=рассылка *Христианское просвещение*=

Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа да будет с вами!

Тема выпуска:
Святой Дух

По материалам:
A. свящ. Александр Мень.
БЕСЕДЫ О СИМВОЛЕ ВЕРЫ (во ВГИБЛ, 1990). N5;
prosv21.narod.ru/rasylka/003/462.htm
B. Карл Барт. Очерк догматики.
// СПб.: Алетейя, 1997; (Лекция 21);
частично публиковалось тут:
prosv21.narod.ru/rasylka/005/1170.htm

 
серия "основы христианской веры" 
       

Предыдущие выпуски о Символе веры:
• (1) Символ веры  
• (2) Вера как доверие
• (3) Вера как познание
• (4) Веровать означает исповедовать
• (5) Верую в единственного Бога
• (6) Бог — Отец
• (7) Бог всемогущий
• (8) Бог-Творец. Грехопадение
• (9) Творение: "небо и земля". Завет
• (10) Смысл Ветхого Завета
• (11) Иисус Христос
• (12) Иисус Христос — Спаситель и Слуга Божий. Христос и Израиль
• (13) Иисус Христос — Единственный Сын Бога
• (14) Наш Господь
• (15) Тайна и чудо Рождества
• (16) Страдания Христа. Зло
• (17) "... распятого, умершего и погребенного, сошедшего во ад"
• (18) "... при Понтии Пилате"
• (19) "На третий день воскресший из мертвых"
• (20) "... взошедший на небо, сидящий по правую руку Отца"
• (21) Грядущее Второе Пришествие Иисуса Христа, Судии

 (1580 слов)

 

A.

<О тайне Божественного Духа, или Духа Божия, "Символ веры" говорит так: "Верую в Духа Святого, Господа, Который животворит, Который исходит от Отца, Которому мы поклоняемся так же, как Отцу и Сыну — Единому Божеству, Который говорит через пророков".>

> <..> уже в Ветхом Завете, в древности, когда обыкновенным человеком, призванным на служение, вдруг овладевала таинственная сила, он шел на проповедь, как пошел великий пророк пастух Амос, который не был ни священнослужителем, ни служителем Храма, ни, так сказать, <"профессиональным"> пророком <...>. Он был просто пастухом и земледельцем. И вот однажды Дух Божий нашел на него, и он впоследствии писал:

> Когда лев рычит, кто не вздрогнет?
> Когда Господь говорит, кто не будет пророком? (Ам.3:8)

> То есть это некая превозмогающая сила. Сила, которая действует таким образом, что человек способен делать больше, чем он может.

> <...> на языке Библии еврейское слово "р`уах" или греческое "пневма", <переводимые как "дух" или "Дух", означают> мощь, бурю, ветер, ураган, дыхание. А дыхание — это есть жизнь. Дух — это сила. <...>

> Слово "святой" есть эквивалент слова "Бог". <...> В Библии в Ветхом Завете слово "святой" часто обозначало не наше представление о человеке праведном, а о том, кто является особым, сто`ящим выше этого мира, священным. Даже, можно сказать, неприкосновенным. И поэтому Бог, прежде всего, назывался Святым. В этом смысле Он иной, нежели мир, абсолютно Иной. И человек должен помнить, что Он радикально отличается от всего того, с чем мы сталкиваемся. Так вот, когда говорят "Дух Божий" — это значит Дух Святой. Р`уах Кад`ош. Является ли Дух безличной силой? Нет. Вот и в Библии первые строки, где мы читаем, что когда Господь создал Вселенную, земля же была безвидна и пуста (тьма обозначает первичную материю, первичные структуры мироздания), — Дух Божий как бы парил, в русском переводе — носился над водой, а на самом деле этот глагол означает как бы согревал. Его употребляли для обозначения птицы, которая витает над своим гнездом или высиживает яйца или греет птенцов. Он животворит Вселенную.

> Если Бог как Отец является Первоосновой всего, Бог как Логос, как Слово, является Творцом всего созданного, то хранителем, поддержателем и непрестанно пребывающей в ней силой является Бог как Дух. И конечно, это сила, безусловно, Божественная, личностная.

> Когда пророки выступали под воздействием Духа, они поражались сами, что им открывается такое, что не только не постижимо им самим, но и даже противоречит их задушевным мыслям и чувствам. И происходили трагические сражения между волей пророка и голосом Духа Божия. Сражения потому, то в Откровении библейском личность пророка никогда не подавлялась, он не растворялся в океане Абсолютного. Пророк стоял перед Богом, как личность перед Сверхличностью. И здесь происходила драма, борьба и добровольное согласие. И вот человек принимает Дух Божий в себя. Поэтому <о Нём в Символе веры говорится, что Он говорил через пророков ("глаголавший пророки")>.

