=рассылка *Христианское просвещение*=

Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и причастие Святого Духа да будет с вами!

Тема выпуска:
Молитва: стремление быть поглощенным божественной любовью

В конце выпуска – форма для выражения Вашей его оценки и мнений.

Автор: свящ. Анри Каффарель
Опубликовано: В ПРИСУТСТВИИ БОГА. Сто писем о молитве
(письмо 60)
// Брюссель: "Жизнь с Богом", 1992.


 

> "ДА СВЯТИТСЯ ИМЯ ТВОЕ"

В молитве христианина повторяются различные элементы, составляющие молитву Сына Божия, ставшего Человеком.

Первая реакция человека, поставившего себя перед лицом Бога, Его Превосходства, Его Сияния, Его Святости, есть благоговейный страх. Это чувство не столько походит на боязнь, сколько на любовь: любовь, которая поклоняется (1. Помните Бихра). Поклоняться — значит, исповедовать: "Ты есть Бог, Ты есть Бог единый", простираясь ниц духом и телом во внутреннем порыве, состоящем одновременно из страха и любви, из восхищения и радости (2. "Богу твоему поклоняйся").  — Из поклонения вытекает хвала. Простершийся ниц человек восстает, чтобы восславить своего Бога, Его совершенства и Его великие дела (3. "Во хвалу славы Его"). — Человек воздает Ему благодарение за Его помощь и Его щедрость, и прежде всего за то, что Он есть (4. За Тебя).  — Эти различные состояния соединяются в чрезвычайно богатое духовное настроение, которое охватывает их и превосходит: в предание себя. Предание себя в "жертву хвалы" (5. В Роншампе). — В этом предании себя христианин участвует весь целиком: с прошлым, настоящим и будущим, с душою и телом, с жизнью и смертью (6. Письмо Жан-Пьеру). — Но, в отличие от неодушевленных предметов, человек не отдает себя раз и навсегда. Только тот отдал себя Богу, кто никогда не перестает отдавать себя Ему (7. Второе письмо Жан-Пьеру).  — Наше отдание себя в любви есть возвращение Господу той преизбыточествующей жизни, которую мы имеем от Его любви (8. Третье письмо Жан-Пьеру). — В более глубоком смысле оно есть приобщение к тому порыву благодарения, который от века устремляет Сына в объятия Отца (9. Четвертое письмо Жан-Пьеру). — У святых эта потребность отдать себя Богу выражается в желании уничтожиться — но нужно хорошо его понимать: оно есть горячее стремление быть поглощенным божественной любовью, как некогда жертвы поглощались огнем, павшим с неба (10. Атеизм христиан?).


> 60. Атеизм христиан?

> Несколько бельгийских и французских семейств, придерживающихся церковной традиции, одна неверующая супружеская пара, трое студентов и один священник скучают в гостиной маленького горного отеля. Что делать, когда ливень за окном не позволяет высунуть и носа? Проведя таким образом час или два, каждые пять минут выглядывая за дверь, в надежде, что погода улучшится, им пришлось, наконец, смириться с вынужденным заточением. В конце концов, не пора ли нам всем познакомиться?

> Студенты, хотя и католики по происхождению, теперь соблазнились индуизмом и усиленно и с энтузиазмом изучают его. Они не преминули с пылом на броситься на добропорядочные семейства: "Бог нас интересует больше, чем ваша мораль, вот почему мы пришли к индуизму… В ваших христианских семьях невозможно встретить Бога, а только лишь весьма обманчивый кодекс пристойных манер и хорошего воспитания. И не Бог является основной темой проповедей ваших священников, но регуляция рождаемости, война во Вьетнаме, социальные нужды, недостаток средств у свободных школ…" У меня возникла переписка с одним из этих троих студентов. Он поистине из рода "ищущих Бога". Я посоветовал ему обратиться к Отцам Церкви и к великим духовным авторам. Вот мое последнее письмо к нему:

 

Мой дорогой друг, я согласен с вами, что мы — поколение католиков с бледными лицами, охотно рассуждающие, морализирующие филантропы, весьма мало чувствительные к трансцендентности Бога. Но загляните же в книги духовных авторов времен неколебимой веры. Вы найдете в них тех могучих Богопоклонников, о которых Вы мечтаете.

На днях я перечитывал одну из самых выдающихся страниц нашей религиозной литературы, рассказ об открытии Бога юным Кондреном (этот рассказ приводит Бремон в своей "Литературной истории религиозного чувства во Франции", т. VIII). Я переписал для Вас несколько строк, чтобы пробудить в Вас желание прочесть всё целиком: "Божественное величие представилось ему столь безмерным и бесконечным, что, казалось, ничто больше не должно существовать, как только это чистое Бытие, и что всей вселенной надлежит разрушиться ради Его славы… Он предал себя от всего сердца Богу, чтобы быть обращенным в ничто в Его честь и чтобы никогда не жить иначе, как только в таком расположении духа". Недавно я встретил отголосок подобного религиозного настроения в письме одной студентки: "Вы, может быть, будете удивлены, — пишет она мне, — получив письмо студентки шестнадцати лет. Но, собственно, почему бы и нет? Почему это непременно нужно обладать зрелостью и почтенным возрастом в придачу, чтобы стремиться всем своим существом обратиться в ничто в соприкосновении с Богом, каким является молитва?" Как видно, и сегодня еще встречаются христиане, которые умеют поклоняться в духе и истине!

