=рассылка *Христианское просвещение*=

Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа да будет с вами!

Тема выпуска:
Иисус Христос — Спаситель и Слуга Божий. Христос и Израиль

Этот выпуск двойной, и для того, чтобы было удобней читать его частями, текст разделен чертой на 2 примерно равные части.

В конце выпуска – форма для выражения Вашей его оценки и мнений.

По книге:
Карл Барт. Очерк догматики.
// СПб.: Алетейя, 1997; (Лекция 11)
.

 
серия "основы христианской веры" 
    

Предыдущие выпуски о Символе веры:
• (1) Символ веры  
• (2) Вера как доверие
• (3) Вера как познание
• (4) Веровать означает исповедовать
• (5) Верую в единственного Бога
• (6) Бог — Отец
• (7) Бог всемогущий
• (8) Бог-Творец. Грехопадение
• (9) Творение: "небо и земля". Завет
• (10) Смысл Ветхого Завета
• (11) Иисус Христос

 (3330 слов)

 

 

Иисус Христос — Спаситель и Слуга Божий

Верую...
в Иисуса Христа...

В обоих чужеземных словах, с которых начинается второе положение и с которым и соотносится все его содержание, — Иисус Христос — мы имеем дело с личностным именем и титулом, с именем конкретного человека и с обозначением Его служения. И, произнося это имя и звание — "Иисус, Христос", мы оказываемся прежде всего в пространстве истории и языка народа Израиля.

Иисус, человек из Израиля, и в то же время — человек, являющий и реализующий сущность и призвание Израиля. Имя "Иисус" — эквивалент древнееврейского имени Иешуа, которое часто встречается в Ветхом Завете. Титул же "Христос" является греческим словом, это перевод древнееврейского слова "мессия" — помазанник. В этих двух словах определенным образом представлена известная история. Иудей, израильтянин, еврей Иисус, являющийся Христом, — всё это описание определенной части земной истории, свершавшейся на пути от Израиля к грекам, то есть ко всему миру.

Нельзя разделить "Иисуса" и "Христа" и остаться лишь с одной из двух составных частей. Иисус Христос не был бы тем, кто Он есть, если бы не был Христом, исполнителем служения, тем, кто происходит из Израиля, кто является иудеем Иисусом. И в то же время этот иудей Иисус не был бы тем, кто Он есть, если бы он не был Христом. Тем, благодаря кому в мире народов и во всём человечестве сияет как свет то, что есть Израиль и то, что он значит. Если кто-то хочет увидеть и понять Иисуса Христа, то нужно стремиться понять то и другое, это начало и эту цель. Если то или другое забывается или тем более отрицается, то дело имеют уже не с Ним.

Личное имя Иисуса означает: Яхве (Бог Израиля) помогает! Титульное название служения Христа — Мессия — обозначало в иудаизме эпохи Иисуса, ожидавшегося Израилем, грядущего в конце времени, того, кто призван явить пока сокрытое, хотя и возвещенное величие Бога. Оно обозначало того, кто призван освободить Израиль, в течение столетий пребывавший в нужде и угнетении, и кто, происходя из Израиля, будет править народами. Когда Иисус, сын Иосифа, начал Свое служение, и направил свой путь из тесноты Назарета в ширь истории своего народа, должной, как и издревле, найти свое исполнение в Иерусалиме, то тайна этой Его миссии заключалась как раз в том, что Он — Мессия, ожидавшийся в конце времен, что Он явил себя как таковой и в качестве такового был признан.

Имя Иисус (Бог помогает, Спаситель) было известным именем, и было много людей с таким именем, но один из этих многих был, согласно замыслу Бога, единственным, в ком нашло исполнение то, что было обещано. И это исполнение является одновременно исполнением того, что дано Израилю, а также исполнением и откровением того, чем данный народ определен быть для истории всего мира, всех народов, всего человечества. Этот человек был назван первой Общиной не Иисусом Мессией, а Иисусом Христом. Здесь явлена, здесь открыта дверь в мир. Но при этом остается иудейское имя Иисус. Его пути ведут в ширь мира из тесноты Израиля.

