=рассылка *Христианское просвещение*=

Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа да будет с вами!

Тема выпуска:
Книги Ионы, Даниила, Маккавеев

Этот выпуск двойной, и для того, чтобы было удобней читать его частями, текст разделен чертой на 2 примерно равные части.

В конце выпуска – форма для выражения Вашей его оценки и мнений.

A. По книгам:
свящ.
Александр Мень
. "Исагогика",
bible-center.ru/book/isagogika/002/002/003;
Комметнарий в "Брюссельской Библии",
bible-center.ru/commentbook?comm=brs89&id=jon

Б,В. Комметнарий в "Брюссельской Библии",
bible-center.ru/commentbook?comm=brs89&id=da,
bible-center.ru/commentgroup?comm=brs89&id=ma

 
серия "Библия" 
 (2233 слова)
 

 

А.

Кн. пр. Ионы основана на историческом предании об Ионе, сыне Амафии, который проповедовал в VIII веке в Северном Израильском царстве (4Цар 14:25). Но по характеру эта книга отличается от других пророческих писаний, напоминая больше рассказы о пророках Илие и Елисее. Язык книги изобилует арамеизмами и выражениями, свойственными послепленному периоду.

Книга написана через века после падения Ниневии (612 г).

Столица ассирийцев изображена автором условно, как некий языческий город вообще. Он невероятных размеров: "на три дня пути" (Ион 3:3), то есть около 90 км в диаметре. Историческая же Ниневия была намного меньше (периметр ее стен составлял 12 км), да и вообще древность не знала столь обширных городов.

Никаких признаков покаяния в VIII в. Ассирия не обнаруживает. VIII и VII века были временем самых жестоких, грабительских войн ассирийцев.

Современные толкователи рассматривают книгу Ионы как притчу, написанную вскоре после плена (ок. VI в.). Она направлена против узкого религиозного национализма. В ней содержится призыв проповедовать имя Божие среди народов.

Как поясняет прот. А. Князев, Кн. Ионы — это "мидраш, то есть вольная трактовка истории для назидательных целей". Каковы же были эти цели?

Школа прор. Исайи призывала ветхозаветную Церковь быть свидетельницей Господней перед всеми народами. Между тем иудеи, стесненные в области Егуд, не только не стремились проповедовать свою веру язычникам, но чуждались даже самарян. Они ждали крушения языческих царств и не желали их обращения.

Боговдохновенный автор Кн. Ионы выступает против такого узкого религиозного национализма. Он призывает возвещать имя Господне среди иноплеменников.

Иона, главное действующее лицо сказания, знает о милосердии Божием. Он уверен, что если язычники покаются, Бог простит их. Сам он вовсе не хочет, что они были спасены. Поэтому он решает скрыться от лица Божия. В своей наивности он задумал уехать в дальнюю страну (Тарсис в Испании), надеясь, что там рука Господня его не достанет. Но вот на море разражается шторм. Корабельщики в страхе молятся своим богам, а Иона, сознавая, что его побег греховен, молиться не дерзает: он уходит в трюм и засыпает. Когда выясняется, что непокорный пророк — причина бедствия, спутники хотят спастись, не губя его. То, что автор изображает язычников в привлекательном свете, соответствует общему смыслу книги. В конце концов Иону бросают в море, где его проглатывает огромная рыба (евр. даг гадол).

Рассказ носит характер притчи, что само по себе снимает вопрос о реальности такого чуда. Но для христианского сознания оно вполне возможно. Творец, создавший морское чудовище, может сделать и так, чтобы человек, проглоченный им, остался жив ().

Рыба на третий день извергает Иону на берег, и он вынужден идти в Ниневию. Там он возвещает, что, если народ не покается, то через три дня город будет разрушен. Пророк не ожидал, что слова его произведут такое впечатление. Все ниневитяне во вретище каются в своих грехах. Иона всё же ждет, что на язычников обрушится кара. Он сидит в окрестностях Ниневии под тенью куста, который за одну ночь вырастил для него Господь. Три дня прошло, и Иона убеждается, что Бог простил грешников. Он приходит в ярость, просит себе смерти, и тут замечает, что защищавшее его растение завяло. Это повергает его в еще большее отчаяние. "Тогда сказал Господь: ты сожалеешь о растении, над которым ты не трудился и которого не растил, которое в одну ночь выросло и в одну же и пропало. Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой, и множество скота?" (4:10-11).

