=рассылка *Христианское просвещение*=

Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа да будет с вами!

По книге: Карл Барт. ОЧЕРК ДОГМАТИКИ (лекция 5)
// Спб.: Алетейя, 1997; стр.54-65.

 
серия "основы христианской веры" 
       

Предыдущие выпуски о Символе веры:
• (1) Символ веры  
• (2) Вера как доверие
• (3) Вера как познание
• (4) Веровать означает исповедовать

 (1790 слов)

 

Христианское Благовестие — Весть о Боге. Но нельзя забывать, что слово "бог", понятие, идея "бога" — то, что присутствует в истории всякой религии и истории философии. И прежде чем идти дальше, нужно задаться вопросом: каким образом слово "Бог" в том смысле, в каком его употребляет христианская вера, относится к тому, что так называлось во все времена и в истории религии и в истории философии всех народов?

Что обычно называют "богом" за пределами сферы христианской веры?

Когда говорят о боге или о божественном, то имеют в виду объект общераспространенного и явно выраженного устремления, "объект человеческой надежды и человеческой тоски по единству, основе, по смыслу человеческого бытия и смыслу мира". Имеют в виду также существование и природу "высшего существа", определяющего и господствующего над всем сущим, находящегося в тех или иных отношениях с отличными от него реальностями. А когда мы рассматриваем историю религии и человеческих представлений об этом существе, то первоначальное и в то же время наиболее сильное впечатление связано с поразительным разнообразием изобретательной способности человека, а также со способностью человека к своевольному обращению с этим понятием, с этой идеей бога. Поэтому и возникает бесконечно разнообразная картина созданного человеком в этой сфере — картина в то же время чего-то очень зыбкого, полного вопиющих противоречий.

Должна быть полная ясность относительно того, что, когда речь идет о Боге в смысле христианской веры, Бога нельзя понимать как продолжение и обогащение тех понятий и идей, которые религиозная мысль обычно составляет себе о боге вообще. Бог в смысле христианской веры не располагается в ряду богов. Он не располагается в пантеоне, составляемом человеческим благочестием и религиозной изобретательностью. Дело обстоит не таким образом, что у человечества есть какая-то общая, присущая ему в силу его природы, склонность, какое-то общее понятие божественного, которое включало бы в себя и то, что мы, христиане, называем Богом и в какого Бога веруем и какового исповедуем, так что христианская вера была бы какой-то верой в ряду других, была бы случаем некоторого общего правила. Один из отцов христианской Церкви как-то сказал: "Deus non est in genere", т.е. Бог не есть особый случай в рамках какого-либо вида.

Когда мы, христиане, говорим о "Боге", то можем и должны отчетливо сознавать, что это слово изначально означает "принципиально иное", означает принципиальное освобождение от всего этого мира человеческих поисков, предположений, придумок, поэтических творений и спекуляций. Дело обстоит не таким образом, что на долгом пути поисков и томлений по божественному достигнуто определенное пристанище в виде христианского исповедания веры. Бог христианского исповедания, в отличие от всех богов, не найденный или изобретенный бог, не бог, наконец-то открытый человеком, это Бог, который не является реализацией, пусть даже последней, высшей и лучшей, того, что издавна искал и стремился обрести человек. Мы, христиане, говорим о Боге, который полностью и окончательно занимает место, вытесняет и исключает то, что обычно называют "богом", и который лишь один вправе быть истиной. Там, где этого не понимают, там еще не постигли, что же означает исповедание Церкви: "верую в Бога". А означает оно встречу человека с такой действительностью, которую он сам по себе нигде и никогда не искал. Бог в смысле христианского исповедания есть и существует совершенно иначе, чем то, что называют "божественным" в других случаях. И Его природа, Его сущность есть нечто иное, чем природа и сущность всех якобы богов.

Бог — тот, кто над нами, в том числе и над нашими высшими и глубочайшими чувствами, стремлениями, интуициями, над произведениями человеческого духа, даже самыми возвышенными. Он никоим образом не является простым соответствием какой-то человеческой склонности и возможности, Он во всех отношениях сам Себе служит основанием. Он всегда открывает Себя другим лишь сам, а не вследствие наших поисков, наших чувств и мыслей. Именно этот Бог повернулся к человеку, одарил Собой человека, сообщил ему о Себе. Бог — это не кто-то совершенно иной, не имеющий с нами ничего общего и не имеющий к нам никакого отношения, всегда чуждый нам. Бог склоняется к нам. Он пришел к нам, стал нашим. Бог являет Себя как истинный Бог и тем самым как Бог, который никак не подвластен нам, но, тем не менее, взял на Себя попечение о нас. Этот Бог единственный, кто заслуживает называться Богом, в отличие от всех иных богов. Он вообще отличен от всего прочего и, тем не менее, вступил в союз с нами.