Не удивляйтесь тому, что я придаю такое значение имени и титулу. Ведь мы должны отчетливо осознавать, что во всём древнем мире, в том числе и в Израиле, имя и титул не были чем-то столь же внешним и несущественным, как это принято у нас. Это имя и этот титул выражают нечто чрезвычайно важное: они являются откровением. Они не являются просто обозначением или названием, каким-то украшением, которое их обладатель может носить, а может и не носить. Ведь ангел сказал Иосифу: "Наречешь Ему имя: Иисус; ибо Он спасет людей Своих от грехов их". И  титул Христа не следует понимать как выражение какого-то человеческого решения, этот титул необходимо принадлежит Ему, этот титул нельзя отделять от носителя этого имени, скорее носитель этого имени рожден для того, чтобы носить такой титул. Уже при рождении этот титул с необходимостью опустился на Него как корона, так что данный человек не существует без этого служения, а это служение не существует без данного человека. Он есть Иешуа, "Бог помогает", постольку, поскольку Он избран для деяния и служения Христа, пророческого, жреческого и царственного слуги Бога из Израиля.

Мы должны на мгновение задержаться перед фактом — чрезвычайно важным, — что в Иисусе Христе мы имеем дело с тем, в ком воплощается и открывается миссия народа Израиля, еврейского народа. Христос, слуга Божий, вышедший из этого народа, — образец служения Богу для всех народов. Он и народ Израиля — это две реальности, неразделимые не только тогда, но и во всей истории вообще, неразделимые навек. Израиль ничто без Иисуса Христа, но должно сказать: Иисус Христос не был бы Иисусом Христом без Израиля. Поэтому следует посмотреть прежде всего на Израиль для того, чтобы действительно увидеть Иисуса Христа.

Народ Израиля, народ Ветхого Завета — это народ, с которым Бог заключил завет, воспроизводящийся постоянно и в новых формах на протяжении его истории. С этим народом связано понятие союза между Богом и человеком. Поскольку Союз Бога с человеком раз и навсегда есть Его союз с народом Израиля, то следует говорить об отличии этого союза от философской идеи, от общечеловеческого представления. Не об идее и не о представлении идет здесь речь, а о том факте, что из народов Бог признавал Авраама и с ним и с его родом, с его "семенем" заключил союз. Вся история Ветхого Завета, а тем самым и народа Израиля есть не что иное, как история этого союза между Богом и этим народом, этим народом и Богом, который носит имя Яхве.

Признавая, что христианская вера и христианская весть адресованы всем людям, что они возвещают Бога, который есть Бог всего мира, нельзя проходить мимо того, что путь к всеобщей, универсальной, охватывающей весь мир, всех людей истине есть путь частных откровений Его в истории! Ведь Бог необычайным и кажущимся в высшей степени произвольным образом стал Богом Авраама, Исаака и Иакова. Так что всё, что мы можем узнать из действия Бога по отношению к человеку, постоянно соотносится с тем обстоятельством, что Он — Бог Авраама, Исаака и Иакова. Этот народ Израиля, каким его нам представляет Ветхий Завет, народ Израиля в его избрании и призвании, в его уникальном отличии, но и в его глупости, в его падении и в его слабости, объект постоянно подтверждаемой любви и доброты Бога, но в то же время и объект необычайно сурового суда Бога, — этот народ представляет для всех исторический образ свободной милости Бога.

Здесь речь не идет о каком-то обстоятельстве, на которое мы, христиане из язычников, мы, греки, германцы, галлы, русские могли бы сослаться как на нечто, нас более не касающееся, как если бы христианство сегодня словно бы парило над историей Израиля, будучи отделенном и удаленным от нее. Если бы христиане полагали, что Церкви и Синагоге больше нет дела друг до друга, то всё было бы потеряно. И там, где такой разрыв между Общиной христиан и иудейским народом происходил, там наступало какое-то отмщение для Церкви. Ведь при этом втайне отвергалась полнота реальности откровения Бога, а вследствие этого философия и идеология брали верх и изобреталось то или иное христианство по греческому или германскому или какому-то еще свободно выбранному образцу.

