=рассылка *Христианское просвещение*=

Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа да будет с вами!

Из книги: "Брюссельская" Библия
agnuz.info/library/books/biblia/sm1/about.htm
& agnuz.info/library/books/biblia/rg1/about.htm;
bible-center.ru/commentbook?comm=brs89&id=1ki & bible-center.ru/commentbook?comm=brs89&id=3ki

 

 
серия "Библия" 
     
 (1390 слов)

 

1 и 2 книги Царств в еврейской Библии составляют одну книгу, под названием кн. Самуила, которого считали их автором. Разделение на две книги восходит к греч. переводу. В нём эти книги названы 1 и 2 кн. Царств, и объединены с двумя следующими книгами, получившими название 3 и 4 кн. Царств. В Вульгате первые две книги сохранили название книг Самуила (1 и 2), а две последующие называются 1 и 2 кн. Царей. По сравнению с другими книгами ВЗ текст этих книг плохо сохранился. Греч. перевод <Септуагинта> довольно далек от <еврейского текста>, однако восходит к прототипу, значительные фрагменты которого найдены в Кумранских пещерах. Существовало, следовательно, несколько еврейских "рецензий" (вариантов) книг Самуила.

 

> В 1 и 2 кн. Царств можно различить пять частей: а) Самуил (1Цар 1-7); б) Самуил и Саул (1Цар 8-15); в) Саул и Давид (1Цар 16 — 2Цар 1); г) Давид (2Цар 2-20); д) приложения (2Цар 21-24).

 

> Автор этого труда комбинирует или просто располагает в последовательном порядке материалы различного, письменного или устного, происхождения о начале периода монархии. Приведен рассказ о ковчеге Завета и о его захвате филистимлянами (1Цар 4-6), продолжающийся в 2Цар 6. Он обрамлен двумя другими рассказами: 1) о детстве Самуила (1Цар 1–2); 2) о том, как он в качестве последнего из Судей исполнял обязанности правителя; в заключении предвосхищается избавление от ига филистимлян (1Цар 7). Самуил играет первостепенную роль в деле учреждения царской власти (1Цар 8–12). В изложении ее становления уже давно различали две группы преданий: 9; 10:1-16; 11 с одной стороны и 8; 10:17-24; 12 — с другой. Первую группу принято называть монархической версией данных событий, а вторую, считавшуюся позднейшей, — "антимонархической". В действительности же обе версии древнего происхождения и отражают лишь две различные тенденции. "Антимонархичность" второй заключается лишь в том, что она осуждает такого рода царскую власть, которая не достаточно считается с суверенной властью Бога. Войны Саула с филистимлянами описываются в гл 13–14, а первая версия об его отвержении дана в 1Цар 13:7-13. Другая версия того же события излагается в гл. 15 в связи с войной против амалекитян. Это утверждение подготавливает помазание Давида Самуилом (1Цар 16:1-13). Параллельные и, по-видимому, одинаково древние предания о первых шагах Давида и его столкновениях с Саулом находятся в 1Цар 16:4 — 2Цар 1, где часто встречаются повторения. Конец этой истории дан в 2Цар 2-5: Давид в результате правления в Хевроне, войны с филистимлянами и взятия Иерусалима утверждается как царь всего Израиля (2Цар 5:12). В гл. 6 автор возвращается к истории ковчега Завета; гл. 7 содержит пророчество Нафана, а гл. 8 представляет собою редакционное резюме.

 

> С 2Цар 9 по 3Цар 1–2 рассказана история семьи Давида и ее борьбы за наследование престола; она описана очевидцем в первую половину царствования Соломона и прервана глл. 2Цар 21–24, в которых помещены документы различного происхождения, относящиеся к царствованию Давида.