> Согласитесь, что есть немало великих душ, имеющих возвышенные представления о Боге. Их понятие о Боге Всевышнем и Всесвятом столь чисто, что у них невольно возникает желание исчезнуть в Нём. Такого опыта, если не вмешается исключительная благодать, достигают обычно в результате жестоких и настойчивых усилий в поисках Бога. Часто встречается он у великих духовных мужей. Но важно не смешивать этой потребности обратиться в ничто в Боге с каким-то стремлением к нирване. Она не является также и неким патологическим стремлением к небытию, в ее основе не лежит озлобление на себя и на жизнь, но владеет сильная внутренняя потребность в том, чтобы был совершенным образом прославлен Бог, Чье бессмертное Величие предвосхищается человеком.

> Правда, слова здесь грозят ввести нас в заблуждение. Однако, вглядевшись пристальнее, мы увидим, что это желание "обратиться в ничто", не означает стремления вернуться в небытие, разрушиться, но — окончательно затеряться в Боге. Капелька росы, трепеща, стремится быть выпитой Солнцем.

> Любовь порождает в том, кто созерцает величие Божие, потребность обратиться в ничто, желание полностью отдать себя, влиться в Существо, Которому поклоняешься, уступить Ему всё свое существо, чтобы Его Существо просияло в нас.

> Жертвы Ветхого Завета: заклание, уничтожение, и, в особенности, всесожжение, при котором огонь пожирал жертву целиком, вызывают восхищение этих истинных почитателей, ибо они находят в них символ того уничтожения, которое они призывают всем сердцем. И не участи хладного пепла после всесожжения ищут они себе, но уничтожения жертвы пылающей — Жанны д'Арк, пожираемой пламенем, души, поглощаемой Богом.

> Им представляется, что всё, что не предается Огню живому, оскорбляет бесконечное Величие Божие, позволяя себе существовать вне Его — а они убеждены в том, что ничего не существует вне Его.

> Они ясно видят, что даже если все существа во вселенной бросятся в огонь в едином великом порыве поклонения, то и это еще не будет должным почитанием Его Святости, Его Славы, Его вечной любви. И видение это порождало бы в них глубочайшую печаль, если бы они тотчас же не начинали думать об Иисусе Христе, о Том, Кто, "будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной" (Флп 2.6—8).

> Теперь же, восхищенные тем бесконечным почитанием в честь Бога Бесконечного, каким является жертва Иисуса Христа, они стремятся затеряться в этой жертве — хворостинками в безмерном пламени всесожжения, в этом огне, который есть Сам Бог. Ибо "Бог наш есть огнь поядающий" (Евр 12.29).

Цель этого голосования  – выявление приоритетных интересов читателей.
Заранее благодарен всем, принявшим участие.

Голосование почтой: ?   0   1   2   3   4   5 – нажмите на ссылку, соответствующую выбранной Вами оценке, и отправьте письмо! (В теле письма можно оставить Ваши комментарии.)

www.messia.info/r2/2/274.htm
Архив рассылки, формы подписки -> www.messia.info/r2/
Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.info
>Форум сайта< 


Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме, в icq или на форуме.
Постараюсь ответить на вопросы.


Обратите внимание, что редактор-составитель рассылки не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке используются. Автор текста указывается перед текстом.

Желаю всяческих успехов!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
<= предш. выпуск по теме

Другие мои рассылки (ежедневные):

"Слово Божие день за днем"

Рассылка содержит тексты из Библии для ежедневного чтения. План чтения основан на двух принципах: как правило последовательное чтение книг Нового Завета, с расчетом прочитать его за год; по воскресным дням и дням главных церковных праздников - чтения, ориентированные на календарь Русской Православной Церкви. Еженедельно - чтения из Ветхого Завета. Обычно используются современные переводы Библии.

Подписаться можно здесь.

"Мысли о вере и Церкви"

В каждом выпуске - небольшой отрывок из произведений известных и не очень известных авторов о Христе, вере и Церкви. Тематика отрывков чаще всего связана с евангельскими и апостольскими чтениями, которые положены в этот день по календарю Православной Церкви.
Среди авторов, чьи тексты регулярно публикуются в рассылке - митр. Антоний Блум и свящ. Александр Мень.

Подписаться можно здесь.