Бог — это тот, кто присутствует в Ветхом и в Новом Заветах, где говорится о Нём. И христианское определение Бога состоит просто в констатации: здесь говорится о Нём, давайте будем слушать, что же здесь о Нём говорится. Тот, кого здесь можно видеть и слышать, — это Бог. Обратите внимание, что во всей Библии никогда не предпринимается даже малейшая попытка доказать бытие Бога. Такая попытка всегда предпринималась лишь вне рамок библейского созерцания Бога, причем всегда там, где забывали, о ком идет речь, когда говорят о Боге.

Это были попытки доказать существование наряду с несовершенными существами совершенного существа; или вывести из существования мира существование его последней и высшей причины — Бога; или доказать на основе порядка в мире существование силы, устрояющей порядок; или предложить моральное доказательство бытия Бога, исходя из факта человеческой совести. Я не собираюсь вдаваться в рассмотрение этих "доказательств" бытия Бога. Не знаю, насколько быстро вы сможете уловить юмористичность и хрупкость этих доказательств. Они пригодны для обоснования существования мнимых богов, и если бы в мою задачу входило ознакомить вас с этими будто бы высшими существами, то я бы занялся знаменитыми пятью доказательствами бытия Бога. В Библии не рассуждают так, там просто говорится о Боге как о том, чье бытие не нуждается ни в каких доказательствах; говорится о таком Боге, который везде и всюду сам доказывает Свое собственное существование: АЗ ЕСМЬ СУЩИЙ и поскольку Я есть и живу и действую, то излишне доказывать, что Я существую. Опираясь на такое доказательство Его существования, и говорят пророки и апостолы.

Иным образом в Церкви и нельзя говорить о Боге. Тот, кто зовется Богом в Священном Писании, неисследуем, то есть Он не был открыт каким-либо человеком. Когда речь идет о Нём и когда о Нём говорится как о какой-то известной величине, которая нам более известна и для нас более реальна, чем любая другая действительность, и которая нам ближе, чем мы сами себе, то происходит это не потому, что когда-то жили люди, которым удалось исследовать такое существо, а потому, что Он, сокрытый для нас, открыл Себя.

Бог не только недоказуем и неисследуем, но Бог еще и непостижим. В Библии не предпринимается никакой попытки определить Бога, то есть постичь Бога посредством наших понятий. Имя Бога в Библии произносится как имя живой, действующей и заявляющей о Себе Личности, а не так, как это делают философы, произносящие Его имя как имя вневременного, превосходящего мир, чуждого высшего существа. Библия повествует о Боге, она рассказывает о Его деяниях и о происходящей здесь, на земле, в сфере человечества истории этого Бога. Библия являет значение и важность этой действительности и деяния, этой истории Бога и тем самым доказывает существование Бога, обозначает Его сущность и природу. Познание Бога в смысле Священного Писания и исповедания веры — это познание Его бытия, Его действия, Его откровения в Его деянии. И поэтому Библия — не философская книга, это книга истории — книга о великих деяниях Бога, в которых Бог позволяет узнать о Себе.

Священное Писание описывает Его деяние, во-первых, как деяние творения. Бог полагает наряду с Собой нечто иное, отличное от Себя, — творение, не нуждаясь в нём, полагает в силу Своего всемогущества, Своей святой избыточной любви. Во-вторых, между Богом и одним из его творений, между Богом и человеком заключается договор (завет). И вновь непостижимый факт: почему именно между Богом и человеком, о котором сообщается с самого начала, что он неблагодарно противостоит Богу, что он грешник? Невзирая на этот грех, величественно не придавая ему особого внимания, оставляя за Собой право исправить его, свершает Бог Свою самоотдачу. Он отдает Себя в том, что становится Богом маленького прозябающего народа в Передней Азии — Богом Израиля. Он отдает себя в том, что Сам становится членом этого народа, его сыном — и умирает. И в-третьих, речь идет — в целом это одно деяние — о деянии искупления, об обнаружении намерения свободной любви Бога по отношению к человеку и миру, об устранении всего того, что препятствует этому; речь идет об откровении и об открытии нового неба и новой земли.

