=рассылка *Христианское просвещение*=

Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа да будет с вами!

Тема выпуска:
Библия: книги Иисуса Навина и Судей

В конце выпуска – форма для выражения Вашей его оценки и мнений.

Автор: М.Г.Селезнев
Опубликовано: Книга Иисуса Навина. Книга Судей
// М.: РБО, 2003

 

 
серия "Библия" 
     
 (1420 слов)

 

> О книгах Иисуса Навина и Судей

> Книги Иисуса Навина, Судей и Царств, продолжая одна другую, описывают историю еврейского народа от смерти Моисея до вавилонского плена. Своего рода "прологом" к этим книгам служит Второзаконие — прощальная речь Моисея, за которой следует рассказ о его смерти. Именно во Второзаконии сформулирована та религиозно-политическая концепция, из которой исходят авторы книг Иисуса Навина, Судей и Царств, когда они пишут историю Израиля, оценивают отдельных героев этой истории, истолковывают судьбу еврейского народа. Поэтому в современной научной литературе весь этот корпус книг принято называть "девтерономической историей" (от латинского Deuteronomium — "Второзаконие").

> Важнейшее из требований, которые предъявляет Второзаконие к израильтянам, — не служить и не поклоняться никаким богам, кроме Господа (Яхве). Израильтяне обязаны уничтожить в Земле Обетованной все места поклонения "чужим богам". Они не должны вступать ни в политические союзы, ни в браки с местными народами — иначе эти народы соблазнят израильтян поклоняться "чужим богам". Более того, чтобы не подвергаться такому соблазну, израильтяне обязаны без остатка истребить все народы и племена, обитавшие в Палестине до их прихода. Иначе Господь не будет помогать израильтянам и они будут изгнаны из страны, которую Господь даровал им (Втор 7:1–5).

> "Девтерономическая история" иллюстрирует эти положения. Наличие сквозных тем и языковое единство важнейших текстов говорят о том, что "девтерономическая история" — это единое, целостное произведение. Оно было создано, как предполагают, в середине I тыс. до н.э.; последнее упомянутое в ней событие — освобождение царя Иехонии из вавилонской тюрьмы (4 Цар 25:27-30) — датируется 561 г. до н.э.

> Книга Иисуса Навина

> Книга называется так по имени предводителя израильтян во время завоевания Ханаана. Его еврейское имя — Ехош`уа, сын Н`уна. В Септуагинте (древний перевод еврейской Библии на греческий язык) это имя передано как Иисус, сын Нав`э. В церковнославянском и Синодальном переводах, которые следуют греческой Библии, оно отражено как Иисус, сын Навин (т. е. "Иисус, сын Нав`ы" — та же самая словообразовательная модель, что "Фомин сын" или "Лук`ин брат"). Общепринятое название шестой книги Ветхого Завета в русском языке — Книга Иисуса Навина.

> Первая часть книги (главы 1–12) — это рассказ о завоевании Палестины, во время которого Господь чудесным образом помогает израильтянам. "Господь отдал израильтянам всю эту страну — как Он и обещал их праотцам… всё сбылось!" (Иис.Нав 21:43-45). Израильтяне, со своей стороны, выполняют все предписания Господа (Иис.Нав 11:12,14-15). Лишь грех Ах`ана ставит под угрозу союз Господа с Израилем — израильтяне попадают в беду. Но нарушитель наказан, и Господь вновь на стороне Израиля (Иис.Нав 7).

> Иисус Навин предстает как идеальный вождь Израиля и — что специально подчеркивается — как достойный преемник Моисея (1:5; 3:7; 4:14). В критическую минуту Иисус ходатайствует пред Богом за израильский народ (7:6-9), как это делал Моисей (Втор 9:25-29). Важнейшие события Исхода (встреча Моисея с Богом, первое празднование Пасхи, переход через море Суф) отражены, как в зеркале, в книге Иисуса Навина: переход через Иордан (главы 3–4), первое празднование Пасхи в Земле Обетованной (5:10-12), встреча Иисуса с вождем воинства Господнего (5:13-15). Торжеству Моисея над египтянами соответствует торжество Иисуса над жителями Ханаана. Близость книг Исхода и Иисуса Навина видна даже в деталях. Жест, которым Иисус простирает свой меч в сторону вражеского города (8:18), напоминает жест, которым Моисей простирает свой посох, призывая на Египет божью кару (Исх 10:13). Один и тот же образ — "стена воды" (евр. нед; очень редкое слово) употреблен в Исх 15:8 и Иис.Нав 3:13-16. Как и в Исх 4:25, в Иис.Нав 5:2-3 обрезание совершается каменными (кремневыми) ножами. Наконец, как в Исх 12:23 кровь на дверных косяках ограждает дом от смерти, так и в Иис.Нав 2:18-21 алый шнурок в окне у Рахав спасает ее род от уничтожения.

> Далее (главы 13–21) идет рассказ о разделе завоеванных земель между израильскими племенами. В понимании авторов книги Иисуса Навина границы Израиля в целом, равно как и границы отдельных племен, установлены самим Богом, и поэтому владения каждого из племен описаны со всей возможной тщательностью. Перед нами, по сути дела, подробнейшее описание географии древней Палестины.

> Это описание явно неоднородно. "Наделу" племени Иуды уделено шестьдесят три стиха: описание границ надела и подробный список селений Иуды, разбитый по округам (гл. 15). Племени Вениамина уделено восемнадцать стихов: описание границ надела и подробный список селений (18:11-28). Остальным племенам достается всего по несколько стихов. Очевидно, для автора этих текстов земли Иуды и Вениамина, которые соответствуют территории Иудейского царства и Иудеи послепленного времени, представляли больший интерес (или просто были лучше ему знакомы), чем остальная Палестина.