> Можем ли мы сказать, что пророки исчезли с тех давних пор? Нет. Достаточно напомнить, что в начале XIX столетия святой Серафим Саровский, один из прославленных святых России, говорил, что главная цель христианской жизни — это приобретение внутри себя Духа Божия, или, как он выражался, стяжание. Значит, это возможно для человека. И мы знаем великих мудрецов, подвижников, праведников, деятелей, они могли быть и безграмотными, и великими писателями, которые действовали как пророки, через которых воля Божия открывалась. Они были гигантами нравственной силы, общественного протеста, они шли против течения. Что им помогало? Воздействие Духа Божия на историю.

<...>

> Дух Божий проявляется в талантах и дарованиях. Очень таинственно и причудливо. Мы не всегда понимаем — откуда это происходит. И история человечества свидетельствует, что время от времени народам, цивилизациям, отдельным людям дается вот этот дар Духа, и всё зависит от того, как они это воспримут и как они это реализуют. Это может быть реализовано в совершенно ложную сторону. Вот тут-то человеку должны помогать и разум, и совесть, и ясное, отчетливое сознание, потому что человек, одержимый Духом Божиим, не есть сомнамбула, пифия, обезумевшее существо. Нет. Дух Божий не гасит человеческого разума, а наоборот, просветляет его. И если человек не дает разуму ходу и думает, что только на порыве иррациональном, интуитивном можно жить, он способен заблудиться. <...>

> Как это бывало в истории? <...> Были люди, как бы одержимые идеей спасти других, помочь другим, ну, скажем, русские революционеры XIX века. Безусловно, <...> это был порыв нравственный, высокий порыв, но они не удосужились обдумать, как это всё можно сделать. И кинулись вслепую, это всё был слепой порыв, порыв безумный, разрушительный. "К топору зовите Русь". Ну и позвали к топору, и результат был весьма плачевным. Потом они же становились жертвами этого искаженного порыва. Они превращались сами в новых душителей и рабовладельцев. Духовное постижение требует трезвого анализа.

> Поэтому апостол Иоанн говорит: "Братья мои, не всякому духу верьте". (1Ин.4:1) Могут быть <всякие> псевдоморфозы Духа Божия.

 

B.

> <.....> Есть вера в человека, поскольку этот человек свободно и активно причастен деянию Бога. <...>

<...>

> Существует общая связь всех людей со Христом, и каждый человек — <Его брат>. Он умер за всех людей и воскрес за всех людей, поэтому деяние Иисуса Христа адресовано каждому человеку. <Это — обещание> для всего человечества. И это же есть наиболее важное и единственно последовательное обоснование того, что мы называем человечностью. Тот, кто однажды осознал, что Бог стал человеком, тот не может говорить и действовать сугубо по-человечески.

> <...> Когда мы говорим о Святом Духе, речь идет о таких людях, которые особым образом связаны с Иисусом Христом, обладают свободой особым образом познавать Его слова, Его деяние, Его Весть и потому надеяться <...> на лучшую участь для всех людей.

> <...> Там, где Дух Господа, там свобода. <...> Воспринять Дух, обладать Духом, жить в Духе означает получить освобождение и возможность жить в свободе. Не все люди свободны. Свобода — <это не что-то понятное само собой и не> просто характеристика человеческого бытия. Все люди определены к свободе, но не все пребывают в этой свободе. Нам, людям, неведомо, где пролегает линия раздела. Дух веет там, где желает. Обладание Духом не является естественным состоянием человека, это всегда отличие, дар Божий.

> Здесь всё дело в принадлежности Иисусу Христу. <Понимание Святого Духа как Кого-то отдельного от Христа — это ложное постижение Его.> Святой Дух есть Дух Иисуса Христа.

> Святой Дух <в отношении с человеком> не есть что-то иное, чем определенное отношение Слова к человеку. <... Христос дунул на учеников, сказав:> "Примите Святой Дух!" <(Ин.20:22)> Христиане — это люди, вдохновленные Христом. <Поэтому нельзя говорить о Святом Духе в отрыве от участия> человека в слове и деянии Христа.