 

> Первая и вторая книги Царств охватывают период, простирающийся от возникновения израильской монархии до конца царствования Давида. Экспансия филистимлян — битва под Афеком (приблиз. в 1050 г) — поставила под угрозу само существование Израиля и принудила его установить монархию. Саул (около 1030 г) выступает сначала как судья, но будучи признан всеми коленами, становится их главою. Так возникает царская власть. Начинается освободительная война, и филистимляне вынуждены возвратиться в свои пределы (1Цар 14); позднейшие столкновения происходят уже на окраинах израильской территории, в Теревинфской долине (1Цар 17) и на Гельвуйской горе (1Цар 28 и 1Цар 31). В этой последней битве, закончившейся полным поражением Израиля, погибает Саул (ок. 1010 г). Национальное единство снова под угрозой: в Хевроне "мужи Иудины" помазали на царство Давида, северные же колена противопоставили ему Иевосфея, потомка Саула, укрывшегося в Заиордании. Но убийство Иевосфея изменяет положение, и весь Израиль признает Давида царем.

 

> 2 кн. Царств лишь кратко касается политических результатов царствования Давида, хотя они были весьма значительны. Филистимляне были окончательно изгнаны, объединение территории завершилось поглощением хананейских "островков" и, прежде всего, Иерусалима, ставшего политической и религиозной столицей царства. Покорено было все Заиорданье, и Давид распространил свою власть на южную Сирию. Однако после смерти Давида (ок. 970 г) оказалось, что национальное единство не стало еще достаточно прочным. Хотя Давид был царем Израиля и Иуды, они не раз противостояли друг другу: мятеж Авессалома был поддержан северянами, а Сива, из колена Вениаминова, пытался возмутить народ криком: "К шатрам твоим, Израиль!". Раскол уже предчувствовался.

 

> Религиозный смысл этих книг в том, что в них указываются условия и трудности установления теократического порядка на земле. Этот идеал был достигнут при Давиде. До него мы видим неудачу Саула, а после него — нечестивых царей, поведение которых вызвало гнев Божий и привело к национальной катастрофе. С пророчеством Нафана пробуждается мессианская надежда, питаемая обетованиями, данными дому Давидову. Авторы НЗ-ных книг трижды ссылаются на него (Деян 2:30; 2Кор 6:18; Евр 1:5). Иисус — потомок Давида, и наименование "сын Давида", данное ему народом, является признанием Его как Мессии. Отцы Церкви проводили параллель между жизнью Давида и жизнью Иисуса Христа, избранного для спасения всех, царя духовного Израиля и все же, подобно Давиду, гонимого Своими.

 

> 3 и 4 кн. Царств, сначала составлявшие в евр Библии одну книгу, непосредственно продолжают 1 и 2 кн Царств: 3Цар 1-2 содержит окончание обширного документа 2Цар 9–20. В длинном повествовании о царствовании Соломона (3Цар 3–11) прославляется его замечательная мудрость, богатство, великолепие его построек, в частности иерусалимского Храма. Это, несомненно, славная страница иудейской истории, хотя она и не отмечена новыми завоеваниями: ограничиваются сохранением и организацией государства. Антагонизм между Израилем и Иудой не только продолжается, но приводит после смерти Соломона в 931 г. к разделению царства: политическое отделение десяти северных колен усугубляется религиозным расколом (3Цар 12–13). Параллельная история обоих царств, Израиля и Иуды, излагается с 3Цар 14 по 4Цар 17: нередко эти братские царства ведут между собой жестокую борьбу, в то же время египтяне нападают на Иудею и арамеяне на Северное царство. Опасность возрастает с появлением в Палестине ассирийских войск сначала в IX в. и в еще большем количестве в VIII в. Самария гибнет под их ударами в 721 г, а Иудея признает себя вассалом Ассирии. Предметом дальнейшего повествования становится уже только история царства Иуды. Она продолжается до разрушения Иерусалима в 587 г (4Цар 18-25). В 4 кн. Царств подробно говорится только о царствовании Езекии (4Цар 18-20) и Иосии (4Цар 22-23), ознаменовавшихся пробуждением национального сознания и религиозной реформой. Важнейшие политические события того времени — нашествие Сеннахирима в 701 г, вслед за отказом платить дань ассирийцам, и при Иосии — крушение Ассирии и образование Халдейской империи. Иудее приходится подчиниться новым владыкам Востока, но вскоре она восстает. Тогда, в 597 г, войска Навуходоносора овладевают Иерусалимом и уводят в плен часть его жителей: спустя десять лет внезапный национальный подъем вызывает новое вмешательство Навуходоносора, завершившееся в 587 г разрушением столицы Израиля и вторичным уводом в плен его жителей. Кн. Царств заключаются двумя краткими приложениеми (4Цар 25:22-30).