> В Иис.Нав 11:13; 15:63; 16:10; 17:11-12 мы встречаем замечания о том, что рядом важнейших городов древней Палестины израильтяне так и не овладели. Однако эти разрозненные замечания не влияют на общую картину полного триумфа израильтян над жителями Ханаана.

> Последние главы книги (22–24) — прощальные речи Иисуса Навина. В них повторяются основные положения Второзакония — прощальной речи Моисея.

> Книга Судей

> Евр. слово шоф`ет многозначно: "судья", "правитель", "вождь". В Карфагене, жители которого говорили на пунийском языке (родственном древнееврейскому), так называли высших должностных лиц государства, и римляне считали, что карфагенские "суф`еты" — то же, что римские консулы. В седьмой книге Ветхого Завета шоф`ет — это титул предводителей древнего Израиля в эпоху, предшествовавшую установлению царской власти. Во многих переводах, древних и новых, этот титул передается как "судья", отсюда происходит и традиционное заглавие книги. Но такой перевод явно неудачен: герои книги — полководцы и воины, о выполнении ими судебных функций речь не идет. Поскольку заглавие Книга Судей прижилось в русском языке, мы сохраняем его, но в самом тексте передаем евр. шоф`ет как "вождь".

> Уже начальные главы книги Судей представляют резкий контраст с книгой Иисуса Навина: на первый план выступает незавершенность израильского завоевания. Авторы книги выдвигают целых три объяснения того, почему так получилось:

> 1) Господь оставил в Палестине часть прежнего населения, чтобы испытать израильтян — не свернут ли они с пути своих предков, почитавших Господа (Суд 2:22-23).

> 2) Израильтяне не выдержали этого испытания, стали вступать в браки с иноплеменниками и поклоняться их богам, и за это Господь перестал помогать им (2:1-3,11-21; 3:5-7 и др.).

> 3) Господь оставил в Палестине враждебные Израилю народы просто для того, чтобы израильтяне учились военному делу (3:2).

> Так или иначе, отныне история Израиля идет по кругу: израильтяне оставляют Господа — Господь оставляет их — враги одолевают — израильтяне взывают к Господу о помощи — посланный Господом вождь ("Судья") избавляет израильтян от врагов — после смерти вождя израильтяне вновь оставляют Господа. Эта схема объединяет повествования о 12 вождях, в том числе — ряд ярких и красочных новелл. "Песнь Деворы" (Суд 5) многие считают древнейшим памятником еврейской литературы.

> Завершающие главы книги с их лейтмотивом "в ту пору у Израиля не было царя и каждый делал, что хотел" подготавливают переход к новой теме, которая станет центральной для следующих книг "девтерономической истории". Это тема царской власти в Израиле.

> Библейское повествование и современная археология

> С начала археологических исследований в Палестине ученые стремились отыскать следы еврейского завоевания Ханаана, которое описано в книге Иисуса Навина. Действительно, раскопки подтвердили, что около XIII в. до н.э. (время, к которому принято относить завоевание Ханаана израильтянами) большинство городов древней Палестины было разрушено и сожжено. Но по мере того как совершенствовались методы датировки археологических находок, становилось очевидным, что эти разрушения были не одновременны. Скажем, гибель ханаанейского города Лах`иша (крупнейший из раскопанных городов той эпохи на территории Иудеи) относится к середине XII в. до н.э., а сожжение Хац`ора (главный город Ханаана в середине II тыс. до н.э.) — к XIII в. до н.э. Возможно, что какие-то из этих разрушений связаны не с появлением в Палестине древних израильтян, а с походами египетских фараонов в Азию или же с нашествием "народов моря".

> Появление в XIII — XII вв. до н.э. новых поселенцев в горах Иудеи и Самарии — на территории будущих Израиля и Иудеи — предстает перед современными археологами не как мгновенное завоевание, а как сложный и длительный процесс, в который были вовлечены представители разных материальных культур.

> Особую проблему представляет хронология Иерихона и Ая. Британский археолог Дж.Гарстанг, раскапывавший Иерихон в 1930-х годах, обнаружил фундаменты мощных укреплений, которые он отождествил со стенами, упомянутыми в книге Иисуса Навина. Однако дальнейшие исследования показали, что укрепления Иерихона следует датировать более ранним временем, а к XIII — XII вв. до н.э. они уже несколько столетий лежали в руинах. Так же обстоит дело и с Аем: расцвет этого города приходится на III тыс. до н.э., а во II тыс. до н.э. он был в запустении.

> Некоторые историки, озадаченные результатами археологического исследования Палестины, ставят их под сомнение (например, предполагают, что древние Иерихон и Ай находились в каких-то других местах, а не там, где сейчас ведутся раскопки).

> Другие исходят из того, что нельзя подходить к библейским повествованиям как к историческому документу: для авторов "девтерономической истории" важен был прежде всего урок, который они хотели донести до своего читателя. Чтобы сделать этот урок более наглядным, они могли перенести в прошлое свой идеал единого и благочестивого Израиля, а появление еврейского народа в Палестине представить как быстрое завоевание. Рассказ об этом завоевании вобрал в себя традиции, восходящие к разным эпохам.

> Отношение христианских и еврейских теологов к этим проблемам зависит от их богословских установок.


www.messia.ru/r2/3/b06_072.htm
Архив рассылки, формы подписки —> www.messia.ru/r2/
Сайт "Христианское просвещение" —> www.messia.ru
>Форум сайта< 


Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме, в icq или на форуме.
Постараюсь ответить на вопросы.


Обратите внимание, что редактор-составитель рассылки не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке используются. Автор текста указывается перед текстом.

Желаю всяческих успехов!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
<= предш. выпуск серии
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»
кифоз грудного отдела позвоночника лечение и гимнастика