> <> это простое обстоятельство есть в то же время нечто в высшей степени непостижимое. Ведь это участие человека является активным участием. <...> быть активно вовлеченным в великую надежду Иисуса Христа, адресованную всем людям, не является на самом деле чем-то совершенно обычным. Это ответ на вопрос, который каждое утро заново встает перед нами. Речь идет о Вести христианской Церкви, и, поскольку я слышу эту Весть, она становится моей собственной задачей. Эта Весть предназначается и мне как христианину, и <в то же время я — ее носитель, вестник>. Тем самым я оказываюсь в ситуации, когда я должен, со своей стороны, совсем иначе, чем прежде, смотреть на людей, всех людей. Я уже не могу не надеяться на лучшее для всех.

> Обладать внутренним слухом для слова Христа, исполниться благодарности за Его деяния и в то же время ощущать ответственность за Его Весть и, наконец, приобрести доверие к людям во имя Христа — вот свобода, которую мы приобретаем, когда Он нас вдохновляет, когда Он ниспосылает на нас свой Святой Дух. Когда Он уже не пребывает в исторической или небесной, теологической или церковной дали от меня, когда Он приближается ко мне и завладевает мною, то следствием всего этого будет то, что я слышу, что я благодарен и обретаю ответственность и что я, наконец, вправе надеяться для себя и для всех других, другими словами, что я вправе жить по-христиански. Это нечто небывало огромное и вовсе не самоочевидное — получить такую свободу. Следует поэтому ежедневно, ежечасно молиться: "Veni creator Spiritus!" <("Гряди, Дух-Создатель" — латинский гимн)>, прислушиваясь к слову Христа и испытывая благодарность. Это замкнутый круг. Мы не "имеем" эту свободу, она постоянно вновь и вновь дается нам Богом.

<....> наличие христиан, людей, обладающих такой свободой, является не меньшим чудом, чем рождение Иисуса Христа от Святого Духа и Девы Марии, не меньшим чудом, чем сотворение мира из ничего. Ведь если мы поразмыслим о том, что и кто и как мы есть, то вполне можем вскричать: "Господи, помилуй!" Этого чуда ученики ожидают десять дней после восхождения Господа на небо. Лишь после этой паузы происходит <схождение> Святого Духа и вместе с этим возникает новая Община. Свершается, таким образом, новое деяние Бога, которое, как и все деяния Бога, является лишь подтверждением предыдущих. Дух нельзя отрывать от Иисуса Христа. "Господь есть Дух", — говорит Павел.

> Тогда, когда люди имеют возможность воспринять и иметь Святой Дух, это, конечно же, человеческий опыт и человеческое деяние. Это также дело рассудка, воли и, я бы даже сказал, фантазии. И она образует часть христианского бытия. Человек востребуется во всей его целостности, вплоть до самых сокровенных сфер так называемого "бессознательного". Отношение Бога к человеку — это отношение к человеку в его <целостности>.

> Не должно, однако, возникать недоразумения такого рода, что Святой Дух является будто бы каким-то состоянием человеческого духа. Теологию обычно причисляют к "наукам о духе". Она может отнестись с юмором к этому. Святой Дух не тождествен с человеческим духом, Он встречает его. <...> теологи не должны высокомерно отворачиваться от <человеческого духа ...>. И всё же свобода христианской жизни приходит не от человеческого духа. Этой свободы не достичь посредством человеческих способностей, возможностей или усилий.

> Когда случается, что человек получает такую свободу, становится слышащим, ответственным, благодарным и надеющимся человеком, то происходит это не на основе какого-либо свершения человеческого духа, а единственно на основе деяния Святого Духа. Иными словами, это дар Божий, это новое рождение, это Святой Дух.

 

Здесь вы можете оценить прочитанный выпуск рассылки.
Заранее благодарен всем, принявшим участие.

Голосование почтой: нажмите на ссылку, соответствующую выбранной Вами оценке, и отправьте письмо! (В теле письма можно оставить Ваши комментарии.)

? (затрудняюсь ответить)  /  0 (неинтересно - не(до)читал)  /  1 (не понравилось / не интересно)  /  2 (малоинтересно)  / 

3 (интересно)  /  4 (очень интересно)  /  (замечательно! чудесно!)  

www.prosv21.narod.ru/r2/3/a26_299.htm

Архив рассылки, формы подписки —> www.prosv21.narod.ru/r2/
Сайт "Христианское просвещение" —> www.prosv21.narod.ru
>Форум сайта< 


Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах – в письме, в icq или на форуме.
Постараюсь ответить на вопросы.


Обратите внимание, что редактор-составитель рассылки не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке используются. Автор текста указывается перед текстом.

Желаю всяческих успехов!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
<= предш. выпуск серии
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»