Приложение к выпуску 42a/a06


ККЦ http://messia.ru/rasylka/004/966.htm (660)

"Отче наш, сущий на небесах"

Прежде  чем  сделать "своим" этот первый  порыв  Молитвы  Господней, не  лишне  очистить  со  смирением  наше  сердце от некоторых лживых образов  "мира  сего".  Смирение помогает нам признать, что  "Отца не  знает  никто,  кроме  Сына,  и  кому Сын хочет открыть", то есть "младенцам"  (Мф.11,25-27).  Очищение сердца касается образов отца или  матери,    порожденных личной и культурной историей  и влияющих на  наше  отношение  к  Богу.  Бог,  Отец наш, превосходит категории тварного   мира.    Переносить  на Него  (или применять против Него) наши идеи в этой области — значит творить кумиров, чтобы поклоняться им  или  повергать  их. Молиться Отцу означает входить в Его тайну — какой Он есть и каким открыл нам Его Сын:

Выражение  "Бог  Отец"  никому  никогда  не было открыто. Когда сам Моисей  спросил  у Бога, Кто Он, он услышал другое имя. Нам это имя открылось в Сыне, ибо оно означает новое имя: Отец.
{Тертулиан, О молитве 3}

Мы  можем  призывать  Бога  как "Отца",  потому что  Он открыт нам Его  вочеловечившимся  Сыном  и  Его Дух  дает  нам  познавать  Его. Дух  Сына   дает  нам  —   верующим,   что  Иисус есть Христос и что мы   рождены    от  Бога  {ср. 1Ин.5,1}  —    приобщиться   к  тому, что  непостижимо  для  человека  и что неудобозримо для ангелов: это личная связь Сына с Отцом.{ср. Ин.1,1}

Когда  мы молимся Отцу,  мы пребываем в общении с Ним и Его Сыном, Иисусом Христом. {ср. 1Ин.1,3} Тогда мы познаём Его и узнаём, всякий раз  с  новым  восхищением.  Первое  слово  Молитвы  Господней     — благословение  и выражение поклонения, прежде чем начнутся прошения. Ибо  это  слава Божия, что мы признаем в Нем "Отца", истинного Бога. Мы  благодарим  Его за то,  что Он открыл нам Свое имя,  за то,  что Он даровал нам веру в Него и что Его присутствие вселилось в нас.

Мы  можем  поклоняться  Отцу,  потому  что  Он возрождает нас в Свою жизнь, усыновляя нас как детей в Своем Единородном Сыне: крещением Он  делает  нас членами Тела Своего Христа и помазанием Своего Духа, которое изливается от Главы на членов Тела, Он делает нас "христами" (помазанниками):

Воистину,  Бог,  предопределивший  нас  во усыновление, соделал нас сообразными  славному  Телу Христа. Будучи же причастниками Христа, вы по праву именуетесь "христами".
{Св. Кирилл Иерусалимский, Поучения тайноводственные 3,1.}

Новый  человек,    возрожденный  и  возвращенный  Богу  благодатью, с самого начала говорит "Отче!", потому что стал сыном.
{Св. Киприан Карфагенский, О молитве Господней 9.}

Таким образом молитвой Господней мы открываемся самим себе в то же время, как нам открывается Отец{}:

О  человек,  ты не дерзал поднять лицо твое к небу, ты опускал взор на  землю и внезапно ты обрел благодать Христа: все твои грехи тебе отпущены.  Из  дурного  раба ты сделался хорошим сыном. (...) Итак, возведи  свои  очи  к  Отцу, искупившему тебя Своим Сыном, и скажи: Отче  наш  (...).  Но не ссылайся ни на какое свое преимущественное право. Он особым образом Отец одного только Христа, меж тем как нас Он  создал.  Итак,  скажи  и  ты  по милости Его: Отче наш, — чтобы заслужить быть Его сыном.
{Св. Амвросий Медиоланский, О таинствах 5,10.}

Этот   безвозмездный   дар   усыновления  требует  с  нашей  стороны непрерывного обращения  и  новой жизни.  Молитва "Отче наш" должна развить в нас два основных расположения:

Желание  и  волю быть подобными Ему. Нам, созданным по образу Его, подобие Его возращается благодатью, и нам надлежит на это ответить.