Это целое представляет собой путь — путь под знаком имени Иисуса Христа, человека Иисуса Христа, в котором Сам Бог появился и действовал на земле, который в то же время является целью истории народа Израиля, началом и исходным пунктом Церкви и в то же время также откровением искупления, завершением целого. Всё бытие и деяние Бога представлено в этой личности. Тот, кто говорит о Боге в смысле Священного Писания, тот всегда с необходимостью должен говорить об Иисусе Христе.

Это деяние творения, завета и искупления — действительность, в которой Бог присутствует, живет, действует, а также позволяет узнать о Себе. От этого деяния нельзя абстрагироваться, если желаешь узнать о существе Бога. Здесь, в этом деянии Бог предстает как личность, которая реализует Себя и потому есть субъект этого деяния. Это деяние свободной любви Бога. Можно отважиться описать действительность, представляющую данное деяние, описать естество и сущность Бога с помощью таких двух понятий, как свобода, любовь. При этом, однако, следует остерегаться выпасть из конкретного в абстрактное, выпасть из истории в царство идей. Я бы не стал говорить о том, что Бог есть свобода или Бог есть любовь. Даже несмотря на то, что второе высказывание является библейским. Мы не знаем, что есть любовь, и мы не знаем, что есть свобода, но знаем, что Бог есть и Бог есть свобода. О том, что такое свобода и что такое любовь, нам надлежит узнать от Него. Если бы мы хотели наделить предикатом (свойством) этот субъект, то могли бы сказать, что Он есть Бог свободной любви. В своем деянии творения, союза и искупления Он дает познать Себя как такой Бог.

При этом мы узнаём на опыте, что такое любовь — желание бытия другого ради него самого, так, чтобы не быть больше одному, но быть в полной мере вместе с другим. Это любовь, это свободная любовь Бога. Бог не одинок, не одинок и без мира. Он не нуждается в другом и, тем не менее, любит. Такую любовь нельзя понять вне связи с величием Его свободы. Такова любовь Бога, что Он, Отец, любит Сына, который сам есть Бог. В Его деянии обнаруживается эта тайна Его сокровенной сути, где всё есть свобода и всё есть любовь.

Бог "совершенно иной" и в сопоставлении с тем, как мы мыслим своих богов. Он тот, кто призывает Авраама и кто ведет несчастный народ через пустыню, тот, кого не смутила многовековая неверность и многовековое непослушание этого народа, кто допускает Свое рождение в хлеву и кто умирает на Голгофе.

Понимаете ли вы, что означает монотеизм в христианской вере? Богу неведома эта глупая радость от единственности! Речь идет не о числе один, а об этом субъекте в его исключительной единичности и инакости по отношению ко всему иному, отличному от всех смехотворных божеств, выдумываемых человеком. Если узришь это, то будешь лишь смеяться, и во всей Библии звучит смех по поводу этих персонажей. Там, где хотя бы раз узрели истинного Бога, там боги повергаются в прах, там Он остается единственным.


Ссылки по теме:
• Яков Кротов: *
единственность Бога. * трудно верить в Единого! * полностью: ЕДИНЫЙ БОГ
• К.С.Льюис: Дуализм
Цель этого голосования  – выявление приоритетных интересов читателей.
Заранее благодарен всем, принявшим участие.

Голосование почтой: ?   0   1   2   3   4   5 – нажмите на ссылку, соответствующую выбранной Вами оценке (значение оценок см. в форме выше), и отправьте письмо! (В теле письма можно оставить Ваши комментарии.)

www.messia.ru/r2/3/a05_028.htm
Архив рассылки, формы подписки —> www.messia.ru/r2/
Сайт "Христианское просвещение" —> www.messia.ru
>Форум сайта< 


Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме, в icq или на форуме.
Постараюсь ответить на вопросы.


Обратите внимание, что редактор-составитель рассылки не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке используются. Автор текста указывается перед текстом.

Желаю всяческих успехов!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
<= предш. выпуск серии
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»