. Александр Мень.

Подписаться можно здесь.