Св. писатель выразительными штрихами рисует характер Ионы: порывистый, страстный, упорный. Урок, преподанный ему Богом, содержится в приведенных выше словах книги: Господь любит все народы и даже врагам Израиля, ниневитянам, желает спасения. Эта великая проповедь универсализма и призыв к миссионерству прозвучали в то время, когда иудеи начали рассеиваться между народами. Несколько позднее он нашел свое выражение в словах Кн. Товита:

Сыны Израилевы! Прославляйте Его пред язычниками,
ибо Он рассеял нас между ними.
Там возвещайте величие Его,
превозносите Его пред всем живущим.

Тов 13:3-4

Спасение Ионы из чрева чудовища ознаменует власть Господа над жизнью и смертью.

Первые христиане часто изображали историю Ионы на стенах катакомб и саркофагах. Молитва Ионы, взывающего к Богу из глубины бездны (2) положена в основу ирмосов 6-й песни канонов (православных богослужебных песнопений).


Б.

> Кн. Даниила можно разделить на две части. В гл. 1–6 рассказывается о жизни и испытаниях Даниила и его трех друзей в Вавилоне, при дворе царей Навуходоносора, Валтасара и Дария Мидянина. Во второй части (7–12) описываются ниспосланные Даниилу видения: четырех зверей (7), козла и овна (8), семидесяти седмин (9), великого видения времени гнева и конца времен (10–12).

Книга написана по-еврейски за исключением <.> 2:4–7:, написанных по-арамейски. Однако переход с одного языка на другой не нарушает единства повествования. Дату ее написания можно установить с помощью указаний, содержащихся в гл .11. Хотя книга написана в форме пророческого возвещения, по своему содержанию она не похожа ни на одно из ветхозаветных пророчеств. <Есть> основания предполагать, что в ней описаны события, происшедшие во время войн между Селевкидами и Лагидами, и гонения Антиоха Епифана. Поскольку в ней нет ни указаний на смерть Епифана, ни даже на победу Маккавеев, можно заключить, что она написана между 167 и 164 гг.

События, описываемые в первой части книги, происходят в халдейскую эпоху Вавилонского царства. В ней встречается немало исторических неточностей. Валтасар был сыном Набонида, а не Навуходоносора и не носил царского титула. Имя Дария Мидянина неизвестно историкам: персидские цари, носившие имя Дария, жили в более позднюю эпоху. Автор прибегает к персидской терминологии, греческие же названия музыкальных инструментов оркестра Навуходоносора даны в арамейской транскрипции. Даты, указанные в книге, не совпадают с известными нам историческими данными. Всё это дает основания полагать, что автор жил позднее описываемой им эпохи и пользовался дошедшими до него устными и письменными преданиями. Рукописи Мертвого моря содержат фрагменты т.н. цикла Даниила, родственного кн. Даниила (в частности молитву Набонида, напоминающую Дан 3:31–4:34, где имя Набонида заменено именем Навуходоносора. Главным действующим лицом в них является некий Даниил или Дан-Эль, древний праведник-мудрец, быть может тот, о котором говорится у Иезекииля (Иез 14:14-20; 28:3), а также в текстах Рас-Шамры XIV века до Р.Х.

Основная цель книги — поддержать веру и надежду иудеев в эпоху гонений Антиоха Епифана. Даниил и его три друга переносят такого рода испытания, когда от них требуют не исполнять более предписания Закона (1) и поклониться идолам (3 и 6). Из этих испытаний они выходят победителями — их гонители вынуждены признать силу истинного Бога. Новый же гонитель (8:23-25; 11:45) обрисован более мрачными красками, он восстанет против Бога и многих погубит, но в конце концов будет сокрушен. Бедствия и грех прекратятся с пришествием царства святых, возглавляемого таинственным "Сыном Человеческим", и это царство не прейдет никогда (7).

Через всю книгу красной нитью проходит ожидание конца и чаяние Царства (2:44; 3:100; 4:31; 7:14). Бог установит его во время, которое Он Сам определил. Таким образом, периоды всемирной истории являются последовательными этапами свершения предвечного Божиего замысла. В пророчествах Даниила отражается этот синтез прошлого, настоящего и будущего. Через видение, как временное, так и вневременное, автор раскрывает провиденциальный смысл истории. Эта тайна Божия (2:18 и т.д.; 4:6) открывается при посредстве таинственных существ, вестников и исполнителей воли Всевышнего; учение об ангелах играет в кн. Даниила значительную роль, как у Иезекииля и еще большей мере в кн. Товита. Переданное через них откровение касается сокровенного домостроительства Божия, обнимающего не только избранный народ, но и все народы и даже каждую отдельную личность. Исключительное значение имеет стих, в котором впервые ясно предрекается пробуждение мертвых к вечной жизни или к вечному <позору> (12:2).