Нам   следует   помнить,    когда мы называем Бога   "нашим Отцом", что мы должны поступать как сыны Божий.
{Св. Киприан Карфагенский, О молитве Господней 11.}

Вы  не  можете  называть  Отцом  вашим   всеблагого   Бога,    если вы сохраняете сердце жестокое и бесчеловечное;   ибо в таком случае в вас больше не остается знака благости Отца Небесного.
 {Св. Иоанн Златоуст, Беседа на слова "Тесны врата" и на Молитву Господню}

Нужно  непрестанно  созерцать  великолепие Отца и наполнять им нашу душу.
{Св. Григорий Нисский, Беседы на молитву Господню 2.}

Смиренное  и доверчивое сердце, позволяющее нам "обратиться и быть как   дети"  (Мф.18,3);  ибо  именно  "младенцам"  открывается  Отец (Мф.11,25):

Это  взгляд  на одного только Бога, великое пламя любви. Душа в нём переплавляется и погружается в святую  любовь  и  беседует  с Богом как со своим собственным Отцом, очень по-родственному, с совершенно особенной благочестивой нежностью.
{Св. Иоанн Кассиан, Коллации 9,18.}

Отче  наш:  это  обращение  вызывает  в  нас  одновременно  любовь, приверженность  в молитве, (...)   а  также  надежду  получить  то, что  мы собираемся просить (...). Поистине, в чём может Он отказать молитве  детей  Своих,    когда  Он  уже заранее разрешил  им  быть Его детьми?
{Св. Августин, О Нагорной проповеди Господа 2,4,16.}

 

http://www.krotov.info/yakov/3_vera/1_vera/1a_edin.htm 843

 ОТЕЦ

Психологи утверждают, что ребёнок нуждается в двух видах любви: отцовской и материнской. Отцовская ставит условия, требовательна. Материнская безусловна, объемлет ребёнка, как бы он себя не вел. Недостаток одного из этих двух видов любви уродует будущую личность. Однако, Символ веры говорит: "Верую во Единого Бога Отца". За этим скрыто жесткое отрицание того, что Бог есть Мать — точнее, что "богиня-мать", которой поклонялись многие народы древности, есть Бог.  Бога называют Отцом не потому, что люди рождены Богом. Люди сотворены, и Символ веры потом усиленно подчеркнет, что Христос есть Сын Божий "единородный", единственный. В мире многобожия верующий в Единого Бога называл Его Отцом и это означало, что Бог – Один, как один отец у человека.

Бог – Отец, и это означает, что та Мать, в которую верили многие поколения людей – Мать-Земля – вовсе не Бог. Одного не означают слова "Бог Отец" – что женщины сотворены не по образу и подобию Божию. О Боге нельзя сказать, что Он – мать, но о Боге можно сказать (если уж мы вообще взяли на себя подвиг говорить о Боге), что Он – женщина, и многие молитвы, многие строки Священного Писания говорят о Боге именно как о женщине. Что означает витиеватое славянское "любоблагоутробие"? Любовно объемлющая тебя, благая утроба. А "утроба" – по словарю Даля – "матка". Это именно та часть организма, которой женщина отличается от мужчины, которая рожает, и Бог любит нас, как женщина любит плод чрева своего. "Долго молчал Я, терпел, удерживался, – говорит Господь через пророка Исаию, – теперь буду кричать, как рождающая" (Ис 42, 14). Бог говорит через пророков, что Он не меньше женщины, а больше: "если бы женщина забыла "сына чрева своего", Бог не забыл бы Своего народа (Ис 49, 15).

Из века в век с поразительным постоянством катехизисы пишут о том, что Бога называют Отцом, чтобы люди чувствовали: Бог любит их, как свойственно любить отцу. Попробуйте сказать это в современной воскресной школе – в ней те же самые дети, что и в обычной школе, и каждый третий (самое меньшее) ребенок – безотцовщина. Что для него символизирует именование Бога Отцом? А из тех, у кого отец в наличии, практически все рано или поздно проходят, вырастая, через жестокие конфликты с отцами и выносят из этих конфликтов память об отце как о существе тираническим и сумасбродном. И это не в нашем веке началось: поэтому не в нашем веке началось и богоборчество. Люди восставали против Бога, отказываясь верить в Него, потому что Бог казался им плохим Отцом.

Но ребенок, рано или поздно, сам становится отцом и тогда понимает своего отца – даже, если никогда его не видел. А когда твой отец умирает – все прощается ему, все оказывается ничтожным, и человек согласен на любые уступки, лишь бы отец жил. Бог Отец бессмертен – но Бог христиан есть Отец не только людей, но и Сына. Бог Отец проходит через нечто худшее, нежели собственная смерть – Он переживает смерть Единственного Своего Сына. И за это можно простить нашему небесному Отцу все те мелкие, никчемные и эгоистические претензии, которые мы предъявляем Богу, чтобы не отвечать за свои грехи самим.

