=рассылка *Христианское просвещение*=

Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и причастие Святого Духа да будет с вами!

По книге: Карл Барт. ОЧЕРК ДОГМАТИКИ (глава 3)
// Спб.: Алетейя, 1997; стр.21-33.

(1420 слов)

Предыдущие выпуски о Символе веры:
• (1) Символ веры   • (2) Вера как доверие


 

Христианская вера — это озарение разума, позволяющее людям стать свободными, жить в истине Иисуса Христа и именно благодаря этому удостовериться в смысле своего собственного бытия, а также удостовериться в существовании основы и цели всего происходящего.

Я намеренно использую понятия "разум". Над Церковью как вместилищем Божьего откровения возвышается Слово. "Слово стало плотью", т.е. Логос стал человеком. Благовестие Церкви есть речь, причем речь не случайная, не произвольная и не непонятная. Это речь, притязающая быть истинной, и как истина стремящаяся утвердиться вопреки лжи. Весть, которую надлежит возвещать Церкви, несет истину в первичном смысле. Слово Божие открывается человеческому уму как смысл, как истина, которую необходимо познать. В Благовестии речь идет о Разуме, в котором может затем отразиться и обрести себя и человеческий разум. Благовестие, богословие — это не болтовня, не лепет, не пропаганда, применительно к которым неправомерен вопрос: а правда ли то, что говорится, действительно ли дело обстоит таким образом? Вы, наверное, уже измучились от определенного рода проповедей, которые произносятся выразительно и красноречиво, но относительно которых нельзя задать простой вопрос об истинности произносимого.

Символ христианской веры основан на познании. Где он исповедуется, там нужно и желательно снова обретать познание. Христианская вера не иррациональна, не антирациональна, она рациональна, если правильно понимать, что это значит. Церковь, провозглашающая веру, выступающая с неимоверным притязанием проповедовать и возвещать Радостную Весть, исходит из того, что она восприняла нечто — разум происходит от восприятия — и стремится вновь воспринять воспринятое. Когда в истории христианской догматики и в истории теологии разрывались вера и знание, это были всегда неблагополучные времена для Церкви. Правильно понятая вера есть знание. Веровать — значит познавать.

Итак, христианская вера ведет к озарению разума. Из своеобразия, из сущности "объекта" веры, из природы Бога-Отца, Сына и Святого Духа явствует, что Он непознаваем на основе способности человеческого познания, Его можно воспринять лишь на основе свободы, решения и действия Бога. То, что человек в состоянии познать, опираясь на свои собственные силы, в меру естественных способностей, рассудка и чувства, — всё это будет в лучшем случае познанием какого-то высшего бытия, абсолютного существа, совокупной свободной мощи, существа, возвышающегося надо всем. Такое абсолютное и высшее существо, это последнее и глубочайшее не имеет отношения к Богу. Всё это относится к интуиции и предельным возможностям человеческого мышления, человеческого конструирования. Человек может помыслить такое существо, но при этом он не помыслил Бога. Бог мыслится и познается, когда Бог по Своей собственной свободе делает Себя воспринимаемым.

Бог — это всегда Тот, Кто Сам сделал Себя известным для человека, а не тот, кого измышляет человек и называет при этом Богом. Уже в вопросе познания четко отделяются друг от друга истинный Бог и ложные боги. Познание Бога происходит там, где происходит божественное откровение, озарение человека Богом, возвышение человеческого познания, научение человека этим Учителем.

Мы исходили из того, что христианская вера есть дело определенной встречи. Христианская вера и познание христианской веры случаются там, где божественный Разум, божественный Логос устанавливает в пространстве человеческого разума свой закон, которому должен подчиняться тварный человеческий разум. Если это происходит, то человек приходит к познанию, поскольку, если Бог учреждает Свой закон в человеческом мышлении, то происходит и откровение для человека, который сам по себе не может свершить то, что свершает Бог.

Можно ли познать Бога? Да, Бога можно познать, поскольку истинно и действительно то, что Он, благодаря Ему самому, познаваем. Когда это происходит, человек становится свободным, получает возможность, способность — он, который сам для себя тайна, — познать Бога. Познание Бога — это в конечном счете познание, содеянное "объектом" этого познания, определяемое Богом познание. И именно поэтому оно подлинное, в глубинном смысле свободное познание. Конечно, оно остается относительным, заключенным в пределы тварного познанием. Конечно, как раз о нём можно сказать, что это небесное сокровище, которое мы носим в земных сосудах. Наши понятия недостаточны для того, чтобы постичь это сокровище. Именно там, где случается такое подлинное богопознание, должна быть полная ясность относительно того, что нет никакого повода для какого-либо высокомерия. Всё равно остается бессильный человек, остается тварный разум со своими пределами. Однако Бог пожелал открыть Себя в этом пространстве тварного, неполного. И несмотря на то что и в отношении этого человек безрассуден, он становится мудрым. И несмотря на то что он мал, он становится великим. И несмотря на то что человек недостаточен, Бог довольствуется этим. "Довольно для тебя милости Моей, ибо сила Моя совершается в слабости". Это относится и к вопросу познания.