Знаете ли вы анекдот, в котором наилучшим образом отражено значение еврейского народа? Фридрих Великий однажды спросил своего лейб-медика Циммермана: "Циммерман, могли бы Вы указать мне хотя бы на одно доказательство бытия Бога?" — и Циммерман ответил: "Ваше Величество! Евреи!" Он хотел этим самым сказать, что когда спрашивают о доказательстве бытия Бога, о чём-то видимом и постижимом, что никто не может оспаривать, что развертывается на глазах у всех, то следует указывать на евреев. Они существуют вплоть до сегодняшнего дня. Сотни мелких народов Переднего Востока исчезли, все остальные семитские племена того времени рассеялись и растворились в огромном море народов, а этот маленький народ один сохранился. И когда сегодня говорят о семитизме или об антисемитизме, то имеют в виду этот маленький народ, который примечательным образом всё еще на виду, всё еще узнаваем физически и духовно.

И действительно, когда спрашивают хотя бы об одном доказательстве бытия Бога, то достаточно просто указать на этот голый исторический факт. Ведь в личности еврея перед нами предстает свидетель — свидетель союза Бога с Авраамом, Исааком и Иаковом, а тем самым — и со всеми нами. Даже тот, кто не понимает Священное Писание, может видеть это напоминание.

Обратите внимание, что с богословской точки зрения примечательно, важно, с духовной точки зрения чрезвычайно значимо то обстоятельство, что оставшийся ныне в прошлом национал-социализм по самой своей сути был антисемитским, что в этом движении было с демонической отчетливостью признано: врагом является еврей. Да, врагом такого дела должен был стать еврей. В этом еврейском народе действительно вплоть до наших дней живо присутствует чрезвычайность откровения Бога.

Иисус, Христос, Спаситель и слуга Божий есть тот, кто осуществляет и открывает миссию народа Израиля, Он есть тот, кто реализует союз, заключенный между Богом и Авраамом. Когда Церковь исповедует Иисуса Христа Спасителем и слугой Божием для нас, для всех людей, тем самым также и для огромного числа тех, у кого нет никакой непосредственной связи с народом Израиля, то произносит это исповедание этому Иисусу Христу не вопреки тому, что Иисус был евреем (как если бы это еврейство было нечто постыдное, от чего можно было бы и следовало бы отвернуться!). Нельзя придерживаться и того мнения, что мы веруем в Иисуса Христа, который лишь случайно был израильтянином, но равным образом мог бы происходить и из какого-либо другого народа. Нет, здесь следует мыслить сугубо строго: Иисус Христос, в которого мы веруем, которого мы, христиане, происходящие из язычников, называем своим Спасителем и прославляем как свершителя деяния Бога для нас, необходимо был евреем. Мимо этого факта нельзя проходить, он относится к конкретной действительности замысла Бога и Его откровения. Ведь Иисус Христос — исполнение союза, заключенного Богом с Авраамом, Исааком и Иаковом, и реальность этого союза есть основа, смысл, цель творения. Проблема Израиля — поскольку проблема Христа неотделима от нее — является проблемой бытия вообще. Тот, кто стыдится Израиля, стыдится Иисуса Христа, и тем самым — и своего собственного существования.


...Народ, который — и это было еще одной стороной национал-социализма — сам себя избирает и делает основой и масштабом всех вещей, такой народ должен рано или поздно столкнуться с поистине избранным народом. В провозглашении идеи своей подобной избранности уже заключено — еще до того, как заявлен антисемитизм, — принципиальное отрицание Израиля, а тем самым отрицание Иисуса Христа и в конечном счете отрицание самого Бога.