Правда, хотя в Библии говорится о чисто материнских чертах Бога, о Боге не говорится как о матери. Что это? тяжелое наследие патриархата? боязнь смешать единобожие с языческим многобожием, в котором наряду с мужскими божествами всегда почитались (иногда больше богов) могучие богини-матери. Но ведь единобожие довольно много терминов и мифологических фигур заимствовало из языческих религий, предпочитая рискнуть чрезмерным сближением – лишь приобрести кого-нибудь из язычников в число верных Единому Богу. Однако говорить о Боге как о матери не решались и решались твердо о Боге так не говорить. Дело в том, что в повседневном, чисто физиологическом опыте людей об отце можно сказать много неверного, много верного, нельзя сказать (или нельзя буквально понять) одного: что отец рождает. Отец всегда "сбоку припеку", он всегда отделен от рождения. Мать – рождает. И вот этого отождествления Бога с рождающим началом Откровение избегает. Бог – творит человека, и не просто "творит", но творит именно в противоположность рождению. Рождает Бог только единого Сына, только Иисуса. Чтобы не произошло смешения, Бог и говорит о Себе в Откровении, в Библии, как об Отце. Насколько трудно обожествить земных отцов, настолько легко и естественно преклониться перед матерью – но эта "естественность" неестественна тем, кто знает, что без Бога не было бы и матерей.

Бог говорит о Себе как об Отце не только в Ветхом Завете, но и в Новом — в притче о блудном сыне. Притчу эту обычно воспринимают как горькую правду о человеке и сладенькую правду о Боге, Который открывает Свои объятия кающемуся грешнику. Бог, действительно, не хочет нас пугать. Однако, представим себе, что блудный сын возвращается домой, где его ждёт мать. Тогда рассказ сразу лишается напряжённости: ясно, мать простит, тут уж никто не будет стесняться, прятаться среди слуг. Отец же, в отличие от матери, воплощает соединение милосердия со справедливостью, соединение ради будущего собственного сына. Ради того, чтобы он чувствовал себя полноценным человеком, а не младенцем, человек должен знать, что его могут и отвергнуть — и отец может отвергнуть. Приближение к отцу всегда несёт в себе неуверенность — вот почему Бог открывает Себя как Отца: Ему важно не точно сказать о Себе (человеку невозможно точно познать Бога), Ему важно так сказать о Себе, чтобы человек был человеком, а не тряпкой, чтобы человек знал, для чего создан, что его ждёт.


иг. Евмений (стр. 370) http://www.reshma.nov.ru/texts/pobeda_christian_3.htm (1063)

Давайте разбираться. Кто нам Бог? Самый достоверный ответ содержится в любом Молитвослове, а прежде всего — в Евангелии. Он – «Отче наш». Отче – значит Отец, Отче – значит Папа, буквально «Папочка». Бог – наш Отец. А если у меня есть Отец, и тем более Любящий Отец, то с Ним я смогу решить любой вопрос.

 

Одной из самых главных проблем сегодняшнего христианства заключается в том, что мы знаем Бога как Царя, но мы совсем не знаем Его как Отца.

 

Кто такой Царь? Слово «царь» прежде всео означает должность, определенный пост. Другими словами, это начальник высокого ранга. И мы делаем для Бога как для Царя какие-то дела, мы служим Ему, мы исполняем какие-то обязанности. Мы отдаем Царю налоги-пожертвования так же, как отдаем их в реальной жизни государству, в котором живем.

 

Между подчиненным и царем всегда существуют определенные взаимоотношения. Их можно назвать должностными, деловыми. Эти взаимоотношения не идут дальше выполнения каких-то конкретных дел и заданий. Это характерно и для наших взаимоотношений с Богом как Царем. Мы исправно ходим в храм, постимся, вычитываем молитвы, выполняем наш христианский долг.

 

Но Бог хочет, чтобы мы любили Его, и любили просто так, чтобы мы приходили к Нему просто так, не потому что нам что-нибудь нужно. Таких отношений с нами ищет Отец. Бог хочет, чтобы, прежде всего мы были Его детьми.

 

Кто такой отец? Учитель в школе, к примеру, только учит детей. После школьных занятий, когда дети уходят из класса, он больше не имеет к ним никакого отношения. Учитель учит, и на этом его роль в жизни детей заканчиваются. Когда дети оканчивают школу, институт, начинается их трудовая жизнь. В этой жизни впервые появляется начальник, который имеет власть командовать ими и руководить. Однако сфера общения с начальником и его влияния ограничивается присутствием на работе и прекращается с окончанием времени рабочего дня.

 

А влияние отца не имеет ограничений, потому что его отцовство не ограничено конкретным временем. Отец учит ребенка примером всей своей жизни, он постоянно готов придти ему на помощь и оказать поддержку. Истинный отец всегда заботится о своем ребенке. Он ему и учитель, и защитник, и советник, и вдохновитель, и помощник.