У Даниила же впервые появляется в апокалиптическом видении образ Сына Человеческого, которому навеки "дана власть, слава и царство, чтобы все народы и пленена и языки служили Ему" (7:14). Посланничество этого таинственного Сына Человеческого не предстает здесь как продолжение деятельности земных царей. Он возглавит эсхатологическое царство, духовное и трансцендентное. Такое понимание этого образа, распространенное в иудаизме, было принято Иисусом Христом, именовавшим Себя Сыном Человеческим (Мф 8:20).

Автор Дан. не принадлежит к пророческому движению в узком смысле слова. Он не проповедник, словом и делом обличающий грехи своих современников, а писатель, излагающий учение великого провидца и провозвестника откровений Божиих. Если 1-я часть Дан. состоит из назидательных повествований, родственных по своему духу некоторым книгам мудрости, истории Иосифа в Быт. и кн. Товита, то 2-я часть характерна для апокалиптического направления, подготовленного Иезекиилем и расцветшего в позднейшей евр. письменности. Книге Дан. во многом созвучен новозаветный Апокалипсис — откровение ап. Иоанна. Но Даниил получает повеление запечатать свою книгу до последнего времени (12:4), тогда как в видении Иоанна печати уже снимаются (Откр 5–6), ибо время близко (22:10) и Господь грядет (22:20; ср. 1Кор 16:22).

 

B.

> <1-я и 2-я Маккавейские книги> не вошли в еврейский канон Писания, но они находятся в <Септуагинте> и Западная Церковь признала их богодухновенными ("второканоническими"). В них описывается борьба евр. народа против Селевкидов за религиозную и политическую независимость. Название книг происходит от прозвища Маккавей (евр. "маккави" — молот), данного Иуде, герою этой борьбы (1Макк 2:4), и затем распространенного на его братьев. Последние строки книги (1Макк 16:23-24) указывают, что она была написана не раньше конца царствования Иоанна Гиркана, вернее вскоре после его смерти, около 100 до Р.Х.

> Повествование 1 кн. Маккавейской охватывает 40 лет — от воцарения Селевкида Антиоха Епифана в 175 г. до смерти Симона Маккавея, происшедшей в 134 г. до Р.Х. Книга была написана по-еврейски, но сохранилась только в греческом переводе. Автор ее по всем имеющимся данным — палестинский еврей, писавший не раньше 134 г., но до 63 г. — года взятия Иерусалима Помпеем. Книга представляет определенную ценность для изучения истории того времени, однако следует иметь в виду, что свящ. писатель, подражая форме древних израильских летописей, считает своей главной целью чисто религиозную интерпретацию событий. Несчастья своего народа он рассматривает как наказание за грехи, а успехи объясняет помощью Божией. Перед нами — иудей, ревнующий о вере в Бога Израилева и знающий, что борьба между языч. влиянием и отеческими обычаями ведется за торжество истинного богопочитания. Поэтому он выступает как решительный противник эллинизации и восхищается героями, боровшимися за Закон и за Храм, отвоевавшими народу религиозную свободу, и затем — национальную независимость. Он — летописец борьбы, спасшей иудейство, миссией которого было передать человечеству Откровение.

Вторая книга Маккавейская является не продолжением первой, а частично параллельным повествованием: в ней излагаются события с конца царствования Селевка VI, предшественника Антиоха Епифана, до поражения Никанора. Она охватывает всего пятнадцать лет и соответствует содержанию семи первых глав 1Макк. По своей литературной форме 2Макк, написанная по-гречески, во многом отличается от 1Макк.

> Она представлена как сокращенное произведение некоего Иасона Киринейского (2Макк 2:19-32), которое предваряют два послания иерусалимских иудеев (1:1–2:18). Стиль книги характерен для произведений эллинистических писателей, язык ее изобилует риторическими оборотами. Автор больше проповедник, чем историк, но он значительно превосходит автора 1Макк в знании греческих общественных институтов и политической жизни той эпохи. Он пишет для александрийских иудеев, чтобы пробудить у них сознание солидарности с их палестинскими собратьями. В частности, он хочет привлечь их внимание к судьбе Храма — средоточию религиозной жизни израильтян, — ненавидимого язычниками-поработителями. Это стремление автора заметно в композиции книги: после описания эпизода с Илиодором, подчеркивающего неприкосновенность святилища, первая часть книги (4:1–10:8) заканчивается сообщением о смерти Антиоха Епифана, гонителя, осквернившего Храм, и об установлении праздника Очищения; вторая часть (10:9–15:36) также завершается смертью гонителя — Никанора, угрожавшего разрушить Храм, и установлением праздника в память избавления. Письма, помещенные в начале книги (1:1–2:18), содержат призыв иудеев к своим единоверцам в Египте праздновать вместе с ними Очищение Храма.