Христианская вера — озарении разума, благодаря которому человек становится свободными для жизни в истине Иисуса Христа. Христианская вера не есть невнятное чувствования, какие-то алогичные переживание и опыт. Вера есть познание, она соотносится с божественным Разумом и потому вполне разумна. Истина Иисуса Христа есть и фактическая истина в самом непосредственном смысле. Ее исходный пункт, воскрешение Иисуса Христа из мертвых есть факт, имевший место в пространстве и во времени, как это описано в Новом Завете. Апостолы не удовольствовались фиксацией факта внутренней жизни, они говорили о том, что видели и слышали, что осязали своими руками. Истина Иисуса Христа есть дело совершенно ясной, упорядоченной и свободной мысли.

Однако речь идет об истине жизни, и эти понятия нельзя разрывать. Понятие знания (scientia) недостаточно для описания того, что есть христианское познание. Для постижения богословского знания в его полноте мы должны обратиться скорее к тому, что в Новом Завете зовется мудростью, что греки называли sophia, а латиняне — sapientia. Sapientia отличается от более узкого понятия scientia. Мудрость отличается от знания не в силу того, что она не содержит знание, а в силу того, что это понятие обозначает и практическое знание, охватывающее существование человека во всей его целостности. Мудрость есть знание, которым мы можем практически жить, она есть опыт и есть созерцание, сила которой в том, что она непосредственно практична; она есть знание, направляющее нашу жизнь, есть свет на нашем пути. Это свет не для удивления, свет не для того, чтобы возжигать повсюду фейерверки, это свет на нашем пути, свет, озаряющий всю нашу жизнь. Это свет в наши ясные и мрачные дни, свет в бедности и в богатстве, свет, который светит не только в моменты, которые мы считаем моментами прозрений, но и в моменты нашей глупости, свет, который не гаснет, когда гаснет всё, когда в смерти становится видна цель нашей жизни. Жить этим светом, этой истиной означает христиански познавать. Христианское познание означает жизнь в истине Иисуса Христа. В свете этой истины мы живем и движемся и существуем (Деян.17:28), с тем чтобы существовать из Него, с Ним и к Нему (Рим.11).

В своей глубинной основе христианское познание едино с тем, что мы назвали доверием человека к Слову Божьему. Не может быть никакого подлинного доверия, никакого действительно прочного, победоносного доверия к Слову Бога, если это доверие не основано на его истинности. И в то же время не может быть познания, богословия, исповедания, не может быть и истинности Писания, которые бы не носили непременно при этом характер истины жизни. Всегда одно меряется и поверяется другим.

И именно потому, что мы как христиане можем жить в истине Иисуса Христа, в свете богопознания и с просветленным разумом, мы можем достоверно знать смысл нашего существования, а также основу и цель всего происходящего. Это означает и неимоверное расширение нашего кругозора: познавать этот "объект" в Его истине означает ни много ни мало как познавать все вещи — самого себя, человека, космос и мир. Истина Иисуса Христа — это не какая-то истина наряду с прочими, это единственная и всеобъемлющая истина, истина, творящая все истины. Истина Бога есть первичная и предельная истина. Ведь в Иисусе Христе Бог сотворил всё, сотворил нас всех. Мы и весь космос, знаем мы об этом или нет, существует не без Него, а в Нём, через Него, через всемогущее Слово. Познавать Его — значит познавать всё. Быть вовлеченным и захваченным Духом в этой сфере — значит быть ведомым к полноте истины.

Тот, кто верит и познает Бога, может уже не задаваться вопросом: "Каков смысл моей жизни?" Поскольку он верит, он уже живет внутри смысла своей жизни, смысла своей тварности, своей индивидуальности. Он живет в пределах своей тварности и греховности своего существования, живет в грехе, который ежедневно и ежечасно берет на себя, но он же ежедневно и ежечасно получает помощь, которую всё равно незаслуженно дает ему Бог.

Этот человек познает задачу, которой наделен в целокупности бытия, познает надежду, которой он одарен через эту задачу на основании милости, дарованной ему для жизни, познает величие славы, которая возвещена ему и которой он тайно и, невзирая ни на что, уже окружен. Кто в это верит, исповедует такой смысл своего бытия. Христианство говорит о Боге как об основе и цели всего, что есть. Основа и цель всего космоса имеет имя Иисус Христос. Можно и должно сказать неслыханное — где есть христианская вера, там есть — в силу доверия к Богу — и самая глубокая посвященность в основу и цель всего сущего, всех вещей; там человек, вопреки всему, что говорит об обратном, живет в мире, который возвышеннее, чем всякий разум, и который есть свет, освещающий наш разум.

Цель этого голосования  – выявление приоритетных интересов читателей.
Заранее благодарен всем, принявшим участие.
Голосовать онлайн (при подключении к интернету)

Оцените выпуск:

Слишком много материала в рассылке – не успеваю читать:

Комментарий:
(не обязательно)

Я не возражаю против публикации в рассылке моего комментария/отзыва (без адреса эл. почты):

Ваше имя/ник, e-mail:
(не обязательно)

Голосование почтой: ?   0   1   2   3   4   5 – нажмите на ссылку, соответствующую выбранной Вами оценке (значение оценок см. в форме выше), и отправьте письмо! (В теле письма можно оставить Ваши комментарии.)

www.messia.ru/r2/3/a03_013.htm
Архив рассылки, формы подписки -> www.messia.ru/r2/
Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru
>Форум сайта< 


Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме, в icq или на форуме.
Постараюсь ответить на вопросы.


Обратите внимание, что редактор-составитель рассылки не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке используются. Автор текста указывается перед текстом.

Желаю всяческих успехов!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
<= предш. выпуск серии
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»