 

То, что Христос пришел открыть нам Отца («Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Иоан.17,3), свидетельствует только об одном: это огромная привилегия – иметь Отца. «Сам Отец любит вас, потому что вы возлюбили Меня и уверовали» (Иоан.16,27).

 

Если ваш Отец — Бог, вы имеете абсолютно все, потому что Он – совершенный Отец. Вот почему каждому из нас необходимо познать Бога как Отца.

 

Многие из нас, возможно, никогда серьезно не задумывались над этим и потому никогда и не искали познания Бога Отца, даже не замечают, что Священное Писание акцентирует на этом наше внимание. Мы больше сосредоточены на познании Иисуса Христа. Но Христос не просто знал Отца, но был сосредоточен именно на этом. То, что было особенным во Христе, — это Его знание Бога Отца. Он не просто знал Отца, Он называл Его «Авва Отче». Так называют очень близкого человека, это словосочетание означает что-то близкое к слову «папулечка».

 

Вот такой у нас Бог – Бог-Папочка. То, что Он – Папа, о многом говорит. Это, прежде всего, говорит о близких взаимоотношениях. Да, Он – Царь, Он – Владыка, но Он же и Отец. Да, Он – Бог, но Он – Папа. Выше всех Его имен стоит самое лучшее имя – Отец, Папа.

 

У многих людей сегодня большая проблема с земными отцами. Так вот, если у тебя с отцом были проблемы, — есть Тот, Кто усыновит (или удочерит) тебя. Его имя — Отец Небесный.

 

И когда ты понимаешь, что у тебя есть Папа – настоящий Папа, истинный и совершенный Отец, Который любит тебя, заботится и думает о тебе. Не просто Отец, а именно Папа – Авва Отче. Есть Папа – и это значит, что вы можете расслабиться и чувствовать себя так спокойно и уверенно, как чувствуют себя, обычно, дети в присутствии отца. На улице кто-то обидел – вы можете пожаловаться папе. Случилась неприятность – есть с кем посоветоваться. Тот, у которого есть папа, всегда чувствует себя в безопасности. Нам всегда есть о чём поговорить с папой, ведь он умеет выслушать и всегда нас поймет. Его наставления всегда нам на пользу. Даже наказание со стороны папы принимается безоговорочно, потому что оно справедливо. Отношения с папой всегда доверительны и приятны, потому что он всегда руководствуется любовью.

 

Как прекрасно, что у нас есть Папа, с Которым мы можем разговаривать, Которому можем рассказать абсолютно все! Как прекрасно, что мы можем иметь с ним близкие отношения и никто не может сравниться с Ним. Его любовь к нам совершенна и безусловна. Он принимает нас такими, какие мы есть. Он мудро и целенаправленно учит нас, чтобы изменить в нас то, что мешает нам быть Его образом и подобием.

 

И если усыновивший меня земной отец — царь, значит, когда я иду к нему, то смело прохожу мимо министров, мимо секретарей и телохранителей… Сын может обратиться к отцу в любую минуту: «Папа, привет!» И если твой отец работает прокурором, а ты попадешь под следствие, он изыщет все возможности, чтобы вынести тебе оправдательный приговор, потому что он — твой отец, он любит…

 

Когда вы понимаете, что Бог – это Папа, ваши отношения с Ним становится более интимными. Чем более глубоким становится ваше понимание отцовства Бога, тем ближе становятся ваши личные отношения с Богом Отцом. Каким именем вы называете Бога, такие и будете иметь отношения с Ним. Если вы называете Его Царем, вы всегда будете относиться к Нему как Начальнику. Если вы называете Его Отцом, Папочкой – вы действительно будете Его ребенком, вас будут переполнять чувства, которые всегда испытывают дети в присутствии любимого ими и любящего их отца.

 

Чувство настоящей любви к Отцу может возникнуть только у дочери или у сына. Любящему Отцу можно доверить все. Можно часами говорить Ему о своей любви. От Него ничего не нужно, нужен только Он Сам.

 

В том и состояла сила и дерзновение святых людей, понимающих, что Бог – наш Отец, и такой Отец, на Которого можно полностью рассчитывать. А по поводу суда Христос сказал: «Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь» (Иоан.5,24). Эти слова читаются в чине погребения каждого православного христианина, но их суть ускользает от нашего сознания. Если ты действительно слушающий и верующий, значит, ты неподсуден. Но только если ты усыновлен, если у тебя есть Отец.

 

Наш Бог хочет, чтобы мы были не просто Его работниками, не просто Его слугами. Прежде всего, Он желает, чтобы мы были Его детьми. У нас есть Папа, Который хочет с нами личных отношений. Он хочет, чтобы мы Его любили «просто так».


Ссылки
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»