 

> В этом труде содержатся указания на три источника: Историю Соломона, Летопись царей Израиля и Летопись царей Иуды. Были, однако, и другие источники, кроме документа, относящегося к Давиду (3Цар 1–2) — описание храма, может быть основывающеся на храмовых записях (3Цар 6–7), история Илии, написанная в конце IX в., и история Елисея немного более позднего происхождения; они лежат в основе цикла рассказов об Илии (3Цар 17 — 4Цар 1) и Елисее (4Цар 2–13). Авторами рассказов о царствовании Езекии, в которых выступает Исайя (4Цар 18:17–20:19), являются ученики этого пророка.

 

> Когда источники не содержат различных версий, события вставляются в единообразную рамку: каждое царствование описывается отдельно и полностью, начало и конец каждого из них отмечаются более или менее одинаковыми словесными формулами, в которых всегда содержится оценка религиозного поведения данного царя. Все израильские цари осуждаются вследствие "первородного греха" этого царства — основания святилища в Вефиле: из царей Иуды только восемь получают похвалу за свою верность предписаниям Ягве, но эта похвала шесть раз сопровождается замечанием, что "высоты не были отменены", только Езекии и Иосии (3Цар 22:43; 4Цар 12:3, 4Цар 14:4, 4Цар 15:4-35) выражено безоговорочное одобрение.

 

> Эти суждения безусловно проникнуты духом Второзакония, предписывающего единство святилища. Более того, религиозная реформа, вдохновленная найденной в Иерусалимском храме книгой Закона, составляет кульминационную точку этого повествования, и всё произведение подтверждает основной тезис Втор (ср 3Цар 8 и 4Цар 17): если народ соблюдает заключенный с Богом Союз-Завет, он будет благословен, если же нарушает — будет наказан.

 

> 3 и 4 кн. Царств следует понимать как описание периодов истории спасения. Неблагодарность избранного народа приводит к падению обоих царств, что казалось бы противоречит Божию предначертанию, но для исполнения замысла Божия в будущем всегда находится группа верных, "не склонивших колена перед Ваалом", — остаток Сиона, который хранит Союз-Завет. Непрерывность рода Давидова, носителя мессианских обетовании, свидетельствует о непреложности Божиих решений. В своем окончательном виде книга завершается помилованием Иехонии как зарей грядущего искупления.

Цель этого голосования  – выявление приоритетных интересов читателей.
Заранее благодарен всем, принявшим участие.

Голосование почтой: ?   0   1   2   3   4   5 – нажмите на ссылку, соответствующую выбранной Вами оценке (значение оценок см. в форме выше), и отправьте письмо! (В теле письма можно оставить Ваши комментарии.)

www.messia.ru/r2/3/b07_077.htm
Архив рассылки, формы подписки —> www.messia.ru/r2/
Сайт "Христианское просвещение" —> www.messia.ru
>Форум сайта< 


Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме, в icq или на форуме.
Постараюсь ответить на вопросы.


Обратите внимание, что редактор-составитель рассылки не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке используются. Автор текста указывается перед текстом.

Желаю всяческих успехов!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
<= предш. выпуск серии
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»