> Датой написания можно считать 188 г. селевкидской эры, т.е. 124 г. до Р.Х., на что имеется указание в 2Макк 1:10. Книга имеет безусловную историческую ценность, хотя редактор и включил в текст апокрифические рассказы (1:10–2:18) и воспроизвел патетические сказания об Илиодоре, о мученической кончине Елеазара (6:18-31) и семи братьев (7), взятые им у Иасона для иллюстрации его религиозных тезисов. Совпадение основных данных 1 и 2 Макк подтверждает историческую достоверность событий, описываемых в этих, друг от друга независящих, источниках. В одном важном пункте 2Макк противоречит 1Макк 6:1-13: здесь очищение Храма происходит до смерти Антиоха Епифана, тогда как в 2Макк 9:1-29 — после его смерти. Недавно опубликованная хронологическая вавилонская таблица подтверждает свидетельство 2Макк: Антиох умер в октябре-ноябре 164 г., до освящения Храма в декабре того же года. Нет оснований сомневаться в подлинности исторических данных о событиях, предшествовавших разграблению Храма Антиохом и содержащихся только в 2Макк 4. Вместе с тем следует указать на грубую ошибку, за которую редактор ответственен скорее, чем сам Иасон: располагая письмом Антиоха V (11:22-26), он добавил в гл. 11-12 другие письма и рассказ о событиях, относящихся к концу царствования Антиоха IV, которые следовало поместить между 8 и 9 гл.

> С христианской точки зрения данная книга важна содержащимися в ней утверждениями о воскресении мертвых (14:16) и загробном возмездии (6:26), а также тем, что в ней придается значение молитве за усопших (12:41-46), подвигам мучеников (6:18–7:41) и ходатайству святых (15:12-16). Наличие поучений на темы, мало затронутые в других книгах В.З., объясняет, почему Церковь включила 2Макк в библ. канон.

> Хронологическая система, которой следуют обе книги, стала нам более понятна после открытия клинописной таблицы, содержащей фрагмент хронологии Селевкидов. Благодаря ей удалось установить точную дату смерти Антиоха Епифана. Выяснилось, что 1Макк следует македонскому летоисчислению, которое принимает за исходную точку октябрь 312 г до Р.Х., тогда как 2Макк следует летоисчислению иудейскому, соответствующему вавилонскому, начинающемуся с месяца Нисана — апреля 311 г. Укажем на два исключения: в 1Макк события, связанные с храмом и иудейской историей, датированы по иудео-вавилонскому календарю (1:54; 2:70; 4:52; 9:3, 54; 10:21; 13:41,51; 14:27; 16:14), а письма, приведенные в 2Макк, следуют македонскому летоисчислению.

<...>

> В греч. и слав. Библии включена еще 3-я книга Маккавейская. В ней говорится о гонениях на александрийских иудеев при царе Птоломее IV, Филопаторе (221-203). Царь велел иудеям собраться на александрийском ипподроме и приказал выпустить на них боевых слонов, которые обратились против палачей и их растоптали. Подобно Илиодору (2Макк), Филопатор сделал попытку войти в Святое-Святых Иерусалимского храма, но также потерпел неудачу. Западная Церковь не приняла 3Макк в библ. канон.

Здесь вы можете оценить прочитанный выпуск рассылки.
Заранее благодарен всем, принявшим участие.

Голосование почтой: ?   0   1   2   3   4   5 – нажмите на ссылку, соответствующую выбранной Вами оценке (значение оценок см. в форме выше), и отправьте письмо! (В теле письма можно оставить Ваши комментарии.)

www.messia.ru/r2/3/b17_200.htm

Архив рассылки, формы подписки —> www.messia.ru/r2/
Сайт "Христианское просвещение" —> www.messia.ru
>Форум сайта< 


Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме, в icq или на форуме.
Постараюсь ответить на вопросы.


Обратите внимание, что редактор-составитель рассылки не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке используются. Автор текста указывается перед текстом.

Желаю всяческих успехов!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
<= предш. выпуск серии
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»