Антисемитизм есть образ безбожия, в сравнении с которым то, что обычно называют атеизмом, каким он нам известен, к примеру, по России, есть нечто невинное. Здесь речь идет о столкновении с Христом. С богословской точки зрения (оставил в стороне политику) эта затея должна была потерпеть неудачу и рухнуть. Об эту  скалу разбивается всякий человеческий приступ, сколь бы мощным он ни был. Ведь пророческое, жреческое и царственное призвание народа Израиля тождественно с волей и замыслом Бога, насколько достоверно они реализованы и открыты в Иисусе Христе.

Что это означает: призвание Израиля? Когда Библия говорит об избрании Израиля и о неравенстве этого народа с другими народами, когда мы, таким образом, наблюдаем в Ветхом Завете особое существование Израиля, то речь идет при этом о призвании, миссии, апостольстве. В этом сущность Израиля — человек или сообщество, народ на службе Бога. Этот народ выделен не ради его собственной чести, выделен не в смысле национального притязания, а выделен для других народов и как слуга всех народов. Этот народ есть уполномоченный Бога. Он должен возвещать Его Слово — в этом его пророческое призвание. Своим существованием он должен быть свидетельством того, что Бог не только говорит, но предстает в его лице и отдается смерти — в этом его жреческое призвание. И наконец, данный народ как раз в силу своего политического бессилия должен быть свидетельством среди других народов господства Бога над людьми — в этом его царственное призвание.

Человечество нуждается в таком пророческом, жреческом и царственном служении. Ветхий Завет стремится показать такое призвание Израиля во всей полноте его действительности, постоянно вознося благодарную хвалу Богу за чудодейственное спасение и сохранение этого маленького народа. Пророческое призвание Израиля в особенной мере наглядно в появлении определенных личностей, прототипом которых наряду с Авраамом являются, прежде всего, Моисей как создатель единства израильского народа, а вслед за ним пророки, постоянно появлявшиеся в самых разнообразных обличьях. Иная линия наглядно видна во всём, что связано со скинией, Храмом и жертвоприношением. А царственная миссия, наконец, представлена в царстве Давида с его примечательным продолжением в царстве Соломона. Именно в царстве Давида образцово явлена цель милости Божьей: Израиль как представитель господства Бога на земле. Окончательно это призвание Израиля находит исполнение в явлении и происхождении из этого народа Иисуса Назарянина, в Его не вызывающей сомнений принадлежности к этому народу.

Призвание Израиля следует понимать как призвание, исполненное, явленное и свершенное в Иисусе Христе. Оно поэтому поначалу сокрыто и недейственно. И в самом деле, когда читаешь Ветхий Завет, можно убедиться почти на каждой странице, что он и не думает прославлять Израиль как таковой, прославлять данную нацию или "расу". Образ человека-израильтянина, который предлагает нам Ветхий Завет, — это образ человека, который сопротивляется своему избранию и тем самым сопротивляется своему призванию, который оказывается недостойным и неспособным к такому призванию и которого поэтому как предмет милости Божьей постоянно настигает кара, которая необходимо должна постигнуть его, поскольку он уклоняется от этой милости. Почти каждая книга Ветхого Завета говорит о том, сколько проблем с этим народом Израиля на всех стадиях его истории. Его постигает одна катастрофа за другой, и всегда потому, что он неверен своему Богу.

Такая неверность должна означать несчастье и гибель. Пророки постоянно указывают на это или изображают дело таким образом, что всё это уже случилось. Каков результат этой истории? Он в том, что пророчество в конце концов замолкает и остается лишь записанный мертвый закон. А что стало с Храмом, что стало с жреческим призванием Израиля? Храм Соломона, некогда величайшая надежа Израиля, превращается в прах и пепел. А к чему пришло царственное призвание Израиля, к чему пришло царство Давида? Горе для всех израильтян — размышлять о том, чем был некогда Израиль и что с ним стало под ударами Бога, который когда-то столь любил того, который так неблагодарно воздал за эту любовь. А когда надежда получает наконец исполнение и является Мессия, то Израиль подтверждает всю свою предшествующую историю распятием Его на кресте. Израиль подтверждает свою историю тем, что отвергает Его, причем не случайно, а как хулителя Бога, а также тем, что выталкивает Его к язычникам и выдает Пилату для умерщвления и распятия. Таков Израиль, этот избранный народ, который таким образом обходится со своим призванием и со своим избранием, что сам себе выносит приговор. Всякий антисемитизм является слишком поздно. Приговор давно произнесен, а в сопоставлении с этим приговором все прочие выглядят нелепыми.

Исчерпывается ли этим призвание Израиля? Нет, Ветхий Завет постоянно подтверждает: избрание Богом сохраняет свою силу и сохранит ее навечно. Человек, предстающий таким, каким он предстает в лице Израиля, есть и остается избранным Богом человеком — человеком, наделенным данным призванием. Там, где оказывается несостоятельным человек, там торжествует верность Бога. И Израиль, ставший одной большой демонстрацией недостойности человека, становится в то же время демонстрацией свободной милости Бога, который не спрашивает о поведении человека, а суверенно провозглашает относительно человека свое "и тем не менее" и сохраняет его.

Человек есть целиком и полностью предмет божественного сострадания, а там, где он пожелает быть чем-то большим, там он необходимо должен взбунтоваться против такого существования в качестве Израиля. Израиль целиком и полностью привязан к Богу и целиком и полностью предоставлен Богу. Почитайте псалмы: "Ты один!.." Человек предстает целиком и полностью лишь слушателем божественного Слова, который пребывает и остается под господством Бога, даже если и предпринимает постоянно попытки уйти от Него.

А в исполнении его призвания, в распятом на кресте Иисусе из Назарета вновь становится видно, как обстоит дело с Израилем. Висящий на кресте Иисус — разве это нечто другое, как не этот Израиль с его грехами и безбожием? Да, хулитель Бога есть Израиль. И этот Израиль называется сейчас Иисус из Назарета. Когда мы рассматриваем дальнейшую историю евреев и видим всю причудливость и абсурдность еврея, видим его непристойность, постоянно вызывавшую к нему ненависть, — а здесь можно было бы задействовать весь перечень антисемитизма, — разве означает это нечто другое, чем удостоверение этого недостойного Израиля, сделанное Богом видимым на кресте, но также и удостоверение того Израиля, которому Бог сохраняет верность на всех этапах его странствия.

Откуда нам это известно? Мы можем знать об этом потому, что Он сохранил верность этому народу на кресте Голгофы. Когда Бог был ближе к нему, чем тогда, и где Бог через народ Израиля более надежно и утешительно поддерживал всё человечество, чем именно здесь? Вы считаете, что это в наших интересах отлучить еврея от верности со стороны Бога? Вы действительно полагаете, что мы в состоянии и вправе отказать ему в такой верности? Верность Бога, явленная в действительности Израиля, есть ведь и гарантия Его верности и нам, и всему человечеству.

А сейчас мы должны перевернуть страницу. Иисус Христос есть свершение и исполнение Израиля. Обратимся вновь к Ветхому Завету, и мы будем постоянно находить там следы того, что эти строптивые и заблудшие люди удивительным образом оказываются в состоянии подтверждать в определенных ситуациях свою избранность. Когда такое случается, когда наблюдается какая-то преемственность в благочестии и праведности, то это проистекает не из природы Израиля, а является скорее постоянно новым проявлением милости Бога. А там, где есть милость, там не может не происходить всё таким образом, что люди, даже против желания, должны возвысить свой голос в хвале Богу и свидетельствовать, что там, где свет Божий проникает в жизнь этих людей, там этот свет неизбежно находит отражение в их реакциях.

И в суде Божьем присутствует милость. И Ветхий Завет говорит об этом, говорит не как о некоей данности в жизни израильтян, а как о некоем "и тем не менее". И "тем не менее" в истории Израиля постоянно обнаруживаются свидетельства, которые начинаются словами: "так говорит Господь…" Другие свидетельства звучат как ответ слушающих, как эхо этого "тем не менее", исходящего от верности Бога. Ветхий Завет знает об "остатке", части народа, оставшейся верной. Речь здесь идет не о лучших, не о более нравственных людях, а о таких, кто отличен тем, что призван. Этот "остаток" составляют грешники, которые нашли опору в милости Бога, "праведные грешники".

Откровение достигает пика в жизни Иисуса из Назарета. Он выходит из Израиля, рожденный Девой Марией и в то же время пришедший свыше и потому в Своем величии являющий и завершающий союз. Израиль — это не больной, подлежащий излечению, а воскресший из мертвых. Когда Он является, то приговор, который Бог выносит, предстает как снятие приговора, который человек выносит сам себе. Верность Бога торжествует в этом мире греха и нищеты. Он сжалился над человеком. Самой Своей сокровенной сутью принимает Он участие в этом человеке. Он никогда не переставал направлять с любовью этот народ, который непотребно вел себя по отношению к Нему. Человек-израильтянин принадлежит Богу и каждый раз не по природе, а в силу чуда милости Божьей вправе принадлежать Ему вновь, спасенный от смерти, вознесенный одесную Бога.

Израиль есть в действительности свидетельство свободной милости Бога. В событии, приводящем Иисуса Христа к цели — в Его воскрешении из мертвых, Бог являет Своё отношение к человеку. Здесь человек предстает освещенным светом величия Бога. Это называется милостью, это обращение Бога к человеку. И всё это становится видимым через Человека из Израиля. Вследствие этого события дело доходит — и здесь вновь положительным образом проявляется милость — до поразительного расширения союза с Авраамом, до выхода далеко за пределы круга его соплеменников: "Идите до концов Земли и возвещайте Благую Весть всем!"

Это милость: из тесноты вширь. А поскольку спасение приходит именно от евреев, то это означает, что еврейский народ не только подвергается суду, но и получает прощение. Это прощение Израиля как его избрание и призвание, остающееся неизменным, вплоть до сегодняшнего дня проявляется в Церкви, состоящей, по существу, из евреев и язычников. Павел (Рим.9:11) придает исключительное значение тому, что нет Церкви евреев и нет Церкви язычников, а есть Церковь как единая Община тех, кто из Израиля приходит к вере, вкупе с теми, кто из язычников призван в Общину. Для Церкви существенно важно, что она состоит и из тех и из других. И вместо того чтобы стыдиться этого, она должна понять, что в том ее честь, что в ней живет семя Авраама.

И если наряду с Церковью всё еще есть Синагога, существующая в силу отвержения Иисуса Христа и бессильного продолжения израильской истории, давно обретшей свое исполнение, то мы должны поразмышлять вот о чём. Если такова воля Бога — и апостол Павел стоял в загадочном раздумье перед этим вопросом — что всё еще есть такой отдельный Израиль, — то нам следует рассматривать Синагогу лишь как тень Церкви, которая сопровождает Церковь на протяжении столетий и которая, знают ли об этом иудеи или нет, фактически и реально принимает участие в свидетельствовании откровения Бога в мире. Хорошая виноградная лоза не засыхает. Ведь то обстоятельство, что она посажена Богом, то, что Бог сделал с ней и дал ей, — всё это является решающим, и всё это было явлено в Иисусе Христе, человеке из Израиля.

Здесь вы можете оценить прочитанный выпуск рассылки.
Заранее благодарен всем, принявшим участие.

Голосование почтой: ?   0   1   2   3   4   5 – нажмите на ссылку, соответствующую выбранной Вами оценке (значение оценок см. в форме выше), и отправьте письмо! (В теле письма можно оставить Ваши комментарии.)

www.messia.ru/r2/3/a13_111.htm
Архив рассылки, формы подписки —> www.messia.ru/r2/
Сайт "Христианское просвещение" —> www.messia.ru
>Форум сайта< 


Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме, в icq или на форуме.
Постараюсь ответить на вопросы.


Обратите внимание, что редактор-составитель рассылки не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке используются. Автор текста указывается перед текстом.

Желаю всяческих успехов!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
<= предш. выпуск серии
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»